ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-227/19 от 04.03.2019 Валуйского районного суда (Белгородская область)

Дело № 2-227/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Валуйский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Кирилловой О.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Г. В.,

с участием истицы ФИО1,

представителя ответчика - Управления социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа о признании незаконным решения об отказе в признании гражданина малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

установил:

ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> на основании договора найма от 06.10.2014г., заключенного с муниципальным районом «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области.

20.07.2018 г. Управлением социальной защиты населения администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» истице отказано в признании ее малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Дело инициировано иском ФИО1, которая просит признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» от 20.07.2018г. №7.3/2905 об отказе в признании ФИО1 малоимущей в целях постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Обязать Управление социальной защиты населения администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» повторно рассмотреть вопрос о признании ФИО1 малоимущей в целях постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» в ее пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.

В судебном заседании истица ФИО1 поддержала свои исковые требования полностью и пояснила, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> на основании договора найма от 06.10.2014г., заключенного с муниципальным районом «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области. Данная квартира является муниципальной собственностью и представлялась ей для временного проживания, в связи с трудовыми отношениями, то есть на время ее работы в муниципальном учреждении дополнительного образования «Центр детского и юношеского туризма» г. Валуйки Валуйского района.

18.07.2018г. она обратилась в Управление социальной защиты населения администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» с заявлением о признании ее малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. От ответчика был получен письменный отказ от 20.07.2018г., который мотивирован тем, что имущественная обеспеченность истицы превышает стоимость общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести по рыночным ценам и по норме, установленной в Белгородской области. Истица считает данный отказ незаконным, нарушающим ее права. С 16.01.2017г. она является пенсионеркой по старости, размер пенсии за период с июля 2017г. по июнь 2018г. составил 118185,70 руб., размер заработной платы за период с июля 2017г. по июнь 2018г. составила 244752,23 руб. С МКУК «Валуйский историко-художественный музей» уволена 17.07.2018г., в связи с окончанием срока действия срочного договора. В период с18.07.2018г. по 05.12.2018г. на учете в службе занятости населения в качестве ищущего работу, не состоит. С даты увольнения с работы и по настоящее время единственным ее доходом является пенсия, поэтому не имеет возможности и оформить ипотечный кредит и накапливать средства на приобретение или аренду жилья. По городу Валуйки и Валуйскому району собственного дома, части дома или приватизированной квартиры не имеет, также не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма. Согласно расчету дохода и стоимости имущества, произведенного ответчиком, доход истицы за 12 месяцев ( с июля 2017г. по июнь 2018г) составляет 362937,93 руб. ( заработная плата 244572,23 руб. + пенсия 118185,70 руб.)

Комиссией доход был рассчитан по формуле, где 6816,00 – прожиточный минимум, 180 мес. – расчетный период: Доход семьи = ( 362937,93/12мес. – 1 х 6816,00) х 180 мес. = 4217187,60 руб. При расчете имущественной обеспеченности (С) гражданина учитываются 2 критерия: доход семьи и стоимость имущества : С = 4217187,60 руб. + 0 = 4217187,60 руб. Поскольку стоимость ее имущества равна 0, имущественная обеспеченность определяется только по доходу семьи за расчетный период – 15 лет (180 мес.) Согласно расчетам в 2033г. доход истицы будет составлять 4217187,60 руб. и она сможет приобрести жилье. По расчету комиссии Управления социальной защиты населения муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» стоимость площади жилья на июль 2018г. – 1255221,00 руб. Считает, что при расчете ее дохода, комиссия необоснованно учла ее заработную палату с июля 2017г. по июнь 2018г. на 180 месяцев вперед, несмотря на то, что с 18.07.2018г. она является нетрудоспособной. Полагает, что ее доход за расчетный период следует рассчитать следующим образом: С ( доход семьи) = (Пенсия/12 – 1 х 6816,00) х 180 + зарплата = 790657,72 руб. пенсия с июля 2017г. по июнь 2018г. – 118185,70 руб.; заработная плата с июля 2017г по июнь 2018г. – 244752,23 руб.; прожиточный минимум – 6816,090 руб.; расчетный период – 180 мес. таким образом, ее имущественная обеспеченность равна 790657,72 руб., с учетом того, что стоимость имущества равна 0 руб., следовательно, ее имущественная обеспеченность меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести по рыночным ценам и по норме, установленной в Белгородской области, поэтому она является малоимущей.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа по доверенности ФИО2 иск не признала, суду пояснила, что комиссией об организации работы по признанию гражданина малоимущими, утвержденной приказом начальника управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» от 11.04.2018г. № 78 – ОД в соответствии со ст. 13 Закона №65 были рассмотрены заявление и сведения, содержащиеся в представленных документах, после проверки их полноты и достоверности, с учетом расчетной стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи истицы для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения, установлен уровень имущественной обеспеченности истицы и принято решение об отказе в признании заявителя малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оформленное протоколом заседания данной комиссии на бумажном носителе по следующим основаниям. Согласно ст. 6 Закона Белгородской области от 12.10.2006 N "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" комиссией был произведен следующий расчет стоимости имущества:

Площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения:

Площадь необходимая = (норма площади предоставления на одного человека X число членов семьи) - общая площадь на семью.

Согласно п.4 ст. 8 Закона Белгородской области от 10.05.2006 N 39 "О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" на семью из одного человека необходимо 33,0 квадратных метра общей площади. Семья ФИО1 состоит из одного человека, соответственно необходимая площадь жилья составляет 33,0 м кв. Согласно Приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.04.2018 N 224/пр стоимость 1 кв.м жилья составила 38.037. Стоимость жилья площадью 33,0 кв.м. составляет 1255 221,00 руб. (38037 х 33,0 м кв).

Согласно п. 3 ст. 4 Закон Белгородской области от 12.10.2006 N 65 "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" среднемесячный доход членов семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления дохода, полученного каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в период календарного года, предшествующего месяцу обращения о признании гражданина малоимущим, на число месяцев, в которых этот доход был получен.

Согласно ст. 9 указанного Закона учет уполномоченным органом доходов граждан за расчетный период и расчет среднемесячного дохода семьи заявителя или дохода одиноко проживающего заявителя за календарный год, предшествующий месяцу подачи заявления, производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или доходах одиноко проживающего гражданина, указанных в представляемых документах.

Согласно справкам о доходах физического лица и справке УПФР в г. Валуйки и Валуйском районе предоставленной истицей, доход за 12 месяцев перед месяцем обращения составил 362 937,93 рублей с учетом вычета налогов, данный доход делится на 12 месяце за минусом количества членов семьи умноженного на величину прожиточного минимума, установленного для пенсионеров на дату обращения и все умножается на расчетный период соответствующий периоду накопления, который согласно п.2 ст. 3 Закон № 65 составляет 180 месяцев или 15 лет. В соответствии с постановлением Правительства от 28.05.2018 года № 184 прожиточный минимум на момент обращения составлял 6816 рублей. В связи с тем, что на момент обращения истица была пенсионером по старости то в соответствии с пп. «а» п. 17 ст.5 Закон Белгородской области от 12.10.2006 N 65 "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" пенсия по возрасту учитывается как вид дохода при отнесении граждан к малоимущим. Доход семьи ФИО1 рассчитывается: Доход семьи (Доход семьи совокупный/ Периоду доход – число чл. семьи X прожиточный минимум) х расчетный период.

Таким образом, доход семьи ФИО1 составил = (362937,93/ 12-1 х 6816,00) х 180 = 4 217 187,60 руб.

Согласно п. 2. ст.2 Закон Белгородской области от 12.10.2006 N 65 (ред. от 01.03.2016) "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма", имущественная обеспеченность семьи или одиноко проживающего гражданина - сумма стоимости имущества, находящегося в собственности семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи или одиноко проживающего гражданина за расчетный период (С = Доход семьи + И (стоимость имущества), С= 4 217 187,60 + 0 = 4 217 187,60.

Таким образом, имущественная обеспеченность истицы (4 217 187,60 руб.) больше стоимости, общей площади жилья (1 255 221,00 руб.), в связи с чем, на основании п. 2 ст. 14 ст. 2, Закон Белгородской области от 12.10.2006 N 65 (ред. от 01.03.2016) "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" отказано в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, в их совокупности, суд признает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

Таким образом, для постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда необходимо установить, относятся ли граждане к категории лиц, указанных в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть к категории малоимущих и могут ли данные лица быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, указанным в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> на основании договора найма от 06.10.2014г., заключенного с муниципальным районом «Город Валуйки и Валуйский район» Белгородской области ( л.д.9, 10-11).

18.07.2018г. истица обратилась к ответчику с заявлением с предоставлением всех необходимых документов для признания ее малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно справке, выданной Управлением пенсионного фонда РФ в г. Валуйки и Валуйском районе Белгородской области от 11.12.2018 г., суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии ФИО1 составляет 11474,72 руб. (л.д.18). Согласно справкам выданным Управлением пенсионного фонда РФ в г. Валуйки и Валуйском районе Белгородской области от 05.12.2018 г следует, что за период с июля 2017 г. по ноябрь 2018 г. ФИО1 перечислена пенсия, а именно в июле 2017 г. в сумме 9686,21 руб., с августа 2017 г. по июль 2018 г. по 9863,59 руб. ежемесячно, с августа 2018 г. по октябрь 2018 г. по 10072,40 руб. ежемесячно, в ноябре 2018 г. в сумме 15681,68 руб. (л.д.19, 37). Из справки о доходах формы №2 –НДФЛ за 2018г №183 от 09.07.2018г. следует, что общая сумма дохода с учетом налога ФИО1 за период с января по июнь 2018г. составила 155127,67 руб. (л.д.20). Из справки о доходах формы №2 –НДФЛ за 2017г. видно, что общая сумма дохода с учетом налога за период с июля по декабрь составила 126197,56 руб. (л.д.20 оборот). В период с 09.08.2016г. по 17.07.2018г. истица работала в МКУК « Валуйский историко- художественный музей» в должности научного сотрудника, что подтверждается трудовой книжкой серии <данные изъяты> от 07.09.1980г. (л.д.21-34) и выпиской из приказа (л.д.35). Согласно справке управления по труду и занятости населения Белгородскойобласти ОКУ «Валуйский городкой ЦЗН» от 05.12.2018 г. ФИО1 в период с 18.07.2018 г. по 05.12.2018 г. на учете в службе занятости населения в качестве ищущего работу, безработного не состояла, пособия по безработице не получала (л.д.36). Из справки, выданной Валуйским филиалом ГУП «Белоблтехинвентаризация» от 01.06.2018г., за ФИО1 по г. Валуйки и Валуйскому району собственного дома, части дома и приватизированной квартиры не зарегистрировано (л.д.40). Данное обстоятельство также подтверждается уведомлением от 06.12.2018г. об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений ( л.д.43).

В соответствии со ст. 2 закона Белгородской области от 12.10.2006 N 65 "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма", малоимущими гражданами признаются жители Белгородской области, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи или одиноко проживающему гражданину для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения.

Согласно п.п.2, п.4, ст. 8, Закон Белгородской области от 10.05.2006 N 39 (ред. от 28.09.2018) "О порядке осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" установлена норма общей площади жилья на семью из одного человека 33,0 квадратных метра. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.04.2018 N 224/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2018 года" стоимость одного квадратного места общей площади жилого помещения составляет 38037,00 руб.

Согласно справке, выданной главой администрации Двулученского сельского поселения от 29.12.2018г., семья ФИО1 состоит из одного человека (л.д.41).

Стоимость площади жилья составляет 1255221,00 руб. из расчета (38037 руб. х 33 кв.м.).

В соответствии с п.3 ст.4 закона Белгородской области от 12.10.2006 N 65 "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма", среднемесячный доход членов семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления дохода, полученного каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в период календарного года, предшествующего месяцу обращения о признании гражданина малоимущим, на число месяцев, в которых этот доход был получен.

Согласно ст. 9 указанного закона, учет уполномоченным органом доходов граждан за расчетный период и расчет среднемесячного дохода семьи заявителя или дохода одиноко проживающего заявителя за календарный год, предшествующий месяцу подачи заявления, производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или доходах одиноко проживающего гражданина, указанных в представляемых документах.

Исходя из предоставленных истицей документов о доходах: справок формы 2 –НДФЛ (л.д.20, 20 оборот), справки о размере пенсии (л.д.19,37) с учетом суммы прожиточного минимума 6816,00 руб., установленного Постановлением Правительства Белгородской обл. от 28.05.2018 N 184-пп и применением расчетного периода, который согласно п.2 ст. 3 Закон Белгородской области от 12.10.2006 N 65 (ред. от 01.03.2016) "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" составляет 180 месяцев или 15 лет, доход семьи ФИО1 составил 4 217 187,60 руб. из расчета (362937,93/ 12-1 х 6816,00) х 180).

Имущественная обеспеченность истицы составляет 4 217 187,60 руб., что больше стоимости, общей площади жилья 1 255 221,00 руб., следовательно, отсутствуют основания для признания истицы малоимущей в соответствии с п. 2 ст. 14 Закон Белгородской области от 12.10.2006 N 65, согласно которой, отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения.

Расчет истицы не соответствует требованиям выше указанных норм, в связи с чем, является не верным.

Доводы истицы о том, что она является пенсионеркой по этому доход семьи необходимо рассчитывать только из размера пенсии за 12 месяцев, не состоятельны.

Учитывая вышеприведенные положения закона и обстоятельства дела суд приходит к выводу, что решение управления социальной защиты населения об отказе в признании ФИО1 малоимущей в целях постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма является законным и обоснованным, в связи с чем требования истицы о признании незаконным решения Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» от 20.07.2018г. №7.3/2905 об отказе в признании истицы малоимущей в целях постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и обязании ответчика повторно рассмотреть вопрос о признании ее малоимущей удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Валуйского городского округа о признании незаконным решения об отказе в признании ФИО1 малоимущей в целях постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Валуйский районный суд.

Судья: