ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-226/2021 от 14.12.2021 Тунгокоченского районного суда (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Верх-Усугли «14» декабря 2021 года

Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Жапова Т.С.,

при секретаре Богатенко Ю.С.,

с участием:

представителя истца – помощника прокурора Тунгокоченского района Мамкиной Ю.Б.,

представителя третьего лица – Администрации МР «Тунгокоченский район» – ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тунгокоченского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Чернышевский тепловик» о возложении обязанности - создать на котельных неснижаемый нормативный запас топлива (угля, дров), позволяющий обеспечить бесперебойную работу теплоисточников в течение отопительного периода 2021-2022 годов,

у с т а н о в и л:

Прокурор Тунгокоченского района обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя следующим.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения ООО «Чернышевский тепловик» обязанностей по подготовке к отопительному сезону 2021-2022 г.г. обслуживаемых объектов теплоснабжения на территории Тунгокоченского района, в ходе которой установлено следующее.

Для исполнения обязанностей по обеспечению бесперебойного отопления в течение отопительного сезона образовательных учреждений 12.07.2017 между администрацией муниципального района «Тунгокоченский район» и ООО «Чернышевский тепловик» заключено концессионное соглашение № 1 в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципального района «Тунгокоченский район» Забайкальского края.

В объект концессионного соглашение вошли здания котельных и котельное оборудование 9 котельных образовательных учреждений.

Проверкой 31.08.2021 установлено, что нормативный запас топлива на котельных отсутствует, пробные топки не проведены.

В связи с этим в адрес Генерального директора ООО «Забайкальский тепловик» прокурором района 31.08.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства (представление не рассмотрено, ответ на представление не получен). Ранее по указанным фактам ФИО2 объявлялось предостережение.

Согласно данным администрации муниципального района «Тунгокоченский район» по результатам проверок наличия нормативного запаса топлива на котельных образовательных учреждений, обслуживаемых ООО «Чернышевский тепловик» установлено следующее:

- 16.10.2021 (п. Вершино-Дарасунский запас на 2,5 суток),

- 17.10.2021 (п. Вершино-Дарасунский запас топлива на 1,5 суток);

- 20.10.2021 (с. Нижний Стан запас топлива на 6,5 суток);

- 21.10.2021 (с. Усугли запас топлива на 6,8 суток, с. Нижний Стан запас топлива на 5,5 суток);

- 25.10.2021 (с. Усугли запас топлива на 2,8 суток, с. Нижний Стан запас топлива на 1,5 суток);

- 05.11.2021 (с. Нижний Стан запас топлива на 3,5 суток);

- 06.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 6,8 суток, с. Нижний Стан запас топлива на 2,5 суток);

- 09.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 3,8 суток, с. Нижний Стан запас топлива на 1 сутки);

- 10.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 2,8 суток);

- 19.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 4,7 суток, с. Нижний Стан запас топлива на 2,5 суток);

- 22.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 1,7 суток);

- 23.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 0,7 суток);

- 24.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 2 суток);

- 25.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 1 сутки, п. Вершино-Дарасунский запас топлива на 6,5 суток);

- 26.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 5,6 суток).

Согласно информации, предоставленной ООО «Чернышевский тепловик» причиной сокращения запасов топлива стала задержка поставки вагонов с углем от пункта отправления до станции назначения.

Таким образом, ООО «Чернышевский тепловик» требования законодательства в указанной части не соблюдаются, несмотря на ранее принятые меры прокурорского реагирования.

В связи с этим просит суд:

В судебном заседании помощник прокурора Мамкина Ю.Б. исковые требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ООО «Чернышевский тепловик» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования не признает.

Представитель третьего лица – Администрации МР «Тунгокоченский район» –ФИО1 в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями согласна и просит их удовлетворить.

На основании ч.5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы организации теплоснабжения в границах поселения относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретённых тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии или тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 № 115 (далее – Правила эксплуатации энергоустановок), предусмотрено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Данная обязанность возложена на теплоснабжающие организации. Кроме того, производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 № 354, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома, под которой понимается качественная характеристика многоквартирного дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем. Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, а коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода.

В силу п.п. 4.1.1 и 11.9 Правил эксплуатации энергоустановок, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

В соответствии с п. 4 ч.2 ст. 4 Закона о теплоснабжении, установление порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установлен Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 № 377 (далее – Порядок).

Пункт 1 Порядка устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (далее – котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

В соответствии с п. 20 Порядка, количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки в соответствии с Таблицей 1 и составляет 7 суток для твердого топлива, доставляемого на котельную автомобильным транспортом.

Пункт 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 № 170, предусматривает, что системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению. Указанное применимо и к обслуживанию зданий образовательных учреждений, учреждений культуры, государственных и муниципальных органов.

В судебном заседании установлено следующее:

Для исполнения обязанностей по обеспечению бесперебойного отопления в течение отопительного сезона образовательных учреждений 12.07.2017 между администрацией МР «Тунгокоченский район» и ООО «Чернышевский тепловик» заключено концессионное соглашение № 1 в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности МР «Тунгокоченский район» Забайкальского края (л.д.10-30).

В объект концессионного соглашение вошли здания котельных и котельное оборудование 9 котельных образовательных учреждений.

Проверкой 31.08.2021 установлено, что нормативный запас топлива на котельных отсутствует, пробные топки не проведены.

С учетом вышеизложенного, в адрес Генерального директора ООО «Забайкальский тепловик» прокурором района 31.08.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства (л.д.6-9).

Согласно данным администрации муниципального района «Тунгокоченский район» по результатам проверок наличия нормативного запаса топлива на котельных образовательных учреждений, обслуживаемых ООО «Чернышевский тепловик» установлено следующее:

- 16.10.2021 (п. Вершино-Дарасунский запас на 2,5 суток),

- 17.10.2021 (п. Вершино-Дарасунский запас топлива на 1,5 суток);

- 20.10.2021 (с. Нижний Стан запас топлива на 6,5 суток);

- 21.10.2021 (с. Усугли запас топлива на 6,8 суток, с. Нижний Стан запас топлива на 5,5 суток);

- 25.10.2021 (с. Усугли запас топлива на 2,8 суток, с. Нижний Стан запас топлива на 1,5 суток);

- 05.11.2021 (с. Нижний Стан запас топлива на 3,5 суток);

- 06.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 6,8 суток, с. Нижний Стан запас топлива на 2,5 суток);

- 09.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 3,8 суток, с. Нижний Стан запас топлива на 1 сутки);

- 10.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 2,8 суток);

- 19.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 4,7 суток, с. Нижний Стан запас топлива на 2,5 суток);

- 22.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 1,7 суток);

- 23.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 0,7 суток);

- 24.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 2 суток);

- 25.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 1 сутки, п. Вершино-Дарасунский запас топлива на 6,5 суток);

- 26.11.2021 (с. Усугли запас топлива на 5,6 суток) (л.д.31-47).

Согласно информации, предоставленной ООО «Чернышевский тепловик» причиной сокращения запасов топлива стала задержка поставки вагонов с углем от пункта отправления до станции назначения (л.д.4-9).

Таким образом, сложившаяся ситуация нарушает права граждан-потребителей услуг теплоснабжения на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, создает угрозу нарушения прав на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Отсутствие запасов топлива может повлечь нарушение работы котельных в режиме, позволяющем соблюдать требования жилищного и санитарно-эпидемиологического законодательства, касающиеся предоставления коммунальных услуг по тепло- и водоснабжению надлежащего качества и в необходимых объемах и является предпосылкой возникновения чрезвычайной ситуации на территории сельского поселения.

Доводы ответчика суд считает несостоятельными по вышеизложенным основаниям.

Исходя из этого, суд считает, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

С учетом социальной значимости объектов жилищно-коммунального комплекса, принимая во внимание, что отсутствие топлива на котельных препятствует плановому проведению отопительного сезона, суд в соответствии со ст.212 ГПК РФ обращает решение к немедленному исполнению

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Тунгокоченского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Чернышевский тепловик» – удовлетворить.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Чернышевский тепловик» обязанность создать на котельной «Титан» с. Верх-Усугли, котельной «Детский сад» с. Усугли, котельной «Школы» с. Усугли, котельной «Детский сад» п. Вершино-Дарасунский, котельной «Начальная школа п. Вершино-Дарасунский», котельной «Стадион» п. Вершино-Дарасунский, котельной «Самородок» п. Вершино-Дарасунский, котельной «Нижнестанская ООШ», котельной «Детский сад» с. Нижний Стан неснижаемый нормативный запас топлива (угля, дров), позволяющий обеспечить бесперебойную работу теплоисточников в течение отопительного периода 2021-2022 годов.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.

Председательствующий ________ Т.С. Жапов