ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2276/2022 от 30.06.2022 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

38RS0-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд Адрес в составе: председательствующего судьи Рябченко Е.А., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием представителя истца старшего помощника прокурора АдресФИО4, представителя ответчика ОГУЗ «Иркутская городская клиническая больница » ФИО5, представителя третьего лица Министерства имущественных отношений АдресФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Адрес в защиту интересов Российской Федерации, прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Иркутская клиническая больница » об обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

в обоснование иска указано, что прокуратурой Адрес по результатам проведенной проверки исполнения законодательства о поддержании объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию выявлены нарушения в сфере распоряжения государственной собственностью. Установлено, что по адресу: Адрес расположено защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), находящееся в государственной собственности, переданное областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Иркутская городская клиническая больница » (далее - ОГБУЗ «ИГКБ ») в оперативном управлении. В соответствии с. выпиской из ЕГРЮЛ участником/учредителем ОГБУЗ «ИГКБ » является Адрес в лице администрации Адрес и министерства здравоохранения Адрес. В ходе проверки, проведенной с привлечением специалиста ГУ МЧС России по Адрес, выявлены нарушения требований действующего законодательства. В ходе проведения проверки установлено, что ОГБУЗ «ИГКБ », эксплуатирующее ЗС ГО, не в полной мере выполняет мероприятия по гражданской обороне в части содержания в состоянии постоянной готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых. Выявленные нарушения не могут обеспечить безопасное пребывание в них людей во время использования ЗС ГО в режиме убежища. Выявленные нарушения являются недопустимыми, нарушают конституционные права неопределенного круга лиц на защиту жизни и здоровья от опасностей, возникающих вследствие военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного, прокурор Адрес просит суд:

обязать ОГБУЗ «Иркутская городская клиническая больница » устранить выявленные в ходе проверки защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Адрес, нарушения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:

разработать ответственным лицом проектно-сметную документацию для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО, и организовать выполнение спланированных работ;

обеспечить группу (звено) по обслуживанию ЗС ГО необходимыми средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом;

обеспечить готовность и использование ЗС ГО по предназначению;

спланировать и организовать выполнение мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению;

выполнить требования при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, при этом обеспечить сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов (герметических ставней, противовзрывных устройств), герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;

устранить допущенные в ЗС ГО в мирное время нарушения, выразившиеся в устройстве отверстий (проемов) в ограждающих конструкциях (отверстия заделаны монтажной пеной); нарушении герметизации и гидроизоляции; демонтаже оборудования (в помещении фильтровентиляционной камеры демонтированы герметические ставни, а на их место установлены (посажены на монтажную пену) ставни, не являющимися герметическими);

устранить окрашивание резиновых деталей уплотнений (на герметических ставнях, защитно-герметических и герметических дверях;

привести в исправное состояние и готовности к использованию по назначению инженерно-техническое оборудование ЗС ГО (устранить неисправность герметических ставней, работоспособность установленных фильтров-поглотителей (ФП-300));

обеспечить освидетельствование аварийных безнапорных ёмкостей представителями медицинской службы перед заполнением их водой при переводе на режим убежища (укрытия);

провести в полном объёме оценку технического состояния ЗС ГО, установить порядок проведения ежегодных и специальных осмотров;

провести оценку общего состояния сооружения и состояния входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов; исправности дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания; исправности защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования; использования площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения; наличия проектной документации;

спланировать и осуществить оценку технического состояния ЗС ГО;

проверить состояние отмостка ЗС ГО и прилегающей территории;

проверить исправность клапанов избыточного давления;

провести оценку исправности герметических клапанов ЗС ГО;

провести проверку герметичности убежища;

провести в убежище испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха;

провести технические осмотры и контрольные оценки технического состояния ФП-300 2010 года выпуска; оборудовать емкости запаса питьевой воды водоуказателями, водоразборными кранами, люками для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей;

провести текущий ремонт технических систем ЗС ГО (герметических клапанов и противовзрывных устройств);

провести средний ремонт технических систем ЗС ГО (герметических клапанов и противовзрывных устройств);

отразить в годовых планах планово-предупредительных ремонтов перечень, объёмы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ; провести мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения, ликвидации течей.

В отзыве на исковое заявление представитель министерства здравоохранения Адрес просит рассмотреть дело в его отсутствие, по исковым требованиям прокурора Адрес указывает, что министерство осуществляет свою деятельность на основании Положения о министерстве здравоохранения Адрес, утвержденного постановлением Адрес от Дата-пп (далее - Положение). ОГБУЗ «Иркутская городская клиническая больница » является подведомственной министерству медицинской организацией. Согласно п. 1.7 Устава ОГБУЗ «Иркутская городская клиническая больница » является самостоятельным юридическим лицом и отвечает по своим обязательством в соответствии законодательством Российской Федерации. Рассмотрение вопроса выделения финансирования министерством осуществляется на основании представленных заявок медицинских организаций, лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете, а также критериев отбора подведомственных учреждений. В адрес министерства от ОГБУЗ «Иркутская городская клиническая больница » заявка о выделении финансовых средств в рамках проведения капитального ремонта и технического состояния защитного сооружения не поступала. Согласно требованиям пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. Министерство, как учредитель не несет ответственности по обязательствам бюджетных учреждений.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор - старший помощник прокурора АдресФИО4 просит исковые требования удовлетворить.

Представителя ответчика ОГУЗ «Иркутская городская клиническая больница » ФИО5 в судебном заседании просит суд отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на то, в настоящее время ответчиком с ГУ МЧС России по Адрес решается вопрос об изменении типа ЗС ГО после чего устранение установленных при проверке нарушений не потребуется.

Представитель третьего лица министерства имущественных отношений АдресФИО3 поддержала позицию ответчика.

В судебное заседание не явился представители третьих лиц ГУ МЧС России по Адрес, администрации Адрес, министерства здравоохранения о времени и месте судебного заседания извещены, ходатайств об отложении судебного заседания не направили.

Выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, оценив все представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом - на праве оперативного управления и хозяйственного ведения (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. ст. 309, 310 ГК РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от Дата № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона в числе основных задач в области гражданской обороны следующее: подготовка населения в области гражданской обороны, предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденный приказом МЧС России от Дата (далее - Порядок), предусматривает возможность их использования в мирное время в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного характера, с сохранением возможности приведения их в нормативные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Суд установил, что в соответствии с. выпиской из ЕГРЮЛ участником/учредителем ОГБУЗ «ИГКБ » является Адрес в лице администрации Адрес и министерства здравоохранения Адрес, юридический адрес ОГБУЗ «ИГКБ » Адрес.

Здание по адресу: Адрес находится в государственной собственности, передано ОГБУЗ «ИГКБ » на праве оперативного управления (копия свидетельства о государственной регистрации права от Дата).

Сооружение по адресу: Адрес является защитным сооружение гражданской обороны (паспорт убежища от Дата, Дата).

В материалы дела представлена инвентаризационная карточка от Дата.

Согласно выписки из журнала защитных сооружений, расположенных на территории Адрес терапевтический корпус по адресу: Адрес является убежищем типа А-III, вместимостью 100 чел., площадью 230 кв.м., дата проведения последнего ТО – 2010 капитальный.

Из материалов дела следует, что на основании решения заместителя прокурора Адрес от Дата решено с целью оценки исполнения требований законодательства о гражданской обороне, пожарной безопасности провести проверку сооружения гражданской обороны по адресу: Адрес, терапевтический корпус (ОГБУЗ «ИГКБ »), установлен срок проверки с Дата по Дата, проведение проверки поручено старшему помощнику прокурора АдресФИО6 совместно со специалистами ГУ МЧС России по Адрес.

По заключению главного специалиста отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УНД и ПР ГУ МЧС России по АдресФИО7 установлено, что осмотренное ЗС ГО (убежище) эксплуатируется ОГБУЗ «ИГКБ » с нарушением действующего законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, характер ряда выявленных нарушений свидетельствует о необеспеченности безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО. Согласно заключению установлены нарушения пунктов 1.3, 1.5, 1.7, 1.8, 3, 4.1.1- 4.1.4, 4.2.2, 4.2.5, 4.3.6, 4.3.7, Дата, Дата, 434.1, 4.4.5, 4.5.2, 5.1.1, 5.1.5, 5.1.6, 5.2.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от Дата (зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации Дата).

В соответствии с п. 1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от Дата в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

Согласно п. 1.5 Правил группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении .

Пунктом 1.7 Правил закреплено, что готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.

В соответствии с п. 1.8 Правил в обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий:

по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов;

по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению;

по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными;

должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Согласно п. 3.2.1 Правил, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность:

защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;

герметизации и гидроизоляции всего сооружения;

инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Требованиями п. 3.2.2 Правил установлено, что при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений.

При наличии проектного обоснования и согласования (заключения) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.

Согласно п. 4.2.5 Правил устройство в ограждающих конструкциях отверстий и проемов, не предусмотренных проектной документацией, является грубым нарушением защитных свойств сооружений.

Окончательные выводы о состоянии ограждающих конструкций и защитных устройств делаются по результатам проверки сооружения на герметичность.

В соответствии с п. 4 Порядка допускается устройство в помещениях ЗС ГО временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых, но не более чем за 6 часов.

Пунктом Дата Правил закреплено, что стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками. Металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования.

Согласно п. 3 Порядка при содержании ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений; загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов; оштукатуривание потолков и стен помещений; облицовка стен керамической плиткой; окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких вставок, металлических рукавов, табличек с наименованием завода изготовителя и техническими данными инженерно-технического и специального оборудования; застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО на расстоянии менее предусмотренного проектной документацией.

В соответствии с п. Дата Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Пунктом Дата Правил закреплено, что аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы.

В соответствии с п. 4.1.1 Правил, оценка технического состояния ЗС ГО осуществляется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных оценках технического состояния и инвентаризации.

Ежегодные и специальные осмотры производятся в порядке, устанавливаемом руководителем организации, эксплуатирующей ЗС ГО.

Специальные осмотры проводятся после пожаров, землетрясений, ураганов, ливней и наводнений.

Согласно п. 4.1.3 Правил, комплексная оценка технического состояния ЗС ГО проводится один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления составляют перспективные планы проведения оценок технического состояния.

При этом проверяется:

герметичность убежища;

работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств;

возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом (приложение );

эксплуатация в режиме ЗС ГО в течение 6 часов с оценкой технического состояния работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции;

наличие проектной документации.

Для проведения комплексных оценок ЗС ГО рекомендуется привлекать организации, имеющие лицензии на данный вид деятельности, которые обязаны выдавать заключения с определением качественного состояния проверяемого оборудования и выдачей рекомендаций по его дальнейшему использованию по предназначению.

Согласно п. 4.1.2 Правил, при осмотрах ЗС ГО должны оцениваться:

общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов;

исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания;

исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования;

использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения;

наличие и состояние средств пожаротушения;

наличие проектной документации.

Руководители ГО организаций, эксплуатирующих ЗС ГО, в соответствии с п. 4.1.4 Правил, планируют и осуществляют оценку технического состояния ЗС ГО.

В соответствии с п. 4.2.2 Правил, у отдельно стоящих ЗС ГО проверяется состояние обвалования (дернового покрова); у встроенных - отмостка и прилегающая территория.

Согласно п. Дата Правил, герметичность убежища проверяется по величине подпора воздуха и производится в следующей последовательности:

закрываются все входные ворота, двери, ставни, люки, стопорятся клапаны избыточного давления, закрываются гермоклапаны и заглушки на воздуховодах вытяжных систем, сифоны заполняются водой;

включается в работу приточная система вентиляции,

отрегулированная на заданную проектной документацией производительность, и по производительности вентиляторов определяется количество воздуха, подаваемого в убежище;

измеряется подпор воздуха в убежище тягонапоромером или другим пригодным для этих целей прибором. Во всех случаях замеренное значение подпора должно быть не менее значения, указанного в графике, или величины подпора, определяемой по формулам, приведенным в приложении ;

определяются (при необходимости) места утечек воздуха по отклонению пламени свечи или с помощью мыльной пленки местами возможной утечки воздуха могут быть: притворы герметических устройств (дверей, люков, клапанов и пр.), примыкания коробок дверей и ставней к ограждающим конструкциям, уплотнители клиновых затворов, места прохода через ограждающие конструкции различных вводов коммуникаций, места установки других закладных деталей, стыки сборных железобетонных элементов и другие. Все выявленные неплотности устраняются, после чего проводится повторная оценка убежища на герметичность. Без доведения до требуемой герметичности убежище в эксплуатацию не принимается.

В соответствии с п. Дата Правил кроме оценки на герметичность должно быть проведено испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха. Для оценки подпора в режиме фильтровентиляции включаются система приточной вентиляции в этом режиме и система вытяжной вентиляции, при этом соответствующие герметические клапаны должны быть открыты, а клапаны перетекания свободны. Величина подпора воздуха в убежище должна составлять не менее 50 Па (5 мм вод. ст.). Оценка подпора в режиме регенерации внутреннего воздуха осуществляется включением системы поддержания подпора (остальные системы не работают, при этом должны быть закрыты все герметические клапаны: на вытяжных системах, застопорены в закрытом положении клапаны избыточного давления в тамбурах входов). Величина подпора должна быть не менее нормативной.

Согласно п. 4.4.1 Правил, при оценке состояния ФП последние подвергаются техническому осмотру и контрольной оценке технического состояния.

В соответствии с п. 4.4.5 Правил, контрольная оценка состояния ФП производится выборочно для партии фильтров, эксплуатирующихся в одинаковых условиях.

Пункт 4.5.2 Правил гласит, что емкости запаса питьевой воды должны быть оборудованы водоуказателями, водоразборными кранами, иметь люки для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей. При этом особое внимание обращается на наличие воды в напорных емкостях, а в аварийных безнапорных емкостях - на их исправность и чистоту содержания.

Согласно п. 5.1.1 Правил, техническое обслуживание и плановопредупредительный ремонт технических систем включают: ТО ; ТО ; ТО; текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт. Периодичность планового технического обслуживания и ремонта специального оборудования приведена в таблице 2. Результаты технических обслуживаний и ремонтов отражаются в журналах оценки технического состояния ЗС ГО. Техническое обслуживание общепромышленного оборудования осуществляется в соответствии с положениями о планово-предупредительных ремонтах этого оборудования.

Согласно п. 5.1.5 Правил текущий ремонт осуществляется в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности технических систем. Он состоит в замене и восстановлении отдельных частей и их регулировке.

При текущем ремонте технических систем производятся:

работы, предусмотренные ТО ;

разборка некоторых узлов для замены быстроизнашивающихся деталей, состояние которых не обеспечивает работу технических систем до очередного ремонта;

восстановление посадок, регулировка люфтов и зазоров изношенных деталей;

притирка пробок кранов, клапанов или их замена;

замена прокладок трубопроводов;

подтяжка крепежных деталей;

замена, при необходимости, электрических контактов, пусковых кнопок, выключателей, участков кабелей и проводов;

чистка и промывка трубопроводов и магистралей;

осмотр и, при необходимости, мелкий ремонт редукторов и соединительных муфт;

замена неисправных контрольно-измерительных приборов;

замена смазки;

выявление дефектов и их устранение;

восстановление лакокрасочного покрытия;

регулировка и испытание оборудования.

В соответствии с п. 5.1.6 Правил средний ремонт - вид планового ремонта, при котором техническая система частично разбирается и ремонтируется или заменяются изношенные детали, восстанавливаются мощность и производительность оборудования, проводится его испытание под нагрузкой.

При среднем ремонте технических систем производятся:

работы, предусмотренные текущим ремонтом;

разборка части узлов для ремонта или замены изношенных деталей;

замена, при необходимости, изношенных подшипников качения, пришабривание подшипников скольжения, проточка некоторых шеек валов и валиков;

замена изношенных уплотняющих и крепежных деталей, замена прокладок;

ремонт цилиндров, замена и пригонка поршневых колец, притирка клапанов;

наладка и регулировка электроаппаратуры;

ремонт и замена заградительных устройств;

сборка технических систем с восстановлением правильного положения узлов и деталей;

замена смазки в отремонтированных узлах;

окраска;

испытание технических систем.

Пунктом 5.2.4 Правил установлено, что перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в годовых планах планово-предупредительных ремонтов. В первоочередном порядке проводятся мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения. Ликвидация течей может быть осуществлена путем устройства защитных гидроизоляционных покрытий; восстановления поврежденных участков гидроизоляции; устройства дренажа вокруг сооружения; уплотнения бетонных и железобетонных конструкций инъекцированием (нагнетанием в трещины и другие дефектные места тампонажной смеси). Состав тампонажной смеси подбирается в зависимости от обводненности ограждающих конструкций и размера трещин. Могут быть применены и другие способы восстановления гидроизоляционных свойств ограждающих конструкций.

При проверке установлено, что в нарушение п. 1.3 Правил в ОГБУЗ «ИГКБ » для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственным лицом не разработана необходимая проектно-сметная документация и не организовано выполнение спланированных работ.

В ОГБУЗ «ИГКБ » группа (звено) по обслуживанию ЗС ГО не обеспечена(о) необходимыми средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом, что не соответствует положениям п. 1.5 Правил.

Руководителем ГО ОГБУЗ «ИГКБ » в нарушение п. 1.7 Правил не обеспечена готовность и использование ЗС ГО по предназначению, на учёте которого оно находится. Выявлены нарушения при эксплуатации убежища, влекущие нарушение герметизации и гидроизоляции ЗС ГО.

В нарушение п. 1.8 Правил руководителем ГО ОГБУЗ «ИГКБ » не спланировано и не организовано выполнение мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению.

При эксплуатации ЗС ГО ОГБУЗ «ИГКБ » в нарушение п. 3.2.1 Правил в режиме повседневной деятельности не выполнены требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом не обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: герметических ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

В нарушение п. 3.2.2, п. 4.2.5 Правил, п. 4 Порядка в ОГБУЗ «ИГКБ » при эксплуатации ЗС ГО в мирное время допущено: устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях (отверстия заделаны монтажной пеной); нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования (в помещении фильтровентиляционной камеры демонтированы герметические ставни, а на их место установлены (посаженные на монтажную пену) ставни, не являющимися герметическими).

В проверяемом ЗС ГО допущено нарушение п. Дата Правил - окрашивание резиновых деталей уплотнений (окрашены резиновые детали уплотнений на герметических ставнях, защитно-герметических и герметических дверях).

Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО ОГБУЗ «ИГКБ » содержится в неисправном состоянии и не готовности к использованию по назначению. Установлена неисправность герметических ставней, не подтверждена работоспособность установленных фильтров-поглотителей (ФП-300), чем нарушен п. Дата Правил.

В нарушение п. Дата Правил не обеспечено освидетельствование аварийных безнапорных ёмкостей представителями медицинской службы перед заполнением их водой при переводе на режим убежища (укрытия).

В нарушение п. 4.1.1, п. 4.1.3 Правил не в полном объёме проводится оценка технического состояния ЗС ГО: не проводятся комплексные оценки технического состояния ЗС ГО один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО. Порядок проведения ежегодных и специальных осмотров не установлен руководителем организации, эксплуатирующей ЗС ГО.

При осмотрах ЗС ГО ОГБУЗ «ИГКБ » в нарушение п. 4.1.2 Правил не оценивается: общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов; исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания; исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования; использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения; наличие проектной документации.

В нарушение п. 4.1.4 Правил руководителем ГО ОГБУЗ «ИГКБ », эксплуатирующим ЗС ГО, не спланирована и не осуществлена оценка технического состояния ЗС ГО.

У встроенного ЗС ГО, подлежащего проверке, не проверяется состояние отмостка и прилегающая территория, чем нарушаются положения п. 4.2.2 Правил.

Согласно п. 4.3.6 Правил клапаны избыточного давления устанавливаются строго вертикально, тарель клапана должна быть прижата к корпусу, рычаг должен легко вращаться на оси. Исправность клапана в застопоренном состоянии проверяется путем просвечивания его со стороны тамбура в неосвещенное помещение убежища. Клапан считается герметичным, если на неосвещенной стороне по периметру прилегания тарели к седлу свет не виден. Клапан проверяется на легкость закрывания и открывания.

В ЗС ГО, в нарушение названной нормы, не проверяется исправность клапанов избыточного давления.

Пункт 4.3.7 Правил предусматривает, что для оценки исправности герметического клапана необходимо в воздуховоде перед закрытым клапаном, по ходу движения воздуха, просверлить отверстие диаметром 6-8 мм, закрыть все, кроме одного (ближайшего к клапану), приточные отверстия и включить в работу систему вентиляции. Затем в просверленное отверстие впрыснуть пульверизатором 50-75 г нашатырного спирта. Отсутствие запаха аммиака в ближайшем приточном отверстии (за клапаном) подтверждает герметичность клапана. После проведения испытания отверстие заделывается.

ОГБУЗ «ИГКБ » оценки исправности герметических клапанов ЗС ГО не проводятся, чем нарушаются требования п. 4.3.7 Правил.

При проведении проверки установлено, что проверка герметичности убежища не проводится, то есть не исполняются положения п. Дата Правил.

В нарушение п. Дата Правил в убежище по адресу: Адрес не проводится испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха. Испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха проведено некорректно.

В нарушение п. 4.4.1, п. 4.4.5 Правил не проводятся технические осмотры и контрольные оценки технического состояния ФП-300 2010 года выпуска (март).

В нарушение указанных в п. 4.5.2 Правил требований емкости запаса питьевой воды в ЗС ГО не оборудованы водоуказателями, водоразборными кранами, не имеют люки для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей.

В нарушение п. 5.1.1., 5.1.5, 5.1.6 Правил текущий ремонт технических систем ЗС ГО (герметических клапанов и противовзрывных устройств) не проводится, средний ремонт технических систем ЗС ГО (герметических клапанов и противовзрывных устройств) также не проводится.

ОГБУЗ «ИГКБ » перечень, объёмы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ не отражены в годовых планах планово-предупредительных ремонтов, не проводятся мероприятияпо восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения, ликвидации течей, чем нарушены требования п. 5.2.4 Правил.

В судебном заседании представителем ответчика не оспорен факт наличия установленных при проверке нарушений, заявлено о том, что в настоящее время проводится процедура по переводу ЗС ГО убежища в укрытие, что подтверждено приказом главного врача от Дата о создании комиссии для перевода ЗС ГО ОГБУЗ «ИГКБ » из категории убежища в категорию противорадиационное укрытие, актом комиссии ОГБУЗ «ИГКБ » об изменении типа ЗС ГО от Дата, утвержденным главным врачом Дата, перепиской главного врача ОГБУЗ «ИГКБ » и начальника ГУ МЧС России по Адрес, министерством имущественных отношений,

В судебном заседании участвующий в деле прокурор указала, что доводы представителя ответчика несостоятельны, поскольку в представленном ответчике приказе о создании комиссии от Дата в нарушение п.2.7 Правил представители ГУ МЧС России по Адрес и ТУ Росимущества не включены, представленный акт по своей структуре не соответствует утвержденному согласно п. 2.9 Правил, приложению образцу. Кроме того, отсутствуют копии сертификатов о внесении в государственный реестр средств измерения приборов, использованных при обследовании ЗС ГО. Также к акту на изменение типа ЗС ГО не приложены документы согласно п. 2.5 Методических рекомендаций по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской обороны, утв. МЧС России от Дата N 2-4-71- 5-11. Кроме того, подача ответчиком на согласование акта об изменении типа ЗС ГО в ГУ МЧС России по Адрес не свидетельствует о прекращении обязанности содержать ЗС ГО в исправном состоянии. До принятия решения уполномоченным органом ответчик обязан исполнять требования к содержанию и эксплуатации ЗС ГО, предусмотренные федеральным законодательством.

Из письма начальника ГУ МЧС России по Адрес от Дата следует, что документация ОГБУЗ «ИГКБ » на изменение типа защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗС ГО) рассмотрена. По итогу рассмотрения документов выявлены следующие замечания: акт об изменении типа ЗС ГО не соответствует приложению 23 приказа МЧС РФ от Дата «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (отсутствует согласование); паспорт ЗС ГО не заверен органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям муниципального образования Адрес, отсутствует приложение к паспорту ЗС ГО - копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, в пункте 2 паспорта ЗС ГО неверно указаны сведения о собственнике ЗС ГО; отсутствует выписка из реестра собственности субъекта Российской Федерации; приложенная выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в соответствии с пунктом 2.5. Методических рекомендаций по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской обороны (утв. МЧС России от Дата) не требуется (необходимо прилагать выписку из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (ЕГРН)); копия свидетельства о государственной регистрации права собственности выдана на четырех этажное здание терапевтического корпуса (необходимо прилагать свидетельство регистрации права собственности на ЗС ГО); отсутствует копия договора об использовании ЗС ГО (аренда, оперативное управление, пользование и др.); справка от организации о наличии необходимого количества ЗС ГО для укрытия НРС организации не содержит основания для изменения типа ЗС ГО (в соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от Дата «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»); отсутствует справка о возможности изменения типа ЗС ГО из территориального управления Росимущества в субъекте Российской Федерации (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; или муниципального образования, уполномоченного распоряжаться имуществом). Предложено устранить перечисленные замечания и направить документацию, в соответствии с пунктом 2.5. Методических рекомендаций по подготовке документации на снятие с учета (изменение типа) защитных сооружений гражданской обороны (утв. МЧС России от Дата) для повторного рассмотрения.

Оценив все представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу, что на момент рассмотрения дела здание по адресу: терапевтический корпус Адрес является ЗС ГО убежищем, находится в оперативном управлении ответчика, которым не выполнены требования Приказа МЧС РФ от Дата «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», указанные в заключении специалиста от Дата, выявленные при проведенной по решению заместителя прокурора района проверке, выявленные нарушения не могут обеспечить безопасное пребывание в них людей во время использования ЗС ГО в режиме убежища, чем нарушают конституционные права неопределенного круга лиц на защиту жизни и здоровья от опасностей, возникающих вследствие военных конфликтов и чрезвычайных ситуаций. При установленных обстоятельствах требования прокурора Адрес в защиту интересов Российской Федерации, прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Иркутская клиническая больница » подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом положений ст. 206 ГПК РФ суд признал достаточным для устранения выявленных в ходе проверки защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Адрес, нарушений три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Адрес в защиту интересов Российской Федерации, прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Иркутская клиническая больница » удовлетворить.

Обязать Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Иркутская городская клиническая больница » () в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в ходе проверки защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: Адрес, нарушения, а именно:

разработать ответственным лицом проектно-сметную документацию для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитного сооружения гражданской обороны, и организовать выполнение спланированных работ;

обеспечить группу (звено) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны необходимыми средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом;

обеспечить готовность и использование защитного сооружения гражданской обороны по предназначению;

спланировать и организовать выполнение мероприятий по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью защитного сооружения гражданской обороны к использованию по прямому назначению;

выполнить требования при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитного сооружения гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, при этом обеспечить сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов (герметических ставней, противовзрывных устройств), герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации;

устранить допущенные в защитном сооружении гражданской обороны в мирное время нарушения, выразившиеся в устройстве отверстий (проемов) в ограждающих конструкциях (отверстия заделаны монтажной пеной); нарушении герметизации и гидроизоляции; демонтаже оборудования (в помещении фильтровентиляционной камеры демонтированы герметические ставни, а на их место установлены (посажены на монтажную пену) ставни, не являющимися герметическими);

устранить окрашивание резиновых деталей уплотнений (на герметических ставнях, защитно-герметических и герметических дверях;

привести в исправное состояние и готовности к использованию по назначению инженерно-техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны (устранить неисправность герметических ставней, работоспособность установленных фильтров-поглотителей (ФП-300));

обеспечить освидетельствование аварийных безнапорных ёмкостей представителями медицинской службы перед заполнением их водой при переводе на режим убежища (укрытия);

провести в полном объёме оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, установить порядок проведения ежегодных и специальных осмотров;

провести оценку общего состояния сооружения и состояния входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов; исправности дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания; исправности защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования; использования площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения; наличия проектной документации;

спланировать и осуществить оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны;

проверить состояние отмостка защитного сооружения гражданской обороны и прилегающей территории;

проверить исправность клапанов избыточного давления;

провести оценку исправности герметических клапанов защитного сооружения гражданской обороны;

провести проверку герметичности убежища;

провести в убежище испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха;

провести технические осмотры и контрольные оценки технического состояния ФП-300 2010 года выпуска; оборудовать емкости запаса питьевой воды водоуказателями, водоразборными кранами, люками для возможности очистки и окраски внутренних поверхностей;

провести текущий ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны (герметических клапанов и противовзрывных устройств);

провести средний ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны (герметических клапанов и противовзрывных устройств);

отразить в годовых планах планово-предупредительных ремонтов перечень, объёмы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ; провести мероприятия по восстановлению защитных свойств и ликвидации угрозы затопления сооружения, ликвидации течей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд Адрес в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения – Дата.

Судья Е.А. Рябченко

Мотивированный текст решения суда изготовлен Дата.