ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2272/2016 от 30.09.2016 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2016г. г. Наро-Фоминск

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Котельниковой Т.В., при секретаре судебного заседания Болотовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вербицкого ФИО7 к Администрации городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области о признании изъятым для муниципальных нужд земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, о возложении обязанности, с участием третьих лиц - Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, третьим лицам ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,

УСТАНОВИЛ:

Истец Вербицкий М.В. обратился в суд с иском к ответчику Администрации городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области, в котором просит, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, признать изъятым для муниципальных нужд земельный участок площадью 26530 кв.м. с кадастровым номером: стоимостью , признать изъятым для муниципальных нужд пруд-водоем, площадь застройки 3652 кв.м. с кадастровым номером стоимостью прекратить право собственности Вербицкого ФИО8 на изъятый земельный участок площадью 26530 кв.м. с кадастровым номером: , передав данный земельный участок в собственность городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области, прекратить право собственности Вербицкого ФИО9 на изъятый пруд-водоем, площадь застройки 3652 кв.м. инв. лит.1,2, с кадастровым номером , передав его в собственность городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области, обязать Администрацию городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области предоставить Вербицкому ФИО10 возмещение в виде предоставления истцу иного равноценного земельного участка из земель городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области за изъятый земельный участок площадью 26530 кв.м с кадастровым номером , стоимостью , за изъятый пруд-водоем с кадастровым номером площадью застройки 3652 кв.м стоимостью

Исковые требования обоснованы тем, что истец является собственником земельного участка площадью 26530 кв.м. с кадастровым номером: , что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. .

В границах данного земельного расположен и пруд-водоем площадью застройки 3652 кв.м., назначение: водообеспечение, инв., лит.1,2 с кадастровым номером , что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Право собственности на земельный участок и пруд-водоем приобретено истцом на основании договора дарения земельного участка и пруда-водоема от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок расположен по адресу: <адрес>, и фактически находится в границах населенного пункта: <адрес>, <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. на пруд-водоем, расположенный в границах земельного участка. Согласно Свидетельству на пруд-водоем, месторасположением объекта указан адрес: <адрес>

В связи с указанным, истец обратился к ответчику с заявлением о возможности включения данного земельного участка в границу населенного пункта. Подтверждением расположения земельного участка в границах <адрес>, является обращение Главы городского поселения Селятино Наро-Фоминского района Московской области в Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области по вопросу включения земельного участка с кадастровым номером: в границы населенного пункта с видом разрешенного использования: под среднеэтажную жилую застройку. На заявление был получен ответ Главархитектуры Московской области, из которого следует, что, согласно проекту территориального планирования, земельный участок с прудом – водоемом полностью попадает в санитарно-защитную зону.

В связи с тем, что участок и пруд водоем истца попадают в санитарно-защитную зону, они не могут быть использованы собственником по назначению, могут быть использованы ответчиком для муниципальных нужд.

Истец считает, что в соответствии со ст. 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, ему должно быть предоставлено равноценное возмещение. Учитывая, что применение такого способа выкупа как предоставление земельного участка, равноценного изымаемому, взамен выплаты компенсации выкупной стоимости, предусмотрено действующим законодательством, истец полагает возможным просить суд об обязании ответчика предоставить ему возмещение за изъятый земельный участок в виде предоставления истцу в собственность иного равноценного земельного участка. Право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером: и пруд водоем с кадастровым номером подлежит прекращению.

В судебном заседании представитель истца по доверенности, Терехова Л.В., поддержала уточненные исковые требования, просила их удовлетворить. По объяснениям представителя истца, проведенная по данному делу экспертиза подтвердила факт попадания данных земельных участков в санитарно-защитную зону. Экспертом предложены несколько вариантов оценки данного недвижимого имущества. Истец полагает, что равноценное возмещение будет иметь место при применении варианта оценки, указанного в уточненных исковых требованиях, учитывая, что земельный участок расположен в границах населенного пункта и в силу закона может относиться только землям населенного пункта.

Представитель ответчика, Администрации городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовал, просил рассмотреть дело в отсутствие, о чем представил письменное заявление, в котором указал, что вопросов к эксперту не имеется, с выводами экспертизы согласны, жители д. Софьино обращались с заявлениями о возврате пруда и прилегающей к нему лесопарковой зоны.

Представители третьих лиц, Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании отсутствовали, возражений не представили.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, суд полагает исковые требования Вербицкого М.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец Вербицкий М.В. на основании договора дарения земельного участка и пруда-водоема от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью 26530 кв.м. с кадастровым номером: , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. сделана запись (л.д. 14), и пруда-водоема площадью застройки 3652 кв.м., назначение: водообеспечение, инв., лит.1,2, с кадастровым (или условным) номером , расположенного по адресу : <адрес>, <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Сведения о земельном участке с кадастровым номером: и местоположении его границ внесены в государственный кадастр недвижимости, что подтверждено кадастровой выпиской о земельном участке (л.д. 16-23).

Из ответа Главархитектуры Московской области от ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы городского поселения Селятино следует, что, согласно проекту территориального планирования, принадлежащий истцу земельный участок с прудом – водоемом расположен в зоне санитарно-защитного озеленения и в зоне жилой застройки смешанной этажности, в 50 м санитарно-защитной зоны от производственных объектов, расположенных вдоль западной границы участка. Учитывая режим санитарно-защитной зоны (раздел V, п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-ОЗ «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»), который не допускает размещать в санитарно-защитной зоне жилую застройку, включая отдельные жилые дома, также имеющийся дефицит в городском поселении Селятино рабочих мест, объектов физической культуры и спорта, Главное управление рекомендовало рассмотреть возможность включения рассматриваемого земельного участка в границы населенного пункта для размещения спортивно-оздоровительного сооружения закрытого типа, объектов бытового обслуживания, гостиницы или гаражей (л.д. 25).

Отнесение всей территории земельного участка к санитарно-защитной зоне, исключает для истца возможность использовать земельный участок и пруд-водоем в соответствии с видом разрешенного использования, а также в иных целях, кроме указанных в ответе Главархитектуры Московской области.

Ответчик не оспаривает того, что участок и пруд-водоем истца попадает в санитарно-защитную зону и того, что земельный участок и пруд-водоем расположены на землях городского поселения Селятино и подлежат отнесению к категории земель населенных пунктов.

Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) установлены основные принципы земельного законодательства, в том числе: деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Согласно статье 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Статьей 8 ЗК РФ определен порядок отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 11 ЗК РФ).

Согласно ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В статье 83 ЗК РФ дано понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Статьей 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

В связи с тем, что, в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Московской области, принадлежащий истцу земельный участок и пруд-водоем включены в санитарно-защитную зону, участок истца и пруд-водоем не могут использоваться в соответствии с разрешенным использованием. Таким образом, произошло фактическое изъятие принадлежащих истцу объектов недвижимости для муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В силу ст. 281 ГК РФ, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

По данному делу была назначена судебная землеустроительная и оценочная экспертиза. Экспертиза проведена экспертами ООО «Экспертная лаборатория» Лукьяновым А.В. и Смирновым А.М.

В заключении экспертами сделаны следующие выводы.

Земельный участок площадью 26530 кв.м. с кадастровым номером и пруд-водоем площадью 3652 кв.м. с кадастровым номером находятся в пределах территории <адрес>.

Поскольку эксперт установил нахождение указанных земельных участков в границах <адрес><адрес>. Следовательно, согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.

Объектом оценочной экспертизы является земельный участок площадью, 26530 кв.м. кадастровый и пруд-водоем площадью 3652 кв.м. кадастровый . Объекты расположены по адресу: <адрес>. Категория земель определена как земли сельскохозяйственное назначение, разрешенное использование:для сельхозпроизводства. Однако, после вхождения земельного участка в состав населенного пункта <адрес> данное категория должна быть изменена на категорию земли населённых пунктов. Согласно материалам дела, разрешенное использование земельного участка кадастровый предполагалось изменить на использование или для среднеэтажное строительство илиземли рекреации, а разрешенное использование пруда-водоема кадастровый на рекреационное.

Экспертиза определила стоимость земельного участка площадью 26530 кв.м. при использовании земельного участка под земли рекреации и под среднеэтажное строительство, а пруда-водоема как земли рекреации.

Стоимость земельного участка площадью 26530 кв.м. для использования как земли рекреации составляет без учета НДС рублей, под среднеэтажное строительство без учета НДС составляет: . Стоимость пруда-водоема кадастровый , площадью 3 652 кв.м., без учета НДС с учетом округления составляет .

Учитывая, что земельный участок расположен в границах населенного пункта и, в силу закона, может относиться только к землям населенного пункта, суд полагает выводы эксперта обоснованными. Однако, пока вид разрешенного использования земельного участка не изменен на среднеэтажное строительство, суд полагает необходимым применение стоимости земельного участка, определенной для земель рекреации.

В связи с изъятием объектов у истца, право собственности истца подлежит прекращению, объекты подлежат передаче в собственность городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области, Администрация городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области обязана предоставить истцу возмещение в виде предоставления иного равноценного земельного участка.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Вербицкого ФИО11 к Администрации городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области удовлетворить.

Признать изъятым для муниципальных нужд земельный участок площадью 26530 кв.м., с кадастровым номером: стоимостью

Признать изъятым для муниципальных нужд пруд-водоем, площадь застройки 3652 кв.м., с кадастровым (условным) номером , стоимостью

Прекратить право собственности Вербицкого ФИО12 на изъятый земельный участок площадью 26530 кв.м. с кадастровым номером:

Прекратить право собственности Вербицкого ФИО13 на изъятый пруд-водоем, площадь застройки 3652 кв.м., инв. лит.1,2, с кадастровым (условным) номером

Передать в собственность городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области земельный участок площадью 26530 кв.м, с кадастровым номером: и пруд-водоем, площадь застройки 3652 кв.м, с кадастровым (условным) номером

Обязать Администрацию городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области предоставить Вербицкому ФИО14 возмещение в виде предоставления истцу иного равноценного земельного участка из земель городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района Московской области за изъятый земельный участок площадью 26530 кв.м с кадастровым номером , за изъятый пруд-водоем с кадастровым (условным) номером , площадью застройки 3652 кв.м

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд <адрес> в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.

Судья Т.В. Котельникова