ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-226/17 от 27.03.2017 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-226/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белореченск 27 марта 2017 г.

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Стогний Н.И. при ведении протокола секретарем Казанцевой Е.А., с участием представителей истцов Махнева Е.Е. и Махневой Е.Е. - Калиниченко Е.Е., Лазаренко Л.Ю., представителя ответчика администрации муниципального образования Белореченский район Палян Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Махнева Е.Е. и Махневой С.К. к администрации муниципального образования Белореченский район Краснодарского края о признании постановления органа местного самоуправления незаконным и обязании восстановления в нарушенных правах.

У С Т А Н О В И Л:

Истцы уточнили исковые требования, просят суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования Белореченский район от 23.09.2016 года № 2350 о снятии Махневой Сирварт Калустовны и Махнева Егора Егоровича с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении их из списка граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО Белореченский район; обязать ответчика восстановить их в очереди на получение жилищных субсидии.

В обоснование заявленных исковых требований представители истцов Махнева Е.Е. и Махневой Е.Е. - Калиниченко Е.Е., Лазаренко Л.Ю. в судебном заседании указали, что истцы приходятся друг другу супругами. С 1975 г. по 1994 г. истцы постоянно проживали и осуществляли свою трудовую деятельность в пос. Сеймчан Среднеканского района Магаданской области. Данная местность отнесена к району Крайнего Севера согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. N 1029. Собственного жилья истцы никогда не имели. Квартира, в которой они проживали, расположенная в <адрес>, была предоставлена им и их двоим несовершеннолетним дочерям по ордеру Сеймчанского поселкового исполнительного комитета от 16.07.1985 года. Желая проживать в регионе с благоприятными климатическими условиями, в 1994 году они решили переехать на постоянное место жительства в Белореченский район Краснодарского края. Вышеуказанную квартиру они сдали. Действующее на момент переезда истцов законодательство закрепляло за нами право на получение безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья в новом месте жительства в связи с выездом из района Крайнего Севера. Истцы решили данным правом воспользоваться, собрали необходимый пакет документов и обратились в администрацию г. Белореченска Краснодарского края с соответствующим заявлением. Постановлением главы администрации Дружненского сельского округа г. Белореченска Краснодарского края от 15.05.2000 года № 25 Махнева С.К. была поставлена на учет для улучшения жилищных условий с составом семьи 4 человека (муж Махнев Е.Е., дочь Махнева Ю.Е., дочь Махнева Е.Е.). Согласно письма администрации г. Белореченска от 24.05.2000 года № 37/260-881 семья истцов была включена в контрольные списки в администрации города для получения безвозмездной субсидии как северяне с номером очередности 5. На тот момент денежные средства для выплаты субсидии в бюджете отсутствовали, поэтому они вынуждены были снимать жилье. В 2001 году дочь истцов, по фамилии ее супруга Калиниченко Е.Е., приобрела жилой дом и вселила их в него по договору безвозмездного пользования, поскольку им было негде жить, а субсидию на приобретении жилья им еще не предоставили. В дальнейшем нормы законодательства, предусматривающие порядок выдачи субсидий, менялись, и истцы сдавали в администрацию г. Белореченска дополнительные документы. 29.12.2014 года Постановлением администрации МО Белореченский район дочери истцов, по фамилии их мужей О. и Калиниченко Е. Е., были исключены из состава их семьи, ввиду раздельного проживания с ними и образования своих семей. Однако постановлением администрации МО Белореченский район от 23.09.2016 года № 2350 истцы также были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и были исключены из списка граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО Белореченский район. Причиной данного решения послужило превышение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи истцов. С данным постановлением истцы не согласны, считают его необоснованным и незаконным.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Белореченский район Палян Т.А. с уточненными исковыми требованиями не согласна, в судебном заседании пояснила, что требования истцов незаконны и не подлежат удовлетворению. Постановлением главы администрации Дружненского сельского округа города Белореченска Краснодарского края от 15 мая 2000 года № 25 истцы составом семьи из четырех человек были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Однако постановлением администрации МО Белореченский район от 23.09.2016 года № 2350 истцы были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и были исключены из списка граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО Белореченский район. На момент постановки истцов, на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий действовал Федеральный закон от 25.07.1998 N 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», который устанавливал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. Закон №131-ФЗ от 25.07.1998 г. прекратил своё действие в связи с принятием Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ст.1 которого установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Помимо указанных норм, основанием для постановки истцов на учёт послужили положения Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утверждённых Решением исполкома Краснодарского крайсовета народных депутатов от 26.12.1984 N 734. Пункт 2 Правил устанавливал, что граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, РСФСР и настоящими Правилами. Истцы ошибочно указывают на то, что право лиц, указанных в абз.6 п. 7 Правил не ограничивалось нормами обеспечения жилой площадью, которые применялись к другим категориям граждан (п.7.1 Правил). Однако, администрация МО Белореченский район считает, что истцами допущено неверное толкование норм материального права.

Представитель третьего лица министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края Якушев В.А., будучи надлежаще уведомленным о времени и месте судебного слушания, в судебное заседание не явился, однако предоставил суду возражения на иск, где указал, что Постановлением главы администрации Дружненского сельского округа города Белореченска Краснодарского края от 15 мая 2000 года № 25 истцы составом семьи 4 человека (Махнева С.К., супруг - Махнев Е.Е., дочь - Махнева Ю.Е., дочь - Махнева Е.Е.) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Согласно справке Дружненской сельской администрации от 18.05.2000 № 408, семья Махневых проживала в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем О., общая площадь помещения составляла 61.1 кв.м., всего в домовладении проживало 9 человек.

Согласно выписке из домовой книги домовладения по <адрес>, выданной 25.05.2006 г. МУП «Квартирно-правовая служба», Махнева С.К., Махнев Е.Е. проживали с (дата) в данном домовладении, принадлежавшем О., как наниматели. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.11.2013 г. 23-АМ № 350172, домовладение по адресу: <адрес>, общей площадью 118.8 кв.м., принадлежит на праве собственности Калиниченко Е.Е. (дочери Махневой С.К. и Махнева Е.Е.). Договор коммерческого найма указанного жилого помещения от 01.02.2016 года, заключенный между Махневой С.К. и Калиниченко Е.Е., не имеет правового значения, он составлен после вселения Махневой С.К. и Махнева Е.Е. в дом в качестве членов семьи собственника. Соглашением от 1 июля 2016 года, договор найма жилого помещения расторгнут. Таким образом, Махнева С.К. и Махнев Е.Е. продолжают проживать в данном домовладении как члены семьи собственника. Таким образом, на момент вынесения постановления администрации муниципального образования Белореченский район от 23 сентября 2016 года № 2350 истцы продолжали проживать в данном домовладении как члены семьи собственника. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 1 89-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, снимаются с учета в случаях, установленных пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Основания, дававшие право истцам находиться на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, определены действовавшими на момент принятия на учет Махневой С.К. Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, в соответствии с которыми граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения и отпали другие основания для предоставления жилого помещения. На момент принятия постановления администрации МО Белореченский район № 2350 от 23.09.2016 г. о снятии истцов с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Махневой С.К. превышала социальную норму в размере 14 кв.м., метров общей площади для сельских населенных пунктов, установленную Временным положением, поскольку всего в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 118.8 кв.м., были зарегистрированы 3 человека: Махнева С.К., Махнев Е.Е. и Калиниченко Е.Е. Таким образом, на момент вынесения постановления администрации муниципального образования Белореченский район от 23 сентября 2016 года № 2350 истцы не нуждались в улучшении жилищных условий, и соответственно, не имели право на получение жилищных субсидий, предусмотренных Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Выслушав объяснения сторон, свидетелей, огласив возражения на иск представителя министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края Якушева В.А., исследовав материалы гражданского дела, суд находит уточненное исковое заявление подлежащим удовлетворению в полном объёме.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, истцы с 1975 г. по 1994 г., то есть более 15 лет, постоянно проживали и осуществляли свою трудовую деятельность в <адрес>. Данная местность отнесена к району Крайнего Севера согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. N 1029. Согласно ордеру Сеймчанского поселкового исполнительного комитета от 16.07.1985 года (л.д.131-132) истцам и их двоим несовершеннолетним дочерям была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, в которой они все время проживали до переезда на постоянное место жительства в Белореченский район. Собственного жилья истцы никогда не имели. Впоследствии в связи с переездом на другое место жительства, указанную квартиру истцы сдали в орган местного самоуправления.

Постановлением главы администрации Дружненского сельского округа города Белореченска Краснодарского края от 15 мая 2000 года № 25 истцы составом семьи 4 человека (Махнева С.К., супруг - Махнев Е.Е., дочь - Махнева Ю.Е., дочь - Махнева Е.Е.) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (л.д.136).

Согласно справке Дружненской сельской администрации от 18.05.2000 г. № 408, семья Махневых проживала в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем О., общая площадь помещения составляла 61.1 кв.м., всего в домовладении проживало 9 человек (л.д.125).

Согласно выписке из домовой книги домовладения по <адрес>, выданной 25.05.2006 г. МУП «Квартирно-правовая служба», Махнева С.К., Махнев Е.Е. проживали с 01.10.2002 г. в данном домовладении, принадлежавшем О., как наниматели (л.д.113-114).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.11.2013 г. 23-АМ № 350172, домовладение по адресу: <адрес>, общей площадью 118.8 кв.м., принадлежит на праве собственности Калиниченко Е.Е. (дочери Махневой С.К. и Махнева Е.Е.) (л.д.92).

Постановлением администрации муниципального образования Белореченский район от 29.12.2014 г. № 2846 Калиниченко (Махнева) Е.Е. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключена из списка граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Постановлением администрации муниципального образования Белореченский район от 29.12.2014 г. № 2847 из состава семьи Махневой С.К. и Махнева Е.Е. исключена дочь Оганесова (Махнева) Ю.Е.

С 02.10.2002 г. Махнева С.К. и с 01.10.2002 г. Махнев Е.Е. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>. С 01.02.2016 г. по 01.07.2016 г. между Махневой С.К. и Калиниченко Е.Е. был заключен договор найма указанного жилого помещения. Соглашением от 01.02.2016 г. указанный договор был расторгнут.

Постановлением администрации МО Белореченский район от 23.09.2016 года № 2350 (л.д.14) истцы были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и были исключены из списка граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО Белореченский район, в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали гражданам право на получение жилых помещений по договорам социального найма, а именно в связи с тем, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Махневой С.К. превышает уровень, установленный органом в размере 14 кв.м., общей площади жилого помещения на одного человека.

Указанное постановление администрации МО Белореченский район от 23.09.2016 года № 2350 принято с нарушением действовавшего и действующего в настоящее время законодательства РФ, предусматривающего предоставление гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.

Согласно п. 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.1993 г. N 1278, действовавшего на момент переезда истцов, безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета Российской Федерации предоставлялась лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.

В дальнейшем данное право было закреплено в п. 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 937, а именно: безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставлялась гражданам Российской Федерации (по их желанию), нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, за счет средств федерального бюджета лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации, а также лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до 31 июля 1998 г., приобрели право на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет.

Согласно ст.1 Федерального закона от 25.07.1998 N 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладали граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.

При этом, в силу ст.7 указанного Федерального закона, жилье государственного и муниципального жилищных фондов, занимаемое выезжающими гражданами по договору найма или аренды, а также приватизированное жилье подлежали обязательной сдаче (передаче) по месту жительства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья и регистрации этих граждан по новому месту жительства.

Названный Закон прекратил свое действие в связи с принятием Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ст.1 которого было установлено, что право на получение жилищных субсидий имели граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имевшие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имевшие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохранялось за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, согласно вышеприведенных норм закона, право на безвозмездную субсидию имели граждане, имеющие стаж работы или проживающие в РКС не менее 15 лет; не имеющие жилья в других регионах РФ; сдавшие имеющееся жилье в РКС, ранее не получавшие субсидию.

Как следует из копии ордера от 16.07.1985 года, справки о сдаче жилья, имеющихся в материалах дела, трудовых книжек, истцы имели необходимый стаж работы и проживали в районах Крайнего Севера более 15 лет, данную квартиру сдали при выезде в 1994 году, иного жилья не имели, т.е. обладали правом на получение данной субсидии, поскольку ранее жилищную субсидию не получали и за ее получением не обращались.

Правовым основанием для включения истцов в список для получения безвозмездной субсидии, помимо вышеуказанных правовых актов, послужили положения п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений, утвержденных решением Крайисполкома от 26.12.1984 года № 734 (в ред. Крайисполкома и Президиума Крайсофпрофа от 02.11.1990 г. № 500), на которые имеется ссылка в постановлении о постановке на учет.

В соответствии с абз. 6 п.7 вышеуказанных Правил, независимо от установленного срока проживания в данном населенном пункте принимались на учет лица, проработавшие в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет - для получения квартиры в доме жилищно - строительного кооператива.

При этом, из содержания данных Правил следует, что право данных лиц не ограничивалось нормами обеспеченности жилой площадью, которые применялись к другим категориям граждан (п.7.1 Правил).

Данные правовые акты полностью согласуются с положениями Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в момент возникновения права истцов на получение безвозмездной субсидии.

В соответствии со ст.28 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Кроме того, в ст.29 ЖК РСФСР был указан перечень оснований, согласно которому граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. К таким основаниям отнесены положения вышеприведенных нормативных актов о предоставлении безвозмездной субсидии лицам, переехавшим из районов Крайнего Севера.

Таким образом, действующее на момент возникновения у истцов права на получение жилищной субсидии законодательство, регламентирующее права лиц, переехавших из районов Крайнего Севера, не ставило в зависимость от нормы обеспеченности жилой площадью право на получение ими безвозмездной субсидии.

Как следует из текста Заключения начальника управления промышленности, транспорта и ЖКХ администрации МО Белореченский район от 21.09.2016 года, в силу ч. 4 ст. 6 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1655-КЗ общая площадь жилых помещений, занимаемых по договору безвозмездного пользования жилым помещением индивидуального жилищного фонда, заключенному со своими детьми, учитывается при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. То есть, дом, который дочь истцов Калиниченко Е.Е. предоставила им для проживания по договору безвозмездного пользования, по своей площади превышает установленные нормы обеспеченности жилой площадью, следовательно, истцы не нуждаются в улучшении жилищных условий.

Исходя из ч.2 ст.13 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1655-КЗ «О порядке введения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, снимаются с учета правовым актом местной администрации в случаях, установленных ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с п.1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

Однако как установлено в судебном заседании и не опровергнуто ответчиками, вышеперечисленные основания для снятия истцов с очереди для получения жилищной субсидии не установлены.

Следовательно, истцы могли быть сняты с учета только в случае утраты оснований, послуживших для постановки их на данный учет, предусмотренных ЖК РСФСР, Федеральным законом от 25.07.1998 N 131-ФЗ, Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 10.12.1993 N 1278, Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 937, Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений, утвержденных решением Крайисполкома от 26.12.1984 года № 734. При этом норма обеспеченности жилой площадью таковым основанием согласно данным актам не являлась.

Ссылка ответчиков на ч.4 ст.6 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1655-КЗ и иные акты, устанавливающие новый порядок получения субсидий, неправомерна, так как данные законы вступили в действие на несколько лет позже возникновения у истцов права на данную субсидию и постановки на учет и обратной силы не имеют.

В силу ст. 4 ГК РФ и ст. 6 ЖК РФ акты гражданского и жилищного законодательства обратной силы не имеют, следовательно, данные законы неприменимы к спорным правоотношениям.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 N 8-П, предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.

Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (статья 37, часть 3; статья 40; статья 27, часть 1; статья 35, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите.

Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», вступивший в действие с 01.01.2012 года, предусматривает, что граждане, принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право состоять на данном учете, жилищные субсидии им предоставляются в соответствии с имеющейся очередностью для указанной категории граждан (ч.3 ст.2).

Принимая оспариваемое истцами постановление, администрация МО Белореченский район не учла, что вселение истцов в жилое помещение, не принадлежащее им ни на праве собственности, ни по договору социального найма, не может являться основанием для снятия истцов с жилищного учета, поскольку изменений в жилищных условиях семьи истцов, в результате которых были бы утрачены основания, дающие право на получение жилищной субсидии, не произошло. После вселения в дом дочери истцы не прекратили нуждаться в жилом помещении, поскольку данное вселение носит временный характер и не влечет для них возникновение каких-либо прав на него.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также установленные в судебном заседании обстоятельства дела, суд находит необходимым признать незаконным постановление администрации муниципального образования Белореченский район от 23.09.2016 года № 2350 о снятии Махневой О. и Махнева О. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из списка граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования Белореченский район; обязать ответчика восстановить их в прежней очереди на получение жилищной субсидии.

В соответствии с положениями указанными в ст.13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих правовых позициях по делам, конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых органов публичной власти (постановления от 02 февраля 1996 года N 4-П, от 03 февраля 1998 года N 5-П, от 28 мая 1999 года N 9-П, от 11 мая 2005 года N 5-П, от 08.06.2015 года N 14-П и др.).

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным принятое исполняющим обязанности главы муниципального образования Белореченский район Краснодарского края постановление администрации муниципального образования Белореченский район от 23.09.2016 года № 2350 «О снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и об исключении из списка граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования Белореченский район Махневой О., (дата) года рождения, и Махнева О., (дата) года рождения, зарегистрированных по адресу: <адрес>,

Обязать главу администрацию муниципального образования Белореченский район Краснодарского края восстановить Махневу О. и Махнева О. в прежней очереди на получение безвозмездной жилищной субсидии предусмотренной Федеральным законом от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции гражданской коллегии Краснодарского краевого суда в течение месяца.

Председательствующий: Н.И. Стогний