ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-227/19 от 09.09.2019 Советского районного суда (Саратовская область)

№ 2-227/2019

64RS0035-02-2019-000328-23

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2019 год р.п. Мокроус

Советский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Волковой И.А.,

при секретаре Былинкиной Е.Г.,

с участием истца в лице помощника прокурора Федоровского района Саратовской области – Супрун М.А.,

представителя ответчика администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области - Нуриевой М.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению и.о. прокурора Федоровского района Саратовской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Мокроусскогого муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности по обеспечению защиты от воздействия окружающего табачного дыма и последствий табака путем размещения информационной таблички о запрете курения,

установил:

и.о. прокурора Федоровского района Саратовской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области о возложении обязанности по обеспечению защиты от воздействия окружающего табачного дыма и последствий табака путем размещения информационной таблички о запрете курения. Свои исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой Федоровского района проведена проверка деятельности органов местного самоуправления в части исполнения законодательства, направленного на борьбу против табака регулирующего отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно статье 150 Гражданского кодекса РФ, жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага, охрана которых гарантируется Конституцией Российской Федерации. В силу п. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» последствия потребления табака - причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия. Согласно пункту 2 этой же статьи, окружающий табачный дым - табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака. Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду вследствие загрязнения атмосферного воздуха табачным дымом влечет вред их здоровью. В соответствии с пунктом 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления. Согласно части 5 этой же статьи, для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Соответствующие требования к знаку о запрете курения и порядку его размещения (далее – Требования) утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.05.2014 г. № 214н. В соответствии с пунктом 5 Требований знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств - на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том числе туалетах. Согласно ст. 7 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относится, в частности, участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований, а также информирование населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего муниципального образования, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2019), основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации, а также информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма. Согласно ст. 14 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Таким образом, установка информационных табличек о запрете курения входит в перечень вопросов местного значения муниципальных образований и относится к их компетенции. Вместе с тем, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что вход в здание администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области не оборудовано информационной табличкой о запрете курения. Вышеуказанные нарушения действующего законодательства ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поскольку ответчик длительное время нарушает требования по обеспечению защиты от воздействия окружающего табачного дыма и последствий табака. Поэтому просит суд обязать администрацию Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к обеспечению защиты от воздействия окружающего табачного дыма и последствий табака путем размещения на входе в здание администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области, расположенной по адресу: 413410, Саратовская область, Федоровский район, р.п. Мокроус, ул. Победы, д. № 21 информационной таблички о запрете курения.

В судебном заседании помощник прокурора Федоровского района Саратовской области Супрун М.А., поддержал исковые требования в полном объеме согласно описательной части решения, просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области - Нуриевой М.Н., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме и не возражала против их удовлетворениям.

Суд, выслушав стороны, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В случае непринятия судом признания иска ответчиком, суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Статья 198 ГПК РФ предусматривает, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Учитывая изложенные обстоятельства, приведенные выше положения закона, суд приходит к выводу, что исковые требования и.о. прокурора законны, обоснованны, поэтому суд считает возможным принять признание иска ответчиком и удовлетворить исковые требования в полном объёме, что будет отвечать правам и интересам неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности по устранению требований по обеспечению защиты от воздействия окружающего табачного дыма и последствий табака в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения в законную силу.

В силу п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 и п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, в связи с чем, судебные расходы, связанные с рассмотрением дела, взысканию с ответчика не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

исковые требования – удовлетворить.

Обязать администрацию Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к обеспечению защиты от воздействия окружающего табачного дыма и последствий табака путем размещения на входе в здание администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области, расположенной по адресу: 413410, Саратовская область, Федоровский район, р.п. Мокроус, ул. Победы, д. № 21 информационной таблички о запрете курения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке, через Советский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 09 сентября 2019 года.

Судья Волкова И.А.