Дело № 2-226/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Литвиненко С.К.,
при секретаре Добрынинской И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 11 февраля 2016 года дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Газпром добыча Краснодар» в лице филиала ООО «Газпром добыча Краснодар» - Линейное производственное управление межпромысловых трубопроводов» о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к ООО «Газпром добыча Краснодар» в лице филиала ООО «Газпром добыча Краснодар» - Линейное производственное управление межпромысловых трубопроводов» (далее – ЛПУМТ) о возложении обязанности в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда заключить с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми договоры водопользования на следующие водные объекты: р. Белый-Ю, ручей Боровиха, пересекаемый системой межпромысловых трубопроводов № 3 ЛПУМТ (газопровод «Печоро-Кожвинское ГКМ-ГРС-2). В обоснование иска указав, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов в части исполнения градостроительного законодательства при реализации проектов по обустройству нефтяных и газовых месторождений (строительство, реконструкция) систем транспортировки углеводородного сырья, а так же на предмет исполнения законодательства об охране животного мира при осуществлении производственных процессов при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий электропередач на объектах ООО «Газпром добыча Краснодар», расположенных на территории Республики Коми. По результатам проверки установлено, что в состав опасных производственных объектов трубопроводного транспорта филиала ООО «Газпром добыча Краснодар» - ЛПУМТ входит объект – «Система межпромысловых трубопроводов № 3 ЛПУМТ» (III класс) наименование объекта по внутренним документам Общества – газопровод Печоро-Кожвинское ГКМ-ГРС-2. Установлено, что данный газопровод пересекает водные объекты (водотоки), расположенные на территории Печорского района Республики Коми, а именно р. Белый-Ю (10 км.), руч. Боровиха (26 км.) в отсутствие договоров водопользования на использование акватории перечисленных водных объектов. Данные обстоятельства и послужили основанием для обращения в суд.
В судебном заседании заместитель Печорского природоохранного межрайонного прокурора Ишин А.В. на иске настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Уточнил срок заключения данных договоров, до 01.07.2017г. (л.д.86-87).
Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности (л.д.69-70), исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора не признал, доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д.54-59), поддержал.
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики коми, Отдела водных ресурсов по Республике Коми Двинско-Печорского БВУ, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представили отзывы, в которых просили рассмотреть дело без участия своих представителей, требования прокурора поддерживают (д.42-47,49-51).
Заслушав объяснения заместителя Печорского природоохранного межрайонного прокурора, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно свидетельству о регистрации №... от **.**.** общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Краснодар» зарегистрировано по адресу: 350051, <...> №... (л.д.14).
Из положения о филиале ООО «Газпром добыча Краснодар» - ЛПУМТ следует, что филиала создан решением ОАО «Газпром» - единственного участника ООО «Газпром добыча Краснодар» от **.**.**№..., на основании приказа ООО «Газпром добыча Краснодар» от **.**.**№... и действует в соответствии с Гражданским кодексом РФ, другими правовыми актами, Уставом Общества и Положением о филиале, местом нахождения филиала является Российская Федерация, Республика Коми, г. Печора, <...> д. №...
В состав опасных производственных объектов трубопроводного транспорта филиала ООО «Газпром добыча Краснодар» - ЛПУМТ входит объект - «Система межпромысловых трубопроводов № 3 ЛПУМТ» (III класс) наименование объекта по внутренним документам Общества - газопровод Печоро-Кожвинское ГКМ-ГРС-2 (л.д.12-13). Данный газопровод зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов за №... от **.**.**. (л.д.15-16).
В результате проверки установлено, что данный газопровод пересекает водные объекты (водотоки), расположенные на территории Печорского района Республики Коми, а именно р. Белый-Ю (10 км), руч. Боровиха (26 км) в отсутствие договоров водопользования на использование акватории перечисленных водных объектов, что представителем ответчика не оспаривается.
В силу части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно требованиям статьи 3 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, среди которых соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 34 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Частью 1 статьи 39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» установлено, что лица осуществляющие эксплуатацию строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды (ч.1 статьи 46 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды»).
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта I части 1 статьи 26 Водного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов, в пользование на основании договоров водопользования, решения о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.
На основании части 1 статьи 9 Водного кодекса РФ лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.
Частью 1 статьи 16 Водного кодекса РФ установлено, что договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» лицо, заинтересованное в получении водного объекта в пользование (заявитель), в случаях, предусмотренных пунктом 1 Правил, обращается в один из органов, указанных в пункте 3 Правил (уполномоченный орган), по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользованиеПодпунктом 7 пункта 10 Положения «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды РК)», утвержденного Постановлением Правительства РК от 03.04.2012 № 120, установлено, что Минприроды РК осуществляет такую государственную услугу как предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Коми, в пользование на основании договоров водопользования.
Таким образом, уполномоченным органом по данному вопросу в Республике Коми является Минприроды РК.
На основании пунктов 1,4, 14 статьи 1 Водного кодекса РФ акваторией является водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ, а под использованием водных объектов (водопользованием) принимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц.
Инструкцией по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов СП 34-116-97 от 01.04.I998, утвержденной приказом Минтопэнерго РФ от 23.12.1997 № 441, установлено, что подводным переходом является участок трубопровода, прокладываемый под руслом реки, канала, озера, то есть с заглублением в дно пересекаемых водных преград с учетом возможных деформаций русла и перспективных дноуглубительных работ.
Согласно проектной документации, а так же сведений представленных по требованию прокуратуры при проведении проверки газопровод Печоро-Кожвинское ГКМ-ГРС-2 пересекает водные объекты под их руслом.
В соответствии с пунктом 743 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101 (далее - Правила), линейная часть промысловых трубопроводов должна иметь охранную зону.
В соответствии с пунктом 3 Правил охраны систем газоснабжения, утвержденных Минтопэнерго РФ 24.09.1992, для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации систем газоснабжения и предотвращения аварий и несчастных случаев устанавливаются охранные зоны вдоль подводных переходов газопроводов всех давлений в виде водного пространства, ограниченного от водной поверхности до дна вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны от осей крайних ниток газопроводов на расстоянии 100 м.
Аналогичное требование содержится в пункте 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.192, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9, в соответствии с которым установлено, что для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вдоль подводных переходов - в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100 метров с каждой стороны.
Пунктом 744 Правил установлено, что на территории охранной зоны нефтегазопроводов запрещается устройство канализационных колодцев и друг заглублений, не предусмотренных проектной документацией, за исключением углублений, выполняемых при ремонте или реконструкции по плану производства работ.
В соответствии с пунктом 4.3 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9, в охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению, в частности: а) перемещать, засыпать и ломать опознавательные и сигнальные знаки, контрольно измерительные пункты: б) открывать люки, калитки и двери необслуживаемых усилительных пунктов кабельной связи, ограждений узлов линейной арматур: станций катодной и дренажной защиты, линейных и смотровых колодцев и других линейных устройств, открывать и закрывать краны и задвижки, отключать или включать средства связи, энергоснабжения и телемеханики трубопроводов; в) устраивать всякого рода свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей; г) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения (устройства), предохраняющие трубопроводы от разрушения, а прилегающую территорию и окружающую местность - от аварийного разлива транспортируемой продукции; д) бросать якоря, проходить с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами, производить дноуглубительные и землечерпальные работы; е) разводить огонь и размещать какие-либо открытые или закрытые источники огня.
Наличие охранной зоны вдоль подводного перехода трубопровода накладывает ограничения на использование в установленном порядке акватории водного объекта непосредственно над такой зоной.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минприроды России от 17.11.2011 №06-14-44/16955 «О разъяснении необходимости получения разрешительных документов на право пользования водным объектом» (а также в иных письмах федеральных органов власти по данному вопросу), в котором указано, что установление охранной зоны ограничивает либо исключает использование водного объекта в ее границах в иных целях, установленных Водным кодексом РФ, в том числе осуществления общего водопользования.
Учитывая изложенное, предоставление водных объектов в пользование для указанных целей надлежит осуществлять в случае использования акватории водных объектов на основании договора водопользования.
Помимо изложенного, у Общества существует установленная законодательством необходимость использования акватории водных объектов, пересекаемых трубопроводом, для осуществления мероприятий по контролю за надлежащим состоянием (осмотры, ревизии, диагностика, испытания), по техническому обслуживанию подводных переходов трубопровода, включая работы по планово-предупредительному, текущему, аварийно-восстановительному ремонту, проведения экологического мониторинга.
Так, требования к надлежащей эксплуатации нефтепромысловых трубопроводов для транспорта нефти, газа и попутно добываемой пластовой воды, установлены Правилами по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94, утвержденными Минтопэнерго РФ 30.12.1993.
Согласно пункту 7.3.12 РД 39-132-94 визуально с периодичностью 2 раза в год (весной, осенью) контролируется фактическая глубина заложения трубопроводов, трассоискателем или шурфованием — 1 раз в 3 года. В соответствии с пунктами 7.2.2, 7.2.3, 7.2.10 проводиться оценка состояния внутренней полости трубопроводов и регулярные очистки их полости.
Следовательно, с установленной периодичностью Обществом проводятся осмотры и другие мероприятия с целью поддержания технически исправного состояния трубопроводов для безопасной их эксплуатации.
Таким образом, исходя из факта установления охранной зоны газопровода, проходящей через акваторию перечисленных выше водных объектов и накладывающей соответствующие ограничения на использование последних, а также исходя из необходимости использования акватории водных объектов для целей поддержания технически исправного состояния линейного объекта, Общество обязано оформить договоры водопользования на перечисленные выше водные объекты.
Кроме того, в соответствии со статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты является принцип платности использования водных объектов.
ООО «Газпром добыча Краснодар» не заключив договоры водопользования на указанные выше водные объекты, нарушило помимо указанного, принцип платности, чем затронуло интересы государства в целом.
В нарушение законодательства об охране окружающей среды ООО «Газпром добыча Краснодар» не оформлены договоры водопользования на водные объекты, под руслом которых проходит рассматриваемый линейный объект.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве (л.д. 54-59), судом отклоняются по изложенной выше аргументации, кроме того, как следует из материалов дела, у ответчика уже составлен план мероприятий по оформлению договоров под объектами водопользования (л.д.83-85), что свидетельствует об обоснованности заявленных требований.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска, в соответствии с которым следует возложить на ООО «Газпром добыча Краснодар» обязанность в срок до **.**.**. заключить с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми договоры водопользования на следующие водные объекты: р. Белый-Ю, ручей Боровиха, пересекаемые системой межпромысловых трубопроводов №3 ЛПУМТ (газопровод Печоро-Кожвинское ГКМ-ГРС-2).
При удовлетворении заявленных требований с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в сумме 300 рублей (ст. 103 ГПК РФ).
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Газпром добыча Краснодар», удовлетворить.
Обязать ООО «Газпром добыча Краснодар» в месячный срок до **.**.** заключить с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми договоры водопользования на следующие водные объекты: р. Белый-Ю, ручей Боровиха, пересекаемые системой межпромысловых трубопроводов №3 Линейного производственного управления межпромысловых трубопроводов (газопровод Печоро-Кожвинское ГКМ-ГРС-2).
Взыскать с ООО «Газпром добыча Краснодар» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Печора» в сумме ****
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: судья - С.К. Литвиненко
Мотивированное решение изготовлено «15» февраля 2016 года.