ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2270/2022 от 13.05.2022 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

УИД 48RS0001-01-2022-001841-15 Дело № 2- 2270/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2022 года город Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Леоновой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ореховой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Некрасова Александра Павловича к ООО «Межрегионгаз Липецк» об изменении формы организации сбора оплаты за услуги по поставке газа без взимания комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Некрасов А.П. обратился в суд с иском к ООО «Межрегионгаз Липецк» об изменении формы организации сбора оплаты за услуги по поставке газа без взимания комиссии.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что является потребителем услуг по поставке газа. С конца 2021 года при оплате стоимости потребленного газа с истца взимается комиссионный сбор в размере 30% в связи с отсутствием договора на прием оплаты за оказанные услуги. Поскольку форма организации оплаты за потребленные услуги определяется организацией, предоставляющей услуги, бездействие ответчика является незаконным, нарушает истца как потребителя.

В судебном заседании Некрасов А.П. иск поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседания не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в письменном отзыве иск не признал.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.11 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. N 1021"О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услугипо его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетямна территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода" государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ и розничные цены на сжиженный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из:

а) возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов);

б) установления для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемых видах деятельности (до разработки методики определения размера основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемых видах деятельности, учитывается размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование других обоснованных расходов);

в) удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа;

г) учета в структуре регулируемых цен (тарифов) всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) учета разницы в стоимости услуг по транспортировке и поставке (реализации) газа различным группам потребителей и в различные районы;

е) развития внутриотраслевой (в сфере поставок газа) и межотраслевой (между замещающими видами топлива) конкуренции, а также применения метода сравнения уровня оптовой цены на газ с уровнем цен на газ на внешних рынках;

ж) возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям;

з) возмещения газотранспортным организациям экономически и технологически обоснованных расходов на выполнение мероприятий по технологическому присоединению к магистральным газопроводам.

Не допускается включение в состав экономически обоснованных затрат организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, при внесении такими потребителями платы за коммунальные услуги (пункт 13.1).

В соответствии с п. 63 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

В соответствии с частью 4 статьи 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; при этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Согласно части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с данным Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе, для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты (пункт 65 Правил).

Таким образом, ресурсоснабжающая организация имеет право выбора способа принятия оплаты от населения за предоставленные коммунальные услуги, в том числе и через платежных агентов.

Деятельность платежных агентов по приему платежей физических лиц регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ). В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона N 103-ФЗ платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей - это платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (ч. 4 ст. 2 Закона N 103-ФЗ).

То есть отношения между теплоснабжающей организацией и платежным агентом формируются на договорной основе.

Согласно ст.ст. 1005, 1006 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность агента перед ресурсоснабжающей организацией (принципалом) ( в данном случае-АО «Газпром межрегионгаз Липецк») заключается в совершении им по поручению принципала юридических действий от имени принципала в его интересах, за его счет, а обязанность принципала перед агентом состоит в уплате агентского вознаграждения в порядке и на условиях, предусмотренных агентским договором.

При этом ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Правила не содержат положений о том, что агентское вознаграждение, уплачиваемое ресурсоснабжающей организацией платежному агенту, включается в структуру платы за потребленный коммунальный ресурс.

Физические лица - плательщики за коммунальные услуги, вправе самостоятельно выбирать способ оплаты (наличными денежными средствами с оплатой комиссии, безналичное (бескомиссионное) перечисление, с использованием услуг банков, расчетно-кассовых центров и других организаций, осуществление оплаты потребленного ресурса (оказанной услуги) непосредственно ресурсоснабжающей организации (организации, оказывающей услуги) и т.д. или осуществлять платежи без взимания комиссии.

Установлено, что истец является собственником квартиры <адрес> и потребителем услуг по поставке газа в жилое помещение.

Оплата услуг за потребленный газ осуществляется истцом через АО «Почта России»

Комиссия за оплату услуг ЖКХ составляет 30 руб.

Из приведенных норм права следует, действующее законодательство не предусматривает обязанности ресурсоснабжающей организации обеспечить потребителю безвозмездное оказание хозяйствующими субъектами услуг.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Некрасова Александра Павловича к ООО «Межрегионгаз Липецк» об изменении формы организации сбора оплаты за услуги по поставке газа без взимания комиссии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Липецка в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Леонова

Мотивированное решение составлено 20 мая 2022 года.