Дело №2-226/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Карачаевск 15 февраля 2016 года
Карачаевский городской суд КЧР в составе председательствующего - судьи Катчиевой В.К., при секретаре судебного заседания Узденовой Ф.А., с участием истца - ФИО1 (лично), представителя истца - адвоката Ужаховой М.М. (ордер от (дата обезличена)(номер обезличен)), представителя МИ ФНС России (номер обезличен) по КЧР - ФИО2 (доверенность от (дата обезличена)(номер обезличен)), представителя ГУ-ОПФР по КЧР - ФИО3 (доверенность от (дата обезличена)(номер обезличен)),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 (истец) к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда России по Карачаево-Черкесской Республике, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике об оспаривании даты внесения записи о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности, обязании списать необоснованно начисленную задолженность по страховым взносам, признании утратившим право взыскания задолженности и обязании списать задолженность с лицевого счета,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 (истец) (далее истец) обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда России по Карачаево-Черкесской Республике (далее - территориальное отделение ПФР), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике (далее - налоговый орган) об обязании списать необоснованно начисленную задолженность по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию за 2010-2014 годы в размере (данные изъяты) коп.; обязании внести запись о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по состоянию на (дата обезличена).
В обоснование исковых требований указано, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и состояла на учете в Межрайонной ИФНС (номер обезличен) по КЧР. По виду деятельности занималась производством и розничной торговлей трикотажными изделиями на основе патента по упрощенной системе налогообложения.
В связи с тяжелым стечением личных обстоятельств в октябре 2004 года решила прекратить деятельность и обратилась в МИ ФНС (номер обезличен) по КЧР с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности. С указанного времени каких-либо требований или уведомлений от налогового органа или ПФР она не получала.
О том, что истец числится индивидуальным предпринимателем, она узнала при обращении в налоговый орган (дата обезличена). После чего при обращении в ПФР ей были выданы справки от (дата обезличена)(номер обезличен) о том, что она не состоит на учете в качестве физического лица, уплачивающего фиксированный платеж, от (дата обезличена) об отсутствии обязанности представлять сведения о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.
Однако в налоговом органе ей предложили вновь обратиться с заявлением о прекращении статуса индивидуального предпринимателя. Вследствие чего по заявлению от (дата обезличена) ФИО1 была исключена из реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности с (дата обезличена).
Определением от (дата обезличена) судом принято заявление ФИО1 об увеличении исковых требований, согласно которым истец просит разрешить исковые требования: об обязании Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда по КЧР списать необоснованно начисленную задолженность по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию за 2010-2014 годы в размере (данные изъяты) коп.; обязании Межрайонной инспекции ФНС России (номер обезличен) по КЧР внести запись в ЕГРИП о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по состоянию на (дата обезличена) и аннулировать запись от (дата обезличена)(номер обезличен).
В последующем ФИО5 также заявила об увеличении исковых требований и просила признать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда России по Карачаево-Черкесской Республике утратившим право взыскания с нее сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010-2014 годы в размере (данные изъяты) коп., обязав списать указанную сумму.
В обоснование дополнительно заявленных требований указала, что посредством СМС-сообщения стало известно о наложении службой судебных приставов ареста на ее денежные средства на счет банковской карты. При этом исполнительными документами, в обеспечение исполнения которых наложен арест, явились постановления ответчика о взыскании задолженности по страховым взносам в принудительном порядке, что грубо нарушает установленный порядок взыскания, поскольку истец с (дата обезличена) утратила статус индивидуального предпринимателя.
По мнению истца вследствие изложенного территориальным отделением ПФР нарушен порядок взыскания недоимки и пени, пропущен срок выставления требований, следовательно, утрачено право взыскания задолженности в связи с истечением сроков взыскания.
В судебном заседании истец и ее представитель поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении и заявлениях об увеличении исковых требований.
На вопросы суда и участников разбирательства ФИО1 пояснила, что с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в налоговый орган она обращалась в конце 2004 года. Должностное лицо налогового органа, принявшее заявление она не запомнила, при обращении в 2015 году в числе работников не опознала. Факт обращения с указанным заявлением в налоговый орган свидетельскими показаниями подтвердить не представляется возможным, в связи со смертью родной сестры и сына, которые сопровождали ее в день сдачи заявления. За давностью истец не может уточнить дату обращения с заявлением в налоговый орган, пояснить факт обращения к нотариусу для удостоверения заявления. Просила учесть, что с указанного времени требований или уведомлений о задолженности по уплате обязательных платежей и представлению отчетности она не получала. Случайно узнав в налоговом органе об отсутствии в отношении нее записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, истец обратилась в территориальное отделение ПФР и получила справки от (дата обезличена)(номер обезличен) о том, что она не состоит на учете в качестве физического лица, уплачивающего фиксированный платеж, от (дата обезличена) об отсутствии обязанности представлять сведения о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование. Обратившись по уверениям работников налогового органа повторно с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности в 2015 году, она считала, что запись о прекращении предпринимательской деятельности и утрате статуса индивидуального предпринимателя будет внесена фактическим ее обращением от 2004 года. Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам от (дата обезличена) ей были вручены лично в день их выставления. Исполнительные документы территориального отделения ПФР о взыскании задолженности в принудительном порядке она не получала.
Представитель истца просила учесть, что сложившимися обстоятельствами грубо нарушены права ее доверителя. Налоговым органом в нарушение требований Федерального закона от (дата обезличена) №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» своевременно не была внесена запись о прекращении предпринимательской деятельности и прекращении статуса индивидуального предпринимателя, что повлекло необоснованное начисление страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период, когда истец не осуществляла предпринимательскую деятельность и у нее отсутствовала обязанность по уплате указанных обязательных платежей. Более того территориальным отделением ПФР (дата обезличена) необоснованно были выставлены и вручены ФИО1 требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за 2010-2014 годы. Будучи уведомленным о прекращении ФИО1 статуса индивидуального предпринимателя с (дата обезличена) ответчик, продолжая грубо нарушать ее права, вынес решения от (дата обезличена) о взыскании необоснованно начисленной задолженности за 2010-2015 годы в принудительном порядке за счет средств, находящихся на счетах в банках. Отметила, что требование об уплате страховых взносов подлежит выставлению и направлению не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Исковое заявление о принудительном взыскании задолженности подлежит направлению в суд в течение шести месяцев со дня истечения десятидневного срока добровольной уплаты, устанавливаемого в требовании. Считает, что вследствие грубых нарушений прав истца, процедуры и сроков взыскания задолженности, ПФР утратил право взыскания указанных сумм задолженности по страховым взносам за 2010-2014 годы за истечением сроков взыскания. Однако в восстановлении нарушенных прав ФИО1 во внесудебном порядке ответчики отказали.
Ответчики письменную позицию по делу не представили, представители ответчиков в судебном заседании исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать.
Представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда России по Карачаево-Черкесской Республике ФИО3 пояснила, что регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и прекращения ими предпринимательской деятельности производится налоговым органом по месту жительства лица. Отделениями ПФР учет индивидуальных предпринимателей ведется на основании сведений, передаваемых налоговыми органами, обязанности самостоятельного представления сведений в ПФР об утрате статуса индивидуального предпринимателя у граждан отсутствует. До разрешаемых событий ФИО1 не состояла на учете плательщиков страховых взносов, в связи с чем, требованиями от (дата обезличена) истцу было предложено уплатить страховые взносы пени и штрафы за 2010-2014 годы. Технические сбои при передаче налоговым органом сведений из реестра индивидуальных предпринимателей, равно как и фактическое не осуществление предпринимательской деятельности не является основанием для освобождения от начисления уплаты обязательных платежей в ПФР в фиксированном размере. Доводы истца о нарушении сроков и процедуры взыскания недоимки и пени по страховым взносам отклонила. Начисление страховых взносов с (дата обезличена) произведено согласно положениям ст.60 Федерального закона №212-ФЗ, регулирующим задолженность по состоянию на (дата обезличена).
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике ФИО2 отметил, что истцом не приведено доказательств представления заявления и документов, предусмотренных для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Признал, что вследствие реорганизаций налогового органа и большого числа налогоплательщиков на подведомственной территории своевременная работа по выявлению индивидуальных предпринимателей, не представляющих отчетность и не уплачивающих установленные налоги и сборы, не производится. Однако данное обстоятельство никак не свидетельствует о прекращении лицом предпринимательской деятельности, утраты статуса индивидуального предпринимателя, которое носит заявительный характер. Отметил, что ни в регистрационном деле ФИО1, ни в электронно-информационных программах (RNAL, ЭОД, АИС3) не содержатся сведения о заявлении истцом прекращения предпринимательской деятельности.
Представитель налогового органа ФИО6 пояснила, что с 1996 года работает в отделе регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в налоговой инспекции. За период ее работы не было случаев, когда не имелось бы каких-либо доказательств или сведений о прекращении предпринимательской деятельности ни в налоговом органе, ни у самого гражданина. В данном случае, ни в регистрационном деле ФИО1, ни в действующей или заархивированных электронных программах не имеется сведений о прекращении истцом статуса предпринимателя. Более того, в лицевой карточке не отражены сведения об уплате государственной пошлины, без чего заявление не было бы принято. При реорганизациях налоговой инспекции, прошедших за истекший период, архив фактически из занимаемого в качестве самостоятельной инспекции или территориального подразделения здания не вывозился. Электронные базы по настоящее время хранятся, при этом ни в одной из них не имеется сведений об обращении истцом с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности.
Свидетель ФИО7 показала, что с недавнего времени работает в территориальном отделении ПФР в (адрес обезличен). Справки от (дата обезличена)(номер обезличен) о том, что ФИО1 не состоит на учете в качестве физического лица, уплачивающего фиксированный платеж, от (дата обезличена) об отсутствии обязанности представлять сведения о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, действительно, были подготовлены и выданы, поскольку на момент обращения ФИО1 в электронной базе сведений о ней не содержалось. В связи с возникшими вопросами, в последующем было установлено, что в наблюдательном деле в электронной программе отражается запись о том, что в 2007 году (возможно в связи с реорганизацией) налоговая инспекция представила сведения о том, что ФИО1 не снята с учета, но в связи со сбоем это не отразилось в программе ПФР. Установить причины сбоя и не отражения сведений о страхователе ФИО1 программный продукт не позволяет.
Выслушав участников разбирательства, исследовав и оценив в совокупности показания свидетеля и письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от (дата обезличена) №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон №129-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.22.3 указанного Федерального закона (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на заявляемый истцом период обращения в налоговый орган) государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации и документа об уплате государственной пошлины.
В соответствии с ч.ч.7-9 указанной нормы представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном ст.9 настоящего Федерального закона.
В силу ст.9 Федерального закона №129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, предоставляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Датой предоставления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы предоставляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
Частью 1 ст.8 названного Федерального закона предусмотрено, что государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона №129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр; моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр; регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.
Таким образом, из анализа приведенных норм права следует, что прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя носит заявительный характер.
Следовательно, обязанность по доказыванию факта подачи в 2005 году заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя лежит на ФИО1
При этом суд учитывает, что письмом Межрайонной Инспекции ФНС России (номер обезличен) по КЧР от (дата обезличена)(номер обезличен) и письмом Управления ФНС России по КЧР от (дата обезличена)(номер обезличен) в удовлетворении жалобы ФИО1 об обязании внести запись о прекращении статуса предпринимателя по состоянию на (дата обезличена) отказано. В связи с чем, истец обратился с настоящими требованиями к налоговому органу в суд.
С учетом избранного заявителем способа судебной защиты для удовлетворения требований к налоговому органу следует установить совокупность двух условий: противоречие оспариваемого действия (бездействия) налогового органа закону и нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и интересов заявителя. При отсутствии указанной совокупности требования заявителя к налоговому органу удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от (дата обезличена) серии (номер обезличен)(номер обезличен).
Согласно нотариально удостоверенному заявлению о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от (дата обезличена), расписке в получении представленных документов от (дата обезличена), решению о регистрации от (дата обезличена) регистрация ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя проведена на основании представленных документов.
Из выписки из ЕГРИП следует, что регистрация заявителя в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования произведена (дата обезличена).
Вследствие признанных участниками разбирательства реорганизаций налогового органа (Межрайонная инспекции ФНС России (номер обезличен) по КЧР с (дата обезличена), Межрайонной инспекции ФНС России (номер обезличен) по КЧР с (дата обезличена)) регистрационное дело ФИО1 между налоговыми органами передавалось только в электронном виде.
По заявлению ФИО1 от (дата обезличена) в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (дата обезличена) внесена запись (номер обезличен) о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого решения.
Проанализировав материалы регистрационного дела индивидуального предпринимателя ФИО1, содержащиеся в хронологическом порядке, поданные в налоговый орган заявления и принятые налоговым органом решения, в ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено, что впервые с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 обратилась (дата обезличена). На основании поданного заявления в Межрайонную ИФНС России (номер обезличен) по КЧР в порядке и сроки, установленные Федеральным законом №129-ФЗ в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Расписка, подтверждающая получение в 2004 году налоговым органом комплекта документов, необходимых для совершения записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, истцом в материалы дела не представлена.
Иных письменных или иных доказательств, с достоверностью подтверждающих данное обстоятельство, в материалах дела не имеется и не установлено судом в ходе рассмотрения дела.
Доводы истца о том, что с конца 2004 года деятельность в качестве индивидуального предпринимателя она не осуществляла, отчетность не представляла, уплату налогов или страховых взносов не производила, требований об уплате обязательных платежей не получала, суд считает не имеющими правового значения, поскольку в силу положений Федерального закона от (дата обезличена) №129-ФЗ государственная регистрация прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя носит заявительный характер. Само по себе фактическое прекращение предпринимательской деятельности без соблюдения истцом установленного законом порядка не влечет внесение в ЕГРИП записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для внесения регистрационной записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не (дата обезличена), а в иную дату.
Поскольку факт подачи документов в налоговый орган не доказан, оснований для удовлетворения исковых требований в части обязания Межрайонной инспекции ФНС России (номер обезличен) по КЧР внести запись в ЕГРИП о прекращении ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по состоянию на (дата обезличена) и аннулировать запись от (дата обезличена)(номер обезличен), не имеется.
Разрешая исковые требования ФИО1 в части обязания Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда по КЧР списать необоснованно начисленную задолженность по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию за 2010-2014 годы в размере (данные изъяты) коп. суд учитывает следующее.
В силу пп.2 п.1 ст.6 Федерального закона от (дата обезличена) №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно ст.28 Закона №167-ФЗ страхователи уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В соответствии с пп.2 п.1 ст.5 Федерального закона от (дата обезличена) №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.
Согласно п.1 ст.14 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.
Таким образом, определена обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. При этом момент прекращения уплаты страховых взносов связывается с моментом прекращения государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В судебном заседании установлено и следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, что ФИО1 в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) являлась индивидуальным предпринимателем.
Следовательно, истцом не опровергнута обоснованность начисления территориальным отделением ПФР страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 2010-2014 годы в размере (данные изъяты) коп.
В связи с чем, в удовлетворении заявления истца о списании необоснованно начисленных сумм страховых взносов от (дата обезличена) территориальным отделением ПФР было отказано (Исх. (номер обезличен)).
Доводы ФИО1 о том, что она не считает себя плательщиком страховых взносов на обязательное страхование в 2010-2014 годах в связи с тем, что в указанный период она не осуществляла предпринимательскую деятельность судом отклоняются.
Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом №167-ФЗ в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что законодатель не ставит уплату страховых взносов в зависимость от фактического осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода, (Определения от (дата обезличена)(номер обезличен)-О-О и от (дата обезличена)(номер обезличен)-О).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (определения от (дата обезличена)(номер обезличен)-О-О, от (дата обезличена)(номер обезличен)-О-О) отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов - с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально - правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции РФ и направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечению, вытекающего из ч.1 ст.39 Конституции РФ, тем более, что индивидуальные предприниматели подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору.
В Определениях Конституционного Суда РФ от (дата обезличена)(номер обезличен)-О, от (дата обезличена)(номер обезличен)-О-О, от (дата обезличена)(номер обезличен)-О-О изложена позиция о том, что государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. е регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
При этом из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в Информационном письме от (дата обезличена)(номер обезличен) «О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что суд, рассматривая споры, связанные с взысканием с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должен ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период. При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.
В данном случае ФИО1 не представлено доказательств, что такие обстоятельства экстраординарного и продолжительного характера имели место в спорный период.
В связи с чем, оснований для удовлетворения истковых требований в части обязания Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда по КЧР списать необоснованно начисленную задолженность по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию за 2010-2014 годы в размере (данные изъяты) коп., судом не установлено.
Разрешая исковые требования ФИО1 в части признания Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда России по Карачаево-Черкесской Республике утратившим право взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010-2014 годы в размере (данные изъяты) коп. и обязании списать указанную сумму, суд приходит к следующему.
Статьей 23 Федерального закона №212-ФЗ предусмотрено, что недоимка, пени и штрафы, числящиеся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам установлен Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен) «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам» (далее - Постановление (номер обезличен)).
В п.1 Постановления (номер обезличен) перечислены случаи, являющиеся основанием для признания безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за отдельными плательщиками страховых взносов, и задолженности по начисленным пеням и штрафам, к числу которых пп. «г», вступившим в силу с (дата обезличена) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена)(номер обезличен), отнесено принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Из взаимосвязанного толкования указанных норм права следует, что уполномоченный орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте, в том числе и в его мотивировочной части.
При этом инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только уполномоченный орган, но и плательщик взносов, в том числе путем подачи в суд заявления о признании недоимки, возможность принудительного взыскания которой утрачена, безнадежной к взысканию. Надлежащим способом защиты является и заявление о признании уполномоченного органа утратившим возможность взыскания задолженности. При этом действующее законодательство не содержит обязанность плательщика взносов до обращения в суд с таким заявлением обжаловать принятые уполномоченным органом в рамках внесудебного взыскания ненормативные акты по мотивам их несоответствия фактической обязанности по уплате взносов.
В силу ст.5, ч.1 ст.18 Федерального закона №212-ФЗ, п.2 ст.14 Федерального закона №167-ФЗ индивидуальный предприниматель, является плательщиком страховых взносов и обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом №212-ФЗ.
В соответствии со ст.16 Закона №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу ст.25 Закона №212-ФЗ понимается установленная названной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Между тем, уплату страховых взносов не производила, отчетность не представляла.
Требованиями об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам от (дата обезличена)(номер обезличен)-(номер обезличен) ФИО1 предложено уплатить задолженность по страховым взносам за 2010-2014 годы. Данные требования истцу были вручены лично в день их выставления. Срок для уплаты установлен - до (дата обезличена).
Ввиду невыполнения ФИО1 указанных требований от (дата обезличена) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму (данные изъяты) коп. в добровольном порядке, территориальным отделением ПФР вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от (дата обезличена)(номер обезличен)(адрес обезличен)0 - (номер обезличен)(адрес обезличен).
На основании указанных постановлений от (дата обезличена) службой судебных приставов возбуждены исполнительные производства от (дата обезличена)(номер обезличен)-ИП, (номер обезличен)-ИП, (номер обезличен)-ИП, (номер обезличен)-Ип, (номер обезличен)-ИП.
Таким образом, территориальным отделением ПФР нарушен порядок и сроки взыскания задолженности по страховым взносам с ФИО1, утратившей статус индивидуального предпринимателя с (дата обезличена).
В силу п.3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Порядок принудительного взыскания задолженности по страховым взносам урегулирован положениями Федерального закона №212-ФЗ.
Так, согласно ст.16 Закона №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов и уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями производится самостоятельно не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В соответствии с положениями ст.22 Федерального закона №212-ФЗ письменным извещением плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов признается требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п.1). Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (п.2) и должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (п.5).
Согласно ст.20 Закона №212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать задолженность в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам за счет наличных денежных средств путем вынесения соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от (дата обезличена) №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». При этом данные постановления подлежат принятию только в отношении организации или индивидуального предпринимателя.
Поскольку ФИО1 статус индивидуального предпринимателя прекращен с (дата обезличена), территориальным отделением ПФР незаконно вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от (дата обезличена)(номер обезличен)(адрес обезличен)0 - (номер обезличен)(адрес обезличен). Что повлекло незаконное возбуждение исполнительных производств от (дата обезличена)(номер обезличен)-ИП, (номер обезличен)-ИП, (номер обезличен)-ИП, (номер обезличен)-Ип, (номер обезличен)-ИП.
В соответствии со ст.21 Федерального закона №212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч.9 ст.21 Федерального закона №212-ФЗ установлено, что положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Требованиями об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам от (дата обезличена)(номер обезличен)-(номер обезличен) ответчику было предложено уплатить задолженность по страховым взносам за 2010-2014 годы в срок до (дата обезличена).
Таким образом, территориальным отделением ПФР установленный Федеральным законом №212-ФЗ (с учетом срока уплаты взносов - до 31 декабря текущего года, трехмесячного срока обнаружения недоимки и выставления требования, десятидневного срока для добровольного исполнения требования, шестимесячного срока обращения в суд) срок обращения в суд с заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам за 2010-2014 годы на день судебного заседания пропущен. Данных о том, что ответчик обращался в суд с заявлением о взыскании страховых взносов или с заявлением о восстановлении сроков, не имеется. Не представлены суду и иные доказательства наличия у ответчика возможности взыскания с истца неуплаченных страховых взносов за 2010-2014 годы.
С учетом изложенного, суд приходит к мнению, что территориальное отделение ПФР утратило возможность взыскания недоимки и пени по страховым взносам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
При таких обстоятельствах, требования истца в части признания Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда России по Карачаево-Черкесской Республике утратившим право взыскания с нее сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010-2014 годы в размере (данные изъяты) коп. и обязании списать указанную сумму, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО4 (истец) к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда России по Карачаево-Черкесской Республике, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России (номер обезличен) по Карачаево-Черкесской Республике об оспаривании даты внесения записи о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности, обязании списать необоснованно начисленную задолженность по страховым взносам, признании утратившим право взыскания задолженности и обязании списать задолженность с лицевого счета удовлетворить в части.
Признать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда России по Карачаево-Черкесской Республике утратившим право взыскания с ФИО4 (истец) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010-2014 годы в сумме (данные изъяты) коп. вследствие безнадежности.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда России по Карачаево-Черкесской Республике списать задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2010-2014 годы в размере (данные изъяты) коп. с ФИО4 (истец), утратившей статус индивидуального предпринимателя.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено (дата обезличена).
Судья В.К. Катчиева