ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2273/2017 от 16.08.2017 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-2273/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 16 августа 2017 года

Советский районный суд города Волгограда

В составе судьи Лазаренко В.Ф.

При секретаре Сатваловой Ю.В.,

С участием:

Истца Исояна Л.В.

Представителя ответчика ГКУ ЦСЗН по Советскому

Района Волгограда доверенности от 12.07.2017г. Ветютневой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исояна Левона Варужановича к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Советскому району Волгограда» об установлении факта проживания и взыскании единовременного социального пособия,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Исоян Л.В. обратился в суд с иском к ГКУ ЦСЗН по Советскому району Волгограда, в котором просил установить факт проживания по адресу: <адрес>, на момент возникновения чрезвычайной ситуации 16.05.2017г., обязать ГКУ ЦСЗН по Советскому району Волгограда выплатить единовременную материальную помощь в размере 50 000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что 16 мая 2017 года произошел взрыв многоквартирного жилого дома <адрес>. На момент чрезвычайной ситуации он проживал в квартире №42 вышеуказанного дома без регистрации. Решением ГКУ ЦСЗН по Советскому району Волгограда ему отказано в назначении единовременного пособия по причине отсутствия регистрации по месту произошедшего взрыва и соответственно отсутствия документов, подтверждающих факт проживания в квартире <адрес>. Признание факта проживания в жилом помещении по указанному адресу необходимо для получения причитающейся компенсации за утрату личного имущества.

В судебном заседании истец Исоян Л.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГКУ ЦСЗН по Советскому района Волгограда по доверенности Ветютнева Т.В. в судебном заседании при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.

Выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно подп. "л" п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

На основании Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 года №110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с которыми бюджетные ассигнования выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. "г") оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; и (п. "д") оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 16.05.2017г. в многоквартирном доме <адрес> произошел взрыв, в результате которого произошло полное обрушение 3-го подъезда дома.

Постановлением администрации Волгограда от 18.05.2017г. №756 жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно постановлению старшего следователя следственного отдела по Советскому району г.Волгограда от 17 мая 2017 года по уголовному делу, возбужденному по факту взрыва многоквартирного дома <адрес>, Исоян Л.В. признан потерпевшим в связи с проживанием на момент наступления чрезвычайной ситуации в квартире указанного многоквартирного дома.

23 июня 2017 года Исоян Л.В. обратился в ГКУ ЦСЗН по Советскому району Волгограда по вопросу получения единовременной материальной помощи об оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (частично утраченное имущество).

Решением ГКУ ЦСЗН по Советскому району Волгограда от 23 июня 2017 года истцу было отказано в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в связи с тем, что он не был зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Постановлением губернатора Волгоградской области от 21.12.2015 года №1122 установлено, что выплаты гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, предоставляются в размере, установленном Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года №110.

Во исполнение данного постановления, постановлением администрации Волгоградской области от 16.05.2017 года №242-п, утвержден Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются средства резервного фонда администрации Волгоградской области, бюджету городского округа город-герой Волгоград для оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от взрыва в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, который устанавливает процедуру предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются средства резервного фонда администрации Волгоградской области, бюджету городского округа Волгоград для оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от взрыва в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Единовременная материальная помощь указанным гражданам оказывается по спискам граждан, подписанным главой администрации Советского района Волгограда, председателем комитета гражданской защиты населения администрации Волгограда, начальником отдела Управления Федеральной миграционной службы по Волгоградской области в Советском районе г. Волгограда и утвержденным председателем комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области.

Приказом комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Волгоградской области от 15.12.2014 года №300 утверждены Перечень документов и Порядок их подготовки органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, обосновывающих размер и необходимость выделения средств из резервного фонда администрации Волгоградской области для частичного покрытия расходов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Во исполнение данных правовых актов, Постановлением администрации Волгограда от 17.05.2017 года №740 утвержден Порядок оказания финансовой помощи в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости в результате взрыва в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>

Единовременная материальная помощь, а также финансовая помощь предоставляется гражданам, зарегистрированным по месту жительства по адресу: <адрес>.

На момент чрезвычайной ситуации истец Исоян Л.В. не был зарегистрирован по месту своего жительства в спорном жилом помещении, в связи с чем, ему было отказано в оказании содействия в выплате единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости.

Вместе с тем, в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 04.04.1996 N 9-П, от 02.02.1998 N 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Согласно ч.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущество проживает.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО6, ФИО7, ФИО8 пояснили, что Исоян Л.В. постоянно проживал в кв.<адрес>.

Суд принимает показания свидетелей в качестве допустимых и достоверных доказательств по делу, поскольку они имеют регистрацию в многоквартирном доме <адрес> и им достоверно известно о проживающих в данном доме лицах.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что юридически значимыми обстоятельствами является установление факта причинения вреда имуществу истца в результате взрыва жилого дома 16.05.2017г., а также факта постоянного его проживания в указанном доме.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными письменными доказательствами, а также показаниями свидетелей, оснований не доверять которым у суда не имеется, их заинтересованности в исходе дела не установлено.

То обстоятельство, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации 16.05.2017г. Исоян Л.В. фактически проживал в кв.<адрес>, сомнений не вызывает.

Таким образом, требования истца об установлении факта постоянного проживания по адресу: <адрес> на момент возникновения чрезвычайной ситуации 16.05.2017г. подлежат удовлетворению.

Поскольку суд пришел к выводу об установлении факта постоянного проживания истца в вышеуказанном доме, а также установлен факт того, что принадлежащее ему имущество пострадало во время взрыва в многоквартирном жилом доме, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за истцом, как за лицом, пострадавшим от взрыва в многоквартирном жилом доме, права на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и взыскать с ГКУ ЦСЗН по Советскому району Волгограда единовременную социальную помощь в размере 50 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Исояна Левона Варужановича к Государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения по Советскому району Волгограда» об установлении факта проживания и взыскании единовременного социального пособия – удовлетворить.

Установить факт проживания Исояна Левона Варужиновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес>, на момент возникновения чрезвычайной ситуации 16 мая 2017г.

Взыскать с Государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Советскому району Волгограда» в пользу Исояна Левона Варужановича единовременную социальную помощь в размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.

Судья подпись В.Ф. Лазаренко

Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2017 года.

Судья подпись В.Ф. Лазаренко