№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2022 года г.Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,
при секретаре Болдарь Ю.Н.,
с участием:
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика Управления Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос», Департаменту по недропользованию по Уральскому федеральному округа о снятии земельного участка с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, ООО «Газпромнефть-Хантос», Департаменту по недропользованию по Уральскому федеральному округа о снятии земельного участка с кадастрового учета, мотивировав свои требования тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером . метров.
В ДД.ММ.ГГГГ году истцу стало известно, что в границах принадлежащего ему земельного участка сформирован новый земельный участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ площадью ДД.ММ.ГГГГ кв. метра, указанный земельный участок сформирован с нарушением земельного и гражданского законодательства Российской Федерации.
В связи с изложенным, истец просит обязать Управление Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в срок, не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда, снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ кв. метра, внести соответствующие изменения в публичную кадастровую карту; возместить судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 заявленные исковые требования поддержал, дал пояснения согласно искового заявления.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО4, заявленные исковые требования не признал, полагает постановку на кадастровый учет спорного земельного участка законным.
Истец ФИО1, представители ответчиков ООО «Газпромнефть-Хантос», Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округа, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Заслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст.304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ кв. метров, расположенный
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по недропользованию по Уральскому федеральному округу ) издан приказ № «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования», согласно которому предписано изъять у ФИО1 земельный участок с кадасровым номером кв. метра, выделенный из земельного участка с кадастровым номером , местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), для государственных нужд в связи с осуществлением недропользования в соответствии с лицензией на пользование недрами
Утверждена схема расположения земельного участка с видом разрешенного использования – недропользование, общей площадью кв. метра, подлежащий образованию с условным номером в пределах земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ
Указанный приказ Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу (ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 в установленном законом порядке не оспорен, незаконным не признан.
На основании приказа об изъятии земельного участка, по заказу ООО «Газпромнефть-Хантос» проведено межевание земельного участка , после чего указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет Управлением Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре с присвоением кадастрового номера
В силу ст.56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: 1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения); 2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; 3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно ст.56.6 ЗК РФ, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, публичные сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.
В соответствии со ст.56.7 ЗК РФ, в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;
5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;
8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания (п.1).
Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется (п.2).
В соответствии с ч.ч.7, 9 ст.60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с заявлением о государственном кадастровом учете от имени лиц, права на недвижимое имущество которых подлежат прекращению в соответствии с решением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, вправе обратиться орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие данное решение, или организация, на основании ходатайства которой принято данное решение.
Государственный кадастровый учет земельных участков, образованных на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании: 1) решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд; 2) правоустанавливающего документа на исходный земельный участок, если сведения о таком земельном участке отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости; 3) проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.
В производстве Арбитражного суда – Югры находится дело ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению ООО «Газпромнефть-Хантос» к Главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 об изъятии земельного участка для государственных нужд в связи с осуществлением недропользования, предметом спора является земельный участок с кадастровым ДД.ММ.ГГГГ поставленный на кадастровый учет с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ кв. метра.
В ходе судебного разбирательства установлено, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет при наличии решения об его изъятии для государственных нужд, в установленном законом порядке.
Постановка спорного земельного участка на кадастровый учет не нарушает прав и законных интересов ФИО1 как собственника земельного участка, поскольку каким-либо образом не ограничивает его во владении, пользовании и распоряжении указанным участком.
При изложенных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования не основаны на нормах земельного и гражданского законодательства Российской Федерации, основания для их удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО7 ФИО6 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Обществу с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос», Департаменту по недропользованию по Уральскому федеральному округа о снятии земельного участка с кадастрового учета, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 19 сентября 2022 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.В. Воронцов