ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-226/2016 от 30.05.2016 Смирныховского районного суда (Сахалинская область)

Гражданское дело № 2-226/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт. Смирных 30 мая 2016 года

Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Вивенцова Е.В.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя истца – адвоката Кукиной И.В., представившей удостоверение № 299, ордер № 37/16 от 20.04.2016 г.,

представителя ответчика ГКУ «СРЦН «Светлячок» ФИО2,

представителя третьего лица Министерства социальной защиты Сахалинской области ФИО3,

при секретаре судебного заседания Бодриной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, к Государственному казенному учреждению «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Светлячок» об отмене приказов и изменении формулировки основания увольнения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГКУ «СРЦН «Светлячок» об отмене приказов и изменении формулировки основания увольнения, ссылаясь в иске на то, что она работала в ГКУ «СРЦН «Светлячок» в должности главного бухгалтера. 18 февраля 2016 года истец подала заявление об увольнении по собственному желанию с 19.02.2016 г. в связи с уходом за ребенком до 14 лет. Приказом и.о. директора ГКУ «СРЦН «Светлячок» ФИО4 от 26.02.2016 года о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), прекращено действие трудового договора от 19.12.2014 г. № б/н, истец была уволена с 03.03.2016 г., по п. 3 ст.77 ТК РФ - по инициативе работника (в связи с уходом за ребенком до 14 лет). С данным приказом истец ознакомлена 26.02.2016 г.

В соответствии с распоряжением министра социальной защиты Сахалинской области от 16.02.2016 г. № 20 в ГКУ «СРЦН «Светлячок» в феврале 2016 года проводилась внеплановая проверка по вопросам правильности начисления заработной платы, соблюдения норм трудового законодательства.

Согласно Акта министерства социальной защиты Сахалинской области по итогам внеплановой проверки ГКУ «СРЦН «Светлячок» от 25 февраля 2016 года (без номера) в ходе проверки были установлены случаи неверного применения действующего Положения об оплате труда в части выплат стимулирующего характера при начислении заработной платы главному бухгалтеру ФИО1, сумма необоснованной выплаты составила <данные изъяты> рубля.

С данным актом истец не согласилась, так как с её стороны не было допущено нарушений. Начисление премий, компенсационных и стимулирующих выплат работникам учреждения, в том числе и ей самой, производилось в строгом соответствии с требованиями закона.

Приказом и.о. директора ГКУ «СРЦН «Светлячок» ФИО5 № 29 от 03.03.2016 года, со ссылкой на указанный Акт, на истца было наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения по пункту 7 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ - совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, дающих основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

Приказом и.о. директора ГКУ «СРЦН «Светлячок» ФИО5 № 5 от 03.03.2016 года «О внесении изменений в приказ № 4 от 26.02.2016 г. «О прекращении (расторжении) трудового договора в работником (увольнении)» были внесены изменения в приказ № 4 от 26.02.2016 г. «О прекращении (расторжении) трудового договора в работником (увольнении)» ФИО1: подпунктом 1.1. изменено основание прекращения трудового договора с редакции «Расторжение трудового договора по инициативе работника (в связи с уходом за ребенком до 14 лет) ст. 77 п. 3 ТК РФ» на редакцию «Совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим товарные ценности, дающих основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя, пункт 7 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации»; подпунктом 1.2. в основании приказа изменена редакция «Личное заявление от 18.02.2016» на редакцию «приказ «О применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения» от 03.03.2016г. № 29 «О применении дисциплинарного взыскания».

Истец была уволена 03.03.2016 г. по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, о чем сделана соответствующая запись в её трудовой книжке.

С данным приказом истец не согласна, так как не совершала виновных действий, дающих основание для утраты доверия к ней со стороны работодателя. Кроме того, на истца, как на главного бухгалтера, не возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности, в связи с чем она не является материально ответственным лицом, и поэтому не может быть уволена на основании п. 7 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

В связи с тем, что в трудовой книжке истца сделана запись № 23 от 03.03.2016 г. - «уволена за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим товарные ценности, дающих основание для утраты доверия к нему со стороны руководителя, пункт 7 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации», истцу отказывают в трудоустройстве. В центре занятости населения истцу отказано в выплате пособия по безработице. В настоящее время истец не может трудоустроиться. На иждивении истца находится несовершеннолетний ребёнок, которого она воспитывает одна.

На основании изложенного, истец просит суд:

- признать незаконным приказ и.о. директора ГКУ «СРЦН «Светлячок» ФИО5 № 29 от 03.03.2016 г. «О применении дисциплинарного взыскания» о привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1 в виде увольнения по пункту 7 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ - совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, дающих основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

- признать незаконным приказ и.о. директора ГКУ «СРЦН «Светлячок» ФИО5 № 5 от 03.03.2016 г. «О внесении изменений в приказ № 4 от 26.02.2016 «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», в соответствии с которым ФИО1 уволена по основанию, предусмотренному п. 7 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ - совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим товарные ценности, дающих основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

- признать незаконным увольнение ФИО1 на основании приказа № 4 от 26.02.2016 г. с изменениями в соответствии с приказом № 5 от 03.03.2016 года «О внесении изменений в приказ № 4 от 26.02.2016г. «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»;

- изменить формулировку основания увольнения ФИО1: с п. 7 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ - совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим товарные ценности, дающих основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя, на расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) в соответствии с заявлением ФИО1 от 18.02.2016 г.

Судом к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. На стороне ответчика привлечено Министерство социальной защиты Сахалинской области.

В ходе судебного разбирательства истец ФИО1, и её представитель адвокат Кукина И.В. уточнили заявленные требования. Поскольку истец не собирается восстанавливаться на работе в ГКУ «СРЦН «Светлячок», просили суд исключить из перечня заявленных требований пункт о признании незаконным увольнения ФИО1 на основании приказа № 4 от 26.02.2016 г. с изменениями в соответствии с приказом № 5 от 03.03.2016 года «О внесении изменений в приказ № 4 от 26.02.2016г. «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)». На удовлетворении остальных требований настаивали, подтвердили состоятельность изложенных в иске доводов.

В судебном заседании истец ФИО1, и её представитель адвокат Кукина И.В. поддержали уточненные исковые требования, настаивали на их удовлетворении.

В подтверждение своей позиции истец ФИО1 указала, что с её стороны нарушений в начислении оплаты труда и размера премиальных выплат сотрудникам ГКУ «СРЦН «Светлячок», в том числе и ей самой не было. При начислении она руководствовалась издаваемыми директором ГКУ «СРЦН «Светлячок» приказами, а когда исполняла обязанности директора, то сама издавала такие приказы, и начисления производила согласно приказов. О том, что приказы не соответствуют отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания Сахалинской области, и Положению об оплате труда работников ГКУ «СРЦН «Светлячок», она не знала. То, что согласно своей должностной инструкции она обязана была знать эти документы и руководствоваться ими, она не оспаривает. С изложенными в акте проверки Министерства обстоятельствами, о допущенных ею злоупотреблениях она не согласна, ею не было допущено излишнее начисление и получение денежных средств в виде премиальных выплат. Министерством не было принято во внимание, что с 1 мая 2015 года были внесены изменения в Положение об оплате труда работников ГКУ «СРЦН «Светлячок», и максимальный размер её премиальных, как главного бухгалтера изменился с 20 на 50 процентов.

Представитель истца, - адвокат Кукина И.В. дополнительно указала, что истец работала в ГКУ «СРЦН «Светлячок» в должности главного бухгалтера, и не являлась лицом, непосредственно обслуживающим денежные и товарные ценности, поэтому не могла быть уволена по инициативе работодателя на основании п. 7 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Эта формулировка увольнения является незаконной, вследствие чего приказ № 29 от 03.03.2016 г. в отношении истца, является незаконным и подлежит отмене, а, следовательно, и последующие приказы, изданные на его основе.

Представитель ответчика ГКУ «СРЦН «Светлячок» ФИО2 в судебном заседании требования истца не признала. Просила суд оставить их без удовлетворения. Указала, что основанием для издания приказа об увольнении ФИО1 послужили результаты проверки ГКУ «СРЦН «Светлячок» Министерством социальной защиты Сахалинской области. По результатам проверки были выявлены нарушения со стороны главного бухгалтера ФИО1 Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки. Считает, что изданные руководством ГКУ «СРЦН «Светлячок» приказы, являются правомерными. У работодателя были основания для привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности.

Представитель третьего лица - Министерства социальной защиты Сахалинской области, ФИО3 в судебном заседании возражала против заявленных истцом требований, и её доводов, просила суд оставить требования истца без удовлетворения. В обоснование позиции Министерства привела отзыв, из которого следует, что в соответствии с распоряжением министра от 16.02.2016 № 20 специалистами Министерства в ГКУ «СРЦН «Светлячок» была проведена внеплановая проверка начисления заработной платы, соблюдения норм трудового законодательства. Период проведения проверки - с 17.02.2016 по 25.02.2016. проверяемый период - с 01.01.2015 по 15.02.2016 г. В результате проверки установлены случаи неверного применения действующего Положения об оплате труда в части выплат стимулирующего характера при начислении заработной платы главному бухгалтеру ФИО1 Выявлено, что установление выплат главному бухгалтеру ФИО1 осуществлялось в нарушение п. 3.2.1 приложения № 6 к Положению об оплате труда. Приказы учреждения об установлении премии по итогам работы за отчетный период (месяц) не содержат конкретного установленного размера премии к окладу (в процентах), либо превышают максимальный размер премии по итогам работы, установленный Положением об оплате труда (приказ от 25.01.2015 № 12/1, от 25.02.2015 № 13, от 25.04.2015 № 25, от 25.05.2015 № 36, от 25.06.2015 № 44, от 27.07.2015 № 59, от 25.08.2015 № 79, от 25.09.2015 № 85/1, от 28.10.2015 № 94/1, от 25.11.2015 № 102/1). При установлении в приказах учреждения дополнительных выплат работникам используются формулировки выплат, не предусмотренные Постановлением № 212, и Положением об оплате труда, что затрудняет определение вида произведенных выплат и обоснованность их назначения. Обозначение дополнительно устанавливаемых выплат производится общим перечислением в приказе различных видов выплат как предусмотренных, так и не предусмотренных локальными документами, регламентирующими оплату труда. В связи с чем, нельзя установить какой именно вид выплаты установлен и произведен тому или иному работнику. Максимальный размер премии по итогам работы за месяц для должности «главный бухгалтер» предусмотрен в размере 20% от оклада. Однако размер выплат, причитающихся главному бухгалтеру значительно превышен в 2015 году. Фактический размер премии по результатам работы за год составил <данные изъяты> руб. Сумма необоснованной выплаты составила <данные изъяты> руб. без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу и проживание в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. 06.12.2012 ФИО1 назначена на должность главного бухгалтера приказом учреждения № П-141. 15.12.2012 ФИО1 ознакомлена с должностной инструкцией главного бухгалтера. Соответствующие изменения к трудовому договору № 5 от 05.04.2012 в письменной форме оформлены 09.01.2013 г. Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору № 5 от 05.04.2012 с 19.12.2014, Трудовой договор изложен в новой редакции, приведенной в соответствие с типовой формой трудового договора с работником государственного учреждения, приведенной в Приложении 3 Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях па 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2109-р. Трудовой договор в новой редакции подписан ФИО1 19.12.2014 г. Согласно разделу IV «Оплата труда» Трудового договора в редакции от 19.12.2014. ФИО1 установлены выплаты стимулирующего характера, условия их получения, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, их размеры. Максимальный размер премии по итогам работы установлен - 20% должностного оклада. Условия Трудового договора в редакции от 19.12.2014 соответствовали нормам Положения об оплате труда и требованиям Постановления № 212. 30.06.2015 г. ГКУ СРЦН «Светлячок» в лице директора ФИО6 заключает с ФИО1 дополнительное соглашение к Трудовому договору от 19.12.2014, согласно которому в раздел IV «Оплата труда» с 01.05.2015 вносятся изменения. Размер выплаты «премия по итогам работы» меняется с 20% на 50 %. Обоснование изменений отсутствует. При этом, согласно документам, представленным учреждением специалистам министерства в период проверки, на дату заключения дополнительного соглашения, согласно Положению об оплате труда, размер премии по итогам работы за месяц для должности «главный бухгалтер» установлен - 20%. Тем самым, данное соглашение заключено с нарушением норм трудового законодательства, а именно Положения об оплате труда и Постановления № 212. В нарушение должностной инструкции главного бухгалтера, ФИО1 исполняет приказы: 12/1 от 25.01.2015, 13 от 25.02.2015, 25 от 25.04.2015, 36 от 25.05.2015, 59 от 27.07.2015, изданные директором учреждения ФИО6 и приказ 44 от 25.06.2015, изданный и.о. директора ФИО7, при том, что указанные правовые акты изданы с нарушением норм трудового законодательства. Согласно приказу от 06.08.2015 № 68 на ФИО1 с 07.08.2015 г. возлагается исполнение обязанностей директора. Однако, ФИО1 приступив к исполнению обязанностей директора учреждения, продолжает издание приказов па выплачу премий с нарушением норм трудового законодательства, а также их исполнение. Это приказы: 79 от 25.08.2015, 85/1 от 25.09.2015, 94/1 от 28.10.2015, 102/1 от 25.11.2015, 116/1 от 25.12.2015, 3/1 от 28.01.2016. Согласно должностной инструкции главного бухгалтера ФИО1 являлась работником, непосредственно обслуживающим денежные и товарные ценности. Она непосредственно участвовала в распределении средств фонда заработной платы и обеспечивала произведение стимулирую- тих выплат себе и работникам учреждений. Данные действия совершены с нарушением норм трудового законодательства. В связи с чем, Министерство считает правомерным применение учреждением к ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде увольнения по пункту 7 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и товарные ценности, дающих основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя) и издания соответствующего приказа от 03.03.2016 № 29. Также, Министерство считает правомерным издание приказа учреждения от 03.03.2016 № 5 «О внесении изменений в приказ № 4 от 26.02.2016 «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)».

Заслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Статьей 2 ТК РФ предусмотрена обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 21 ТК РФ основной обязанностью работника является добросовестное исполнение трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины.

Указанной обязанности корреспондирует право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей (п. 4 ч. 1 ст. 22 ТК РФ).

В соответствии со ст. 189 ТК РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к работнику дисциплинарное взыскание в виде увольнения по соответствующим основаниям.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

По обстоятельствам дела судом установлено, что ГКУ «СРЦН «Светлячок» является казенной государственной специализированной некоммерческой организацией, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

В соответствии с Уставом ГКУ «СРЦН «Светлячок» Учреждение является юридическим лицом, и приобретает правоспособность с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица. Учредителем и собственником имущества Учреждения является Сахалинская область. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Сахалинской области осуществляются министерством социальной защиты Сахалинской области.

Также, судом установлено, что истец ФИО1 05.04.2012 г. согласно приказу № 36-а от 05.04.2012 принята на работу в ГКУ «СРЦН «Светлячок» на должность бухгалтера.

В соответствии с приказом № П-141 от 06.12.2012 г. ФИО1 с 05.12.2012 г. назначена на должность главного бухгалтера ГКУ «СРЦН «Светлячок».

С 07.08.2015 г. согласно приказу № 68 от 06.08.2015 г. ФИО1 назначена исполняющей обязанности директора ГКУ «СРЦН «Светлячок» на период временного отсутствия директора ФИО6, без освобождения от основной должности (главный бухгалтер).

На основании своего заявления от 18.02.2016 г., ФИО1 приказом № 15 от 18.02.2016 г. освобождена 18.02.2016 г. от исполнения обязанностей директора ГКУ «СРЦН «Светлячок».

В соответствии с распоряжением министра от 16.02.2016 № 20 специалистами Министерства социальной защиты Сахалинской области в ГКУ «СРЦН «Светлячок» с 17.02.2016 г. по 25.02.2016 г. была проведена внеплановая проверка начисления заработной платы, соблюдения норм трудового законодательства (проверяемый период с 01.01.2015 г. по 15.02.2016 г.)

На основании заявления ФИО1 от 18.02.2016 г., приказом и.о. директора ГКУ «СРЦН «Светлячок» №4 от 26.02.2016 г. о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ФИО1 была уволена с 03.03.2016 г. по п. 3 ст. 77 ТК РФ - по инициативе работника (в связи с уходом за ребенком до 14 лет).

На основании акта министерства социальной защиты Сахалинской области от 25.02.2016 г. по итогам внеплановой проверки ГКУ «СРЦН «Светлячок», уведомления о предоставлении объяснительной от 01.03.2016 г., объяснительной ФИО1 от 02.03.2016 г., приказом и.о. директора ГКУ «СРЦН «Светлячок» № 29 от 03.03.2016 г., ФИО1 подвергнута дисциплинарному взысканию в виде увольнения по пункту 7 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ - совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, дающих основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

В соответствии с приказом и.о. директора ГКУ «СРЦН «Светлячок» от 03.03.2016 № 5 в приказ № 4 от 26.02.2016 г. «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)» ФИО1 внесены изменения основания прекращения трудового договора с редакции «расторжение трудового договора по инициативе работника (в связи с уходом за ребенком до 14 лет) ст. 77 п. 3 ТК РФ» на редакцию «совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим товарные ценности, дающих основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя, пункт 7 части первой статьи 81 ТК РФ». Основание приказа (№ 4 от 26.02.2016 г.): «Личное заявление от 18.02.2016» заменено на «приказ «О применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения» от 03.03.2016 № 29 «О применении дисциплинарного взыскания».

С 03.03.2016 г. ФИО1 уволена с должности главного бухгалтера ГКУ «СРЦН «Светлячок» по инициативе работодателя, по основаниям, предусмотренным п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим товарные ценности, дающих основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя).

Не согласившись с результатами проверки министерства социальной защиты Сахалинской области, с приказами о наложении дисциплинарного взыскания, о внесении изменений в приказ об увольнении, ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском.

Оценивая доводы истца, её представителя и возражения представителя ответчика и представителя третьего лица, суд приходит к следующему.

Порядок и условия оплаты труда работников ГКУ «СРЦН «Светлячок» регулируются:

- Положением о системе оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания Сахалинской области, утвержденным Постановлением Правительства Сахалинской области от 25.04.2013 г. № 212.

- Положением об оплате труда работников ГКУ «СРЦН «Светлячок», утвержденным приказом директора учреждения № 1 от 09.01.2014, являющееся приложением к коллективному договору па 2015-2017 годы (с учетом изменений, внесенных приказом директора учреждения № 45 от 30.06.2015 г. «О внесении изменений в Положение об оплате труда»).

В соответствии с Положением о системе оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания Сахалинской области (ред. от 09.02.2015) конкретные размеры, порядок и условия выплаты премии по итогам работы устанавливаются локальными нормативными актами Учреждения с учетом мнения представительного органа работников. (абз. 3 п. 4.5) Конкретные размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, предусматриваются в трудовом договоре с работником, (п. 4.8)

В соответствии с Положением об оплате труда работников ГКУ «СРЦН «Светлячок» выплата премии по итогам работы осуществляется по результатам оценки результативности и качества работы работников на основании показателей премирования работников (критериев оценки труда). (п. 4.5) Показатели премирования (критерии оценки) работников, конкретные размеры премии порядок и условия для их установления предусмотрены Положением об условиях премирования работников ГКУ «СРЦН «Светлячок» (приложение № 6 к Положению об оплате труда) (абз. 2 п. 4.6)

В соответствии с пунктом 1.3 Положения об оплате труда работников ГКУ «СРЦН «Светлячок», заработная плата работников ГКУ «СРЦН «Светлячок» включает: оклад (должностной оклад); повышающие коэффициенты; выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Разделом 3 Положения об оплате труда установлены три группы выплат компенсационного характера:

1. Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или опасными) условиями труда. Устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) по результатам аттестации рабочих мест (в настоящее время - специальной оценки условий труда на рабочем месте).

2. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных:

доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Размер указанных видов доплат и сроки, на которые они устанавливаются определяются по соглашению сторон, с учетом содержания и объема дополнительной работы, в соответствии со статьей 151 ТК РФ.

повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. Производится работникам, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в соответствии со статьей 153 ТК РФ, оплачивается в двойном размере или по желанию работника может быть предоставлен другой день отдыха (в таком случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит);

повышенная оплата за работу в ночное время. Производится работникам за каждый час работы в ночное время (с 22 часов до 6 часов утра), размер оплаты составляет 50 процентов части оклада, рассчитанных за час работы.

повышенная оплата за сверхурочную работу. Производится за первые два часа работы в полуторном размере, за последующие часы - в двойном размере.

3. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями - районный коэффициент, процентная надбавка.

Разделом 4 Положения об оплате труда установлены следующие виды выплат стимулирующего характера:

1. Выплаты за качество выполняемых работ в виде надбавок:

за профессиональное мастерство. Устанавливается работникам, осуществляющим профессиональную деятельность по профессиям рабочих, тарифицированным не ниже 2 разряда.

за классность водителям автомобилей. Устанавливается за присвоенный класс квалификации.

2. Ежемесячная надбавка за выслугу лет. Устанавливается за определенный стаж работы.

3. Премия по итогам работы за месяц, премия за выполнение особо важных и срочных работ.

Выплата премии по итогам работы за месяц осуществляется по результатам оценки результативности и качества работы работников на основании критериев оценки труда. Критерии оценки, конкретные размеры премии, порядок и условия их установления предусмотрены Положением об условиях и порядке премирования работников ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Светлячок» - приложение № 6 к Положению об оплате труда. Выплата премии производится за фактически отработанное время. Размер месячной премии устанавливается в процентах к окладу приказом по учреждению и зависит от результатов оценки деятельности работников за отчетный месяц.

Премирование за выполнение особо важных и срочных работ осуществляется за выполнение заданий, установленных Перечнем особо важных и срочных работ (пункт 3.3 Приложения № 6), путем внесения предложений на рассмотрение директора в виде представления, в котором указывается конкретное мероприятие, выполненное работником. Максимальный размер указанной премии по одному основанию составляет не более одного оклада с учетом районного коэффициента и процентных надбавок. Общий объем премии не может превышать двух окладов (должностных окладов), с учетом районного коэффициента и процентных надбавок (в редакции изменений, утв. приказом директора учреждения № 45 от 30.06.2015 г.).

Таким образом, установление размеров каждого вида выплат компенсационного и стимулирующего характера регламентировано отдельными процедурами оформления.

Для должности главного бухгалтера Положением об оплате труда работников ГКУ «СРЦН «Светлячок» предусмотрено установление стимулирующих выплат только в виде премий по итогам работы за месяц и премии за выполнение особо важных и срочных работ (пункт 5.7 Положения об оплате труда работников ГКУ «СРЦН «Светлячок»).

Согласно должностной инструкции главного бухгалтера ГКУ «СРЦН «Светлячок», ФИО1 должна была знать законодательство о труде, обязана была:

- осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности учреждения (п. 3.1);

- осуществлять контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходованием фонда заработной платы, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности (п. 3.4);

- принимать меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства (п. 3.5);

- обеспечивать законность, своевременность и правильность оформления документов, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средства па финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчислений средств на материальное стимулирование работников предприятия (3.6).

Согласно акту министерства социальной защиты Сахалинской области от 25.02.2016 г. по итогам внеплановой проверки ГКУ «СРЦН «Светлячок» при проверке правильности начисления заработной платы главному бухгалтеру ФИО1 установлены случаи неверного применения действующего Положения об оплате труда в части выплат стимулирующего характера. Установление выплат осуществлялось в нарушение п. 3.2.1 приложения № 6 к Положению об оплате труда. Приказы учреждения об установлении премии по итогам работы за отчетный период (месяц) не содержат конкретного установленного размера премии к окладу (в процентах), либо превышают максимальный размер премии по итогам работы, установленный Положением об оплате труда (приказ от 25.01.2015 № 12/1, от 25.02.2015 № 13, от 25.04.2015 № 25, от 25.05.2015 № 36, от 25.06.2015 № 44, от 27.07.2015 № 59, от 25.08.2015 № 79, от 25.09.2015 № 85/1, от 28.10.2015 № 94/1, от 25.11.2015 № 102/1). При установлении в приказах учреждения дополнительных выплат работникам используются формулировки выплат, не предусмотренные Постановлением № 212, Положением об оплате труда, что затрудняет определение вида произведенных выплат и обоснованность их назначения. Обозначение дополнительно устанавливаемых выплат производится общим перечислением в приказе различных видов выплат как предусмотренных, так и не предусмотренных локальными документами, регламентирующими оплату труда. В связи с чем, нельзя установить какой именно вид выплаты установлен и произведен тому или иному работнику. Максимальный размер премии по итогам работы за месяц для должности «главный бухгалтер» предусмотрен в размере 20% от оклада. Однако размер выплат, причитающихся главному бухгалтеру значительно превышен в 2015 году. При установлении премии по результатам работы за месяц, в соответствии с действующим положением от 09.01.2014, максимальный размер премии за год (главного бухгалтера) может составить <данные изъяты> руб. Фактический размер премии по результатам работы за год составил <данные изъяты> руб. Сумма необоснованной выплаты составила <данные изъяты> руб. без учета районного коэффициента и процентной надбавки за работу и проживание в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Изложенные в акте выводы о допущенных в проверяемый период нарушениях Положения об оплате труда работников ГКУ «СРЦН «Светлячок» в части выплат стимулирующего характера главному бухгалтеру ФИО1 нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Судом установлено, что приказы Учреждения не содержат конкретного установленного размера премии, либо превышают максимальный размер премии по итогам работы за месяц (для должности главного бухгалтера – 20 процентов, с 01.05.2015 г. – 50 процентов должностного оклада); в приказах используются формулировки выплат, не предусмотренные Положением об оплате труда работников ГКУ «СРЦН «Светлячок»:

Так, в приказе от 25.01.2015 № 12/1 в нарушение пункта 3.2.1 Приложения № 6 к Положению об оплате труда работников ГКУ «СРЦН «Светлячок» пунктом 1 приказа установлен размер премии за январь, превышающий максимальный размер премии по итогам работы для должности главного бухгалтера - 70 %; в приказе от 25.02.2015 № 13 в нарушение пункта 3.2.1 Приложения № 6 пунктом 1 приказа установлен размер премии за февраль, превышающий максимальный размер премии по итогам работы для должности главного бухгалтера - 40 %; в приказе от 25.04.2015 № 25 в нарушение пункта 3.2.1 Приложения № 6 в пункте 1 приказа не установлен размер премии по итогам работы за апрель в процентах к окладу (должностному окладу), в нарушение Положения об оплате труда пунктом 2 приказа установлено «премирование стимулирующего и компенсационного характера за апрель» - указанный вид выплаты не предусмотрен действующим Положением об оплате труда; в приказе от 25.05.2015 № 36 в нарушение пункта 3.2.1 Приложения № 6 в пункте 1 приказа не установлен размер премии по итогам работы за май в процентах к окладу (должностному окладу), в нарушение Положения об оплате труда пунктом 2 приказа главному бухгалтеру ФИО1 установлено «премирование стимулирующего и компенсационного характера за май» в размере 90 %, указанный вид выплаты не предусмотрен действующим Положением об оплате труда; в приказе от 25.06.2015 № 44 в нарушение пункта 3.2.1 Приложения № 6 в пункте 1 приказа не установлен размер премии по итогам работы за июнь в процентах к окладу (должностному окладу), в нарушение Положения об оплате труда пунктом 2 приказа главному бухгалтеру ФИО1 установлено «премирование стимулирующего и компенсационного характера за июнь» в размере 70 %, указанный вид выплаты не предусмотрен действующим Положением об оплате труда; в приказе от 27.07.2015 № 59 в нарушение пункта 3.2.1 Приложения № 6 в пункте 1 приказа не установлен размер премии по итогам работы за июль в процентах к окладу (должностному окладу), в нарушение Положения об оплате труда пунктом 2 приказа главному бухгалтеру ФИО1 установлено «премирование стимулирующего и компенсационного характера за июль» в размере 30 %, указанный вид выплаты не предусмотрен действующим Положением об оплате труда; в приказе от 25.08.2015 № 79 в нарушение пункта 3.2.1 Приложения № 6 в пункте 1 приказа не установлен размер премии по итогам работы за август в процентах к окладу (должностному окладу), в нарушение Положения об оплате труда пунктом 2 приказа главному бухгалтеру ФИО1 установлено «премирование стимулирующего и компенсационного характера за август» в размере 20 %, указанный вид выплаты не предусмотрен действующим Положением об оплате труда; в приказе от 25.09.2015 № 85/1 в нарушение пункта 3.2.1 Приложения № 6 в пункте 1 приказа не установлен размер премии по итогам работы за сентябрь в процентах к окладу (должностному окладу), в нарушение Положения об оплате труда пунктом 2 приказа главному бухгалтеру ФИО1 установлено «премирование стимулирующего и компенсационного характера за сентябрь» в размере 40 %, указанный вид выплаты не предусмотрен действующим Положением об оплате труда, в приказе от 28.10.2015 № 94/1 в нарушение пункта 3.2.1 Приложения № 6 в пункте 1 приказа не установлен размер премии по итогам работы за октябрь в процентах к окладу (должностному окладу), в нарушение Положения об оплате труда пунктом 3 приказа главному бухгалтеру ФИО1 установлено «премирование стимулирующего и компенсационного характера за октябрь» в размере 40 %, указанный вид выплаты не предусмотрен действующим Положением об оплате труда; в приказе от 25.11.2015 № 102/1 в нарушение пункта 3.2.1 Приложения № 6 в пункте 1 приказа не установлен размер премии по итогам работы за ноябрь в процентах к окладу (должностному окладу); в приказе от 25.12.2016 № 116/1 в нарушение пункта 3.2.1 Приложения № 6 в пункте 1 приказа не установлен размер премии по итогам работы за декабрь в процентах к окладу (должностному окладу), в нарушение Положения об оплате труда пунктом 2 приказа главному бухгалтеру ФИО1 установлено «премирование стимулирующего и компенсационного характера за декабрь» в размере <данные изъяты> руб., указанный вид выплаты не предусмотрен действующим Положением об оплате труда, в нарушение Положения об оплате труда пунктом 3 приказа главному бухгалтеру ФИО1 установлено «премирование по итогам работы за 2015 год» в размере <данные изъяты> руб., указанный вид выплаты не предусмотрен действующим Положением об оплате труда.

Также суд признает обоснованными выводы акта проверки о том, что при установлении в исследованных приказах дополнительных выплат работникам, используются формулировки, не предусмотренные Положением об оплате труда работников ГКУ «СРЦН «Светлячок», что затрудняет определение вида произведенных выплат и обоснованность их назначения. Обозначение дополнительно устанавливаемых выплат производится общим перечислением в приказах различных видов выплат как предусмотренных (но требующих соответствующего оформления), так и не предусмотренных Положением об оплате труда.

При этом, суд отмечает, что при установлении по результатам проверки, суммы необоснованной выплаты премии главному бухгалтеру ГКУ «СРЦН «Светлячок» в 2015 году, не были учтены изменения, внесенные в п. 3.2.1 раздела 3 приложения № 6 Положения об оплате труда работников ГКУ «СРЦН «Светлячок» приказом директора учреждения № 45 от 30.06.2015 г. «О внесении изменений в Положение об оплате труда» в части установления с 01.05.2015 г. главному бухгалтеру размера премии (максимального) по итогам работы за месяц – 50%.

Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в нарушение положений должностной инструкции, положений локальных нормативных актов, трудового законодательства ФИО1, являясь главным бухгалтером ГКУ «СРЦН «Светлячок» исполняла приказы, изданные с нарушением норм трудового законодательства, а после возложения на ФИО1 исполнение обязанностей директора Учреждения, продолжала издание приказов на выплату премий с нарушением норм трудового законодательства, а также, являясь главным бухгалтером, их исполнение.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у работодателя имелись предусмотренные законом основания для применения к ФИО1 дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 192 ТК РФ.

Согласно разъяснениям, данным судам в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» от 17 марта 2004 года N 2 при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя. (пункт 23)

Судам необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 7 части первой статьи 81 Кодекса в связи с утратой доверия возможно только в отношении работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.п.), и при условии, что ими совершены такие виновные действия, которые давали работодателю основание для утраты довериям к ним. (пункт 45)

Согласно ч. 3 ст. 192 Трудового кодекса РФ увольнение работника по основаниям, предусмотренным п. 7 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ относятся к дисциплинарным взысканиям, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом по трудовым спорам законность и обоснованность применения дисциплинарного взыскания к работнику возлагается на работодателя.

Ответчик должен был доказать при рассмотрении дела в суде первой инстанции следующие юридически значимые обстоятельства:

- наличие у истца обязанностей, за ненадлежащие исполнение которых данное лицо привлекается к дисциплинарной ответственности;

- факт ненадлежащего выполнения истцом данных обязанностей, с учетом указанных в оспариваемом приказе нарушений, вследствие его виновного, противоправного поведения;

- соблюдение порядка и сроков ее привлечения к дисциплинарной ответственности.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено доказательств в подтверждение того, что в трудовые обязанности ФИО1 входило непосредственное обслуживание денежных или товарных ценностей, и не доказано наличие законного основания для увольнения ФИО1 по пункту 7 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 не включает в таковые должность главного бухгалтера, а также работу (деятельность), выполняемую главным бухгалтером ФИО1 в соответствии с утвержденной должностной инструкцией.

С учетом установленных обстоятельств, оснований для применения к главному бухгалтеру ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ у работодателя не имелось, поскольку в трудовые обязанности истца не входит непосредственное обслуживание денежных или товарных ценностей.

Изложенные обстоятельства и нормы права, несмотря на наличие у ответчика оснований для применения к ФИО1 дисциплинарного взыскания, позволяют суду прийти к выводу о незаконности приказа и.о. директора ГКУ «СРЦН «Светлячок» № 29 от 03.03.2016 г. «О применении дисциплинарного взыскания» к ФИО1 в виде увольнения по пункту 7 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, и о незаконности производного от него приказа и.о. директора ГКУ «СРЦН «Светлячок» № 5 от 03.03.2016 г. «О внесении изменений в приказ № 4 от 26 февраля 2016 года «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)».

С учетом признания судом приказов № 29 и № 5 незаконными, формулировка увольнения ФИО1 подлежит изменению в соответствие с приказом № 4 от 26 февраля 2016 года «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)».

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1, к Государственному казенному учреждению «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Светлячок» удовлетворить.

Признать незаконным приказ исполняющего обязанности директора Государственного казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Светлячок» № 29 от 3 марта 2016 года «О применении дисциплинарного взыскания» о привлечении ФИО1 ФИО13 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения по пункту 7 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации - совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, дающих основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

Признать незаконным приказ исполняющего обязанности директора Государственного казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Светлячок» № 5 от 3 марта 2016 года «О внесении изменений в приказ № 4 от 26 февраля 2016 года «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)».

Изменить формулировку основания увольнения ФИО1: с пункта 7 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации - совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим товарные ценности, дающих основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя, на пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации - расторжение трудового договора по инициативе работника, в соответствии с приказом исполняющего обязанности директора Государственного казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Светлячок» № 4 от 26 февраля 2016 года «О прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)».

Взыскать с Государственного казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Светлячок» в доход бюджета муниципального образования Городской округ «Смирныховский» Сахалинской области государственную пошлину в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Вивенцов

В окончательной форме решение принято 3 июня 2016 года.

Судья Е.В. Вивенцов