Дело №2-234/2021
УИД 43RS0017-01-2020-003581-54
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 11 февраля 2021 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Щелчковой Н.А.,
при секретаре Сивковой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием старшего помощника Кирово-Чепецкого городского прокурора ФИО3, представителей ответчика администрации МО "Пасеговское сельское поселение" <адрес> - главы администрации ФИО4, представителя по доверенности ФИО5, представителя третьего лица ОАО "КировПассажирАвтотранс" по доверенности ФИО6, представителя третьего лица администрации МО "Кирово-Чепецкий муниципальный район" по доверенности ФИО7
гражданское дело *** по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Пасеговское сельское поселение" <адрес> о возложении обязанности организовать оказание услуг по перевозке ФИО1 в границах сельского поселения, обеспечении населения общественным транспортом,
установил:
Кирово-Чепецкий городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО "Пасеговское сельское поселение" <адрес> о возложении обязанности организовать оказание услуг по перевозке ФИО1 в границах сельского поселения, обеспечении населения общественным транспортом.
В обоснование заявленных требований указано, что Кирово-Чепецкой городской прокуратурой на основании поступивших обращений граждан, общественных организаций, а также в размещенных в СМИ сведений была проведена проверка исполнения ответчиком законодательства в сфере организации регулярных перевозок ФИО1 и багажа автомобильным транспортом. Проведенной проверкой установлено, что между <адрес> администрацией МО "Пасеговское сельское поселение" <адрес> транспортное обслуживание населения на регулярной основе не организовано, услуги по перевозке ФИО1 в границах сельского поселения гражданам не предоставляются. Таким образом, допускается нарушение прав неопределенных лиц на транспортное сообщение.
Просит суд обязать администрацию МО "Пасеговское сельское поселение" <адрес> организовать оказание услуг по перевозке ФИО1 в границах сельского поселения; обеспечить ежедневное обслуживание населения общественным транспортом с целью перевозки ФИО1 в границах муниципального образования "Пасеговское сельское поселение" между населенными пунктами <адрес>.
Определением судьи Кирово-Чепецкого районного суда <адрес> от <дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация МО "Кирово-Чепецкий муниципальный район", ОАО "КировПассажирАвтотранс".
В судебном заседании помощник Кирово-Чепецкого городского прокурора ФИО3 доводы и требования иска поддержала. Пояснила, что в настоящее время в указанных населенных пунктах вообще нет общественного транспорта, ежедневные перевозки отсутствуют. Считает возможным исполнить заявленные требования путем заключения договора, например, с ОАО "КировПассажирАвтотранс" или другой организацией, которая имеет лицензию на осуществление перевозок.
Представители ответчика администрации МО "Пасеговское сельское поселение" <адрес> - глава администрации ФИО4 и представитель по доверенности ФИО5 в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявленных требованиях.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика администрации МО "Пасеговское сельское поселение" <адрес> по доверенности ФИО5 пояснила, что на территории Пасеговского сельского поселения организованы автобусные маршруты ***<адрес>, ***<адрес>. Перевозку по данным маршрутам осуществляет ОАО "КировПассажирАвтотранс". Маршрут *** охватывает все населенные пункты, указанные в иске. С <дата> данный маршрут не организован, в связи с неудовлетворительным состоянием дорожного полотна <адрес>. В настоящее время маршрут *** осуществляет перевозки только по пятницам, два раза в день, о чем население проинформировано. Причина такого графика движения маршрута временная, связана с неудовлетворительным состоянием дорожного полотна, отсутствием стабильного пассажиропотока на данном маршруте и его нерентабельностью. Дорога, по которой проходит маршрут ***, находится на балансе администрации МО "Кирово-Чепецкий муниципальный район", в связи с чем, обязанности по ее содержанию лежит на администрации района. Ремонт дороги запланирован на 2020-2021 г.г. В 2020 году выполнен ремонт участка данной дороги до <адрес>, ремонт остальной части будет проведен в 2021 году. После ремонта дороги движение по маршруту *** будет восстановлено. Считают, что на основании правовых норм Федерального закона №220-ФЗ от <дата> организация транспортного обслуживания населения возложена на орган местного самоуправления муниципального района. Кроме того, пояснила, что бюджет Пасеговского сельского поселения дефицитный, формируется на последующий календарный год и плановые два года, в связи чем, организация транспортного сообщения для ответчика не возможна.
Глава администрации ФИО4 пояснил, что в настоящее время маршрут между населенными пунктами, указанными в иске, уже существует, организация транспортного сообщения налажена, необходимость в удовлетворении требований отсутствует. Обращений и жалоб от граждан по этому поводу в администрацию Пасеговского сельского поселения не поступало. Перевозки осуществляются в настоящее время из г.ФИО1 до <адрес>, маршрут организован. С наступлением сезона перевозчики расписание движения автобусов изменят в сторону увеличения. Весной этого года подрядчик приступит к ремонту оставшегося участки дороги. После окончания ремонта дороги, 140 маршрут возобновит движение в полном объеме, как это было ранее. В случае удовлетворения исковых требований наполняемость транспорта пассажирами будет нулевой, зимой точно, маршрут убыточный. При этом организация дополнительного дублированного автобусного маршрута повлечет нецелевое расходование бюджетных денежных средств.
В судебном заседании представитель третьего лица ОАО "КировПассажирАвтотранс" по доверенности ФИО6 пояснила, что осуществлять перевозки кроме как ОАО "КировПассажирАвтотранс" по данному маршруту никто не имеет права, поскольку ОАО "КировПассажирАвтотранс" – единственный перевозчик, указанный в реестре по перевозкам межмуниципальных маршрутов, который утвержден Министерством транспорта <адрес>. В данном реестре указаны номера маршрутов, данные перевозчика, характеристики маршрута и карта маршрута, которая дает право на перевозку. В 2020 году ОАО "КировПассажирАвтотранс" этот маршрут не обслуживало, поскольку дорога, которая ведет по данному маршруту, не соответствует требованиям безопасности движения. Маршрут является сезонным (май-октябрь), о чем в реестре маршрутов об этом указано. Перед тем, как начать перевозку, должно быть произведено обследование дорожного полотна. Со стороны ОАО "КировПассажирАвтотранс" обследование было проведено, дорога оказалась не соответствующей требованиям ГОСТ и ПДД РФ. ОАО "КировПассажирАвтотранс" составило акт и письмо, которые были направлены в Министерство транспорта. В письме было указано, что осуществлять перевозку ФИО1 по данному маршруту ОАО "КировПассажирАвтотранс" не может, поскольку дорога не соответствует требованиям безопасности. Был получен ответ от Министерства транспорта, что данная информация направлена в МО «<адрес>». Как только дорожное полотно будет в надлежащем состоянии, перевозчик сразу возобновит перевозку. Наполняемость транспортного средства по указанному маршруту минимальна, в связи с чем, перевозчик несет большие убытки. Однако необходимость в перевозке между такими населенными пунктами существует, имеется субсидирование от муниципального образования или от Министерства транспорта <адрес> за обслуживание данного маршрута. Такие маршруты называются «социальные».
Представитель третьего лица администрации МО "Кирово-Чепецкий муниципальный район" по доверенности ФИО7 в судебном заседании пояснила, что постановлением <адрес> от <дата>*** утвержден реестр социальных маршрутов <адрес> на первое полугодие 2016 года. В реестр входит и автобусный маршрут ***<адрес> (сезонный). Данный автобусный маршрут проходит непосредственно через населенные пункты Пасеговского сельского поселения, в том числе, и через <адрес>. В настоящее время Постановление Правительства не отменено, вышеуказанный маршрут является межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, обслуживаемым ОАО «КировПассажирАвтотранс». В случае утверждения администрацией района нового муниципального маршрута от <адрес> до <адрес> возникнет дублирование маршрута на этом отрезке автодороги. Существует Постановление Правительства от <дата>*** «Об утверждении Порядка установления, изменения, отмены межмуниципального маршрута, регулярных перевозок по территории <адрес>». Министерство транспорта <адрес> является уполномоченным органом по реализации регулярных перевозок, в том числе, по установлению, изменению, отмене межмуниципального маршрута, на территории <адрес>. Согласно данному постановлению администрация поселения и администрация района является уполномоченным органом по организации регулярных перевозок, в том числе, по установлению, изменению, отмене муниципального маршрута регулярных перевозок на территории <адрес>. Но на основании пп.13.2 п.13 Порядка, уполномоченный орган отказывает в установлении или изменении маршрута в случае, если планируемое расписание для каждого остановочного пункта по данному маршруту не соответствует требованиям, указанным в пунктах 7 и 8 настоящего Порядка. Согласно п.7. Порядка, если один или несколько участков устанавливаемого или изменяемого маршрута совпадают с участками ранее установленных маршрутов, разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств по устанавливаемому или изменяемому маршруту и временем отправления транспортных средств по каждому из ранее установленных маршрутов должна соответствовать значениям, установленным уполномоченным органом в зависимости от протяженности устанавливаемого или изменяемого маршрута, общей протяженности его участков, совпадающих с участками каждого из ранее установленных маршрутов, и протяженности ранее установленных маршрутов. То есть, администрация района может отказать любому хозяйствующему субъекту, желающему осуществить пассажирские перевозки, в установлении маршрута ввиду наличия совпадений с действующими муниципальными маршрутами. Таким образом, ни у администрации поселения, ни у администрации района нет полномочий для установления нового маршрута, как требует истец.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К вопросам местного значения городского поселения и городского округа в сфере транспортных услуг Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация обслуживания населения в границах поселения и в границах городского округа соответственно (п.7 ч.1 ст.14 и п.7 ч.1 ст.16 Закона №131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района – создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района (п.6 ч.1 ст.15 Закона №131-ФЗ.
Указанный федеральный закон относит к компетенции поселений создание условий для предоставления транспортных услуг и организацию транспортного обслуживания населения в границах поселения, а к компетенции муниципальных районов – межпоселенческие перевозки в границах района.
На основании Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 №112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортном» органы местного самоуправления принимают Правила организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования.
К полномочиям представительского органа местного самоуправления, в том числе, относится: определение и утверждение объемов бюджетного финансирования общественного пассажирского транспорта из местного бюджета на текущий год; согласование создания за счет средств муниципального образования муниципальных транспортных предприятий и организаций; принятии нормативных актов в сфере транспортного обслуживания населения; установление тарифов на перевозки пассажиров и багажа, осуществляемые муниципальным транспортом; определение порядка распределения маршрутов между перевозчиками; утверждение долгосрочных программ развития муниципального общественного пассажирского транспорта.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об организации перевозок).
В ч.1 ст.3 Закона об организации перевозок приведены основные понятия: межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - это маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного о субъекта Российской Федерации (пункт 6); муниципальный маршрут регулярных перевозок - это маршрут регулярных перевозок в границах поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух или более поселений одного муниципального района (пункт 7).
Постановлением <адрес> от <дата>*** утвержден реестр социальных маршрутов <адрес> на первое полугодие 2016 года.
В указанный реестр также входит автобусный маршрут *** «<данные изъяты> (сезонный). Данный автобусный маршрут проходит непосредственно через населенные пункты Пасеговского сельского поселения <адрес>, в том числе, и через д<адрес>
В настоящее время указанное Постановление Правительства не отменено, вышеуказанный маршрут является межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, обслуживаемым OAО «КировПассажирАвтотранс».
В судебном заседании установлено, что в связи с ненадлежащим состоянием дорожного полотна на участке дороги от <адрес> по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок *** «<адрес> с <дата> указанный садоводческий маршрут не осуществляется, что подтверждается письмом заместителя генерального директора OAО «КировПассажирАвтотранс», адресованному Министру транспорта <адрес>, а также актом обследования дорожных условий от <дата>, которое проводится перед началом осуществления перевозок комиссией, состоящих из сотрудников OAО «КировПассажирАвтотранс».
Письмом от <дата> Министр транспорта <адрес> уведомил заместителя генерального директора OAО «КировПассажирАвтотранс» о том, что указанное обращение было направлено в администрацию <адрес>, для принятия мер, поскольку осуществление дорожной деятельности в отношении автодорог общего пользования местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, для обеспечения безопасной перевозки и возобновления работы маршрута *** «<адрес> необходимо произвести ремонт дорожного полотна и устранить недостатки, указанные в акте обследования дорожных условий.
<дата> между администарцией <адрес> (заказчик) и АО «Вятавтодор» (исполнитель) заключен муниципальный контракт *** на выполнение работ по ремонту автодороги «<адрес>». В настоящее время исполнитель приступил к выполнению работ по ремонту автодороги.
В соответствии с п.2 ст.11 Федерального Закона о перевозках муниципальные маршрут регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.
Согласно п.4 ст.11 Закона о перевозках межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
К полномочиям <адрес> в сфере организации регулярных перевозок, в том числе относится установление порядка установления, изменения и отмены межмуниципальных маршрутов (в том числе оснований для отказа установлении либо изменении межмуниципальных маршрутов, оснований для отмен межмуниципальных маршрутов).
Согласно Постановлению <адрес> от <дата>*** «Об утверждении Порядка установления, изменения, отмены межмуниципального маршрута регулярных перевозок на территории <адрес>» (далее - Порядок), министерство транспорта <адрес> является уполномоченным органом по организации регулярных перевозок, в том числе по установлению, изменению, отмене межмуниципального маршрута регулярных перевозок на территории <адрес>.
В соответствии с Постановлением администрации <адрес> от <дата>*** «Об утверждении Порядка установления, изменения, отмены муниципального маршрута регулярных перевозок на территории муниципального образования Кирово-Чепецкий муниципальный район <адрес>» (далее - Порядок), администрация района является уполномоченным органом по организации регулярных перевозок, в том числе по установлению, изменению, отмене муниципального маршрута регулярных, перевозок на территории <адрес>.
В силу пп.13.2 п.13 Порядка, уполномоченный орган отказывает в установлении или изменении маршрута в случае, если планируемое расписание для каждого остановочного пункта по данному маршруту не соответствует требованиям, указанным в п.п. 7 и 8 настоящего Порядка.
Согласно п.7 Порядка, если один или несколько участков устанавливаемого или изменяемого маршрута совпадают с участками ранее установленных маршрутов, разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств по устанавливаемому или изменяемому маршруту и временем отправления транспортных средств по каждому из ранее установленных маршрутов должна соответствовать значениям, установленным уполномоченным органом в зависимости от протяженности устанавливаемого или изменяемого маршрута, общей протяженности его участков, совпадающих с участками каждого из ранее установленных маршрутов, и протяженности ранее установленных маршрутов.
Таким образом, в случае утверждения нового муниципального маршрута от <адрес> до <адрес> возникнет дублирование маршрута на указанном участке автодороги, поскольку маршрут уже существует, однако в настоящее время не функционирует в связи с ненадлежащим состоянием дорожного полотна, по которому проходит данный маршрут. В настоящее время на основании заключенного муниципального контракта проводятся работы по ремонту указанного участка автодороги.
Учитывая вышеназванное, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Кирово-Чепецкого городского прокурора, поскольку автобусный маршрут между населенными пунктами <адрес> уже организован, утвержден постановлением <адрес> от <дата>***, входит в реестр социальных маршрутов <адрес>, является сезонным, после проведения ремонтных работ дорожного полотна по указанному маршруту, движение общественного транспорта возобновится по установленному графику. Создание нового маршрута нецелесообразно, нерентабельно, противоречит действующему законодательству, повлечет дублирование маршрута, а также нецелевое расходование бюджетных денежных средств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Пасеговское сельское поселение" <адрес> о возложении обязанности организовать оказание услуг по перевозке ФИО1 в границах сельского поселения, обеспечении населения общественным транспортом оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд <адрес>.
Председательствующий: Н.А. Щелчкова
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Решение01.03.2021