К делу № 2-226/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 февраля 2016 года г. Белореченск
Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Хиценко Н.И.
с участием помощника Белореченского транспортного прокурора Назаряна А.В.
представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» в лице Белореченской дистанции пути - структурного подразделения Северо- Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северо- Кавказской железной дороги ОАО «РЖД» - Зеленина А.Н.
при секретаре Емельяновой И.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Белореченской дистанции пути- структурного подразделения Северо- Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северо- Кавказской железной дороги - филиала «РЖД» о запрете эксплуатации путеизмерительной тележки АКНОП №1836, -
УСТАНОВИЛ:
Белореченский транспортный прокурор просит признать действия ОАО «РЖД» в лице Белореченской дистанции пути, выразившиеся в эксплуатации путеизмерительной тележки АКНОП № 1836 с истекшим сроком службы, незаконными.
Обязать ОАО «РЖД» в лице Белореченской дистанции пути прекратить эксплуатацию путеизмерительной тележки АКНОП № 1836 до проведения ее капитального ремонта.
Представитель заявителя - помощник Белореченского транспортного прокурора Назарян А.В. в судебном заседании пояснил, что Белореченской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Белореченской дистанцией пути - структурного подразделения Северо- Кавказской дирекцией инфраструктуры - структурного подразделения Северо- Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при эксплуатации путеизмерительного оборудования. Как установлено проверкой, Белореченской дистанцией пути эксплуатируется путеизмерительная тележка АКНОП № 1836, изготовленная в 2008 году. При этом в нарушение требований закона капитальный ремонт указанной путеизмерительной тележки ни в установленные заводом-изготовителем сроки (т.е. по истечении 4 лет), ни в более поздний период не проводился. По данному факту 28.09.2015 Белореченской транспортной прокуратурой начальнику Белореченской дистанции пути внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при эксплуатации путеизмерительного оборудования, однако, в ходе проведенной 11.01.2016 прокуратурой контрольной проверки установлено, что на момент проверки путеизмерительная тележка АКНОП № 1836 находится в эксплуатации. Следствием эксплуатации путеизмерительной тележки АКНОП № 1836 с истекшим сроком службы является грубое нарушение технологического процесса проведения путеизмерительных работ, невозможность выявления остродефектных рельсов. В связи с изложенным, эксплуатация Белореченской дистанцией пути упомянутой путеизмерительной тележки с истекшим сроком службы заведомо создает опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц, в том числе, работников предприятия, поскольку создает реальные предпосылки к возникновению транспортных происшествий на участках железнодорожных путей, подвергнутых проверке данной тележкой.
Ответчик Зеленин А.Н. требования транспортного прокурора признал, пояснил, что все выявленные нарушения будут устранены.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Белореченской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Белореченской дистанцией пути - структурного подразделения Северо- Кавказской дирекцией инфраструктуры - структурного подразделения Северо- Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при эксплуатации путеизмерительного оборудования.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых, в том числе организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Транспортное происшествие - событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Статьей 3 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте состоит из Закона и других федеральных законов.
Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.
Так, приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 утверждены обязательные для исполнения всеми организациями, осуществляющими ремонт подвижного состава, Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п. 17 Правил, а также п. 3.4.4 Инструкции по сварке и наплавке при ремонте грузовых вагонов сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны соответствовать утвержденной проектной документации и техническим условиям. Владелец сооружений, устройств, механизмов и оборудования железнодорожного транспорта должен иметь на них техническую документацию.
Сооружения, устройства, механизмы, оборудование железнодорожного транспорта, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать техническим регламентам, нормам и правилам, регулирующим отдельные вопросы эксплуатации железнодорожного транспорта, требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической и пожарной безопасности, санитарным нормам и законодательству Российской Федерации об охране окружающей среды, а также настоящим Правилам.
Техническое обслуживание, ремонт (включая межремонтные сроки) и содержание сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования обеспечивается в порядке, установленном, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования на основании норм и правил, а также технической документации.
Так, совместным распоряжением ОАО «РЖД» и завода-изготовителя ЗАО «Фирма ТВЕМА» 24.06.2010 утверждены Основные положения о порядке технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, калибровки, обучения и аттестации операторов путеизмерительных тележек АКНОП (далее - Положения).
В соответствии с п. 5.1 Положения капитальный ремонт (КР) путеизмерительного оборудования АКНОП должен проводиться через 4 года после изготовления АКНОП. При этом комплекс, выработавший ресурс до второго капитального ремонта, не может дальше эксплуатироваться и подлежит списанию.
В силу требований п. 5.4 Положений эксплуатация АКНОП с просроченными сроками технического обслуживания, проведения плановых видов ремонта, текущего, среднего и капитального ремонтов и периодической калибровки запрещается.
Как установлено проверкой, Белореченской дистанцией пути эксплуатируется путеизмерительная тележка АКНОП № 1836, изготовленная в 2008 году. При этом в нарушение требований закона капитальный ремонт указанной путеизмерительной тележки ни в установленные заводом-изготовителем сроки (т.е. по истечении 4 лет), ни в более поздний период не проводился.
По данному факту 28.09.2015 Белореченской транспортной прокуратурой начальнику Белореченской дистанции пути внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при эксплуатации путеизмерительного оборудования, однако, в ходе проведенной 11.01.2016 прокуратурой контрольной проверки установлено, что на момент проверки путеизмерительная тележка АКНОП № 1836 находится в эксплуатации.
Следствием эксплуатации путеизмерительной тележки АКНОП № 1836 с истекшим сроком службы является грубое нарушение технологического процесса проведения путеизмерительных работ, невозможность выявления остродефектных рельсов. Эксплуатация Белореченской дистанцией пути упомянутой путеизмерительной тележки с истекшим сроком службы заведомо создает опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц, в том числе, работников предприятия, поскольку создает реальные предпосылки к возникновению транспортных происшествий на участках железнодорожных путей, подвергнутых проверке данной тележкой.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Указанные нормы корреспондируют предусмотренному ст. 12 ГК РФ способу защиты гражданских прав в виде пресечения действий, нарушающих право либо создающих угрозу его нарушения.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Белореченской дистанции пути - структурного подразделения Северо- Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северо- Кавказской железной дороги - филиала «РЖД» о запрете эксплуатации путеизмерительной тележки АКНОП №1836, - удовлетворить.
Признать действия ОАО «РЖД» в лице Белореченской дистанции пути, выразившиеся в эксплуатации путеизмерительной тележки АКНОП № 1836 с истекшим сроком службы, незаконными.
Обязать ОАО «РЖД» в лице Белореченской дистанции пути прекратить эксплуатацию путеизмерительной тележки АКНОП № 1836 до проведения ее капитального ремонта.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение месяца.
Судья: Н.И. Хиценко