ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2270/2016 от 18.10.2016 Павлово-посадского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2016 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Ванеева С.У.,

при секретаре судебного заседания Ивановой С.М.,

с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителяадминистрации городского округа Электрогорск Московской области ФИО3,представителя отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Павлово-Посадскому району и г.ЭлектрогорскФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2- 2270/2016 по иску ФИО1 кадминистрации городскогоокругаЭлектрогорскМосковскойобластиопонуждении органа местногосамоуправлениявынесениярешенияоб изменении очередности на получение жилого помещения,

У с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации городскогоокругаЭлектрогорскМосковскойобласти опонуждении органа местногосамоуправлениявынесениярешенияоб изменении очередности на получение жилого помещения, ссылаясь на то, что онапоставлена администрацией г.о.Электрогорск Московской области в очередь на улучшение жилищных условий на получение жилого помещения в первоочередном порядке, а также в общую очередь. Комнаты в коммунальной муниципальной квартире, где проживала семья Истицы не соответствуют санитарным и гигиеническим норм предъявляемым к жилым помещениям.В связи с указанным обстоятельством, администрацией г.о. Электрогорск семье истицы для временного проживания предоставлена другая однокомнатная квартира в жилом доме по адресу: <адрес>, который в декабре 2014г. признан аварийным и подлежащим сносу.Другое жилое помещение для проживания Администрация г.о. Электрогорск семье истицы не предоставила.За период с 1999г. по 2016г., семья истицы не была обеспечена жилым помещением, согласно установленной нормы, хотя имела право на его получение в первоочередном порядке, исходя из норм ЖК РСФСР, действующих в период постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.В связи с чем истица просит судпризнать за ней право на первоочередное получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с отдельным списком на предоставление жилой площади.Обязать администрацию городского округа Электрогорск Московской области предоставить ФИО1 и членам ее семьи жилое помещение по договору социального найма в первоочередном порядке в соответствии с отдельным списком на предоставление жилой площади.

Представитель истцаФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала и просила удовлетворить.

Представитель администрации городского округа Электрогорск Московской области ФИО3 исковые требования не признала и просила суд в удовлетворении иска отказать в полном объеме. В обоснование заявленной позиции представила Возражения на исковое заявление из которых следует, что до 01.03.2005г. жилищным законодательством РСФСР было предусмотрена обязанность органов местного самоуправления в предоставление отдельным категориям граждан, в том числе многодетным семьям жилых помещений в первоочередном порядке. С 01.03.2005г, т.е. с момента вступления в силу ЖК РФ, предоставление жилых помещений в первоочередном порядке указанной категории граждан не предусмотрено, в связи с чем данная очередь граждан имеющих право на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке, в Администрации г.о. Электрогорск была ликвидирована, и все граждане ранее стоявшие в данной льготной очереди на улучшение жилищных условий помещений, остались в общей очереди на получение жилых помещений.

При этом Постановление Главы г.о. Электрогорск вынесенное в порядке ст.56 ЖК РФ о ликвидации очереди граждан имеющих право на получение жилых помещений в первоочередном порядке и снятии семьи Истицы с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в первоочередном порядке, Ответчик предоставить суду не может, т.к. данное Постановление никогда и никем из должностных лиц Администрации г.о. Электрогорск не выносилось, в связи с чем представитель Ответчика заявила о применении срока исковой давности к исковым требованиям заявленных Истцом, т.к. по мнению ответчика о ликвидации льготной очереди истица должна была узнать 01.03.2005г. в связи с чем имела право на обращение в суд в течении 3-х лет с указанной даты.

Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Павлово-Посадскому муниципальному району и городскому округу ЭлектрогорскФИО4 в судебное заседание явилась, иск поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме, так как затрагиваются права и интересы несовершеннолетних членов семьи истца ФИО1 не достойное существование.

Проверив материалы дела, выслушав представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя ответчика администрации городского округа Электрогорск Московской области по доверенности ФИО3 и представителя третьего лица Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Павлово-Посадскому муниципальному району и городскому округу Электрогорск ФИО4 суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

На основании Постановления Главы города Электрогорск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ., истица ФИО1 проживающая в 2-х комнатах в коммунальной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, как многодетная мать, награжденная Президентом СССР ФИО5 медалью «Мать-героиня», поставлена администрацией г.Электрогорск Московской области в очередь на улучшение жилищных условий на получение жилого помещения в первоочередном порядке, а также в общую очередь. Указанным постановлением присвоен номер льготной очереди , и общей очереди .

Комнаты в коммунальной муниципальной квартире, где проживала семья Истицы не соответствуют санитарным и гигиеническим норм предъявляемым к жилым помещениям, так как в данной квартире отключено тепло, водо, электро и газоснабжение. Ремонт жилого дома администрацией г.о. Электрогорск никогда не проводился.

В связи с указанным обстоятельством, администрацией г.о. Электрогорск семье истицы (в настоящее время состоящей из 22 человек, из них 10 несовершеннолетних детей) для временного проживания предоставлена другая однокомнатная квартира площадью <данные изъяты> кв. метров в жилом доме по адресу <адрес>, который в декабре 2014г. признан аварийным и подлежащим сносу.

Другое жилое помещение для проживания администрация г.о. Электрогорск семье истицы до настоящего времени не предоставила.

За период с 1999г. по 2016г. (более 17-ти лет), семья истицы не была обеспечена жилым помещением, согласно установленной нормы, хотя имела право на его получение в первоочередном порядке, исходя из норм ЖК РСФСР, действующих в период постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В связи с указанным обстоятельством, истица в 2006г. обратилась в администрацию г.о. Электрогорск Московской области с заявлением в котором просила разъяснить причину бездействия администрации по не предоставлению ее семье жилого помещения.

Из ответа администрации г.о.Электрогорск от ДД.ММ.ГГГГ., истица узнала, что с 01.03.2005г. в связи с вступлением в силу Жилищного кодекса РФ предоставление жилья осуществляется строго в соответствии со ст.57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, в связи с чем ее семья стоит в очереди на улучшение жилищных условий под номером в общем списке очередников, а список очередников на получение жилых помещений в первоочередном порядке в администрации г.о. Электрогорск ликвидирован, так как предоставление жилых помещений в первоочередном порядке указанной категории граждан Жилищным кодексом РФ не предусмотрено.

В связи с указанным обстоятельством Истица в целях защиты своих законных прав и интересов обратилась с настоящим иском в суд.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суд считает позицию ответчика необоснованной, нарушающей действующее законодательство и законные права и интересы истицы по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.29 ЖК РСФСР (действовавшей на дату принятия администрацией г.о. Электрогорск семьи истицы на учет для улучшения жилищных условий), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

В соответствии с п.8 ст.36 ЖК РСФСР, в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий матерям, которым присвоено звание "Мать-героиня", многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям.

В силу п.п.9.1 п.9 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных Решением Мособлисполкома и президиума <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более <данные изъяты> кв. метров.

В соответствии с п.п.28 и 29 указанных Правил, граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади.

В первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе матерям, которым присвоено звание "Мать - героиня", многодетным семьям (имеющим трех и более несовершеннолетних детей) и одиноким матерям (не состоящим в браке и имеющим право на государственное пособие на содержание и воспитание ребенка).

Как следует из Постановления Главы города Электрогорска Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. семья истицы была поставлена в льготную очередь на получение жилья в первоочередном порядке как многодетная мать под номером .

В п.п.35.4 п.35 Правил указано, что состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий отдельные категории граждан обеспечиваются жилыми помещениями в следующие сроки, которые исчисляются со дня вынесения решения о принятии этих лиц на учет, а именно матери, которым присвоено звание "Мать - героиня", - в течение одного года.

Однако, в нарушение действующего законодательства, ответчик в установленный законом срок не обеспечил многодетную семью истицы которой присвоено звание "Мать – героиня "жилым помещением в первоочередном порядке согласно нормы обеспечения.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, закрепленные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, Определения
от ДД.ММ.ГГГГ года и от ДД.ММ.ГГГГ). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Закрепляя право каждого на жилище, Конституция РФ возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего).

Статьей 6 ЖК РФ, установлено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В соответствии с п.28 Приказа Министерства регионального развития РФ №18 от 25.02.2008г. при предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет, в примечании которого указано, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете, право на внеочередное или первоочередное предоставление жилых помещений, вне зависимости от уровня их доходов.

Данное положение закреплено также ч.2 ст.6 Закона РФ № 189-ФЗ
от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», согласно которого граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслуст.6 ЖК РФ и части 2 статьи 6 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Для сохранения права граждан, поставленных на учет до 01 марта 2005 года, Конституционный Суд РФ своим Определением N 1549-О-П от 01.12.2009 года определил, что по причинам изменения оснований постановки на учет возникшим после вступления в силу Жилищного кодекса РФ не предполагается снятие с учета лиц, поставленных на учет до 01 марта 2005 года. Тем самым сохраняется право граждан, поставленных на учет до 01 марта 2005 года, состоять на данном учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и далее.

В Определении Верховного суда РФ № 5н-207-09 от 14.07.2009г указано, что в соответствии со ст.5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. То есть в том случае, если у лица возникло право на льготу по основаниям, предусмотренным статьей 36 ЖК РСФСР, оно сохраняется и после введения в действие нового Жилищного кодекса. Отсутствие в ЖК РФ указания на данную категорию граждан не является основанием для лишения их прав на льготы, которые были приобретены ими по нормам ЖК РСФСР.

В своих решениях Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель, а не органы местного самоуправления, вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (ОпределениеN 7-О от 18 января 2005 года).

Поскольку семья истицы была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке по категории многодетная семья до 1 марта 2005 года, то с введением в действие Жилищного кодекса РФ за ней сохранилось право состоять в очереди на улучшение жилищных условий, в том же первоочередном порядке, так как данное право не было ею реализовано не по вине последней, а по причине не исполнения ответчиком требований закона и своей обязанности по предоставлению жилья истице и членам ее семьи в первоочередном порядке в установленный срок.

Статьей 56 ЖК РФ установлено, что снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принятого органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.

Ответчик не представил суду Постановление Главы г.о.Электрогорск Московской области о ликвидации списка очередников имеющих право на первоочередное получение жилых помещений принятых на учет до 01.03.2005г. и снятии семьи Истицы с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в первоочередном порядке.

Кроме того п.1 ст.56 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень основания для снятия граждан с очереди на улучшение жилищных условий. Основания указанные представителем ответчика послужившие основанием для снятия семьи ФИО1 с очереди на получение в первоочередном порядке жилого помещения, указанной нормой закона не предусмотрены.

В соответствии с пояснениями представителя ответчика, данное Постановление никогда Главой города Электрогорск не выносилось и она не может пояснить, кто именно принял решение о ликвидации очереди граждан имеющих право на получение жилых помещений в первоочередном порядке и снятии семьи Истицы с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в первоочередном порядке.

При таких обстоятельствах исковые требования о признании за ФИО1 права на первоочередное получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с отдельным списком на предоставление жилой площади и обязанииадминистрации городского округа Электрогорск Московской области предоставить ФИО1 и членам ее семьи жилое помещение по договору социального найма в первоочередном порядке в соответствии с отдельным списком на предоставление жилой площади, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В части доводов представителя ответчика о применении судом срока исковой давности в отношении заявленных истцом требований суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства, Постановление о ликвидации списка очередников имеющих право на первоочередное получение жилых помещений принятых на учет до 01.03.2005г. и снятии семьи Истицы порядке в порядке ст.56 ЖК РФ с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в первоочередном порядке до настоящего времени Главой г.о.Электрогорск Московской области не выносилось, в связи с чем Истица не имела возможности оспорить данное решение.

Доказательств уведомления истца о ликвидации очереди граждан имеющих право на получение жилых помещений в первоочередном порядке и снятии семьи Истицы с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в первоочередном порядке путем направления уведомления по почте, а также через средства массовой информации, Ответчик суду не представил.

Из материалов дела следует, что о ликвидации списка граждан имеющих право на улучшение жилищных условий в первоочередном порядке и исключении семьи истицы из данной очереди, Истица узнали лишь из полученного ею от Администрации г.о. Электрогорск ответа № ПО-852 от 10.06.2016г., после чего она сразу же обратилась с иском об оспаривании неправомерных действий ответчика в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд,

Решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на первоочередное получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с отдельным списком на предоставление жилой площади.

Обязать Администрацию городского округа Электрогорск Московской области предоставить ФИО1 и членам ее семьи жилое помещение по договору социального найма в первоочередном порядке в соответствии с отдельным списком на предоставление жилой площади.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца.

Председательствующий С.У. Ванеев