Дело № 2-2270/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2013 года город Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи - Караваевой О.С.,
при секретаре - Короленко Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора № военной прокуратуры гарнизона к Военному комиссариату Сахалинской области о возложении обязанности принять меры, направленные на проведение аттестации по условиям труда рабочего места <данные изъяты>
установил:
11 февраля 2013 года Военный прокурор № военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Военному комиссару Сахалинской области о признании незаконным бездействия, связанного с непроведением мероприятий по аттестации по условиям труда рабочего места <данные изъяты> и возложении обязанности принять меры, направленные на проведение аттестации по условиям труда данного рабочего места.
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной проверкой соблюдения законодательства об охране труда в Военном комиссариате Сахалинской области выявлено, что в нарушение требований трудового законодательства работодателем не проведена аттестация по условиям труда рабочего места <данные изъяты> Нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда нарушает права работников.
Определением суда от 09 апреля 2013 года произведена замена ненадлежащего ответчика Военного комиссара Сахалинской области на надлежащего ответчика – Военный комиссариат Сахалинской области.
Определением суда от 09 апреля 2013 года прекращено производство по делу в части требований о признании незаконным бездействия Военного комиссариата Сахалинской области, связанного с непроведением мероприятий по аттестации по условиям труда рабочего места <данные изъяты>, в связи с принятием отказа от иска в данной части.
В судебном заседании помощник прокурора Киселев Н.Ю. исковые требования поддержал.
Представитель Военного комиссариата Сахалинской области ФИО1 с иском не согласилась, пояснила, что в соответствии с требованиями действующего законодательства рабочее место <данные изъяты> не подлежит аттестации.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37).
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан, в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Статьей 212 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя обеспечить проведение аттестации рабочего места по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В соответствии с частью 12 статьи 209 Трудового кодекса РФ аттестацией рабочих мест по условиям труда является оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Порядок), требования которого распространяются, в том числе на работодателей юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 Порядка аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Пунктом 4 названного порядка, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, предусматривалось, что аттестации подлежат все рабочие места работодателя.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, вступившим в действие с 26 ДД.ММ.ГГГГ, указанный пункт 4 Порядка изложен в новой редакции, согласно которой аттестации подлежат рабочие места работодателя, в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вновь организованные рабочие места), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:
работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
При этом определено, что не подлежат аттестации рабочие места, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Из содержания вышеприведенных положений следует, что если рабочее место, на котором работник осуществляет трудовую функцию по соответствующей должности, не отвечает критериям, предусмотренным пунктом 4 Порядка, то такое рабочее место не подлежит обязательной аттестации по условиям труда.
В соответствии со статьей 12 Трудового кодекса РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Принимая во внимание изложенное, при разрешении заявленных требований подлежит применению пункт 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, действующей на момент рассмотрения дела.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, штатным расписанием Военного комиссариата Сахалинской области предусмотрена должность начальника отдела (планирования, предназначения, подготовки и учета). Аттестация указанного рабочего места по условиям труда работодателем не проводилась. Данные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.
Согласно акту установления рабочего места <данные изъяты> утвержденного военным комиссаром Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ рабочее место по этой должности установлено в Административном здании военного комиссариата Сахалинской области, расположенном по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, объемом <данные изъяты> куб.м. Рабочее место оборудовано столом, стулом, персональным компьютером, сейфом. На данном рабочем месте работник выполняет свои обязанности в течение всего рабочего времени.
Изучив представленные стороной ответчика Положение об Отделе (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов), утвержденного военным комиссаром Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ должностные и функциональные обязанности начальника отдела (планирования, предназначения, подготовки и учета), суд приходит к выводу, что в обязанности лиц, занимающих указанную должность не входит выполнение трудовых функций, предусмотренных пунктом 4 вышеприведенного Порядка (в действующей редакции), при которых работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии на рабочем месте <данные изъяты> источников опасностей, вредных и (или) опасных производственных факторов, перечисленных в пункте 4 Порядка, наличие которых обязывает работодателя провести аттестацию, суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований военного прокурора № военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Военному комиссариату Сахалинской области о возложении обязанности принять меры, направленные на проведение аттестации по условиям труда рабочего места <данные изъяты> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 27 мая 2013 года.
Председательствующий судья О.С. Караваева