ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2270/2022 от 06.09.2022 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

№2-2270/2022

64RS0044-01-2022-003561-33

Решение

именем Российской Федерации

Заводской районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Московских Н.Г., при секретаре Шабановой М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», публичному акционерному обществу «Т Плюс» об обязании демонтировать детскую площадку, расположенную на охранной зоне тепловых сетей, возложении обязанности осуществить реконструкцию тепловой сети, установить плакаты,

установил:

заместитель прокурора города Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», публичному акционерному обществу «Т Плюс», в котором просил возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа беседки, расположенной по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером <№>, в охранной зоне тепловых сетей, возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов», публичное акционерное общество «Т Плюс» осуществить реконструкцию тепловых сетей путем изменения способа прокладки с надземный на подземный; возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанность до освобождения охранной зоны обозначить охранную зону участка тепловой сети, проходящего на территории учреждения, установить плакаты «Опасная зона».

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки прокуратурой города выявлено, что вышеуказанный земельный участок находится в собственности муниципального образования «Город Саратов», предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района города Саратова. В ходе осмотра установлено, что по территории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» проходит участок внутриквартальной тепловой сети <данные изъяты> от <данные изъяты> надземного исполнения. При этом беседка находится в охранной зоне тепловой сети. Ссылался, что охранные зоны устанавливаются для обеспечения сохранности тепловых сетей, расположение беседки в охранной зоне тепловой сети создает препятствия для исполнения ПАО «Т Плюс» возложенных на него обязанностей по содержанию и безопасной эксплуатации тепловых сетей, обеспечению надежного теплоснабжения потребителей. В случае возникновения аварийной ситуации на тепловой сети, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, в том несовершеннолетних воспитанников учреждения, окружающей среде, имуществу.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1 возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Представитель третьего лица МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований о демонтаже детской площадки.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Выслушав представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером <№> расположенной по адресу: <адрес> находится в собственности муниципального образования «Город Саратов», предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района города Саратова.

В границах земельного участка с кадастровым номером <№> расположенного по адресу: <адрес> расположены элементы тепловых сетей, являющиеся частью внутриквартирной тепловой сети магистрали <данные изъяты>: надземный участок трубопровода тепловой сети диаметром 76 мм; подземный участок трубопровода тепловой сети диаметром 76 мм; тепловая камера. В границах охранной зоны тепловой сети подземного трубопровода диаметром 76 мм. расположена беседка.

Как следует из материалов дела и установлено судом МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района города Саратова является образовательной организацией, осуществляющей деятельность на территории Заводского района г. Саратова, обучающимся в котором, в том числе, предоставляются права на охрану жизни и здоровья. Учреждение в установленном законодательством Российской Федерации несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, а также работников учреждения.

В соответствии с Уставом МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района города Саратова учредителем и собственником учреждения является муниципальное образование «Город Саратов».

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, и настаивая на уточненных требованиях, истец сослалась на то, что на земельном участке с кадастровым номером <№> расположены элементы тепловых сетей, в границах охранной зоны тепловой сети расположена беседка, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, в том несовершеннолетних воспитанников учреждения, окружающей среде, имуществу.

С целью выяснения юридически значимых обстоятельств дела при рассмотрении гражданского дела судом была назначена и проведена по делу судебная экспертиза.

Согласно заключению эксперта <данные изъяты><№> от <Дата>, в границах земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <№>, расположены элементы тепловых сетей: надземный участок трубопровода тепловой сети диаметром 76 мм; подземный участок трубопровода тепловой сети диаметром 76 мм; тепловая камера. Указанные элементы являются частью внутриквартальной тепловой сети тепломагистрали <данные изъяты>. В границах охранной зоны тепловой сети подземного трубопровода диаметром 76 мм. расположена беседка. Границы указанной беседки показаны на Демонстрационной схемы приложения 1 синим цветом. Согласно п.п. 5,5 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей размещение спортивных и игровых площадок, частью которых является указанное строение запрещено. Также, согласно п.п. 9Л,9.4., прокладка тепловых сетей надземным исполнением в границах детских учреждений запрещено. Выявленные нарушения технических регламентов несут угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения аварийной ситуации на указанных трубопроводах. Наличие беседки усложняет производство ремонтных работ, увеличивает срок его производства и трудозатраты. Для устранения выявленных нарушений необходимо произвести комплекс работ: выполнить реконструкцию участка тепловой сети проходящей по территории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» с изменением способа ее прокладки с надземный на подземный; выполнить демонтаж беседки обозначенной на Демонстрационной схеме приложения 1 синим цветом, расположенной в границах указанных в каталоге координат приложения 1, произвести монтаж данной беседки за границами охранных зон тепловой сети.

Заключение эксперта составлено на основании определения Заводского районного суда г.Саратова от <Дата>, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ. В связи с этим данные заключения являются допустимыми доказательствами.

Доказательства, опровергающие данные выводы эксперта суду не представлены.

Согласно пунктам 1 - 3 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей" (далее - Типовые правила N 197) охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.

Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки (пункт 4 Типовых правил N 197).

Пунктом 5 Типовых правил N 197 предусмотрено, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие их ремонту, в том числе не допускается устраивать игровые площадки.

В силу пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 и пунктом 7 статьи 28 названного Федерального закона предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как установлено пунктом 8 части 1 статьи 41 этого же Федерального закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В судебном заседании установлено, что учредителем и собственником имущества МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района города Саратова

является муниципальное образование «Город Саратов».

Одним из источников формирования имущества, финансовых ресурсов учреждения являются субсидии из бюджета муниципального образования. Выполнение установленного муниципального задания осуществляется за счет финансового обеспечения учредителя на содержание имущества

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся в том числе включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Земельный Кодекс Российской Федерации предусматривает наличие охранной зоны тепловых сетей (п. 28 ст. 105 ЗК РФ).

Ограничения использования земельных участков охранной зоны тепловых сетей, указывающие, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или которые препятствуют ремонту (например, устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.) установлены пунктом 5 Приказа Минстроя РФ от 17.08.1992 г. N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей".

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о доказанности факта размещения спорной беседки в границах охранной зоны тепловой сети.

В судебном заседании установлено, что нахождение спорной беседки в охранной зоне тепловой сети, является нарушение пунктов 5 приказа Министерства архитектуры, строительства и жилищного хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 года N 197.

Применительно к конкретным установленным по делу обстоятельствам суд приходит к выводу, что размещение спорной беседки в границах охранной зоны тепловых сетей угрожает безопасности, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том несовершеннолетних воспитанников учреждения.

Исходя из характера и вида выявленных нарушений по настоящему делу, наличие которых не оспаривается стороной ответчиков и которые предусмотрены пунктом 5 приказа Министерства архитектуры, строительства и жилищного хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 года N 197, и отсутствуют доказательства его соблюдения, суд приходит к выводу о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов» освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа беседки, расположенной по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером <№> в охранной зоне тепловых сетей в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, до освобождения охранной зоны обозначить охранную зону участка тепловой сети, проходящего по территории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова, установить плакаты «Опасная зона» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения проводятся заблаговременно.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.

Судом установлено, что между администрацией муниципального образования «Город Саратов (концедент) и ПАО «Т Плюс» (концессионер) заключено концессионное соглашение <№> от <Дата> в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения в г. Саратове, по которому ПАО «Т Плюс» переданы в том числе элементы тепловых сетей, являющиеся частью внутриквартирной тепловой сети магистрали <данные изъяты>, расположенные на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>.

В соответствии с указанным соглашением, ПАО «Т Плюс» обязуется за свой счет реконструировать имущество (п.1.1 соглашения).

Концессионер обязан разработать и согласовать с концедентом необходимую для реконструкции объектов имущества в составе объекта соглашения проектную документацию (п.5.2.2 соглашения).

Согласно п.5.2.10 соглашения концедент обязуется оказывать концессионеру необходимое содействие при выполнении работ по реконструкции объекта соглашения путем проведения мероприятий по созданию условий для выполнения работ, в том числе по обеспечению свободного доступа концессионера и уполномоченных им лиц к объекту соглашения и иному имуществу.

Согласно п. 9.1 СНиП 41-02-2003 в населенных пунктах для тепловых сетей предусматривается подземная прокладка. При обосновании допускается надземная прокладка тепловых сетей, кроме территорий детских и лечебных учреждений.

Согласно п.9.3 СНиП 41-02-2003 пересечение транзитными тепловыми сетями зданий и сооружений детских дошкольных, школьных и лечебно-профилактических учреждений не допускается. Прокладка тепловых сетей по территории перечисленных учреждений допускается только подземная в монолитных железобетонных каналах с гидроизоляцией. При этом устройство вентиляционных шахт, люков и выходов наружу из каналов в пределах территории учреждений не допускается, запорная арматура должна устанавливаться за пределами территории.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на орган местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о доказанности факта размещения на земельном участке с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>, находящемся в пользовании МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района города Саратова надземного участка трубопровода тепловой сети диаметром 76 мм.

В судебном заседании установлено, что нахождение спорного надземного участка трубопровода тепловой сети диаметром 76 мм, является нарушение пунктов п. 9.1, п.9.3 СНиП 41-02-2003.

Применительно к конкретным установленным по делу обстоятельствам суд приходит к выводу, что размещение спорного надземного участка трубопровода тепловой сети диаметром 76 мм угрожает безопасности, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том несовершеннолетних воспитанников учреждения.

Для устранения выявленных нарушений необходимо произвести комплекс работ: выполнить реконструкцию участка тепловой сети проходящей по территории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» с изменением способа ее прокладки с надземный на подземный;

Ответчиками в рамках состязательного процесса в соответствии со ст. 56, 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства не опровергнуты.

Исходя из характера и вида выявленных нарушений по настоящему делу, наличие которых не оспаривается стороной ответчиков, а также в том числе и условий указанного выше соглашения, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд приходит к выводу о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять меры по организации на территории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на земельном участке с кадастровым номером <№> в пределах предоставленных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в части осуществления муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по реконструкции объектов теплоснабжения, обязать публичное акционерное общество «Т Плюс» выполнить реконструкцию участка тепловой сети, проходящей по территории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на земельном участке с кадастровым номером <№> с изменением способа ее прокладки с надземный на подземный в срок до начала отопительного сезона 2023 - 2024 годов.

Суд, учитывая установленные по делу обстоятельства, полагает возможным установить указанные выше сроки устранения ответчиками выявленные нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, ответчики вправе поставить перед судом вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, ссылаясь на доказательства невозможности исполнения в установленный срок.

На основании определения Заводского районного суда г.Саратова от <Дата> была проведения судебная экспертиза. Расходы по производству указанных экспертиз составляют в общей сумме 30000 рублей, которые не были оплачены в <данные изъяты>.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с каждого из ответчиком подлежат взысканию расходы по оплате судебной экспертизы в пользу в <данные изъяты> в размере 15000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Решил:

обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» освободить охранную зону тепловых сетей путем демонтажа беседки, расположенной по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером <№> в охранной зоне тепловых сетей в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» до освобождения охранной зоны обозначить охранную зону участка тепловой сети, проходящего по территории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова, установить плакаты «Опасная зона» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять меры по организации на территории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на земельном участке с кадастровым номером <№> в пределах предоставленных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в части осуществления муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по реконструкции объектов теплоснабжения.

обязать публичное акционерное общество «Т Плюс» выполнить реконструкцию участка тепловой сети, проходящей по территории МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на земельном участке с кадастровым номером <№> с изменением способа ее прокладки с надземный на подземный в срок до начала отопительного сезона 2023 - 2024 годов.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу <данные изъяты> расходы на проведение экспертизы в размере 15 000 рублей.

Взыскать с публичное акционерное общество «Т Плюс» в пользу <данные изъяты> расходы на проведение экспертизы в размере 15 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова.

Судья: