ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-226/2016 от 16.05.2016 Нейского районного суда (Костромская область)

Дело № 2Н-226

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нея.

16 мая 2016 года Судья Нейского районного суда Костромской области Верховский А.В.

при секретаре Новиковой Ю.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нейского межрайонного прокурора в интересах Яблоковой С.Б. к Администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области об обязании предоставить жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Нейский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Яблоковой С.Б. с исковым заявлением к Администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области об обязании предоставить жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения.

Представитель Нейской межрайонной прокуратуры Сироткин Р.Е. поддерживает исковые требования, и пояснил суду, что по заявлению Яблоковой С.Б. была проведена проверка соблюдения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Было установлено, что Яблокова С.Б. является лицом из числа детей-сирот, ее родители <данные изъяты>, а над ней учреждена опека. За Яблоковой С.Б. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, но согласно заключения МТОСЗН, ОиП № 4, данное жилое помещение признано непригодным для проживания, данный дом признан аварийным и подлежащим сносу. По сведениям, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации об объектах недвижимого имущества, зарегистрированных на Яблокову С.Б., не имеется. Просят обязать администрацию муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области предоставить Яблоковой С.Б. на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района город Нея и Нейский район.

Яблокова С.Б. исковые требования поддерживает.

Ответчиком в суд представлены письменные возражения на иск, в которых ответчик просит в удовлетворении требований отказать, указывая следующее:

Законом Костромской области от 25.12.2015 года № 45-б-ЗКО "О внесении изменений в Закон Костромской области от 29 декабря 2014 года N 620-S-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" внесены изменения, которым органы местного самоуправления муниципального района наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В соответствии с пп.1 п. 1 статьи 4 указанного закона органы местного самоуправления имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов Костромской области субвенций из областного бюджета.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», со статьей 11 Устава муниципального района город Нея и Нейский район финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующего бюджета.

В соответствии со статьей 132 ч. 2 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих привыполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

В соответствии с ч. 5 указанной статьи распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию и виду субвенций.

При этом органы местного самоуправления муниципального района имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий, то есть передача государственных полномочий может быть произведена только при передаче необходимых материальных и финансовых средств, что не сделано.Кроме того в соответствии с п.1 постановления департамента финансов Костромской области от 06.10.2015 года № 27 "Об утверждении на 2016 год Перечня муниципальных образований Костромской области, распределенных в зависимости от доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в объеме собственных доходов местных бюджетов и признании утратившими силу отдельных постановлений департамента финансов Костромской области" утвержден на 2016 год перечень муниципальных образований Костромской области, распределенных в зависимости от доли дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в объеме собственных доходов местных бюджетов. Согласно данного перечня муниципальный район город Нея и Нейский район относится к муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет в объеме собственных доходов местных бюджетов превышала 20 процентов. В соответствии с ч. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. При этом ссылаются на методические рекомендации, как устанавливающие запрет. В связи с вышесказанным, несмотря на то, что органы местного самоуправления муниципального района наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями считают, что они не могут быть надлежащими ответчиками.

На основании вышеизложенного, считают в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.

Представитель ответчика Администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области Осокина Т.В. с иском не согласна и пояснила суду, что их позиция полностью отображена в отзыве на исковое заявление. Законом Костромской области от 25.12.2015 года № 45-6-ЗКО органы местного самоуправления муниципального района наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 4 данного закона органы местного самоуправления имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов Костромской области субвенций из областного бюджета. А в соответствии со ст. 132 ч. 2 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Полномочиями администрации муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области наделена, но субвенции для формирования специализированного жилого фонда не предоставляются. В Нейском районе бюджет дотационный, выделяют только целевые денежные средства. На данный момент у администрации не имеется денежных средств для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.

Представитель отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 4 Коновалова Т.А. исковые требования поддерживает и пояснила суду, что считают, что Яблокова С.Б. имеет право на получение жилья, имеются все правовые основания, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Администрации Костромской области в судебном заседании отсутствует, просили рассмотреть дело, без их участия предоставив в суд позицию по делу в которой отражено, что Законом Костромской области от 23 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещения (далее Закон Костромской области № 620-5-ЗКО) урегулированы отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления городских округов Костромской области отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (статья 1).

В соответствии с ч. 2 ст. 3 указанного закона государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоупpавления в соответствии с частью 1 статьи 3, включают в себя;

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

2) принятие решений о предоставлении детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений Муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона Костромской области № 620-5-ЗКОорганы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны соблюдать законодательство о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилищное и бюджетное законодательство.

Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области № 620-5 ­ЗКО на неопределенный срок.

Статьей 10 Закона Костромской области № 620-5­ ЗКО установлено, что настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

Таким образом, исходя из Закона Костромской области620-5-ЗКО участие администрации области в отношениях по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории городских округов Костромской области не предусмотрено.

Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления дляприобретения жилья детям­ сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно дляприобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями.

Выслушав объяснения сторон, представителя отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства № 4 Костромской области Коновалову Т.А., исследовав материалы дела, и оценив доказательства по делу в их совокупности, суд считает, исковые требования Нейского межрайонного прокурора обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

"Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761, определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории детей, нуждающихся в особой заботе государства; одной из мер, направленных на защиту прав и интересов граждан указанной категории является своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 25 ноября 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву либо, окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Яблокова С.Б., рождения ДД.ММ.ГГГГ, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО1<данные изъяты>, что подтверждается <данные изъяты> (л.д. 25). Отец ФИО2 в ДД.ММ.ГГГГ, согласно материалов дела, <данные изъяты>, что подтверждается <данные изъяты>.

Постановлением главы самоуправления г. Неи и Нейского района от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 назначена опекуном над несовершеннолетней Яблоковой С.Б. (л.д. 11).

Согласно записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ Яблокова С.Б. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, родителями указаны ФИО2 и ФИО1 (л.д. 24).

Согласно Постановлению главы Кужбальского сельского поселения муниципального района г. Нея и Нейский район Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ за Яблоковой С.Б. закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 13).

Согласно заключению межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано не пригодным для проживания и подлежащим сносу (л.д. 16).

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, Яблокова С.Б. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 12).

Согласно справки ГПКО «Костромаоблкадастр» - Областное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ за Яблоковой С.Б. объектов недвижимости на территории г. Неи и Нейского района не зарегистрировано (л.д. 27).

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Костромской области, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация об объектах недвижимого имущества, зарегистрированных на Яблокову С.Б..

Исходя из пояснений сторон, материалов дела Яблокова С.Б. в браке не состоит.

Яблокова С.Б. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, пригодного для проживания, на условиях договора социального найма либо в собственности не имеет, право на обеспечение жилым помещением, не реализовала.

Нуждаемость Яблоковой С.Б. в жилом помещении участвующими в деле лицами не оспаривалась.

Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в редакции от 25 декабря 2012 г. № 271-ФЗ) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года № 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст. 3 Закона Костромской области № 620-5-ЗКО от 29 декабря 2014 года (ред. от 25 декабря 2015 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).

Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, включают в себя, в том числе: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.

Исходя из Закона Костромской области от 29.12.2014 года № 620-5-ЗКО (ред. от 25 декабря 2015 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", Закон регулирует отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области (далее - органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Отсутствие в жилищном фонде свободных жилых помещений не должно влиять на гарантированное истцам право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке. Это обстоятельство правового значения для разрешения спора не имеет.

Как установлено законом, право лица, из числа детей-сирот на получение жилого помещения и обязанность администрации предоставить жилое помещение не являются производными от наличия свободных жилых помещений.

Ни положения данного Федерального закона, ни Жилищного кодекса Российской Федерации, не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Суд считает несостоятельными доводы ответчика, который ссылается на "Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях", как устанавливающие запрет.

Исходя из смысла, рекомендации носят рекомендательный характер, а не запрещающий. Вышесказанное подтверждается самими Методическими рекомендациями. Исходя из положений "Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях", носят рекомендательный характер и не ограничивают бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по формированию межбюджетных отношений в рамках действующего федерального законодательства.

Финансирования, предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления, в том числе финансирования для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. Ссылка на то обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.

Действующая система правового регулирования вопроса обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не предполагает зависимость предоставления таких помещений от наличия или отсутствия соответствующего бюджетного финансирования.

Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), установлены Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 года № 539 (ред. от 7 марта 2013 года) "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с Положениями).

Поскольку действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Костромской области нормативно установлен, решение суда не должно его подменять.

Кроме того, поскольку органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", - Законом Костромской области № 620-5-ЗКО от 29 декабря 2014 года (ред. от 25 декабря 2015 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области, то обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо иных условий.

Что касается сноски ответчика на то, что Яблокова С.Б. на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области не проживает, то из материалов дела видно, что Яблокова С.Б. родилась, проживала и зарегистрирована в Нейском районе Костромской области. Также, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 25 ноября 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ч. 1 ст. 6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года № 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", детям-сиротам, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, на территории которого находится место жительства указанных лиц, то есть по месту их регистрации.

Принимая во внимание содержание вышеуказанных правовых норм, а также установленные по делу обстоятельства, суд считает возложить обязанность на администрацию муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области предоставить Яблоковой С.Б. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, ст. ст. 92, 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области предоставить Яблоковой С.Б., рождения ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области (по месту жительства).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через районный суд.

Председательствующий: А.В. ВЕРХОВСКИЙ