УИД 79RS0002-01-2022-004239-44
Дело № 2-2272/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд ЕАО в составе
судьи Бирюковой Е.А.,
с участием старшего помощника прокурора г. Биробиджан ЕАО Ивагиной Н.В.
при секретаре судебного заседания Гуриной Т.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Биробиджан Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 1», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Биробиджан ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБОУ «Гимназия № 1» об обязании совершить определенные действия, мотивируя тем, что Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Средства оповещения и управления эвакуации (далее СОУЭ) являются автономными и позволяют осуществить оперативное информирование лиц, находящихся на объектах Министерства просвещения Российской Федерации, об актуальных чрезвычайных ситуациях и разновидностях террористических проявлений, поскольку от конкретной ситуации зависит алгоритм дальнейших действий находящихся на объекте лиц (безопасная эвакуация, либо противодействие преступным действиям с признаками террористических проявлений).
С учетом изложенного, установленные в учреждениях образования СОУЭ для оповещения лиц о пожаре, чрезвычайных ситуациях в сфере гражданской обороны не могут подменять СОУЭ для оповещения лиц при совершении или угрозе совершения террористического акта или его проявлений.
Количество и места размещения речевых оповещателей (громкоговорителей), работающих в составе СОУЭ, определяются исходя из архитектурно-планировочных и иных характеристик каждого конкретного объекта, в соответствии с назначенными местами (точками), в которых должно обеспечиваться речевое оповещение людей. При установке оповещателей рекомендуется обеспечить равномерного распределение отраженного звука. Мощность речевых оповещателей (громкоговорителей) при работе должна обеспечивать уровень громкости, превосходящий уровень громкости шума (на каждом конкретном объекте), при этом оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений. Технические характеристики речевых извещателей (громкоговорителей) и устройств звукоусилительного комплекса в составе СОУЭ должны обеспечивать слышимость и разборчивость передаваемой речевой информации во всех местах постоянного или временного пребывания людей, и обеспечивать звуковое воспроизведение частот в диапазоне от 200 до 5000 ГЦ. Устройства в составе СОУЭ не должны функционально совмещаться с иными ретрансляционными или технологическими системами, установленными на объектах. Электропитание СОУЭ должно осуществляться через источник бесперебойного электропитания (источник электропитания с резервом), обеспечивающий сохранение работоспособности СОУЭ при отключении напряжения электросети. СОУЭ должна обеспечивать трансляцию речевых сообщений, передаваемых персоналом через микрофон, либо автоматическое воспроизведение заранее записанных речевых сообщений с информацией о характере опасности, путях эвакуации, иных действиях, направленных на обеспечение безопасности людей. При этом, обработку конкретных действий при транслировании таких сообщений рекомендуется осуществлять в рамках проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных организаций, предусмотренных требованиями постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, на каждом таком объекте (территории) с учетом его индивидуальных особенностей, а также в зависимости от обстоятельств предполагаемой чрезвычайной ситуации (характер террористической угрозы, модель нарушителя и иные значимые обстоятельства).
Как установлено в рамках проведенного анализа, указанное СОУЭ в образовательных учреждениях, расположенных на территории МО «Город Биробиджан» отсутствуют.
В этой связи, прокуратурой города 16.05.2022 в адрес директора МБОУ Гимназия № 1» внесено представление.
Согласно ответу учреждения от 10.06.2022 № нарушения не устранены.
Просит суд с учетом уточнения обязать МБОУ «Гимназия № 1» в срок до 31.12.2023 оборудовать объект (территорию) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. При недостаточности у МБОУ «Гимназия № 1» денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до 01.12.2023 обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО выделить денежные средства на указанные цели.
Определением суда от 23.08.2022 к участию в настоящем деле в качестве ответчика привлечена мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Биробиджан ЕАО Ивагина Н.В. уточненные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Представитель ответчика МБОУ «Гимназия № 1» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Представили заявление о рассмотрении дела без их участия, а также увеличении срока исполнения решения суда, в связи с трудным финансовым положением.
Суд с учетом мнения прокурора, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснение участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обращение в суд прокурора г. Биробиджан в защиту прав неопределенного круга лиц вызвано несоблюдением санитарно-эпидемиологических требований в сфере образования.
В силу ст. 1 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (ст. 3 указанного Федерального закона).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон «Об образовании») государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе приоритета жизни и здоровья человека.
Положениями ст. 28 Закона "Об образовании" к компетенции образовательной организации отнесено, в частности материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 9 Закона "Об образовании" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 41 Закона «Об образовании», охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Согласно пп. «д» п. 24 Требований обязательным к выполнению мероприятием, независимо от категории объекта, является - оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (средства оповещения и управления эвакуации
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Биробиджана установлены нарушения законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и территорий образовательных учреждений, по результатам которой выявлены отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией (далее СОУЭ) в образовательных учреждениях, расположенных на территории МО «Город Биробиджан».
Прокуратурой города 16.05.2022 в адрес директора МБОУ «Гимназия № 1» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму.
Из ответа от 10.06.2022 следует, что учреждением нарушения не устранены.
До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, соответствующие доказательства суду не представлены.
При таких обстоятельствах на МБОУ «Гимназия № 1» необходимо возложить обязанность оборудовать объект (территорию) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении МБОУ «Гимназия № 1».
В судебном заседании установлено, что МБОУ «Гимназия № 1» является муниципальным образовательным учреждением, учредителем которого является мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО.
В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (п.3).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п.6).
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяется местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений (пп.3 п.7).
При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым в случае недостаточности финансовых средств у МБОУ «Гимназия № 1» возложить на мэрию города обязанность по обеспечению финансирования указанных мероприятий за счет средств местного бюджета, а обязанность по устранению нарушений - на учреждение как получателя бюджетных средств.
Рассматривая вопрос о сроке исполнения решения, суд приходит к следующему выводу.
В настоящее время ответчик не обладает достаточными денежными средствами для исполнения решения. Спорные работы имеют социальную значимость, направлены на безопасность лиц пребывающих в помещении, защиту их здоровья. Возложенные решением суда обязанности, предполагают проведение ряда организационных мероприятий: проведение конкурсов (аукционов) для заключения договоров с подрядчиками и непосредственные выполнение работ. В связи с этим, суд считает разумным установить следующие сроки исполнения решения.
В случае недостаточности финансовых средств у МБОУ «Гимназия № 1» на обеспечение финансирования указанных мероприятий, мэрия города до 01.12.2023 должна произвести финансирование учреждения за счет средств местного бюджета. Учреждение должно будет до 31.12.2023 оборудовать объект (территорию), системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В связи с чем, мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО освобождается от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу, а с МБОУ «Гимназия № 1» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 150 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 56, 103, 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Биробиджан Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 1» (ОГРН 1027900510659, ИНН 7901014146), мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (ОГРН 1057900040912, ИНН 7901525782) об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1» (ОГРН 1027900510659, ИНН 7901014146) в срок до 31.12.2023 оборудовать объект (территорию), расположенную по адресу: <адрес><адрес> системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (ОГРН 1057900040912, ИНН 7901525782) при недостаточности у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1» (ОГРН 1027900510659, ИНН 7901014146) денежных средств, выделенных на финансирование деятельности образовательного учреждения, в срок до 01.12.2023 выделить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Гимназия № 1» (ОГРН 1027900510659, ИНН 7901014146) денежные средства на указанные цели.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1» (ОГРН 1027900510659, ИНН 7901014146) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Бирюкова
Мотивированное решение изготовлено 04.10.2022.