Дело № 2-2276/18 31 июля 2018 года
Решение
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Левиной Е.В.
при секретаре Хайретдиновой А.Х.
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к СПб ГУП «ГУИОН» в лице филиала ПИБ Центрального района о понуждении выполнить обязанность по подготовке технического паспорта на жилое помещение,
установил:
Истец обратился в суд с исковыми требованиями к СПб ГУП «ГУИОН» в лице филиала ПИБ Центрального района о понуждении выполнить обязанность по подготовке технического паспорта на жилое помещение. В обоснование заявленных требований истец указал, что 22 декабря 2017 года истцу было отказано ответчиком в выдаче технического паспорта на жилое помещение ввиду отсутствия сведений об учете квартиры <....> в архиве филиала. Необходимость получения технического паспорта на указанную квартиру истец обусловил невозможностью приватизации квартиры в установленном законом порядке.
Истец в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала в полном размере.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.5 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Частью 7 ст. 1 указанного закона дано определение понятию государственного кадастрового учета, под которым понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу ч. 7 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, подтверждает государственный кадастровый учет недвижимого имущества, осуществляемый в соответствии с указанным Федеральным законом.
Из положений Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ следует, что систематизированным сводом сведений об учтенном в Российской Федерации недвижимом имуществе является государственный кадастр недвижимости, который содержит сведения о недвижимом имуществе, подтверждающие существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии с частями 2.3. и 3 ст. 43 указанного Федерального закона (в ранее действовавшей редакции) органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, а также подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения осуществляли государственный учет объектов капитального строительства в переходный период до 1 января 2013 г., после чего вместо государственного технического учета осуществляется государственный кадастровый учет объектов капитального строительства Росреестром.
Между тем, в силу прямого требования ч. 4 ст. 19 ЖК РФ в отношении жилищного фонда, к которому относятся все жилые помещения, находящиеся на территории Российской Федерации, продолжает осуществляться государственный учет в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» и утвержденным им Положением технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.
Согласно п. п. 3, 7 указанного Положения государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. В целях государственного учета жилищного фонда органы БТИ осуществляют: техническую инвентаризацию жилищного фонда; оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения.
Как следует из материалов дела, по итогам первичной инвентаризации 1930 года по адресу: <....>
В 1973 году организацией технического учета в отношении указанного объекта недвижимости была зафиксирована перепланировка, площадь квартиры изменилась и составила 73,2 кв.м. При этом акт приемки в эксплуатацию объекта недвижимости после произведенной перепланировки в архиве организации технического учета отсутствует.
При проведении технической инвентаризации в 1987 году изменений технических характеристик и наружных границ квартиры <....> по отношению к инвентаризации 1973 года не установлено.
В силу ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» технический учет, осуществленный в установленный законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» или в переходный период его применения, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с выше названным Законом. Источниками для включения и переноса в ГКН сведений и содержащих сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе, технические паспорта зданий, сооружений, помещений.
Во исполнение указанной нормы закона ответчиком были переданы сведения о техническому учете квартиры 41-42 по ул. Перекопской в Санкт-Петербурге как о ранее учтенном объекте в ФГБУ «ФКП Росреестра по Санкт-Петербургу» для включения в государственный кадастр недвижимости (с 01.01.2017 г. – Единый государственный реестр недвижимости). Как указал ответчик в отзыве на исковое заявление, на сегодняшний день зарегистрированы в ЕГРН два самостоятельных объекта недвижимости: квартира <....> и квартира <....>. Между истцом и СПб ГКУ «Жилищное агентство Адмиралтейского района Санкт-Петербурга» был заключен договор социального найма жилого помещения №14965/6, согласно которому истцу была предоставлена в бессрочное владение и пользование находящаяся в государственной собственности Санкт-Петербурга <....>. Истец обратился в СПб ГБУ «Горжилобмен» с заявлением о передаче нанимаемой квартиры в собственность. Между истцом и СПб ГБУ «Горжилобмен» был заключен договор передачи квартиры в собственность граждан №ГЖО/0/19395 от 29.08.2017 г. Уведомлением Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от 08.12.2017 г. №78/052/016/2017-441 было отказано в государственной регистрации перехода права собственности в отношении квартиры, расположенной по адресу: <....> на основании договора передачи квартиры в собственность граждан №ГЖО/0/19395 от 29.08.2017 г. по причине того, что квартира <....> в качестве самостоятельного объекта недвижимости не учтена. Указанные обстоятельства подтверждаются и письмом №16102-исх. от 22.12.2017 г. ф-ла СПб ГУП «ГУИОН» ПИБ Центрального района, согласно которому сведения об учете квартиры <....> в архиве филиала отсутствуют. Государственный кадастр недвижимости, который в соответствии с законом является систематизированным сводом сведений о недвижимом имуществе, подтверждающих существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющим определить его как индивидуально-определенную вещь (ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости», действовавшего на момент кадастрового учета спорного объекта).В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», определяющего в настоящее время порядок государственного кадастрового учета недвижимого имущества, Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с требованиями закона недвижимом имуществе.Таким образом, учитывая, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о квартире <....>, как о самостоятельном объекте недвижимости, а в ЕГРН отсутствуют сведения о правах в отношении указанного объекта недвижимости, суд соглашается с позицией ответчика, что жилое помещение – <....> как самостоятельный объект недвижимости не учтен. В связи с этим, выдача технического паспорта на объект, не являющийся учтенным объектом недвижимости, не представляется возможным. Как указано в ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;Согласно ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости. Как следует из уведомления филиала СПб ГУП «ГУИОН» от 14.11.2017 г. №18/8516 при обследовании 31.10.2017 г. квартиры <....>, установлено наличие перепланировок с изменением внешних границ объекта. Таким образом, проведение технического учета образованных в результате перепланировок объекта недвижимости - квартиры <....> и последующий их кадастровый учет возможен только в случае проведения в установленном законом согласовании произведенных перепланировок с органом местного самоуправления. Вместе с этим, до разработки соответствующего проекта перепланировки, его согласования с органом местного самоуправления в установленном порядке с получением соответствующего акта согласования, выдача технического паспорта на вновь образуемые в результате переустройства объекты невозможна. Более того, в связи с завершением переходного периода реформирования кадастрового и технического учета в РФ, с 01.01.2013 года у организации по учету объектов недвижимости (которой ранее являлся СПБ ГУП «ГУИОН») отсутствуют полномочия на осуществление государственного технического учета и технической инвентаризации, а соответственно, изготовление технического паспорта на спорный объект возможно только на основании гражданско-правового договора между ответчиком и истцом при условии соответствующей оплаты. Обязанность по изготовлению технических паспортов на объекты недвижимости в силу закона у ответчика с 2013 года отсутствует. В силу принципа состязательности и равноправия сторон, установленного частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 ГПК РФ, а также исходя из требования части 1 статьи 56 ГПК РФ, истец сам определяет круг обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, и круг доказательств, подтверждающих эти обстоятельства. Свобода участвующих в деле сторон распоряжаться принадлежащими им правами, в том числе, правом подачи искового заявления, выступает одним из проявлений принципа диспозитивности гражданского судопроизводства. Данный принцип также предполагает, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий и самостоятельно выбирают способ защиты нарушенного права (ст. 35 ГПК РФ). Таким образом, в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлены достаточные доказательства в обоснование возникновения обязанности у ответчика по изготовлению технического паспорта. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательном виде.
Судья