ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-227/2016 от 04.05.2016 Фокинского городского суда (Приморский край)

2-227/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2016 года

г. Фокино Приморского края

Фокинский городской суд Приморского края в лице председательствующего судьи Денисова Д.В., при секретаре судебного заседания Лунеговой Т.В., с участием помощника прокурора ЗАТО г.Фокино ФИО1, представителя ответчика – администрации ГО ЗАТО город Фокино, по доверенности, ФИО2, представителя ответчика – КГУП «Примтеплоэнерго», по доверенности, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Фокинского городского суда гражданское дело по иску прокурора ЗАТО город Фокино к администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Краевому государственному унитарному предприятию «Примтеплоэнерго» о возложении обязанности выполнить работы по замене участка сети водоснабжения – водовода уличной и дворовой сети дома №14 по ул.ФИО4 в ЗАТО г.Фокино Приморского края, диаметром 100 мм, протяжённостью 60 м в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения суда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО город Фокино, действуя в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд к ответчикам с указанным иском.

В обоснование заявленных требований указал, что ходе проведённой проверки соблюдения органами местного самоуправления требований действующего законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, прокуратурой ЗАТО г.Фокино установлено, что участок сети водоснабжения – водовода уличной и дворовой сети дома №14 по ул.ФИО4 в ЗАТО г.Фокино Приморского края, диаметром 100 мм, протяжённостью 60 м является ветхим, аварийным и требует замены, в связи с истечением срока его эксплуатации и стопроцентной степенью износа. Указанный участок тепловых сетей является муниципальной собственностью городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края и договором аренды муниципального имущества от 07.06.2013 передан в аренду КГУП «Примтеплоэнерго». По условиям договора КГУП «Примтеплоэнерго» приняло на себя обязательство по проведению текущего и капитального ремонта арендованного имущества. Ссылаясь на положения Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.п. 3,4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 210 ГК РФ, просил обязать администрацию городского округа ЗАТО город Фокино и КГУП «Примтеплоэнерго» выполнить работы по замене участка сети водоснабжения – водовода уличной и дворовой сети дома №14 по ул.ФИО4 в ЗАТО г.Фокино Приморского края, диаметром 100 мм, протяжённостью 60 м в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения суда, поскольку непринятие мер по замене указанного участка водопроводной сети является предпосылкой создания аварийной ситуации на данном участке, влекущем нарушение прав неопределённого круга лиц на получение качественных услуг водоснабжения.

В суде помощник прокурора ЗАТО г.Фокино исковые требования поддержал по изложенным в нем доводам, пояснил, что участок сети водоснабжения введён в эксплуатацию в 1981 году, нормативный срок службы стальных труб 20 лет. Срок службы сети фактически составляет 35 лет. Степень износа сети – 100%, она требует замены, поскольку создаётся реальная угроза аварийной ситуации, которая неизбежно повлечёт значительные последствия, так как многоквартирные дома, подключённые к сети водоснабжения, могут остаться без воды длительный период времени. Даже если принять во внимание доводы ответчика администрации ГО ЗАТО г.Фокино о том, что участок введён в эксплуатацию в 1992 году, всё равно срок службы этих труб закончился в 2012 году. Доводы о том, что «раз не было аварии, зачем что-то делать», – необоснованны. При проверке установлено, что ремонт данного участка водовода не производился до настоящего времени. Повторно запрошенные сведения в КГУП «Примтеплоэнерго», поступившие в прокуратуру 20.11.2015, также подтвердили состояние данного участка сети водоснабжения.

Представитель администрации ГО ЗАТО город Фокино в суде иск не признал полностью. Поддержал позицию, изложенную в письменных возражениях, из которых следует, что, согласно положениям п.п. 2.2.3 и 2.2.4 Договора аренды муниципального имущества от 07.06.2013 и ст. 616 ГПК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества. Также указал об отсутствии доказательств, подтверждающих полную степень износа спорного участка водопроводной сети, акт технического состояния этого участка водовода не представлен, дефектовочная ведомость не составлена, информация о порывах водовода отсутствует, степень износа установлена эксплуатирующей организацией без участия собственника муниципального имущества по формальному признаку.

Представитель КГУП «Примтеплоэнерго» в суде исковые требования не признала. Дала пояснения, аналогично изложенным в отзыве на иск, согласно которым ресурсоснабжающая организация не является надлежащим ответчиком по делу, т.к. в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ в частности ст. 210 ГК РФ именно органы местного самоуправления, как собственник имущества несёт бремя его содержания. Замена спорного участка сети относится к капитальному ремонту, тогда как договором аренды арендатор обязался проводить текущий ремонт арендованного имущества, что закреплено протоколом разногласий к договору аренды имущества от 07.06.2013 №7/0035-13, принятого сторонами 25.06.2013. Просила отказать в удовлетворении иска в отношении КГУП «Примтеплоэнерго».

Заслушав, пояснения участников процесса, ознакомившись с доводами сторон, изложенными в письменных пояснениях, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что результатами прокурорской проверки, проведённой с целью соблюдения органами местного самоуправления требований действующего законодательства РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выявлено неудовлетворительное состояние сети водоснабжения – водовода уличной и дворовой сети дома №14 по ул.ФИО4 в ЗАТО г.Фокино Приморского края, диаметром 100 мм, протяжённостью 60 м.

Участок сети водоснабжения, расположенный по вышеуказанному адресу находится в собственности муниципального образования – городского округа ЗАТО г. Фокино Приморского края, что подтверждено договором аренды муниципального имущества от 07.06.2013 №7/0035-13 с приложениями, актами приёма-передачи, а равно актом инвентаризации сетей водоснабжения и водоотведения…(сети водоснабжения городского округа ЗАТО г.Фокино) от 02.11.2015 и сторонами не оспаривается.

Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, кроме иных, отнесены организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Частью 2 статьи 23 указанного Закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ч. 4 ст. 5 Федерального закона РФ от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении договоров аренды, объектами которых являются объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, и которые заключены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения, предусмотренные частью 2 статьи 41.3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции настоящего Федерального закона), не применяются.

Согласно договора аренды муниципального имущества от 07.06.2013 №7/0035-13 (далее договор аренды №7/0035-13), заключённого между отделом по управлению муниципальным имуществом городского округа ЗАТО город Фокино и КГУП «Примтеплоэнерго» последнему за плату во временное пользование передано имущество, являющееся муниципальной собственностью включая спорный участок сети водоснабжения.

По условиям п. 2.2.3 договора аренды №7/0035-13 арендатор обязан поддерживать арендованное имущество в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, нести все расходы по его содержанию.

Вместе с тем, согласно протоколу разногласий к договору аренды имущества №7/0035-13, принятого сторонами 25.06.2013, не противоречащего требованиям ст. ст. 450, 451-453 ГК РФ, арендатор обязался производить только текущий ремонт арендованного имущества (п. 2.2.4 договора аренды №7/0035-13).

Согласно взаимосвязным положениям п.п. 2.2.5 и 2.1.3 договора аренды №7/0035-13 арендатор обязан производить капитальный ремонт при неотложной необходимости – при проведении такого ремонта в период отопительного сезона, для устранения аварий и др., при этом вправе требовать от арендодателя возмещения расходов на проведение капитального ремонта, которые подлежат возмещению в течение 30 календарных дней с момента предоставления арендодателю подтверждающих документов (акта выполненных работ на проведение капитального ремонта формы КС-2, КС-3).

Изложенное свидетельствует о том, что заключая договор аренды №7/0035-13, арендатор – ресурсоснабжающая организация, руководствуясь принципом свободы волеизъявления при заключении договора, приняла на себя обязательство по проведению текущего ремонта арендованного имущества, и в исключительных (аварийных) случаях – капитального ремонта при соблюдении вышеназванных условий, предусмотренных договором.

Обязательства по проведению безусловного капитального ремонта указанного имущества на момент заключения указанного договора аренды, в силу Закона, на КГУП «Примтеплоэнерго», не возложены.

Судом учитываются положения п. 1 ст. 295 ГК РФ, согласно которым собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, а также требования ст. 70 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривающей ответственность органов местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

На основании исследованных доказательств судом установлен факт нахождения спорного участка тепловых сетей в неудовлетворительном состоянии, не позволяющем обеспечить надёжное водоснабжение потребителей городского округа, и требующим капитального его ремонта.

При таких данных, с учётом требований ст. 210 ГК РФ, суд не находит оснований для привлечения КГУП «Примтеплоэнерго» к гражданско-правовой ответственности по делу в силу принятых на себя договорных обязательств, а полагает об обоснованности требований прокурора применительно к ответчику – администрации ГО ЗАТО город Фокино.

При установленных судом обстоятельствах, учитывая, что обязанность за надлежащее обеспечение водоснабжением возложена федеральным законом на органы местного самоуправления, передача водопроводных сетей по договору аренды в пользование ресурсоснабжающей организации, не освобождает администрацию городского округа от решения вопросов, входящих в её компетенцию.

Доводы представителя администрации ГО ЗАТО г.Фокино о разной степени износа спорного участка тепловых сетей и представленные в их обоснование документы по сравнению с представленными истцом доказательствами не свидетельствуют о необоснованности исковых требований, а лишь подтверждают ветхость спорного имущества, аварийное его состояние, требующее незамедлительного устранения, поскольку непринятие своевременных мер для организации выполнения работ по замене аварийного участка тепловых сетей неизбежно приведёт к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, что в свою очередь повлечёт нарушение прав неопределённого круга лиц – пользователей в жилищно-коммунальной сфере на качественное оказание услуг. При этом ответчиком – администрацией ГО ЗАТО город Фокино, не представлено суду ни единого доказательства, свидетельствующего о принятии им как органом местного самоуправления мер к устранению недостатков, равно как и доказательств, свидетельствующих о незначительной степени износа спорного имущества.

Ссылка представителя ответчика администрации ГО ЗАТО г.Фокино на то, что указанный участок водовода уличной и дворовой сети введён в эксплуатацию в 1992 году и является удовлетворительным, – несостоятельна, поскольку в акте инвентаризации сетей водоснабжения и водоотведения…(сети водоснабжения городского округа ЗАТО г.Фокино) от 02.11.2015 приведены сведения о вводе в эксплуатацию более крупных участков сетей – водопроводной сети 3 зоны <...> Ленина, ФИО4, Заводской в целом, а не конкретного водовода уличной и дворовой сети дома №14 по ул.ФИО4 в ЗАТО г.Фокино Приморского края.

Возражения ответчика о том, что истечение срока службы эксплуатации труб системы водоснабжения, не является безусловным основанием для проведения капитального ремонта, отклоняются судом, поскольку предельные сроки службы труб сети, обеспечивающее их использование, установлены во избежание реальной угрозы возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, и направлены на их предупреждение.

Таким образом, суд признает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме к ответчику – администрации городского округа ЗАТО город Фокино.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора ЗАТО город Фокино к администрации городского округа ЗАТО город Фокино, Краевому государственному унитарному предприятию «Примтеплоэнерго» о возложении обязанности выполнить работы по замене участка сети водоснабжения – водовода уличной и дворовой сети дома №14 по ул.ФИО4 в ЗАТО г.Фокино Приморского края, диаметром 100 мм, протяжённостью 60 м в течение пяти месяцев со дня вступления в силу решения суда, – удовлетворить частично.

Обязать администрацию городского округа ЗАТО город Фокино в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заменить участок сети водоснабжения – водовода уличной и дворовой сети дома №14 по ул.ФИО4 в ЗАТО г.Фокино Приморского края, диаметром 100 мм, протяжённостью 60 м.

В остальной части исковых требований, – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Фокинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы (с копиями по числу участвующих в деле лиц).

Председательствующий судья

Д.В. Денисов