Дело 2-2267/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Кунгур Пермского края 05 сентября 2017 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Л.В.,
при секретаре Луковниковой К.С.,
с участием представителя истца ФИО1,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Комитета по градостроительству и ресурсам администрации города Кунгура Пермского края к ФИО2 о возврате земельного участка, демонтаже торгового павильона,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по градостроительству и ресурсам администрации <адрес>П. края (далее Комитет) обратился в суд с иском к ФИО2 и просит обязать ответчика вернуть Комитету земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, ул. <адрес>, с кадастровым номером № по акту приема-передачи; обязать демонтировать торговый павильон, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ года между Управлением имущественных и земельных отношений администрации <адрес>П. края (УИЗО) (ныне Комитет) и ФИО2, на основании распоряжения УИЗО от ДД.ММ.ГГГГ№, был заключен договор аренды земельного участка №(далее Договор), согласно которому арендатор ФИО2 приняла во временное пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером № с разрешенным использованием: для размещения торгового павильона сроком с ДД.ММ.ГГГГ
На данном земельном участке расположен торговый павильон, принадлежащий ответчику.
ДД.ММ.ГГГГ года ответчику направлено уведомление о прекращении договора аренды и возврате земельного участка, поскольку срок аренды истек.
На ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что торговый павильон ответчиком не демонтирован, продолжает функционировать, возврат земельного участка по акту приема-передачи не производился.
На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года № «Об утверждении правил размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>», торговый павильон на данном земельном участке не входит к схему размещения нестационарных торговых объектов, соответственно, подлежит демонтажу.
Представитель истца ФИО1 на исковых требованиях настаивает, пояснив, что торговый павильон включен в перечень незаконно размещенных нестационарных торговых объектов, утвержденного распоряжением Администрации <адрес>П. края ДД.ММ.ГГГГ года, а потому подлежит демонтажу. Спорный земельный участок был передан в аренду ФИО2 с расположенным на нем остановочным комплексом, на момент заключения договора аренды законодательство позволяло размещения на остановочных комплексах торговых павильонов. В связи с изменением требований законодательства и внесении запрета на размещение нестационарных торговых объектов в помещениях (на площадях) автопавильонов автобусных остановок, а также в пределах посадочных площадок и площадок ожидания автобусных остановок, в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенным между УГХ администрации <адрес> и подрядной организацией, возле торгового центра «Нагорный», вблизи торгового павильона ФИО2, установлена рекламная конструкция, выполняющая функции остановочного комплекса. Таким образом, необходимость использования спорного земельного участка для остановочного комплекса отпала. Истцом соблюден порядок уведомления ответчика о намерении арендодателя прекратить договор аренды; уведомление о прекращении договора аренды, возврате земельного участка и демонтаже торгового павильона ответчиком получено ДД.ММ.ГГГГ года. В добровольном порядке истец требования Комитета не исполняет.
Ответчик ФИО2 с иском не согласилась, пояснив, что ее торговый павильон «1000 мелочей» не может быть отнесен к незаконно размещенным нестационарным торговым объектам, о принятом Администрацией решении ей не было известно до момента получения искового заявления. Задолженности по внесению арендной платы у нее не имеется, земельный участок используется по назначению. Считает, что у Комитета не имеется оснований требовать возврата земельного участка, арендные отношения не прекращены, она продолжает уплачивать аренду, статус индивидуального предпринимателя прекращен.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, находит заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В силу ч.2 ст.22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ст. 610 Гражданского кодекса РФ, договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Согласно ст. 621 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
В соответствии со ст.622 Гражданского кодекса РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3.1, п. 4.1.7 Положения о Комитете по градостроительству и ресурсам администрации П. края, Комитет является органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования «<адрес>», от имени муниципального образования выступает в судебных органах в качестве истца, ответчика, третьего лица.
Судом установлено:
ДД.ММ.ГГГГ года заместителем главы <адрес> утвержден акт о выборе земельного участка под устройство остановочного комплекса на <адрес> «Искра» <адрес>. Согласно данному акту, выбранный земельный участок расположен по адресу <адрес> «а» возле торгового центра, предназначен для устройства остановочного комплекса пассажирского автотранспорта, состоящего из посадочной площадки, навеса для пассажиров, торгового павильона, «заездного кармана» ( л.д. 45-47).
Распоряжением УИЗО № от ДД.ММ.ГГГГ года вышеназванный земельный участок предоставлен в аренду ИП ФИО2 для использования под установку остановочного павильона (л.д. 48), с ФИО2 заключен договор аренды земельного участка ДД.ММ.ГГГГ года № на срок до ДД.ММ.ГГГГ года ( л.д. 52-53).
Остановочный комплекс с торговым павильоном и площадкой для пассажиров установлен и принят актом приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года, введен в эксплуатацию на основании разрешения Управления архитекторы и градостроительства. Данный объект не отвечает признакам недвижимости, имеет площадь 24 кв.м. ( л.д. 49-50, 51).
Распоряжением УИЗО от ДД.ММ.ГГГГ года № договор аренды земельного участка по адресу <адрес> «а» продлен на срок до ДД.ММ.ГГГГ года ( л.д. 54,55), возобновлен на неопределенный срок ( л.д.56).
ДД.ММ.ГГГГ года между УИЗО и ФИО2 заключен новый договор аренды земельного участка №, расположенного по адресу <адрес>, площадью 24 кв.м., предоставленного ответчику в аренду распоряжением№ от ДД.ММ.ГГГГ года, на срок до ДД.ММ.ГГГГ года ( л.д. 15-20).
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет и имеет кадастровый № ( л.д. 24-26, 66-67).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года УИЗО сообщило ФИО2 о возобновлении договора аренды земельного участка № на неопределенный срок в соответствии со ст. 621 ГК РФ ( л.д. 57).
Поскольку до окончания срока договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО2 о своем желании заключить договор аренды на новый срок, арендодателя не уведомила, расторжение договора аренды земельного участка должно производиться в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 610 Гражданского кодекса РФ.
Данный порядок истцом соблюден. Факт получения уведомления о прекращении договора аренды земельного участка подтверждены материалами дела и ФИО2 не оспаривается ( л.д. 21, 92).
Далее, в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частями 1 - 3 и 5 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, названную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края № 483-п от 11.08. 2010 года утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, согласно которому, схема не должна предусматривать размещение нестационарных торговых объектов в помещениях (на площадях) автопавильонов автобусных остановок, а также в пределах посадочных площадок и площадок ожидания автобусных остановок ( п.п.2.2.8.6).
Правилами размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, утвержденными постановлением администрации <адрес>П. края от ДД.ММ.ГГГГ года №, размещение нестационарных торговых объектов предусмотрено в местах, определенны в схеме ( п.10 Правил).
Постановлением администрации <адрес>П. края № от ДД.ММ.ГГГГ года утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «<адрес>» ( л.д. 70-85).
Указанный правовой акт не отменен и не изменен.
Торговый павильон «1000 мелочей» ИП ФИО2 по <адрес> в схему размещения нестационарных торговых объектов не включен.
Постановление об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит и права заявителя не нарушает.
Что же касается не включения спорного земельного участка в схему размещения нестационарных торговых объектов, данное обстоятельство не может расцениваться как нарушение прав заявителя на предпринимательскую деятельность.
Как следует из пояснений представителя истца, Комитет не лишен возможности предоставить ответчику в аренду иной земельный участок для размещения торгового павильона.
ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ года №-р, главам администраций муниципальных образований П. края рекомендовано организовать работу по выявлению и демонтажу незаконно размещенных нестационарных торговых объектов ( л.д. 89).
Во исполнение указанного распоряжения, специально созданной рабочей группой проведена инвентаризация нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, сформирован и утвержден перечень незаконно размещенных нестационарных торговых объектов, а также утвержден план-график по их демонтажу ( л.д. 86-87,88, 90-91 98-99, 100).
В указанные перечень и план-график по демонтажу включен торговый павильон «1000 мелочей», принадлежащий ФИО2( л.д. 100).
Распоряжение администрации <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ года «Об утверждении перечня незаконно размещенных нестационарных торговых объектов, плана-графика по демонтажу незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на ДД.ММ.ГГГГ» также не отменено и не изменено, ответчиком в судебном порядке не оспаривалось.
Таким образом, на момент обращения истца в суд у ответчика не имелось правовых оснований для использования арендуемого земельного участка; ответчик прекратил статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП ( л.д. 11-14), следовательно, требования Комитета законны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ФИО2 в доход муниципального образования «<адрес>П. края» следует взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 230-233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Комитета по градостроительству и ресурсам администрации <адрес>П. края к ФИО2 о возврате земельного участка, демонтаже торгового павильона удовлетворить.
Обязать ФИО2 возвратить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес>, по акту приема-передачи Комитета по градостроительству и ресурсам администрации <адрес>, и демонтировать находящийся на земельном участке торговый павильон.
Взыскать с ФИО2 в доход муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.В.Пономарева