ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-226/20 от 11.01.2020 Буинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-226/2020

16RS0011-01-2020-000062-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2020 года г. Буинск

Буинский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи П.В.Романчука, при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> РТ (межрайонное) о включении периодов в льготный стаж,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором указала, что Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В страховой стаж не были включены периодна нахождения на курсах повышения квалификации, праздничные дни РТ, период работы в школе .

Просит суд признать незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда в <адрес> РТ (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии. Обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации: ДД.ММ.ГГГГ

Обязать ответчика установить дату выработки 25-летнего стажа связанного с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на ДД.ММ.ГГГГ.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО3 требования истца не признала и пояснила, что решение УПФР, которым истцу отказано в назначении досрочной пенсии, считает правильным. Полностью поддерживает свои доводы, изложенные в письменных возражениях к иску.

Суд рассмотрел дело в объеме заявленных и поддержанных требований, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Аналогичные положения содержались в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно записям в трудовой книжке ФИО1 начала трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ, принята учителем <данные изъяты> средней школы <адрес> РТ, ДД.ММ.ГГГГ переведена учителем <данные изъяты> в основную среднюю школу <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ переведена учителем английского языка в среднюю школу <адрес>, где работает по настоящее время.

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, полагая, что выработала необходимый для назначения страховой пенсии стаж педагогической деятельности, обратилась в УПФ России в городе Буинске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.

Решением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с тем, что согласно действующему пенсионному законодательству, страховая пенсия по возрасту (выслуга лет) назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

При этом в стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды работы:

ДД.ММ.ГГГГ) нахождение на курсах повышения квалификации;

- с ДД.ММ.ГГГГ) - нерабочие праздничные дни по <адрес>;

ДД.ММ.ГГГГ. период работы в <данные изъяты>, в связи с поздней регистрацией страхователя (<данные изъяты>) в качестве юридического лица.

Как следует из материалов дела, согласно справке управления образования от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности учителя иностранного языка в <данные изъяты><адрес>. Из этой же справки видно, что Государственное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты> зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица серия ). Устав учреждения утверждён отделом образования <адрес> и <адрес> приказом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 1.8. Устава учреждения, право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ и РТ, возникают у <данные изъяты> с момента выдачи ей лицензии (разрешения).

В данном случае лицензия на права ведения образовательной деятельности Основной общеобразовательной школе <адрес> Республики Татарстан выдано ДД.ММ.ГГГГ (лицензия прилагается).

В силу пункта 6 статьи 33 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», действовавшей в редакции в спорный период, право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Согласно части 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации. Для регистрации юридического лица представляются необходимые документы, к числу которых относится устав. До ДД.ММ.ГГГГ, до введения в действие части первой главы «юридические лица» Гражданского кодекса Российской Федерации, данный вопрос решался в рамках Гражданского кодекса РСФСР, который не содержал указаний на необходимость государственной регистрации юридических лиц. Правовой статус организации закреплялся ее уставом. В этой связи в отношении учреждений образования, образованных до ДД.ММ.ГГГГ правовой статус подтверждался уставом, а после ДД.ММ.ГГГГ – на основании сведений о государственной регистрации.

На основании статьи 33 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании» права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательной процесса, возникали с момента регистрации образовательного учреждения, что согласуется с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации

Регистрация юридического лица <данные изъяты><адрес> осуществлена ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно подпункту "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ (в спорный периоды работы истца) в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

В соответствии с указанными Списками периоды работы застрахованного лица засчитывается в стаж педагогической деятельности при одновременном подтверждении его работы в должности «учитель» и в общеобразовательном учреждении «школы всех наименований», предусмотренных указанными Списками.

В данном случае общеобразовательная школа в спорный период деятельности истца не была зарегистрирована и как учреждение (юридическое лицо) не была создана и не действовала.

Кроме того, согласно частям 1, 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица на истца индивидуальные сведения за спорный период работодателем сданы без кода льготной профессии.

В силу статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. в <данные изъяты> в стаж дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Кроме того, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть засчитан в специальный стаж в связи с тем, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя иностранных языков в <данные изъяты> также не засчитан в педагогический стаж.

Что касается требований истца о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <данные изъяты>. (1 день) суд считает подлежащими удовлетворению в ввиду следующего.

В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников (в т.ч. педагогических) в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ.), подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в календарном исчислении.

Сфера защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «б», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации).

По смыслу ст. ст.11 (ч. 3), 72, 76 (ч.ч. 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П).

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Согласно пункту 7 статьи 4 названного Федерального закона по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

В соответствии с Законом Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 1448-XII «О праздничных и памятных днях в <адрес>» в <адрес> нерабочими праздничными днями являются, в частности, день Республики Татарстан - 30 августа, Ураза-байрам и Курбан-байрам, приходившиеся на перечисленные выше спорные даты.

Ссылка ответчика на необоснованность включения в специальный стаж указанные нерабочие (праздничные) дни, устанавливаемые органами государственной власти Республики Татарстан, суд признает несостоятельной.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 приведенных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Отсутствие в названных Правилах прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.

На основании изложенного, суд считает, что нерабочие (праздничные) дни, устанавливаемые органами государственной власти Республики Татарстан: ДД.ММ.ГГГГ) истцу следует засчитать в специальный стаж.

В судебном заседании установлено, что на момент обращения в УПФ России в городе Буинске ДД.ММ.ГГГГ у застрахованного лица ФИО1 отсутствовал необходимый стаж 25 лет, установленный федеральным законом, для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Удовлетворяя частично требования истца, суд приходит к убеждению, что данная позиция полностью согласуется с положениями ст. 18 Конституции Российской Федерации о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемых правосудием, а обратное существенно ограничивает конституционное право истицы на государственное социальное обеспечение, закрепленное ст. 39 Конституции РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Включить ФИО1 в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью следующие периоды:

с <данные изъяты>.)- нахождение на курсах повышения квалификации;

- с <данные изъяты>. (1 день).

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Буинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 21 февраля 2020 года.

Судья П.В. Романчук.

Копия верна.

Судья П.В. Романчук.