ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2276/2023 от 13.09.2023 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2023 года г.о. Тольятти

Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Сураевой А.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области к МБОУ г.о.Тольятти «Школа имени ФИО1» и администрации г.о. Тольятти об обязании принять меры по устранению нарушений в сфере беспрепятственного доступа инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Тольятти, действующий в интересах государства – Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.о. Тольятти, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению городского округа Тольятти Школа имени ФИО1 об обязании принять меры по устранению нарушений в сфере беспрепятственного доступа инвалидов.

В обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой Центрального района г. Тольятти входе осуществления проверки исполнения требований федерального законодательства выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при эксплуатации здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти Школа имени ФИО1. Было установлено, что в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти Школа имени ФИО1 на входе в здание отсутствуют пандуса и поручни входа (выхода) здания, противоскользящие угловые накладки на ступни, тактильные мнемосхемы, выполненные шрифтом Брайля, наружного вызывного устройства или средства связи с персоналом при входе (выходе) в образовательные учреждения, расположенные по адресу: <адрес>.

Просит обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти Школа имени ФИО1, в течении 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оборудованию пандуса и поручней входа (выхода) здания, противоскользящих угловых накладок на ступни, тактильных мнемосхем, выполненная шрифтом Брайля, наружного вызывного устройства или средства связи с персоналом при входе (выходе) в образовательные учреждения, расположенные по адресу: <адрес>.

В судебном заседании прокурор ФИО3 исковые требования поддержала, по всем основаниям изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти Школа имени ФИО1 Л.М., действующая на основании доверенности, против иска возражала, поскольку выявленные в ходе проверки нарушения устранены в полном объеме, что подтверждается договорами.

Представитель администрации г.о. Тольятти ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, по доводам, аналогичным доводам представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти Школа имени ФИО1.

Проверив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд считает иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 и 15 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.95 г. "О социальной защите инвалидов в РФ", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и свод правил), в результате применения которых, на обязательной основе, обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Пунктом 6.5.9 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:

-перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;

-перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);

-рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

Указанный Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Использован новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна), который заявлен в Конвенции как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований федеральных законов от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", от 24 ноября 1995 г. N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В силу главы 4 СП 59.13330.2020 настоящий свод требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.

Проектные решения должны обеспечивать для маломобильных групп населения в зданиях и сооружениях, на их земельных участках, а также на территории общего пользования:

- доступность с учетом расстояний и параметров путей движения к местам обслуживания;

- безопасность путей движения, в том числе эвакуационных, мест целевого посещения и оказания услуги, мест приложения труда;

- условия для своевременной и беспрепятственной эвакуации из здания, сооружения или в пожаробезопасную зону для исключения воздействия опасных факторов пожара;

- условия для своевременного получения полноценной и качественной информации, необходимой для движения к месту целевого посещения и при оказании услуги.

В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).

Проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения, должны учитывать возможности маломобильных групп населения всех групп мобильности в соответствии с их классификацией.

К планировочным (высота, ширина, глубина) значениям элементов зданий и сооружений, доступных для МГН, допускается устанавливать допуски их геометрических параметров по ГОСТ 21779.

Таким образом, на здание, в котором расположен ответчик, как объект социальной инфраструктуры, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, в связи с чем ответчиком должны быть созданы надлежащие условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.

Согласно пунктам ДД.ММ.ГГГГ, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО6 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.

Из материалов дела следует, что Прокуратурой Центрального района г. Тольятти входе осуществления проверки исполнения требований федерального законодательства выявлены нарушения требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при эксплуатации здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти Школа №1 имени Виктора Носова.

В ходе проверки установлено, что в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении городского округа Тольятти Школа имени ФИО1 отсутствуют пандуса и поручни входа (выхода) здания, противоскользящие угловые накладки на ступни, тактильные мнемосхемы, выполненные шрифтом Брайля, наружного вызывного устройства или средства связи с персоналом при входе (выходе) в образовательные учреждения, расположенные по адресу: <адрес>.

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти Школа имени ФИО1 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов.

В ответе на представление Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением городского округа Тольятти Школа имени ФИО1 за было указано, что для устранения выявленных нарушений приняты следующие меры: за счет внебюджетных средств образовательного учреждения приобретена и установлена «информационно-тактильная вывеска со шрифтом Брайля» на 2 корпуса по адресам: <адрес>; собственными силами изготовлены и установлены пандусы и поручни на территории 2 корпусов по адресам <адрес>; для устранения замечаний, направленных на предоставление условий инвалидов для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры требуется дополнительное финансирование; администрацией школы регулярно осуществляется запрос дополнительного финансирования в Департамент образования администрации г.о. Тольятти с приложением ценовых предложений; в 2023 году также запланировано поэтапное выполнение мер соблюдению законодательства в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов: за счет средств внебюджета образовательной организации закупка и установка информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещении в здании и противоскользящих угловых накладок на ступенях. При выделении дополнительного финансирования будет установлен пандус в соответствии с «<данные изъяты>. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001).

Таким образом, на момент проведения проверки были выявлены нарушения требования федерального законодательства, а именно Федерального закона от 24.11.1995г.э №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при эксплуатации здания.

Между тем, согласно ответа департамента образования -вн/3.2 от ДД.ММ.ГГГГ, вход в здание МБУ «Школа » по адресу <адрес>, корпус 1, обеспечен пандусом и поручнями, противоскользящие угловые накладки установлены, мнемосхема и вызывное устройство установлено.

Факт устранения выявленных нарушений также подтверждается представленными в материалы дела фотографиями, договором на поставку пандуса для маломобильных граждан от ДД.ММ.ГГГГ, договором поставки товаров для маломобильных граждан от ДД.ММ.ГГГГ, договором поставки товаров для маломобильных граждан от ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом доказательств того, что принятые ответчиком меры не могут отвечать требованиям федерального законодательства, предъявляемым к обеспечению доступности инвалидов в образовательном учреждении, суду не предоставлено.

Ввиду вышеизложенного, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку нарушения законодательства Российской Федерации, послужившие причиной обращения прокурора Центрального района г. Тольятти с исковыми требованиями, исполнены ответчиком в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области к МБОУ г.о.Тольятти «Школа имени ФИО1» и администрации г.о. Тольятти оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: А.В. Сураева