ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2271/10 от 24.12.2010 Юргинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2–2271/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е

председательствующего Панфиловой В.А.

при секретаре Пола Т.П.

с участием представителя истца Рубана А.В.

представителя ответчика Колпаковой С.А.

представителя ответчика Белоусовой Е.В.

представителя третьего лица Тележинской П.С.

24 декабря 2010 года

рассмотрев в г. Юрге в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора к Муниципальному образовательному учреждению «Начальная школа-детский сад № 5», Администрации г. Юрги о понуждении к совершению действий по лицензированию медицинской деятельности,

у с т а н о в и л:

Юргинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Начальная школа-детский сад № 5» (далее МОУ «Начальная школа-детский сад № 5»), Администрации г. Юрги о понуждении к совершению действий по лицензированию медицинской деятельности. В судебном заседании представитель Юргинской межрайонной прокуратуры Рубан А.В. в обоснование иска пояснил, что Юргинской межрайонной прокуратурой в результате проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования детей на территории г. Юрги и Юргинского района установлено, что в МОУ «Начальная школа-детский сад № 5» функционирует медицинский кабинет без соответствующего разрешения (лицензии). В результате проведенной проверки установлено, что в указанном выше общеобразовательном учреждении имеется медицинский комплекс, состоящий из приемного и процедурного кабинета. Установлено, что в общеобразовательном учреждении осуществляется медицинская деятельность, а именно оказывается доврачебная медицинская помощь по сестринскому делу в педиатрии, проводится вакцинация детей. Штатным расписанием общеобразовательного учреждения предусмотрена должность медицинского работника (старшая мед.сестра). Статья 15 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1 определяет, что лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст.4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельной № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Пункт 96 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности №128-ФЗ от 08.08.2001 предусматривает, что медицинская деятельность подлежит лицензированию. Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 №30 (ред. от 21.04.2010), определен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. При этом, как следует из текста положения, лицензирование медицинской деятельности подлежит по месту ее фактического осуществления. В соответствии со ст.32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Этой же нормой к компетенции образовательного учреждения отнесено: создание образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Согласно ст.51 Федерального закона от 10.07.1992 №3236-1 «Об образовании образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Согласно п. 1.3. Устава МОУ «Начальная школа-детский сад № 5» учредителем образовательного учреждения является МО «Юргинский городской округ», имущество закреплено за образовательным учреждением на праве оперативного управления и находится в муниципальной собственности МО «Юргинский городской округ», финансирование осуществляется из местного бюджета. Финансирование учреждения, в том числе бюджетное осуществляется учредителями на основе нормативов и смет. В соответствии с ч. 2 ст. 102 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При его недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ предъявление иска в интересах неопределенного круга лиц, постоянно, либо временно находящихся в МОУ «Начальная школа-детский сад № 5» вызвано тем, что нарушается конституционное право несовершеннолетних граждан на охрану жизни и здоровья во время нахождения в образовательном учреждении. В силу несовершеннолетнего возраста, правовой неосведомленности, они относятся к социально незащищенной категории лиц, не в состоянии самостоятельно защищать свои права и поэтому нуждается в правовой защите со стороны государства. Поэтому просил: обязать Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа-детский сад № 5» пройти процедуру лицензирования медицинской деятельности, получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности. При недостаточности собственных денежных средств у МОУ «Начальная школа-детский сад № 5» возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных мероприятий на Администрацию города Юрги. В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий.

Представитель истца помощник прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Рубан А.В., в судебном заседании полностью поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснил, что в МОУ «Начальная школа-детский сад № 5» осуществляется медицинская деятельность, а именно оказывается доврачебная медицинская помощь по сестринскому делу в педиатрии, проводится вакцинация детей, однако, лицензия на осуществление медицинской деятельности у образовательного учреждения отсутствует. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, просит установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий до *** г.

Представитель ответчика – директор МОУ «Начальная школа-детский сад № 5» Колпакова С.А., действующая на основании Постановления Главы города Юрги за № *** от *** г. иск признала, пояснила, что соответствующие работы ведутся.

Представитель ответчика Администрации г. Юрги Белоусова Е.В., действующая на основании доверенности за № *** от *** г. иск признала полностью, пояснив, что согласно п.96 ст. 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Ч.2 п. 19 ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» предполагает создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников образовательного процесса во время образовательного процесса. Медицинские кабинеты необходимы образовательным учреждениям в деле сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников, решении вопросов медицинской безопасности, осуществлении профилактических мероприятий, оказании помощи в экстренных случаях, а также в проведении ежедневной профилактической работы, пропаганде здорового образа жизни и др.

Представитель третьего лица, привлеченного судом - Управление образованием Администрации г. Юрги Тележинская П.С., действующая на основании доверенности за № *** от *** г. против удовлетворения иска не возражала.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности и с точки зрения их допустимости, относимости и достаточности, суд пришел к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Статья 15 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 года № 5487-1 определяет, что лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Этой же нормой к компетенции образовательного учреждения отнесено создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Согласно ст. 51 указанного закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии с подп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» при осуществлении лицензируемого вида деятельности выполнение конкретных условий и требований обязательно.

Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги).

Статьей 10 Закона о лицензировании предусмотрено обязательное указание в лицензии адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с требованиями Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007, лицензирование медицинской деятельности подлежит по месту ее фактического осуществления.

Как следует из материалов дела, 17.02.2010 года между МОУ «Начальная школа-детский сад № 5» и МУЗ «ГБ № 1» заключен договор об оказании медицинских услуг – медицинское обслуживание обучающихся (л.д.6).

Штатными расписанием МОУ «Начальная школа-детский сад № 5» предусмотрена должность медсестры, которая осуществляет свою деятельность согласно утвержденной должностной инструкции за № 17 (л.д. 7-8)

Согласно п. 1.3. Устава МОУ «Начальная школа-детский сад № 5» учредителем образовательного учреждения является МО «Юргинский городской округ», имущество закреплено за образовательным учреждением на праве оперативного управления и находится в муниципальной собственности МО «Юргинский городской округ», финансирование осуществляется из местного бюджета. Финансирование учреждения, в том числе бюджетное осуществляется учредителями на основе нормативов и смет (л.д. 9-26)

Согласно представленной информации директором МОУ «Начальная школа-детский сад № 5» в учреждении имеется медицинский блок, в состав которого входят: медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор Набор инструментария, медикаментов и оборудования соответствует приложению 16 СанПина ***. Медицинское обслужившие обучающихся осуществляется учреждением здравоохранения МУЗ «Городская больница №1 г. Юрги» (по Договору), проводится: вакцинация детей, осмотр на педикулез и кожных покровов. В штатном расписании имеется 0,5 ставки старшей медицинской сестры дошкольного отделения, но в течение длительного времени вакансия открыта по причине маленькой заработной платы и отдаленности учреждений от города. Решается вопрос о выводе из штатного расписания учреждения медицинского работника. Планируется пройти лицензирование медицинской деятельности до 01.09.2011 года (л.д. 4)

Анализируя вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что МОУ «Начальная школа-детский сад № 5» не имеет надлежаще оборудованного и укомплектованного медицинского кабинета, эксплуатация которого позволяла бы осуществлять медицинскую помощь ученикам школы непосредственно по месту учебы при возникновении непосредственно угрозы их жизни и здоровью, при осуществлении профилактических мероприятий. Кроме того, существует необходимости присутствия медицинского работника непосредственно в школе, так как требуется медицинский контроль за качеством приготавливаемой для детей пищи, контроль за качеством продуктов питания, за соблюдением санитарно-гигиенических норм. Необходимо и оказание медицинской помощи детям при возникновении заболевания у детей: освобождение от занятий, выявление наличия заболевания и т.д. Должны медицинским работником осуществляться и профилактические меры. При этом медицинский работник должен иметь специализацию по направлению «педиатрия» либо «сестринское дело в педиатрии».

Указанные выше обстоятельства подтверждают обоснованность исковых требований прокурора к МОУ «Начальная школа-детский сад № 5» об обязании прохождения процедуры лицензирования медицинской деятельности, получении лицензии на право осуществления медицинской деятельности, возложении субсидиарной ответственности на финансирование указанных мероприятий при недостаточности собственных денежных средств на Администрацию г. Юрги Кемеровской области.

В соответствие со ст. 296 ГК РФ, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствие с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Поскольку собственником имущества, а именно здания, в котором расположено учреждение, является муниципальное образование, бремя его содержания в силу ст. 210 ГК РФ несет Администрация г. Юрги. Финансирование ответчика, в том числе бюджетное, осуществляется Учредителями на основе нормативов и смет. В соответствие с ч. 2 ст. 120 ГК РФ, п. 1.9 Устава учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.

Таким образом, суд считает обоснованным требование прокурора о возложении субсидиарной ответственности на учредителя ответчика Администрацию г. Юрги Кемеровской области из средств муниципального бюджета в части недостаточности денежных средств, находящихся у школы по выполнению мероприятий по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Учитывая доводы ответчиков, суд считает возможным установить срок для выполнения требований прокурора до *** года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Обязать Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего возраста «Начальная школа-детский сад № 5» пройти процедуру лицензирования медицинской деятельности, получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности.

При недостаточности собственных денежных средств у МОУ «Начальная школа-детский сад № 5» возложить субсидиарную ответственность по финансированию указанных мероприятий на Администрацию города Юрги.

Установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий дл *** года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья -

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29.12.2010 г.

Судья -