РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 сентября 2023 года г.о. Тольятти Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: председательствующего Сураевой А.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области к МБОУ г.о.Тольятти «Школа № имени ФИО1» и администрации г.о. Тольятти об обязании принять меры по устранению нарушений в сфере беспрепятственного доступа инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального района г. Тольятти, действующий в интересах государства – Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.о. Тольятти, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению городского округа Тольятти Школа № имени ФИО1 об обязании принять меры по устранению нарушений в сфере беспрепятственного доступа инвалидов. В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой Центрального района г. Тольятти входе осуществления проверки исполнения требований федерального законодательства выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при эксплуатации здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти Школа № имени ФИО1. Было установлено, что в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти Школа № имени ФИО1 на входе в здание отсутствуют пандуса и поручни входа (выхода) здания, противоскользящие угловые накладки на ступни, тактильные мнемосхемы, выполненные шрифтом Брайля, наружного вызывного устройства или средства связи с персоналом при входе (выходе) в образовательные учреждения, расположенные по адресу: <адрес>. Просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти Школа № имени ФИО1, в течении 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оборудованию пандуса и поручней входа (выхода) здания, противоскользящих угловых накладок на ступни, тактильных мнемосхем, выполненная шрифтом Брайля, наружного вызывного устройства или средства связи с персоналом при входе (выходе) в образовательные учреждения, расположенные по адресу: <адрес>. В судебном заседании прокурор ФИО3 исковые требования поддержала, по всем основаниям изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти Школа № имени ФИО1 Л.М., действующая на основании доверенности, против иска возражала, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения устранены в полном объеме, что подтверждается договорами. Представитель администрации г.о. Тольятти ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, по доводам, аналогичным доводам представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти Школа № имени ФИО1. Проверив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 2 и 15 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.95 г. "О социальной защите инвалидов в РФ", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и свод правил), в результате применения которых, на обязательной основе, обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Пунктом 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: -перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; -перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); -рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах. Указанный Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Использован новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна), который заявлен в Конвенции как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований федеральных законов от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", от 24 ноября 1995 г. N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". В силу главы 4 СП 59.13330.2020 настоящий свод требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков. Проектные решения должны обеспечивать для маломобильных групп населения в зданиях и сооружениях, на их земельных участках, а также на территории общего пользования: - доступность с учетом расстояний и параметров путей движения к местам обслуживания; - безопасность путей движения, в том числе эвакуационных, мест целевого посещения и оказания услуги, мест приложения труда; - условия для своевременной и беспрепятственной эвакуации из здания, сооружения или в пожаробезопасную зону для исключения воздействия опасных факторов пожара; - условия для своевременного получения полноценной и качественной информации, необходимой для движения к месту целевого посещения и при оказании услуги. В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации. Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении). Проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения, должны учитывать возможности маломобильных групп населения всех групп мобильности в соответствии с их классификацией. К планировочным (высота, ширина, глубина) значениям элементов зданий и сооружений, доступных для МГН, допускается устанавливать допуски их геометрических параметров по ГОСТ 21779. Таким образом, на здание, в котором расположен ответчик, как объект социальной инфраструктуры, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем ответчиком должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов. Согласно пунктам ДД.ММ.ГГГГ, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО6 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты. Из материалов дела следует, что Прокуратурой Центрального района г. Тольятти входе осуществления проверки исполнения требований федерального законодательства выявлены нарушения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при эксплуатации здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти Школа №1 имени Виктора Носова. В ходе проверки установлено, что в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении городского округа Тольятти Школа № имени ФИО1 отсутствуют пандуса и поручни входа (выхода) здания, противоскользящие угловые накладки на ступни, тактильные мнемосхемы, выполненные шрифтом Брайля, наружного вызывного устройства или средства связи с персоналом при входе (выходе) в образовательные учреждения, расположенные по адресу: <адрес>. <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти Школа № имени ФИО1 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов. В ответе на представление Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением городского округа Тольятти Школа № имени ФИО1 за № было указано, что для устранения выявленных нарушений приняты следующие меры: за счет внебюджетных средств образовательного учреждения приобретена и установлена «информационно-тактильная вывеска со шрифтом Брайля» на 2 корпуса по адресам: <адрес>; собственными силами изготовлены и установлены пандусы и поручни на территории 2 корпусов по адресам <адрес>; для устранения замечаний, направленных на предоставление условий инвалидов для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры требуется дополнительное финансирование; администрацией школы регулярно осуществляется запрос дополнительного финансирования в Департамент образования администрации г.о. Тольятти с приложением ценовых предложений; в 2023 году также запланировано поэтапное выполнение мер соблюдению законодательства в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов: за счет средств внебюджета образовательной организации закупка и установка информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещении в здании и противоскользящих угловых накладок на ступенях. При выделении дополнительного финансирования будет установлен пандус в соответствии с «<данные изъяты>. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001). Таким образом, на момент проведения проверки были выявлены нарушения требования федерального законодательства, а именно Федерального закона от 24.11.1995г.э №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при эксплуатации здания. Между тем, согласно ответа департамента образования №-вн/3.2 от ДД.ММ.ГГГГ, вход в здание МБУ «Школа №» по адресу <адрес>, корпус 1, обеспечен пандусом и поручнями, противоскользящие угловые накладки установлены, мнемосхема и вызывное устройство установлено. Факт устранения выявленных нарушений также подтверждается представленными в материалы дела фотографиями, договором на поставку пандуса для маломобильных граждан от ДД.ММ.ГГГГ, договором поставки товаров для маломобильных граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, договором поставки товаров для маломобильных граждан № от ДД.ММ.ГГГГ. Истцом доказательств того, что принятые ответчиком меры не могут отвечать требованиям федерального законодательства, предъявляемым к обеспечению доступности инвалидов в образовательном учреждении, суду не предоставлено. Ввиду вышеизложенного, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку нарушения законодательства Российской Федерации, послужившие причиной обращения прокурора Центрального района г. Тольятти с исковыми требованиями, исполнены ответчиком в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области к МБОУ г.о.Тольятти «Школа № имени ФИО1» и администрации г.о. Тольятти оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий: А.В. Сураева |