ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-226/19 от 25.06.2019 Екатеринбургского гарнизонного военного суда (Свердловская область)

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 июня 2019 г. г. Екатеринбург

Екатеринбургский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в составе:

председательствующего Петюркина А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Гуровой Ю.А.,

с участием представителя истца ФИО1,

ответчика ФИО2,

рассмотрев материалы гражданского дела, возбужденного по иску командира войсковой части к командиру отделения этой же воинской части <данные изъяты> ФИО2 Марку Сергеевичу о привлечении к материальной ответственности,

установил:

командир войсковой части обратился в суд с иском о взыскании с ФИО2 19954 руб. в счет возмещения ущерба за сверхнормативное время нахождения вагонов под грузовыми операциями в 2018 г.

В иске со ссылкой на положения Федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О материальной ответственности военнослужащих» в обоснование заявленных требований указано, что командир отделения войсковой части Козлов, назначенный приказом вышестоящего командира войсковой части ответственным за выполнение грузовой работы и оформление документов по грузовым операциям, установленным порядком прошедший обучение на знание глав Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, вследствие неудовлетворительной работы и слабых знаний требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 11 июня 2003 г. допустил сверхнормативное пользование вагонами, что повлекло оплату времени пользования ими свыше допустимого.

По мнению автора иска, сославшегося на п.п. 97 и 101 приказа Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. «Об утверждении руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации», оплата перевозок воинских грузов производится в пределах допустимого времени погрузки (выгрузки); оплата расходов, связанные с пользованием вагонами сверх допустимого времени, не разрешается.

Кроме того, по его мнению, в соответствии с Классификатором основных нарушений и недостатков, выявленных в процессе осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2015 г. , оплата сверхнормативного пользования вагонами является ущербом, который подлежит возмещению ответчиком.

В судебном заседании представитель истца требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в его тексте.

Ответчик в судебном заседании требования не признал и пояснил, что действительно, некоторые погрузочно-выгрузочные работы в 2018 г. производились свыше 4,5 час., однако в установленное Уставом железнодорожного транспорта РФ время, в связи с чем штрафов воинской части за простои вагонов не выставлялись.

Изучив доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из акта документальной проверки учета, наличия, хранения, оформления, правильности выдачи воинских перевозочных документов в войсковой части , комиссией выявлены факты проведения в 2018 г. в войсковой части погрузочно-выгрузочных работ продолжительностью превышающей 4,5 часа, установленных приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 июня 2003 г. , по накопительным ведомостям , и , а также начисления по ним платежей выставленным ОАО «РЖД» Министерству обороны Российской Федерации за сверхнормативное пользование вагонами на общую сумму 19 954 руб.

В соответствии с заключением от 30 апреля 2019 г., по итогам проведенного административного расследования установлено, что причинами сверхнормативной работы с воинскими грузами явились неудовлетворительная работа и слабые знания требования приказа Министра обороны Российской Федерации от 11 июня 2003 г. со стороны командира отделения войсковой части ФИО2, назначенного ответственным за выполнение грузовой работы и оформление документов по ним.

Согласно выписке из приказа командира войсковой части от 21 ноября 2017 г. Козлов назначен ответственным за правильность крепления грузов и оформление перевозочных документов грузовой работы в 2018 г.

Из накопительных ведомостей , и , а также ведомостей подачи и уборки вагонов к ним видно, что вагоны для грузовой работы, ответственным за которую являлся Козлов, подавались в войсковую часть железной дорогой, общее время нахождения вагонов под грузовыми операциями составило более 4,5 часа, по итогам работ ОАО «РЖД» к оплате Министерством обороны Российской Федерации выставлены счета исходя из общего времени нахождения вагонов под грузовыми операциями. В то же время ни в одной из указанных ведомостей суммы штрафов за пользование вагонами не начислены.

Как следует из справок заместителя начальника станции «Екатеринбург – товарный» по транспортному обслуживанию , а также командира войсковой части , в 2018 г. простоев вагонов на станции «Екатеринбург – Товарный» и станции «Екатеринбург – Лечебный» Свердловской железной дороги допущено не было, штрафы за простои вагонов не выставлялись.

В соответствии с приказом командира войсковой части от 30 апреля 2019 г. по итогам проведенного указанного выше административного расследования ФИО2 в случае невнесения в добровольном порядке 19 954 руб. за сверхнормативное нахождение вагонов под грузовыми операциями привлечь к материальной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

Кроме того, ч. 2 ст. 4 этого же закона предусматривает материальную ответственность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, виновных в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои вагонов.

Вместе с тем, по делу бесспорно установлено, что штрафов по указанным выше грузовым операциям, ответственным за которые являлся ответчик, ОАО «РЖД» Министерству обороны Российской Федерации не выставляло.

Что же касается ссылки на приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 июня 2003 г. «О порядке оплаты за пользование вагонами, контейнерами железнодорожного транспорта в Вооруженных Силах Российской Федерации и времени на их погрузку», то в его п.п. 2 и 3 приказано командирам воинских частей и начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить погрузку (выгрузку) воинских грузов в соответствии с временем, приведенным в Приложении, и применять меры материального стимулирования к военнослужащим и лицам гражданского персонала за своевременную и ускоренную погрузку (выгрузку) воинских грузов, отнеся расходы, связанные с пользованием вагонами и контейнерами железнодорожного транспорта на статью «Транспортные расходы». При этом, в нем не предусмотрена какая-либо ответственность военнослужащих за не соблюдение установленных в приказе временных нормативов погрузки (выгрузки) воинских грузов.

В связи с изложенным ссылка истца на Классификатор, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2015 г. , несостоятельна.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. применению при разрешении данного дела не подлежит по причине его отмены приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 декабря 2017 г. . К тому же содержание приведенных в иске п.п. 97 и 101 приказа не запрещали оплату расходов, связанных с пользованием вагонами при погрузочно-выгрузочных работах сверх допустимого времени, а п. 101 приказа запрещал оплату по смете Министерства обороны Российской Федерации только лишь штрафов, которых, как установлено по делу, истцу не выставлялось.

Таким образом, суду не представлено доказательств причинения ответчиком материального ущерба на сумму 19 954 руб., и, следовательно, оснований для привлечения его к материальной ответственности, а поэтому в иске надлежит отказать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194, 197-199 ГПК РФ военный суд,

решил:

в иске командира войсковой части к ФИО2 Марку Сергеевичу о привлечении к материальной ответственности, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Уральский окружной военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение месяца.

Председательствующий А.Ю. Петюркин

<данные изъяты>

<данные изъяты>