Дело 2-2272/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 августа 2018 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Дорыдановой И.В.
при секретаре Бегларян С.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковыми требованиями к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В обоснование требований ссылалась на то, что 04.12.2017 гг. она обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 01.06.2018 г. № ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет, имеется 23 года 01 месяц 20 дней. Из решения следует, что в ее специальный стаж не включены периоды: учебы (очная форма обучения) в <данные изъяты> с 01.09.1981 г. по 21.06.1985 г.; в должности музыкального руководителя с 01.10.1993 г. по 31.10.1999 г., в должности музыкального руководителя с 01.09.2000 г. по 31.12.2002 г., нахождении на курсах повышения квалификации, а также периоды ученических отпусков. С решением ответчика она не согласна. В соответствии с действующим в спорный период законодательством с 01.10.1993 г. по 31.10.1999 г. не был урегулирован порядок включения работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, данный пробел законодателем в пределах полномочий ликвидирован. В соответствии с п. 5 Правил указано на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, независимо от времени, когда выполнялась такая работа. В спорный период с 01.10.1993 г. она работала на полную ставку в учреждении для детей. Полагает, что данный период подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Полагает, что периоды нахождения в ученических отпусках в соответствии с требованиями ст. 173 Трудового кодекса РФ подлежат включению в специальный стаж, поскольку в течение нахождения в ученических отпусках ей выплачивалась заработная плата, из которой производились необходимые отчисления. Полагает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж педагогической деятельности, поскольку повышение квалификации педагогическим работникам является обязательным условиям осуществления педагогической деятельности. Кроме того, данные периоды подлежат включению в специальный стаж в соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ, так как в период нахождения на курсах ей выплачивалась заработная плата. Просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, включив в специальный стаж периоды работы в должности музыкального руководителя с 01.02.1993 г. по 30.11.1994 г.. с 01.02.19995 г. по 28.02.1995 г., с 02.06.1997 г. по 17.06.1997 г., с 01.07.1997 г. по 11.07.1997 г., с 24.10.1997 г. по 06.11.1997 г., с 12.01.1998 г. по 26.01.1998 г., с 10.02.1999 г. по 19.02.1999 г., с 09.03.1999 г. по 23.03.1999 г., с 16.06.1999 г. по 30.06.1999 г., с 27.11.2000 г. по06.12.2000 г., с 17.01.2001 г. по 23.01.2001 г., с 24.01.2001 г. по 26.01.2001 г., с 26.03.2001 г. по 06.04.2001 г., с 02.07.2001 г. по 13.07.2001 г., с 31.10.2001 г. по 16.11.2001 г., с 08.11.2002 г. по 18.01.2002 г., с 11.03.2002 г. по 25.03.2002 г.; периоды нахождения на курсах с отрывом от производства с 04.06.2001 г. по 15.06.2001 г., с 06.06.2011 г. по 17.06.2011 г., с 13.10.2014 г. по 24.10.2014 г., с 13.06.2017 г. по 26.06.2017 г.; периоды учебных отпусков с 15.09.2003 г. по 25.09.2003 г., с 12.01.2004 г. по 21.01.2004 г., с 31.05.2004 г. по 29.06.2004 г., с 10.01.2005 г. по 19.01.2005 г., с 09.03.2005 г. по 02.04.2005 г., с 30.05.2007 г. по 20.01.2007 г., с 28.05.2007 г. по 06.07.2007 г., с 01.11.2007 г. по 28.02.2008 г. Просила обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала, при этом ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда в РФ в г. Липецке Липецкой области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Полагает, что для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не имеется специального стажа. Спорные периоды работы истца не подлежат включению в специальный стаж по основаниям, указанным в решении об отказе об установлении пенсии. Просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.п.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400- ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ «О страховых пенсиях»), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, определяемых с применением положений п.3. ст. 35 ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий». Также принято Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Вышеназванными Правилами установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей с 01 января 2015 года применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно п.3 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Судом установлено, что ФИО1 начала свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ Данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой истицы ФИО1 Так, в период с 11.09.1985 г. по 20.05.1991 г. она работала в должности музыкального руководителя в детском саду №. с 21.05.1991 г. по настоящее время работает в должности музыкального руководителя в <данные изъяты>.
Из материалов дела следует, что 04.12.2017 г. ФИО1 обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области от 01.06.2018 г. № ФИО1 было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого стажа 25 лет, имеется 23 года 01 месяц 20 дней.
Из решения об отказе в установлении пенсии следует, что в специальный стаж педагогической деятельности не включен период обучения по очной форме в <данные изъяты> с 01.09.1981 г. по 21.06.1985 г. из-за отсутствия правовых оснований.
Не включены в специальный стаж педагогической деятельности периоды ее работы с 01.10.1993 г. по 31.10.1999 г. в должности музыкального руководителя детского сада №, поскольку Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, не предусмотрена профессия «музыкальный руководитель».
Также в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включены периоды работы с 01.09.2000 г. по 31.12.2002 г. в <данные изъяты> в должности музыкального руководителя, поскольку в указанный период истица работала на неполную ставку. Кроме того, индивидуальные сведения за период работы с 01.09.2000 г. по 31.12.2002 г. представлены работодателем с указание дополнительных сведений о педагогической (учебной) нагрузке в графе «условия для досрочного назначения трудовой пенсии» рабочего времени менее ставки заработной платы, что не подтверждает право заявителя на включение вышеуказанного периода в специальный стаж педагогической деятельности.
Кроме того, из решения об отказе в установлении пенсии следует, что в специальный стаж работы истца не включены периоды нахождения на курсах с отрывом от производства: с 04.06.2001 г. по 15.06.2001 г., с 15.09.2003 г. по 25.09.2003 г., с 06.06.2011 г. по 17.06.2011 г., с 13.10.2014 г. по 24.10.2014 г., с 13.06.2017 г. по 26.06.2017 г., периоды учебных отпусков с 12.01.2004 г. по 21.01.2004 г., с 31.05.2004 г. по 29.06.2004 г., с 10.01.2005 г. по 19.01.2005 г., с 09.03.2005 г. по 02.04.2005 г., с 30.05.2005 г. по 08.07.2005 г., с 11.01.2007 г. по 20.01.2007 г., с 28.05.2007 г. по 06.07.2007 г., с 01.11.2007 г. по 28.02.2007 г. При этом Пенсионный орган ссылался на то, что данные периоды не подлежат включению в специальный стаж педагогической деятельности в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
Проанализировав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ необоснованно не включил в специальный стаж педагогической деятельности период работы истца с 01.10.1993 г. по 31.12.2002 г. в должности музыкального руководителя по следующим основаниям с учетом периодов выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени.
Согласно записям в трудовой книжке истицы ФИО1 она в период с 21.05.1991 г. по настоящее время работает в <данные изъяты> в должности музыкального руководителя.
Согласно справке, выданной истцу <данные изъяты> 17.01.2018 г. № ФИО1 19.12.1990 г. принята на работу на 0,5 ставки музыкального руководителя (выписка из приказа от 10.12.1990 г. №);
Приказом от 21.05.1991 г. принята на должность музыкального руководителя на 0,75 ставки (выписка из приказа от 16.05.1991 г. №).
01.02.1993 г. разрешено работать на 0,25 ставки воспитателем (выписка из приказа орт 04.02.1993 г. № п. 4).
21.11.994 г. по 30.11.1994 г. – оплатить за работу музыкального руководителя (выписка из приказа от 16.12.1994 г. № п. 1) курсы музыкального руководителя ФИО
01.02.1995 г. по 28.02.1995 г. - оплатить 0,25 ставки воспитателя (выписка из приказа от 16.02.1995 г. №);
02.06.1997 г. по 17.06.1997 г. оплатить 0,75 ставки музыкального руководителя за 11 рабочих дней (выписка из приказа от 18.06.1997 г. №) больничный лист музыкального руководителя ФИО;
01.07.1997 г. по 11.07.1997 г. – оплатить 0,75 ставки музыкального руководителя за 9 рабочих дней (выписка из приказа от 08.07.1997 г. №) отпуск музыкального руководителя ФИО;
24.10.1997 г. по 06.11.1997 г. – оплатить за увеличение объема выполненных работ в объеме 1,25 ставки за 10 рабочих дней (выписка из приказа от 16.11.1997 г. №) больничный лист музыкального руководителя;
12.01.1998 г. по 26.01.1998 г. – оплатить за увеличение ставки музыкального руководителя в объеме 1,5 ставки (выписка из приказа № от 16.01.1998 г.( больничный лист музыкального руководителя ФИО;
10.02.1999 г. по 19.02.1999 г. – произвести доплату по должности музыкального руководителя за увеличение размера объема работы в размере 75% за расширение зоны обслуживания в размере 50% ставки указанной должности (выписка из приказа от 16.02.1999 г. №) больничный лист музыкального руководителя ФИО;
09.03.1999 г. по 23.03.1999 г. – произвести доплату за увеличение объема работы по должности музыкального руководителя в объеме 75%, и за расширение зоны обслуживания в размере 0,5 ставки указанной должности (выписка из приказа от 16.03.1999 г. №) больничный лист музыкального руководителя ФИО;
16.06.1999 г. по 30.06.1999 г. – произвести доплату за совместительство по должности музыкального руководителя в объеме 0,75 ставки и доплатить за расширение зоны обслуживания по должности музыкального руководителя в объеме 50 % (выписка из приказа от 16.06.1999 г. №) отпуск музыкального руководителя ФИО;
09.11.1999 г. по 22.11.1999 г. – назначена по совместительству на 0,5 ставки должности музыкального руководителя и произвести доплату за увеличение объема работы по должности музыкального руководителя в размере 75 % (выписка из приказа от 16.11.1999 г. №) больничный лист музыкального руководителя ФИО;
17.02.2000 г. по 25.02.2000 г. - назначена по совместительству на 0,5 ставки должности музыкального руководителя и произвести доплату за увеличение объема работы по должности музыкального руководителя в размере 75 % (выписка из приказа от 18.02.2000 г. №) больничный лист музыкального руководителя ФИО;
28.02.2000 г. по 10.03.2000 г. - назначена по совместительству на 0,5 ставки должности музыкального руководителя и произвести доплату за увеличение объема работы по должности музыкального руководителя в размере 75 % (выписка из приказа от 13.03.2000 г. №) больничный лист музыкального руководителя ФИО;
25.04.2000 г. по 12.05.2000 г. переведена на ставку и произвести доплату в размере 75% за увеличение объема работы (выписка из приказа от 16.05.2000 г. №) больничный лист музыкального руководителя ФИО;
01.08.2000 г. по 11.08.2000 г. - назначена по совместительству на 0,5 ставки должности музыкального руководителя и произвести доплату за увеличение объема работы по должности музыкального руководителя в размере 75 % указанной должности за 9 рабочих дней (выписка из приказа от 13.03.2000 г. №) больничный лист музыкального руководителя ФИО;
27.11.2000 г. по 06.12.2000 г. – перевести на 1,25 ставки и произвести доплату за расширение зоны обслуживания по должности музыкального руководителя вы объеме 50 % (выписка из приказа от 16.12.2000 г. №) больничный лист музыкального руководителя ФИО;
17.01.2001 г. по 23.01.2001 г. - перевести на 1 ставки и произвести доплату за расширение зоны обслуживания по должности музыкального руководителя вы объеме 75 % (выписка из приказа от 16.01.2001 г. №) больничный лист музыкального руководителя ФИО;
24.01.2001 г. по 26.01.2001 г. - перевести на 1 ставку и произвести доплату за расширение зоны обслуживания по должности музыкального руководителя вы объеме 50 % (выписка из приказа от 19.02.2001 г. №) больничный лист музыкального руководителя ФИО; 26.03.2001 г. по 06.04.2001 г. - перевести на ставку и произвести доплату за расширение зоны обслуживания по должности музыкального руководителя вы объеме 50 % (выписка из приказа от 16.04.2001 г. №) больничный лист музыкального руководителя ФИО;
02.07.2001 г. по 13.07.2001 г. - перевести на ставку и произвести доплату за расширение зоны обслуживания по должности музыкального руководителя вы объеме 50 % (выписка из приказа от 10.07.2001 г. №) отпуск ФИО;
08.01.2002 г. по 18.01.2002 г. - перевести на ставку и произвести доплату за расширение зоны обслуживания по должности музыкального руководителя вы объеме 75 % за 9 рабочих дней (выписка из приказа от 16.01.2002 г. №);
11.03.2002 г. по 25.03.2002 г. - перевести на 1,25 ставки и произвести доплату за расширение зоны обслуживания по должности музыкального руководителя вы объеме 50 % (выписка из приказа от 16.03.2002 г. №) больничный лист ФИО;
24.03.2003 г. по 11.04.2003 г. - перевести на 1,25 ставки и произвести доплату за расширение зоны обслуживания по должности музыкального руководителя вы объеме 50 % вакантной должности (выписка из приказа от 15.04.2003 г. №) больничный лист ФИО;
02.06.2003 г. по 17.06.2003 г. - перевести на ставку музыкального руководителя и произвести доплату за увеличение объема работы в размере 75 % (выписка из приказа от 16.06.2003 г. №) производственная необходимость;
01.09.2003 г. - перевести на 1,25 ставки музыкального руководителя (выписка из приказа от 28.08.2003 г. №).
Согласно справке, выданной истцу <данные изъяты> 17.01.2018 г. № ФИО1 19.12.1990 г. принята на работу на 0,5 ставки музыкального руководителя
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П определено, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Данная правовая позиция означает, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п.1 раздела «Наименование должностей» данного Списка в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается работа в должности, а согласно п.1.7 раздела «Наименование учреждений» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитывается работа в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований; ясли-сад (сад-ясли).
Тем же постановлением Правительства утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.4 указанных Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Из п.5 тех же Правил следует, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась работа.
Таким образом, судом установлено, что в спорные периоды работу истица выполняла суммарно по основному и другим местам работы с 01.02.1993 г. по 30.11.1994 г., с 01.02.1995 г. по 28.02.1995 г., с 02.06.1997 г. по 17.06.1997 г.; 01.07.1997 г. по 11.07.197 г; 24.10.1997 г. по 06.11.1997 г.; 12.01.1998 г. по 26.01.1998 г., с 10.02.1999 г. по 19.02.1999 г., с 09.03.1999 г. по 23.03.1999 г., с 16.06.1999 г. по 30.06.1999 г., с 27.11.2000 г. по 06.12.2000 г., с 17.01.2001 г. по 23.01.2001 г., с 24.01.2001 г. по 26.01.2001 г., с 26.03.2001 г. по 06.04.2001 г., с 02.07.2001 г. по 13.07.2001 г., с 31.10.2001 г. по 16.11.2001 г., 08.11.2002 г. по 18.01.2002 г., с 11.03.2002 г. по 25.03.2002 г. норму рабочего времени, работая музыкальным руководителем в детском дошкольном учреждении <данные изъяты>. Следовательно, указанные спорные периоды подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Суд также считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца ФИО1 о включении в специальный стаж периодов курсов с отрывом от производства с 04.06.2001 г. по 15.06.2001 г., с 06.06.2011 г. по 17.06.2011 г., с 13.10.2014 г. по 24.10.2014 г., с 13.06.2017 г. по 26.06.2017 г.
Исключая указанные выше периоды из специального стажа истицы, ответчик ссылался на п. 4 «Правил исчисления периодов работы…», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года. Ответчик полагает, что данным постановлением предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только периодов работы. Среди иных периодов, не относящихся к непосредственному выполнению трудовых обязанностей (например: ежегодные очередной и дополнительный оплачиваемые отпуска; период временной нетрудоспособности; период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором), «курсы повышения квалификации с отрывом от выполнения должностных обязанностей», не поименованы.
Суд данные доводы ответчика полагает несостоятельными, поскольку названное Постановление Правительства, включая Правила (применение которых при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665) не содержит норм, равно как и иные акты действующего законодательства Российской Федерации в области пенсионного обеспечения граждан, препятствующих включению периодов обучения на курсах повышения квалификации в специальный трудовой стаж.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 197 Трудового кодекса РФ предусмотрено право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование.
Истец ФИО1 в подтверждение своих доводов о том, что на курсы повышения квалификации она направлялась своим работодателем с сохранением средней заработной платы, представила суду следующие документы:
- справку, выданную <данные изъяты> от 17.01.2018 г. №, согласно которой ФИО1 в период работы в данном учреждении в должности музыкального руководителя направлялась на курсы с отрывом от производства с 04.06.2001 г. по 15.06.2001 г., с 06.06.2011 г. по 17.06.2011 г., с 13.10.2014 г. по 24.10.2014 г., с 13.06.2017 г. по 26.06.2017 г.;
- удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 в период с 04.06.2001 г. по 15.06.2001 г. повышала свою квалификацию по циклу «Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»;
- удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 в период с 06.06.2011 г. по 17.06.2011 г. повышала свою квалификацию по программе для музыкальных руководителей ДОУ;
- удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный номер №, согласно которому ФИО1 в период с 13.10.2014 г. по 24.10.2014 г. прошла повышение квалификации на факультете повышения квалификации <данные изъяты> по программе «Современные тенденции организации и содержания музыкального руководителя в дошкольных образовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС»;
- удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ№ согласно которому ФИО1 в период с 13.06.2017 г. по 26.06.2017 г. прошла повышение квалификации в научно-образовательном центре реализации образовательных и исследовательских проектов по дополнительной профессиональной программе «Музыкальное образование в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО».
Согласно представленным суду справкам о заработной плате и других доходах ФИО1 в периоды нахождения на курсах повышения квалификации была начислена и выплачена заработная плата. Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Суд учитывает, что для отдельных категорий работников, в том числе педагогических работников, в силу специальных нормативных актов действующего законодательства, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. В связи с этим истец ФИО1, работая музыкальным руководителем в образовательных учреждениях для детей, была обязана повышать свои профессиональные знания, что имело место путем направления ее на курсы повышения квалификации.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями, повышение квалификации производится по мере необходимости и периодичность устанавливается работодателем.
При таких обстоятельствах периоды нахождения истца ФИО1 на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 04.06.2001 г. по 15.06.2001 г., с 06.06.2011 г. по 17.06.2011 г., с 13.10.2014 г. по 24.10.2014 г., с 13.06.2017 г. по 26.06.2017 г.подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, как период непосредственной трудовой деятельности.
Кроме того, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды нахождения истца в учебных отпусках с 12.01.2004 г. по 21.01.2004 г., с 31.05.2004 г. по 29.06.2004 г., с 10.01.2005 г. по 19.01.2005 г., с 09.03.2005 г. по 02.04.2005 г., с 30.05.2005 г. по 08.07.2005 г., с 11.01.2007 г. по 20.01.2007 г., с 28.05.2007 г. по 06.07.2007 г., с 01.11.2007 г. по 28.02.2007 г.
Согласно справке <данные изъяты> от 25.04.2018 г. № в период работы ФИО1 в данном образовательном учреждении в должности воспитателя ей предоставлялись дополнительные учебные отпуска: с 12.01.2004 г. по 21.01.2004 г., с 31.05.2004 г. по 29.06.2004 г., с 10.01.2005 г. по 19.01.2005 г., с 09.03.2005 г. по 02.04.2005 г., с 30.05.2005 г. по 08.07.2005 г., с 11.01.2007 г. по 20.01.2007 г., с 28.05.2007 г. по 06.07.2007 г., с 01.11.2007 г. по 28.02.2007 г.
Из материалов дела следует, что ФИО1 в период с 2004 г. по 2008 г. проходила обучение в <данные изъяты> по заочной форме обучения.
Согласно сведениям, имеющимся в материалах дела, в указанные периоды истцу ФИО1 начислялась и выплачивалась заработная плата, из которой производились отчисления страховых взносов в пенсионный фонд. Данные обстоятельства усматриваются из представленных суду приказов о предоставлении дополнительных учебных отпусков, из которых следует, что предоставлялись дополнительные оплачиваемые отпуска, а также из выписки из лицевого счета застрахованного лица, в которых периоды предоставления учебных отпусков не отражены как периоды без сохранения заработной платы.
В соответствии со ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:
прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней);
прохождения государственной итоговой аттестации - до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования.
В соответствии с п. 21 Рекомендаций Международной Организации труда от 24.06.1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих их трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, которые соответствуют национальной практике.
Согласно с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов фактической работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Проанализировав изложенное, принимая во внимание то обстоятельство, что истица обучалась в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, суд приходит к выводу, что период предоставленного истице ученического отпуска подлежит включению в ее специальный стаж педагогической деятельности в том же порядке, что и непосредственная работы, при выполнении которой она пользовалась этими отпусками.
Таким образом, суд считает включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения в ученических отпусках с 12.01.2004 г. по 21.01.2004 г., с 31.05.2004 г. по 29.06.2004 г., с 10.01.2005 г. по 19.01.2005 г., с 09.03.2005 г. по 02.04.2005 г., с 30.05.2005 г. по 08.07.2005 г., с 11.01.2007 г. по 20.01.2007 г., с 28.05.2007 г. по 06.07.2007 г., с 01.11.2007 г. по 28.02.2007 г.
В соответствии с п.1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
ФИО1 обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности 04.12.2018 г. С учетом включения в специальный стаж работы истца спорных периодов работы, периодов нахождения на курсах с отрывом от производства, периоды учебных отпусков, на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии ее специальный стаж педагогической деятельности составлял менее 25 лет. То есть, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии у истца ФИО1 имелось требуемого специального стажа 25 лет.
Таким образом, требования истца ФИО1 о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за ФИО1 право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области засчитать ФИО1 в специальный стаж педагогической деятельности периоды работы с 01.02.1993 г. по 30.11.1994 г., с 01.02.1995 г. по 28.02.1995 г., с 02.06.1997 г. по 17.06.1997 г.; 01.07.1997 г. по 11.07.197 г; 24.10.1997 г. по 06.11.1997 г.; 12.01.1998 г. по 26.01.1998 г., с 10.02.1999 г. по 19.02.1999 г., с 09.03.1999 г. по 23.03.1999 г., с 16.06.1999 г. по 30.06.1999 г., с 27.11.2000 г. по 06.12.2000 г., с 17.01.2001 г. по 23.01.2001 г., с 24.01.2001 г. по 26.01.2001 г., с 26.03.2001 г. по 06.04.2001 г., с 02.07.2001 г. по 13.07.2001 г., с 31.10.2001 г. по 16.11.2001 г., 08.11.2002 г. по 18.01.2002 г., с 11.03.2002 г. по 25.03.2002 г.; периоды курсов с отрывом от производства с 04.06.2001 г. по 15.06.2001 г., с 06.06.2011 г. по 17.06.2011 г., с 13.10.2014 г. по 24.10.2014 г., с 13.06.2017 г. по 26.06.2017 г.; периоды ученических отпусков с 12.01.2004 г. по 21.01.2004 г., с 31.05.2004 г. по 29.06.2004 г., с 10.01.2005 г. по 19.01.2005 г., с 09.03.2005 г. по 02.04.2005 г., с 30.05.2005 г. по 08.07.2005 г., с 11.01.2007 г. по 20.01.2007 г., с 28.05.2007 г. по 06.07.2007 г., с 01.11.2007 г. по 28.02.2007 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Липецке Липецкой области назначить ФИО1 с 04.12.2017 г. (с момента обращения с заявлением) досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд города Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий (подпись) И.В Дорыданова
Решение в окончательной форме принято 27.08.2018 г.