ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2278/16 от 15.02.2016 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2-2278 /16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 февраля 2016 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Нуриевой В.М.,

при секретаре Кабанове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов Удмуртской Республики о признании права на назначение и получение денежной компенсации на содержание детей, взыскании денежной компенсации, взыскании морального вреда, расходов по оформлению доверенности, расходов на оплату услуг представителя,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально ФИО1 обратилась к мировому судье судебного участка № <адрес> с иском к Министерству финансов Удмуртской Республики о признании права на назначение и получение денежной компенсации на содержание детей, взыскании денежной компенсации, взыскании морального вреда, расходов по оформлению доверенности, расходов на оплату услуг представителя.

Исковые требования мотивированы тем, что в период времени с <дата> по <дата> в ее в семье находились воспитанники «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних <адрес>» <данные изъяты>. Администрация городского приюта должна была выделить питание для детей-сирот - сухой паек или денежное довольствие. Денежное довольствие истица не получала, вынуждена была занимать в долг на содержание детей.

В связи с этим истец просила признать за истцом право на назначение и получение денежной компенсации на содержание детей, взыскать с Министерства финансов Удмуртской Республики суммы долга в размере <данные изъяты>, с последующей индексацией, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

<дата> представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, обратилась к мировому судье судебного участка № <адрес> с заявлением об уточнении исковых требований в которых просила признать за истцом право на назначение и получение денежной компенсации на содержание детей: <данные изъяты>, переданных ей на каникулярный период из Центра в семью. Взыскать с Министерства финансов Удмуртской Республики суммы долга в размере <данные изъяты>, с последующей индексацией, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, расходы на оплату услуг представителя <данные изъяты>..

Определение мирового судьи судебного участка № <адрес> от <дата>

В судебное заседание истец не явилась, о дате и времени рассмотрения дела была надлежащим образом извещена, в суд представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд рассмотрел дело в отсутствии истца в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, письменных пояснениях. Просила иск удовлетворить. Суду пояснила, что приказ о передаче детей не издавался, дети были переданы ей на основании письма-разрешения. По обеспечению денежным довольствием и продуктами питания была устная договоренность с директором Центра.

Представитель ответчика Министерства финансов УР, ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела была надлежащим образом извещена, в суд представила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Исковые требования не признали, по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях, в которых просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель 3 лица Министерства образования и науки УР ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела была надлежащим образом извещена, в суд представила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. С исковыми требования истца не согласны, по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях, в которых просили в удовлетворении исковых требований отказать

Представитель 3 лица Министерство социальной, семейной и демографической политики Удмуртской Республики ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в суд представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Поскольку неявка третьих лиц не препятствует рассмотрению гражданского деда, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствии 3 лиц.

Представители 3 лица Казенное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних <адрес>» <данные изъяты>Б., действующие на основании доверенности, не согласились с заявленными требованиями истца, считая их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, просили в удовлетворении исковых требованиях отказать.

Представитель 3 лица Администрации <адрес> по социальной поддержки населения, делам семьи, материнства и детства ФИО6, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать по обстоятельствам, изложенным в письменных пояснениях.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные сторонами доказательства, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании письма Управления по делам семьи, материнства, детства и социального развития от <дата> ФИО1 разрешено забрать несовершеннолетних детей: <данные изъяты>., <дата> г.р., <данные изъяты>., <дата> г.р., <данные изъяты>., <дата> г.р., <данные изъяты><дата> г.р. на период летних каникул 2008 года. Решение о временной передаче детей в семью истицы в форме приказа руководителя Центра издан не был.

Таким образом, в период с <дата> по <дата>, в семью ФИО1 были переданы на временное нахождение в каникулярное время несовершеннолетние воспитанники Муниципального учреждения «Социально- реабилитационный центр несовершеннолетних <адрес>» <данные изъяты>

На основании устной договоренности с директором Центра истца должна была получать сухой паек или денежное довольствие на содержание детей.

Денежное довольствие истица не получала, вынуждена была занимать в долг на содержание детей. Общая сумма долга составила <данные изъяты>, что подтверждается отчетом потраченных денежных средств, расчетом, составленным истицей исходя из среднерыночных цен.

Указанные обстоятельства установлены пояснениями истца, представленными и исследованными в суде документами.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от <дата><номер>-РЗ «Об адресной социальной защите населения в УР», установлены категории граждан, имеющие право на меры социальной поддержки, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Меры, установленные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Удмуртской Республики.

Законом Удмуртской Республики от 06.03.2007г. <номер>-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон УР <номер>-РЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти Удмуртской Республики мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети), а также Закон УР <номер>-РЗ наделяет органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Финансовые средства для осуществления переданных отдельных государственных полномочий ежегодно предусматриваются законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год и плановый период в виде субвенций местным бюджетам из бюджета Удмуртской Республики (Законом Удмуртской Республики от 18.09.2007г. <номер>-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2008 год» были предусмотрены субвенции на обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

В соответствии с Законом УР <номер>-РЗ органы местного самоуправления для определения размера субвенции представляют уполномоченному органу государственной власти Удмуртской Республики по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий обоснование и расчет финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий в следующем финансовом году. Уполномоченный орган государственной власти Удмуртской Республики по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий представляет в соответствии с бюджетным законодательством в Министерство финансов УР расчеты и обоснования субвенций для осуществления отдельных государственных полномочий муниципальными образованиями в следующем финансовом году.

Таким Уполномоченным органом государственной власти Удмуртской Республики в соответствии с Законом УР <номер>-РЗ по вопросу осуществления отдельных государственных полномочий (в т.ч. мер социальной поддержки в образовательных учреждениях) является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

Уполномоченный орган осуществляет контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе за использованием предоставленных на эти цели материальных и финансовых средств.

Предусмотренная Законом Удмуртской Республики от 18.09.2007г. <номер>-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2008 год» субвенция на социальные выплаты детям Министерством финансов УР была доведена местным бюджетам в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в полном объеме.

Размер и порядок предоставления мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся*" без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Удмуртской Республики от 18.04.2005г. <номер> (далее - Положение).

Настоящим Положением установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - учащиеся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики или органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, и воспитанники детских домов, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики или органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, а также учащиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, находятся на полном государственном обеспечении до окончания ими образовательного учреждения в соответствии с нормами, установленными Правительством Удмуртской Республики.

Нормы обеспечения питанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - учащихся образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики или органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, и воспитанников детских домов, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики или органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - учащихся образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, утверждены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.04.2006г. <номер> (далее - постановление <номер>).

В соответствии с постановлением <номер> разрешается выдавать продукты питания или денежную компенсацию на время пребывания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в семьях родственников или других граждан в выходные, праздничные и каникулярные дни.

В соответствии с ч. 1 ст. 155.1 СК РФ, под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся, г без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в: образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы.

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 155.2 СК РФ, организации, которые указаны в пункте 1 статьи 155.1 настоящего Кодекса и в которые дети помещены под надзор, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое). Данная передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и (или) психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.

В соответствии с ч. 4 ст. 155.2 СК РФ, временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем один месяц. При наличии исключительных обстоятельств срок временной передачи ребенка в семью граждан может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать три месяца.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" в редакции Постановлений Правительства РФ от <дата> N 474, от <дата> N 118, от <дата> N 558, от <дата> N 93), вместе с "Правилами временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации") в редакции Постановлений Правительства РФ от <дата> N 474, от <дата> N 118, от <дата> N 558, от <дата> N 93.

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях). Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.

Временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов.

Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев.

Согласно п.25 решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина оформляется в форме приказа руководителя указанной организации, с оригиналом которого гражданин должен быть ознакомлен под роспись.

В соответствии с Постановлением Правительства УР от <дата> N 35 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики или органов местного самоуправления в Удмуртской Республике", в летний оздоровительный период (до 90 дней), в воскресные, праздничные и каникулярные дни фактически сложившаяся норма расходов на питание увеличивается на 10 процентов в день на каждого человека. Разрешается выдавать продукты питания или денежную компенсацию на время пребывания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в семьях родственников или других граждан в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Нормы продовольственного обеспечения, предусмотренные для возрастной группы от 12 до 18 лет, распространяются на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Таким образом, данные нормы распространяются только на детские дома, школы-интернаты, учреждения начального и среднего профессионального образования, где обучаются, воспитываются дети-сироты.

Муниципальное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних <адрес>» (далее - Центр) не входило в перечень образовательных учреждений, которые имели право на выдачу детей гражданам на пребывание в их семьях в выходные, праздничные и каникулярные дни с предоставлением компенсации на питание (продуктов) и не обладало полномочиями по вышеуказанной передаче детей и выплате компенсации.

Соответственно нормативных правовых актов для Центра по предоставлению вышеуказанной социальной меры не предусмотрено. Какие-либо документы, регламентирующие права и обязанности истца при передаче детей (договор о передаче, патронатный договор, приказ Центра) отсутствуют.

Центр не имеет статуса образовательного учреждения, данный Центр предназначен для осуществления социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий для несовершеннолетних и их семей.

Управлением по делам семьи, материнства, детства и социального развития Администрации МО «<адрес>» УР «разрешение» забрать детей (письмо исх. <номер>"от 27.05.2008г.) выдано было истцу в нарушение норм законодательства.

Правовых оснований на пребывание детей в семье истца в каникулярные дни, на получение продуктов питания или денежной компенсации, у истца не имелось.

Истцом не представлены документальные доказательства (чеки, квитанции и т.п.) приобретенных продуктов питания в период нахождения детей у истца, поэтому не ясно, кто именно содержал детей в период со 02.06.2008г. по 28.07.2008г., как не представлены стороной истца доказательства причинения физических или нравственных страданий для выплаты компенсации морального вреда, в результате неправомерных действий Министерства финансов УР,

В соответствии с Положением о Министерстве финансов УР, утвержденным постановлением Постановление Правительства Удмуртской Республики от <дата><номер> «О Министерстве финансов Удмуртской Республики» (в редакции 2008г.), в полномочия Министерства финансов УР не входит деятельность по обеспечении социальной поддержкой детей.

Кроме того, решением мирового судьи от <дата> иск ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Администрации <адрес>, Муниципальному учреждению «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних <адрес>» о взыскании денежных средств, оставлен без удовлетворения.

Апелляционным определением Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от <дата> по иску ФИО1 к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Администрации <адрес>, Муниципальному учреждению «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних <адрес>» о взыскании денежных средств, оставлено без изменения.

Апелляционная жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата> N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. Наделение судебных решений, вступивших в законную силу, свойством преюдициальности - сфера дискреции федерального законодателя, который мог бы прибегнуть и к другим способам обеспечения непротиворечивости обязательных судебных актов в правовой системе, но не вправе не установить те или иные институты, необходимые для достижения данной цели. Введение же института преюдиции требует соблюдения баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как общеобязательность и непротиворечивость судебных решений, с одной стороны, и независимость суда и состязательность судопроизводства - с другой. Такой баланс обеспечивается посредством установления пределов действия преюдициальности, а также порядка ее опровержения.

Указанные выше апелляционное определение имеет преюдициальное значение по настоящему гражданскому делу.

На основании вышеизложенного, суд признает исковые требования ФИО1 к Министерству финансов Удмуртской Республики о признании права на назначение и получение денежной компенсации на содержание детей, взыскании денежной компенсации, взыскании морального вреда необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции РФ во взаимосвязи со статьей 19 (часть 1) Конституции РФ, закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями (Постановление Конституционного Суда РФ от <дата> N 2-П).

В целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав и с учетом принципа максимальной защиты имущественных интересов заявляющего обоснованные требования лица, правам и свободам которого причинен вред, Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривает порядок распределения между сторонами судебных расходов.

Согласно ч. 1 ст. 98 и ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, включая расходы на оплату услуг представителя.

Поскольку решение суда состоялось не в пользу ФИО1 оснований для взыскания в пользу истца судебных расходов, в том числе расходов, связанных с оплатой услуг представителя не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Министерству финансов Удмуртской Республики о признании права на назначение и получение денежной компенсации на содержание детей, взыскании денежной компенсации, взыскании морального вреда, расходов по оформлению доверенности, расходов на оплату услуг представителя оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Верховный Суд УР, с момента его вынесения в окончательной форме, через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере <дата>.

Судья В.М. Нуриева