Дело 2-227/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2018 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Дашидондуковой Э.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании дело исковому заявлению ФИО1 к Администрации МО ГП «п. Нижнеангарск», администрации МО «Северо-Байкальский район» об обязании выдать разрешение на строительство жилых домов
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 обратился в суд с данным иском к ответчикам, указывая в обоснование заявленных требований, что 28.04.2016 г. и 16.02.2017 г. между Администрацией МО ГП «п. Нижнеангарск» и ФИО1 были заключены договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, находящихся по <адрес>. Земельные участки были взяты в аренду для постройки на них жилых домов. Истец обратился в администрацию МО ГП «п. Нижнеангарск» с заявлением о выдаче градостроительных планов и разрешения на строительство. В сентябре 2017 г. истцу были выданы градостроительные планы участков, при этом в выдаче разрешений на строительство было отказано. В градостроительном плане указано, что земельные участки полностью находятся в санитарно-защитной зоне очистных сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым №, которая составляет 150м., в связи с чем строительство жилого дома невозможно. Однако в плане также указано, что проект планировки территории не утвержден и жилые участки находятся в жилой зоне. Согласно данных публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым № поставлен на учет 10.08.2015 г., категория земель -под строительство очистных сооружений. 28.12.2016 г. глава Администрации МО «Северо-Байкальский район» утвердил решение № 301-V Совета депутатов МО «Северо-Байкальский район» об утверждении правил землепользования и застройки МО ГП «П. Нижнеангарск», где земельный участок с кадастровым № является зоной размещения отходов.
До вынесения и утверждения указанного решения, администрацией МО «Северо-Байкальский район» в непосредственной близости от данной зоны размещения отходов (гораздо ближе земельного участка истца) было построено 5 многоквартирных трехэтажных домов по Республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия в 2013 -2017 голах», куда были переселены жители аварийных многоквартирных домов.
Земельные участки были предоставлен истцу в аренду администрацией МО ГП «п. Нижнеангарск» до утверждения градостроительного плана, которая скрыла от истца существенные обстоятельства, а именно планирование администрацией МО «Северо-Байкальский район» начала строительства очистных сооружений посреди п. Нижнеангарск вблизи от новопостроенных многоквартирных домов.
Ответчик не предоставлял истцу в качестве обоснования отказа в выдаче разрешения на строительство санитарно-эпидемиологические заключения об утверждении размера санитарно-защитной зоны очистных сооружений, которые согласно действующему законодательству являются единственно допустимыми основаниями для установления санитарно-защитной зоны. Факт отсутствия подобного заключения косвенно подтверждается также тем фактом, что в непосредственной близости от очистных сооружений администрацией МО «Северо-Байкальский район» построенные новые дома по программе переселения. Таким образом, истец как правообладатель использует земельные участки без нарушения земельного законодательства в целях, для которых они ему были изначально предоставлены, реализуя право на возведение объектов, предусмотренное законодательством, с ведома и разрешения администрации муниципального поселения. Кроме того, необходимо учесть также следующие существенные для дела обстоятельства. Строительство домов, так же как и очистных сооружений находятся на территории, где геологический пласт глинистых водоустойчивых пород не допускающих фильтрацию вод, подстилают это место до глубины 20-30 м. Хорошо изучен бурением водозаборных скважин и строительными работами. Само строительство очистных сооружений пройдено в этих породах на глубину около 20м. Уклон рельефа земли окружающее строительство и очистные расположеннаправлению от Байкальского хребта в сторону аэропорта и далее к Байкалу. То есть направление стока дождевых и талых потоков, проходящих через территорию строительства коттеджей, площади очистных сооружений не затрагивает. Дополнительно есть возможность построить небольшую дамбу из тех же глинистых пород перед очистными сооружениями. У каждого коттеджа уже построены свои септики, именно в глинистых породах, до глубины 3-4 м, с целью их откачки при заполнении спец. техникой и вывоза отходов на данные очистные сооружения по отдельным договорам.
Администрация МО ГП «п. Нижнеангарск» выделила истцу земельные участки с разрешенным использованием - под строительство жилого дома и у ответчика отсутствовали основания, предусмотренные для отказа в выдаче разрешений на строительство. На основании ст. 51 ГРК просил суд обязать ответчиков выдать истцу ФИО1 разрешение на строительство жилых домов:
на земельном участке с кадастровым №, площадью 462 кв.м., местоположение: <адрес>.
на земельном участке с кадастровым №. площадью 1188 кв.м.: <адрес>, участок 104.
на земельном участке с кадастровым №,площадью 1095 кв.м.: <адрес>.
на земельном участке с кадастровым №.площадью 1003 кв.м.: <адрес>.
В судебное заседание истец ФИО1, представители ответчиков не явились, согласно заявлений представитель Администрации МО «Северо-Байкальский район» ФИО3 и глава МО ГП «п. Нижнеангарск» ФИО4 просили рассмотреть дело в их отсутствие
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд с учетом мнения представителя истца ФИО2 считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявишихся участников процесса.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования и изложенные в иске доводы поддержал в полном объеме, суду пояснил, что земельные участки были предоставлены ФИО1 с разрешенным использованием под строительство жилых домов, однако на сегодняшний день выяснилось, что земельные участки находятся в охранной зоне. Согласно договоров аренды, разрешенный вид использования земельных участков является окончательным. После заключения договоров Могилев до получения разрешения на строительство начал возведение домов на участках, поскольку был уверен, что в дальнейшем получит разрешение, на настоящий день строения являются не оконченными.
В судебном заседании 05 марта 2018 г. представитель Администрации МО «Северо-Байкальский район» ФИО3 с заявленными исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что до возведения домов на участках Могилев с заявлениями о выдаче ему разрешения на строительство не обращался и до настоящего времени с указанными заявлениями истец также не обратился, какой отказ обжалуется ФИО1 не понятно, на участках ФИО1 были построены дома. В соответствии с законом 131-ФЗ полномочиями по выдаче разрешений на строительство обладает администрация района, у Администрация поселения такие полномочия отсутствуют.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
На основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Согласно части 14 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что между Администрацией МО ГП «п. Нижнеангарск» и ФИО1 были заключены договора аренды земельных участков.
- 28.04.2016 г. договор № на земельный участок из земель населенных пунктов сроком на 20 лет с кадастровым №, площадью 1188 кв.м., местоположение <адрес>, вид разрешенного использования -под малоэтажное жилищное строительство. Постановлением главы администрации МО ГП «п. Нижнеангарск» от 17.08.2017 г. № 437 указанному земельному участку присвоен почтовый <адрес>
- 28.04.2016 г. договор № на земельный участок из земель населенных пунктов сроком на 20 лет с кадастровым №, площадью 1095 кв.м., местоположение <адрес>, вид разрешенного использования -под малоэтажное жилищное строительство. Постановлением главы администрации МО ГП «п. Нижнеангарск» от 17.08.2017 г. № 436 указанному земельному участку присвоен почтовый <адрес>
- 28.04.2016 г. договор № на земельный участок из земель населенных пунктов сроком на 20 лет с кадастровым №, площадью 1003 кв.м., местоположение <адрес>, вид разрешенного использования -под малоэтажное жилищное строительство. Постановлением главы администрации МО ГП «п. Нижнеангарск» от 17.08.2017 г. № 435 указанному земельному участку присвоен почтовый <адрес>
- 16.02.2017 г. договор № на земельный участок из земель населенных пунктов сроком на 20 лет с кадастровым №, площадью 462 кв.м., местоположение, <адрес> вид разрешенного использования- для ведения личного подсобного хозяйства. Постановлением главы администрации МО ГП «п. Нижнеангарск» от 17.08.2017 г. № 438 указанному земельному участку присвоен почтовый <адрес>
По обращению ФИО1 16.08.2017 г. с заявлениями в Администрацию МО «Северо-Байкальский район» ему были выданы градостроительные планы на указанные земельные участки, утвержденные распоряжением главы Администрации МО «Северо-Байкальский район» от 28.08.2017 г
Также в судебном заседании установлено, что до подачи иска в суд истец ФИО1 в органы местного самоуправления с заявлениями о выдаче разрешений на строительство по спорным земельным участкам в установленном законом порядке не обращался и документы, предоставление которых регламентировано нормами Градостроительного кодекса РФ в Администрацию «МО «Северо-Байкальский район» не представлял.
Указанные обстоятельства помимо исследованных материалов дела подтверждаются пояснениями опрошенного судом в качестве специалиста – главного архитектора отдела земельных и имущественных отношений МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Северо-Байкальский район» А. которая пояснила, что на территории Северо-Байкальского района гражданин в случае необходимости получения разрешения на строительство должен обратиться в Администрацию Северо-Байкальского района для получения градостроительного плана, затем гражданин должен обратиться со вторым заявлением на выдачу разрешения на строительство. Могилев до начала строительства в администрацию не обращался, обратился только в августе 2017 года за получением градостроительного плана, за выдачей разрешения на строительство не обращался. Очистные сооружения проходили экспертизы, в ходе которой была установлена санитарная зона, в настоящее время строительство очистных сооружений будет осуществляться. В правила землепользования и застройки будут внесены соответствующие изменения в первом полугодии 2018 года. В случае если Могилев обратиться с заявлениями о выдаче разрешения на строительство эти заявления будут рассмотрены в соответствующем порядке с учетом всех требований законодательства. Санитарная зона очистных сооружений 150 кв. метров установлена требованиями СанПин, какими либо отдельными нормативными актами она не устанавливается. На момент предоставления земельных участков администрацией п. Нижнеангарск вопрос о размещении очистных сооружений обсуждался совместно с администрацией п. Нижнеангарск. Известно ли было Администрации о месте размещения очистных сооружений, пояснить не может. Градостроительные планы с указанием санитарной зоны очистных сооружений был выдан на основании требований СанПин и согласно экспертного заключения. По каким причинам Администрацией были предоставлены в аренду Могилеву земельные участки, ей не известно, однако по слухам, на момент предоставления участков Могилеву на них уже были возведены дома, хотя достоверно об этом ей не известно.
На основании абз. 3 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГПК РФ, суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося в суд за защитой своих прав, свобод или законных интересов.
Из содержания приведенных норм в их взаимосвязи следует, что гражданское дело возбуждается и рассматривается судом только в том случае, когда заинтересованное лицо обратилось в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что на момент обращения в суд с иском истцу ФИО1 не было отказано в выдаче разрешений на строительство по спорным земельным участкам, суд приходит к выводу, что истцом не доказано нарушение его прав со стороны ответчиков и оснований для возложения на них обязанности по выдаче разрешений на строительство отсутствуют.
При этом суд учитывает, что согласно представленных документов установлено, что в ходе рассмотрения дела, 06 марта 2018 года (после перового судебного заседания по делу) ФИО1 обратился в МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством» Администрации МО «Северо-Байкальский район» с заявлениями о выдаче разрешения на строительство на спорные земельные участки и ему 12 марта 2018 года в выдаче разрешений было отказано. Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении» выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
Таким образом, учитывая, что правомерность отказа в выдаче Могилеву в марте 2018 г. разрешения на строительство предметом судебного разбирательства не является, основания для удовлетворения иска по указанным истцом в его обоснование обстоятельствам отсутствуют. Сам по себе факт осуществления ФИО1 строительства строений на спорных земельных участках в отсутствие установленных законом необходимых документов на строительство не может являться основанием для удовлетворения требований.
Кроме того, суд учитывает, что согласно градостроительных планов, утвержденных распоряжением главы Администрации МО «Северо-Байкальский район» от 28.08.2017 г. каждый из предоставленных в аренду ФИО1 спорных земельных участков полностью находится в санитарно-защитной зоне очистных сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым №, что подтверждается также и исследованными в судебном заседании документами, экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» № 2143 от 13.07.2016 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации МО ГП «п. Нижнеангарск», администрации МО «Северо-Байкальский район» об обязании выдать разрешение на строительство жилых домов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 18 марта 2018 года
Судья В.В.Атрашкевич