Дело №2-2268/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29.10.2021 года г. Липецк
Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:
Председательствующего судьи Гриценко Л.В.
при секретаре Торшине М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г.Липецка к ФИО1 об изъятии имущества для муниципальных нужд и по встречному иску ФИО1 к администрации г.Липецка, Департаменту ЖКХ администрации г.Липецка о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Липецка обратилась с иском к ФИО1 об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд в собственность муниципального образования - городской округ г. Липецк Липецкой области принадлежащую на праве собственности ФИО1 однокомнатной квартиры общей площадью 25, 4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, с определением подлежащей выплате денежной компенсации 765236руб., прекращении права собственности ФИО1 на указанную квартиру. В обоснование своих требований истец ссылался на то, что 24.11.2020 ФИО1 было направлено уведомление об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества с проектом соглашения от 20.11.2020, и расчетом выкупной стоимости 765236руб. Указанное уведомление вручено ответчику 28.11.2020г. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 25.09.2020 г. № 20-042 Русского Общества Оценщиков рыночная стоимость спорного жилого помещения, составляет 723036руб., размер убытков, причиненных правообладателю указанного изымаемого жилого помещения, составляет 42200руб., всего 765236руб.
Ответчик ФИО1 обратилась в суд со встречными исковыми требованиями к администрации г. Липецка об обязании предоставить ей в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 25.4 кв.м., взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, указав, что является собственником указанной квартиры, получила от департамента жилищно-коммунального хозяйства уведомление о рассмотрении проекта Соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты денежного возмещения за имущество. На данное уведомление ответила отказом, поскольку не согласна получить денежное возмещение за свою квартиру, как собственник выразила согласие на получение новой квартиры взамен признанной аварийной, поскольку жилой дом включен в областную адресную программу «Переселение граждан их аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области на 2019-2025г.г.», утвержденную постановлением администрации Липецкой области от 25.03.2019г. №159
В судебном заседании представитель администрации г.Липецка по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по изложенным в иске доводам, возражала против удовлетворения встречного искового заявления.
В судебном заседании ответчик ФИО1 и ее представитель по устному ходатайству ФИО3 просили отказать в иске администрации г. Липецка, поддержали встречное исковое заявление по изложенным в нем доводам.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.1 ЖК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно п.6 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решение и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Таким образом определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В силу п.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию в порядке, предусмотренном ч.1-3,5-9 настоящей статьи.
Порядок такого изъятия определен ч.1-3,5-9 ст.32 ЖК РФ.
Частью 8 ст.32 ЖК РФ определено, что по соглашению с собственником жилого помещение ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 ЖК РФ.
Постановлением администрации Липецкой области от 25.03.2019 г. № 159 утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2019-2025 годы», задачей которой определено переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Судом установлено, что постановлением администрации города Липецка от 11.06.2013г. №<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 01.06.2014г.
ФИО1 является собственником квартиры по адресу <адрес>. на основании договора дарения от 15.04.2019г., заключенному с родной сестрой ФИО4, которая в свою очередь стала собственником квартиры по указанному адресу на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 4.03.1997г., что установлено в судебном заседании.
Как усматривается из постановления администрации города Липецка от 30.10.2020 № 2005 «Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд» земельный участок с кадастровым номером № площадью 1976кв.м., расположенный под многоквартирным домом <адрес> подлежит изъятию, а также жилые помещения по указанному адресу согласно приложению подлежат изъятию для муниципальных нужд.
В приложении № указанного постановления содержится перечень объектов недвижимости, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>
24.11.2020 ФИО1 было направлено уведомление об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества с проектом соглашения от 20.11.2020, и расчетом выкупной стоимости 765236руб. Указанное уведомление вручено ответчику 28.11.2020г.
Указанное обстоятельство подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами в суде.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от (дата)№ Русского Общества Оценщиков рыночная стоимость спорного жилого помещения, составляет 723036руб., размер убытков, причиненных правообладателю указанного изымаемого жилого помещения, составляет 42200руб., всего 765236руб.
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище, одновременно закрепляя обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать для этого необходимые условия (части 1 и 2 статьи 40). В числе основных направлений жилищной политики государства, призванных обеспечить комфортные, достойные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности граждан, ликвидация аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185- ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32. 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу) или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос пли реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изьятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, и соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашение достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу включен в региональную адресную программу по переселению граждан аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185- ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно адресной программе « Переселение из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области на 2019-2025гг.» жилой <адрес> включен в перечень домов, признанных аварийными до 1.01.2017г.
Как следует из встречного искового заявления ФИО1 не имеет намерения заключать с администрацией города Липецка соглашение об изъятии принадлежащего ей жилого помещения за денежное возмещение, а имеет желание получить взамен равноценное занимаемому жилое помещение.
При таких обстоятельствах, исходя из норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд соглашается с доводом стороны ответчика ФИО1 о том, что в связи с включением принадлежащего ей недвижимого имущества -спорного жилого помещения в адресную программу «Переселение из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области на 2019-2025гг.», утвержденную постановлением администрации Липецкой области от 25.03.2019г. №159 она как собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным 11.06.2013г., выбрала способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления взамен в собственность равнозначного по площади другого жилого помещения.
Само по себе заключение договора дарения (дата)., после утверждения адресной программы «Переселение из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области на 2019-2025гг.», в которую был включен <адрес> не имеет правового значения в силу указанных выше норм права и позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре от 29 апреля 2014 года.
Исходя из изложенного, на администрацию г. Липецка надлежит возложить обязанность предоставить в собственность ответчику ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 25, 4 кв.м. взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Удовлетворяя требования о предоставлении ФИО1 жилого помещения в собственность, во избежание неосновательного обогащения, и с учетом характера возникших между сторонами правоотношений, суд считает необходимым обязать ФИО1 передать в муниципальную собственность принадлежащее ей жилое помещение, взамен предоставленного ей администрацией г.Липецка благоустроенного жилого помещения.
Также, при признании встречных исковых требований ФИО1 к администрации г.Липецка обоснованными суд исходит из того, что спорные правоотношения возникли до принятия и вступления в законную силу ФЗ от 27.12.2019 № 473-ФЗ в части переселения граждан из аварийного жилого фонда, поскольку многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным Постановлением Администрации г. Липецка от 11.06.2013г. N 1421 "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" и подлежал сносу в срок до 01.06.2014. После 01.06.2014 в силу действующего законодательства у муниципалитете возникла обязанность в целях реализации возложенных полномочий по обеспечению условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища осуществить изъятие для муниципальных нужд как земельного участка, на котором расположен указанный дом, так и каждого жилого помещения в указанном доме. При этом изъятие должно было быть произведено в порядке, определенном ч.1-3,5-9 ст.32 ЖК РФ( в редакции, действовавшей на тот период времени). И в целях исполнения обязанности по ликвидации аварийного жилого фонда и переселения граждан жилой <адрес> включен в областную адресную программу «Переселение из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области на 2019-2025гг.», утвержденную постановлением администрации Липецкой области № 159 от 25.03.2019, то есть до 27.12.2019, когда был принят ФЗ от 27.12.2019 № 473-ФЗ.
Кроме того, для реализации программы по переселению граждан из жилого <адрес> были выделены соответствующие денежные средства как из фонда содействия реформированию ЖКХ, так и бюджета Липецкой области, и на них были закуплены жилые помещения для предоставления жителям данного дома в том числе и собственнику кв. <адрес>
При указанных обстоятельствах требования истца администрации г. Липецка об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд в собственность муниципального образования - городской округ г. Липецк Липецкой области принадлежащую на праве собственности ФИО1 спорной квартиры с определением подлежащей выплате денежной компенсации 765236руб. удовлетворению не подлежат. Ссылка стороны администрации г.Липецка на постановление администрации города Липецка от 30.10.2020 № 2005 «Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для муниципальных нужд» не может являться основанием для удовлетворения заявленных к ФИО1 требований по приведенным основаниям, свидетельствующим о реализации муниципалитетом намерений по предоставлении собственнику <адрес> жилого помещения взамен изымаемого( включение этой квартиры в составе всего МКД в областную адресную программу по переселению, освоение бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений), осуществленных до вступления в силу ФЗ от 27.12.2019 № 473-ФЗ.
Доводы стороны истца-администрации г.Липецка о применении к данным правоотношениям положений ч.ч.7-8.2 ст.32 ЖК РФ в качестве основания заявленного к ФИО1 иска основаны на неверном толковании закона, поскольку указанные нормы права вступили в законную силу 29.12.2019 и подлежат применению к правоотношениям, возникшим после их введения в действие, а также с учетом того, что права собственника у ФИО1 на спорное жилое помещение возникли до принятия администрацией решения об изъятии земельного участка под спорным МКД 30.10.2020( постановление № 2005), требование о сносе данного жилого дома должно было быть предъявлено предыдущему собственнику до 01.06.2014(постановление № 1421 п.3), дом не снесен, предложение о заключении соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд направлено ей для явки на подписание 24.11.2020г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г.Липецка предоставить в собственность ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 25,4 кв.м. взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Обязать ФИО1 передать в муниципальную собственность принадлежащее ей жилое помещение по адресу: <адрес> взамен предоставленного ей администрацией г.Липецка благоустроенного жилого помещения.
В удовлетворении требований администрации г.Липецка об изъятии имущества для муниципальных нужд отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Липецка.
Председательствующий: Гриценко Л.В.
Мотивированное решение изготовлено 8.11.2021г.