ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2274/20 от 16.07.2020 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


16 июля 2020 года г.Ростов-на-Дону


Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Пастушенко С.Н.
при секретаре Ивановской Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорченко А.В. к АО "Донэнерго" о взыскании вознаграждения по итогам работы за год,

У С Т А Н О В И Л:

Федорченко А.В. обратился в суд с иском к АО "Донэнерго" о взыскании вознаграждения по итогам работы за год, ссылаясь на то, что состоит в трудовых отношениях с АО «Донэнерго» согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ

С момента заключения трудового договора и до ДД.ММ.ГГГГ. истец работал в должности начальника отдела капитального строительства филиала АО «Донэнерго» Тепловые сети. С ДД.ММ.ГГГГ. работал на должности начальника отдела строительства по тепловым сетям управления капитального строительства АО «Донэнерго» (ДД.ММ.ГГГГ, в связи с реорганизацией, отдел капитального строительства был выведен из штата филиала АО «Донэнерго» Тепловые сети и включен в состав управления капитального строительства АО «Донэнерго» с новым названием - ОСТС УКС АО «Донэнерго»).

Начальнику и сотрудникам вновь созданного отдела были установлены оклады, согласно действующего в управлении АО «Донэнерго» штатного расписания и установленной для него тарифной сетки.

По итогам работы за 2019г. вознаграждение было выплачено всем сотрудникам управления АО «Донэнерго», кроме ОСТС УКС. Истцом в адрес генерального директора АО «Донэнерго» Сизикова С.В. было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ., ответ на которое подучен не был.

В устных комментариях представители администрации ссылались на тот факт, что ОCTC УКС относится к филиалу АО «Донэнерго» Тепловые сети, который не выполнил условия для данного премирования (п. 14.14. «Положения о материальном стимулировании работников...»).

Согласно общих положений «Положения об управлении капитального строительства», ОCTC входит в состав управления капитального строительства, которое является самостоятельным структурным подразделением АО «Донэнерго» (п. 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3) и выполняет задачи, связанные с деятельностью тепловых сетей (п. 4.12), взаимодействуя при этом со службами филиала АО «Донэнерго» Тепловые сети.

Из «Положения об отделе строительства по тепловым сетям» следует, что ОСТС также является самостоятельным структурным подразделением, руководство которым осуществляется начальником УКС и сотрудники которого назначаются и освобождаются приказом генерального директора. В филиале АО «Донэнерго» Тепловые сети прием и увольнение с работы осуществляет директор филиала.

Организационная структура аппарата управления АО «Донэнерго» утверждена приказом от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, сотрудники ОСТС УКС относятся к аппарату управления АО «Донэнерго», но никак не к филиалу АО «Донэнерго» Тепловые сети.

Кроме того, данный факт подтверждается тем, что после вхождения ОСТС в состав УКС (ДД.ММ.ГГГГ) истец и сотрудники отдела регулярно на протяжении 3-х лет (2016-2018 г.г.) получали данный вид вознаграждения, тогда, как сотрудники филиала АО «Донэнерго» Тепловые сети - нет.

За почти 15 летний стаж работы на предприятии, у истца отсутствуют какие-либо дисциплинарные взыскания. Успешная работа неоднократно отмечалась денежными поощрениями и почетными грамотами.

В 2019 году не было обстоятельств, изложенных в п. 14.17 «Положения о материальном стимулировании работников...», влияющих на размер и выплату вознаграждения.

Согласно п. 14.16 «Положения о материальном стимулировании работников...» сумма не выплаченного истцу вознаграждения по итогам работы за 2019 год равна: (1 355 897,95 -178 928,07)*2*0,1=235 393,98 руб., где (1 355 897,95 - 178 928,07) - фактическая заработная плата истца за вычетом премий и подарков, полученных в 2019 году за другие периоды и за счет других источников. Основание - справка о доходах и суммах налога физического лица; 2-стажевый коэффициент истца (свыше 10 лет до 15 лет-таблица п. 14.16); 0,1 руб. - норматив для определения размера вознаграждения.

На основании изложенного, истец просит взыскать с АО «Донэнерго» вознаграждение по итогам работы за 2019 год в размере 235 393,98 руб.

Истец Федорченко А.В. в судебное заседание явился, требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика АО «Донэнерго» Мелконян Г.М., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

В силу ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации включает:

- фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации);

- доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда в особых условиях; ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 Трудового кодекса Российской Федерации - Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных);

- доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации - Поощрения за труд).

При этом установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности в нормальных условиях труда. Издание работодателем дополнительного приказа в таком случае не требуется.

Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

Согласно ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 сентября 2017 года N 2053-О указал, что премия в соответствии с буквальным смыслом ч. 1 ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации является одним из видов поощрения, применение которого относится к дискреции работодателя. Указанная норма предоставляет работодателю право использовать поощрение работников за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, направлена на обеспечение эффективного управления трудовой деятельностью и не может расцениваться как нарушающая права работников.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Судом установлено, что Федорченко А.В. на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ. принят на работу в АО «Донэнерго» начальником отдела капитального строительства филиала АО «Донэнерго» Тепловые сети.

В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Федорченко А.В. работал в должности начальника отдела строительства по тепловым сетям Управления капитального строительства, с ДД.ММ.ГГГГ. Федорченко А.В. занимал должность заместителя начальника отдела строительства по тепловым сетям Управления капитального строительства, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Федорченко А.В. состоит в должности начальника отдела капитального строительства филиала АО «Донэнерго» Тепловые сети.

В соответствии с Положением об отделе строительства по тепловым сетям, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ основной задачей отдела является обеспечение прибыльности Общества путем эффективного вложения средств в капитальное строительство, реконструкцию и техническое перевооружение теплоэнергетических объектов предприятия. обеспечивающих бесперебойное снабжение потребителей и уменьшение потерь теплоносителя в сетях.

В соответствии с должностной инструкцией начальника отдела строительства по тепловым сетям управления капитального строительства в должностные обязанности Федорченко А.В. входили:

в области планирования инвестиционной деятельности (п. 3.1.1) - участие в формировании инвестиционной программы по филиалу Тепловые сети на очередной период регулирования в зоне своей ответственности; контроль разработки поквартальных планов освоения капитальных вложений, вводе основных фондов и производственных мощностей по районам тепловых сетей в разрезе по объектного перечня и источников финансирования по основной (статья «Производство, передача и реализация тепловой энергии») и прочим видам деятельности (статья «Технологические подключения);

в области организационно-технологического руководства районами тепловых сетей и взаимодействия со сторонними организациями по вопросам компетенции отдела (п. 3.1.4) - осуществлять контроль за получением от филиала Тепловые сети проектно-сметной документации, выдачей ее в районы тепловых сетей и передачей откорректированной и утвержденной проектно-сметной документации подрядным организациям, контроль за работой и помощь районам тепловых сетей по вопросам выполнений инвестиционной программы в зоне ответственности отдела;

в области надзора за строительством объектов теплосетевого хозяйства (п. 3.1.5) - организация проведения контроля и надзора за строительством объектов утвержденной инвестиционной программы, соответствием объема, стоимости и качества выполняемых работ утвержденным в установленном порядке проектам и сметным расчетам, строительным нормам (стандартам) и правилам на производство работ, организация осуществления контроля за освидетельствованием и оценкой выполненных работ и конструктивных элементов, скрываемых при производстве последующих работ, организация и выборочное участие в работе рабочих комиссий по приемке законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов;

в области финансирования участие (п. 3.1.6) - контроль за формированием предложений к бюджету по видам деятельности «Производство, передача и реализация тепловой энергии», «Технологическое подключение» в части финансирования затрат по капитальному строительству на очередной период регулирования; участие в осуществлении контроля и анализа факта финансирования затрат по капитальному строительству в разрезе договоров по объектно, а также источников финансирования по видам деятельности «Производство, передача и реализация тепловой энергии», «Технологические подключения»;

в области материального обеспечения (п. 3.1.7) - контроль за формированием годовой и квартальной программы закупок оборудования для строительства, реконструкции и технического перевооружения теплоэнергетических объектов, контроль за формированием заявки на оборудование для строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов теплосетевого хозяйства, контроль за районами тепловых сетей в части своевременного предоставления заключений по входному контролю и введения претензионной работы с поставщиками, предметом которой является оборудование, не прошедшее входной контроль;

в области контроля, учета, анализа и отчетности (п. 3.1.8) - осуществлять контроль, учет и анализ исполнения инвестиционной программы по филиалу Тепловые сети в части расходования сметного лимита финансирования инвестиционных проектов, освоения капитальных вложений и ввода/вывода производственных мощностей за отчетный период (квартал, год), плана освоения капитальных вложений, ввод производственных мощностей по филиалам в разрезе по объектного перечня и источников финансирования по видам деятельности

Согласно уставной деятельности АО «Донэнерго» осуществляет различные регулируемые виды деятельности (услуги по передаче электроэнергии, технологическое присоединение, тепловая энергия, отпуск теплоносителя, горячие водоснабжение и подключение к сетям теплоснабжения), в связи с чем доходы, расходы предприятия определяются раздельно по каждому виду деятельности.

Условия и порядок оплаты труда работников АО «Донэнерго» определяется Положением об оплате труда работников АО «Донэнерго» утвержденного Приказом АО «Донэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ. .

Согласно п. 4.2 Положения, тарифная система предусматривает вознаграждения по итогам работы за год.

Система премирования работников АО «Донэнерго» регламентирована Положением о материальном стимулировании работников АО «Донэнерго», утвержденного протоколом Совета директоров АО «Донэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ, введенного в действие ДД.ММ.ГГГГ.

Положением «О материальном стимулировании работников», установлено, что с целью усиления материальной заинтересованности работников в улучшении результатов работы общества (п. 1.1.2) в пределах размера средств, направленных на выплату вознаграждения при наличие плановой суммы вознаграждения и (или) экономии по фонду оплаты труда (всей или ее части) в составе себестоимости (абз.4 п.14.16) предусматривается выплата вознаграждения по итогам работы за год (п.1.1.1) работникам имеющим на это право (п.14.2).

Согласно п. 14.14 Положений, показателем вознаграждения является «Не превышение эксплуатационных затрат 1 кВТч» за расчетный период. Показателем для выполнения вознаграждения филиалу Тепловые сети является «Не превышение эксплуатационных затрат на 1Гкал» (с исключением влияния статьи «Амортизация»).

По смыслу приведенных положений закона ст. 22, ч. 1 ст. 191 ТК РФ, а также Положения о материальном стимулировании работников утвержденного Решением Совета Директоров от ДД.ММ.ГГГГ стимулирующие премии (п. 1.1.1) не являются безусловной гарантированной выплатой, а относятся к стимулирующим выплатам, служат поощрением за решение работниками поставленных задач.

Из содержания трудового договора, а также представленного Положения о материальном стимулировании работников, утвержденного Решением Совета Директоров от ДД.ММ.ГГГГ следует, что установленное дополнительное материальное стимулирование в виде премии, не является составной частью заработной платы и/или гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, а лишь дополнительной трудовой гарантией, направленной на повышение уровня заработной платы и стимулирования работника к качественной работе, применяющейся работодателем самостоятельно и являющейся его исключительным правом, а не его безусловной обязанностью. Основанием для начисления премии является приказ работодателя.

При этом, в соответствии с Положением о материальном стимулировании работников АО «Донэнерго», введенного в действие ДД.ММ.ГГГГ при формировании выплаты годового вознаграждения учитывается ниже перечисленные факторы: наличие финансовой возможности у АО «Донэнерго» для вознаграждения по итогам работы за год (п.14.1, п.14.16); право на получение годового вознаграждения (п.14.2, п.14.3); выполнение утвержденных финансовых показателей (п.14.14).

Согласно выписке из Учетной политики на 2019 г. АО «Донэнерго» в целях бухгалтерского учета в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, (далее также - Приказ ), АО «Донэнерго» ведет раздельный учет по следующим видам деятельности; технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей; услуги по передаче электроэнергии; тепловая энергия, отпуск теплоносителя, горячие водоснабжение и подключение к системам водоснабжения.

В соответствии с п. 10 «Основ ценообразования в сфере теплоснабжения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности.

Пунктом п. 4.18.4 Учетной политики 2019 года установлено, что АО «Донэнерго» ведет раздельный учет расходов по регулируемым видам деятельности (услуги по передаче электроэнергии, технологическое присоединения, тепловая энергия, отпуск теплоносителя, горячее водоснабжение и подключение к системам теплоснабжения.

Из пункта 4.18.5 Учетной политике АО «Донэнерго» следует, что расходы по каждому виду деятельности определяются как сумма прямых расходов, относимых непосредственно на данный вид деятельности, и косвенных расходов (общехозяйственные расходы), относимых непосредственно на данный вид деятельности. Управленческие расходы по аппарату управления АО «Донэнерго», относятся на вид деятельности «Услуги по передаче электроэнергии», расходы по прочим видам деятельности «Прочая деятельность», расходы по ОТП относятся на вид деятельности «Технологическое присоединения».

Пунктом 4.18.6 Учетной политике 2019 года АО «Донэнерго» установлено, что расходы по производству и сбыту тепловой энергии и горячей воды, отпуску теплоносителя, подключению к системам теплоснабжения и прочим видам услуг относятся на 20 балансовый счет субсчет «Производство, распределение, транспортировка и реализация тепловой энергии», «Горячее водоснабжение», «Отпуск теплоносителя», Подключение к системам теплоснабжения», «Прочая деятельность». Управленческие расходы по филиалу Тепловые сети в части себестоимости, прочих доходов и расходов из прибыли распределяются пропорционально полезному отпуску на каждый район тепловых сетей на вид деятельности «Производство», распределение, транспортировка и реализация тепловой энергии».

Таким образом, бухгалтерский и управленческий учет расходов и доходов отдела капитального строительства тепловых сетей в зоне деятельности, которых находиться вид деятельности - распределение, транспортировка и реализация тепловой энергии относятся на статьи расхода дохода по виду «распределение, транспортировка и реализация тепловой энергии».

При проведении Государственной инспекцией труда в Ростовской области внеплановой, документарной проверки АО «Донэнерго» в связи с обращением истца, установлено, что в соответствии с расчетом эксплуатационных затрат на 1Гкал за 2019г. по филиалу АО «Донэнерго» ТС фактические эксплуатационные затраты на 1ГКАЛ при плановом показателе 2594,694 руб. составили 2619,286. Таким образом, по результатам работы за 2019г. показатель «не превышение эксплуатационных затрат на 1Гкал» не выполнен. Исходя из вышеизложенного, выплата вознаграждения по итогам работы за 2019г. по виду деятельности «распределение, транспортировка и реализация тепловой энергии», к которой отнесен отдел строительства по тепловым сетям Управления капитального строительства АО «Донэнерго», где Федорченко А.В. замещает должность заместителя начальника отдела, не производилась.

Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 Трудового кодекса РФ); доплаты, надбавки компенсационного характера (ст. ст. 146 - 149 Трудового кодекса РФ); доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 Трудового кодекса РФ). Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

Таким образом, спорная премия не является гарантированной, обязательной выплатой, осуществляемой работодателем в безусловном порядке, поскольку установление системы премирования работника является прерогативой соответствующего работодателя, поощрение работников является правом, а не обязанностью работодателя.

На основании изложенного, требования Федорченко А.В. о взыскании вознаграждения по итогам работы за год не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Федорченко А.В. к АО "Донэнерго" о взыскании вознаграждения по итогам работы за год оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 21 июля 2020г.