ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-227/2021 от 05.03.2021 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Тагил 05 марта 2021 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,

при секретаре Есиной И.Е.,

с участием прокурора Строкатовой А.М.,

представителей ответчиков Дорофеевой С.Н., Головина В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-227/2021 (2-2662/2020) по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Демидовская городская больница» о возложении обязанностей,

установил:

08.12.2020 Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» требований законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

При проведении проверки установлено, что водоснабжение холодной водой объектов учреждения по адресу: Свердловская область, Пригородный район, п. Черноисточинск, ул. Первомайская, д. 78, обеспечивается подачей от подземного водозабора (общая глубина скважины от поверхности земли 40 метров) (географические координаты: 57°43.341" северной широты, 5.9°53.042" восточной долготы). Скважина расположена в границах территории земельного участка с кадастровым номером

Специальное государственное разрешение в виде лицензии на право пользование участками недр для добычи подземных вод по адресу: Свердловская область, Пригородный район, п. Черноисточинск, ул. Первомайская, д. 78, не оформлено.

Использование скважины для извлечения подземных вод для целей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в отсутствии «Демидовская городская больница» 28.10,2019 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Согласно ответу ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» от 13.12.2019 учреждение приступило к устранению выявленных нарушений- заключен договор на подготовку документов на оформление лицензий на Добычу подземных вод на водозаборном участка скважины № 0610% В дальнейшем природоохранной прокуратурой с целью контроля за устранением выявленных нарушений неоднократно запрошены сведения о фактическом устранении нарушений, однако до Настоящего времени информаций о фактическом устранении нарушений не поступила

Таким образом, по результатам рассмотрения представления выявленные нарушения ГАУЗ СО «Демидовская городская больница» не устранены, действенные меры к устранению нарушений не приняты.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Установленная действующим законодательством обязанность по получению специального разрешения (лицензии) на добычу подземных вод ответчиком добровольно не исполняется, бездействием ответчика нарушаются права и законные интересы граждан, которые обеспечиваются государством и гарантированы Конституцией РФ.

В исковом заявлении прокурор просит обязать ГАУЗ СО, «Демидовская городская больница» в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить специальное разрешение (лицензию) на добычу подземных вод из скважины, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 66:19:1101006:140 (географические координаты: 57°43.341 с.ш., 59°53.042" в.д.

В судебном заседании, состоявшемся 25.01.2021 заместитель прокурора Слепухин Р.В. поддержал доводы иска, указав, что учитывая, что ответчик является государственным учреждением, его не привлекали к ответственности, однако учреждение ввело прокуратуру в заблуждение, поскольку исходя из тех документов, которые представлены учреждением в случае одобрения заявки это будет длиться ещё около 2 лет. На пользование недрами должна быть лицензия. Ее не было и раньше. За незаконное использование недр большой штраф.

Представитель ответчика Головин В.Ю. в судебном заседании указал, что скважина была оформлена в 2006 году. В настоящее время администрация выделила земельный участок в пос. Черноисточинск, где находится здание общеврачебной практики. У учреждения нет технической возможности подключения к централизованным сетям. Поэтому возможность питаться холодной водой имеется только от скважины. Требования о лицензировании было принято в 2018 году. После получения представления прокурора в 2019 году учреждение начало работу по лицензированию. Был заключен договор с МУП Большелайский отряд буровых работ (МУП БОБР) для подготовки документов и с Центром гигиены и эпидемиологии для получения экспертного заключения. МУП БОБР не выполнил работу, так как собрали не полный набор документов. Центр гигиены в мае 2020 года выдал отрицательное заключение. Были разработаны мероприятия по устранению замечаний, которые устранены в декабре 2020 года. Необходимо согласование программы производственного контроля за качеством воды. Учреждение работает над данной программой. В связи с низким качеством воды был сделан бактерицидный облучатель и 3-ступенчатый фильтр. В настоящий момент добившись удовлетворительного качества воды, документы вновь направлены для получения экспертного заключения. Потом работа будет продолжена.

Представитель ответчика Дорофеева С.Н. указала, что не согласна с тем, что учреждение надо принуждать к получению лицензии. Учреждение надеясь, что это делается достаточно быстро, начало этот процесс, но получение лицензии это финальная стадия. Этот промежуточный этап связан не с нерасторопностью учреждения, а возможно скважина была сделана не совсем профессионально. Из-за охранной зоны скважины и застройки качество воды может быть недостаточным. МУБ БОБР не там пробурил скважину. Учреждение также параллельно занимается вопросом по монтажу модульного фельдшерско-акушерского пункта (ФАПа). Для получения лицензии срок 6 месяцев это нереально и исходя из обстоятельств потребуется около 1,5 лет. Экспертное заключение планируется получить до конца февраля, исходя из этого можно подготовить реальный план. Если будет отрицательное заключение, учреждение все равно будет пользоваться водой. Учреждение надеется на то, что в течение года будет реализован проект с новым ФАПом. По времени и по затратам это будет более правильное решение. По зданию и по воде много вопросов. Если исходя из планировки застройки нельзя дать положительное заключение, то придется перебуривать скважину. В связи с этим необходимо увеличить срок для получения разрешения не менее года в случае отрицательного заключения на получение лицензии.

В связи с необходимостью получения заключения, суд принял решение отложить судебное заседание.

В следующем судебном заседании помощник Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Строкатова А.М. уточнила исковые требования, просила возложить на ответчика обязанность в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу получить специальное разрешение (лицензию) на добычу подземных вод из скважины.

Представители ответчика исковые требования не признали и просили отказать в их удовлетворении.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика указал, что согласно п. 3.10, 11, п.п. 6 п. 12 Устава ГАУЗ СО «Демидовская ГБ, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Свердловской области № 1753-п от 07.10.2020, учреждение является автономной унитарной некоммерческой организацией, созданной в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере здравоохранения. Предметом деятельности учреждения является оказание медицинской помощи, в том числе выполнению обязательств по обязательному социальному страхованию в соответствии с государственными заданиями и (или) перед страховщиком; оказания бесплатной медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Согласно п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» №323-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья относится создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации. В силу п.п. 14 п. 1 ст. 16 указанного закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального, городского округа (за исключением территорий муниципальных, городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Оказание медицинской помощи без использования воды невозможно, так как в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, для медицинских работников требуется мытье рук, обработка помещений, разведение дезинфицирующих растворов,

Создание условий и ответственность за их организацию для оказания медицинской деятельности возложена на органы власти местного самоуправления. Деятельность лечебного учреждения направлена на оказание медицинской помощи населению. В связи с этим, ответчик считает, что он не является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.

Заслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определены критерии, перечень лицензируемых видов деятельности, а также лицензионные требования и условия.

В силу ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Подземные воды являются полезными ископаемыми.

Статьей 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" определено, что пользователями недр могут быть юридические лица.

В силу ст. 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" основанием возникновения права пользования участками недр для целей добычи подземных вод является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Судом установлено, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» требований законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

При проведении проверки установлено, что водоснабжение холодной водой объектов учреждения по адресу: Свердловская область, Пригородный район, п. Черноисточинск, ул. Первомайская, д. 78, обеспечивается подачей от подземного водозабора (общая глубина скважины от поверхности земли 40 метров) (географические координаты: 57°43.341" северной широты, 5.9°53.042" восточной долготы). Скважина расположена в границах территории земельного участка с кадастровым номером .

Как следует из письма ответчика от 13.12.2019 на представление прокурора о нарушении законодательства по факту отсутствия специального государственного разрешения в виде лицензии на право пользования участками недр для добычи подземных вод, ответчик сообщил, что на данный момент документы, необходимые для получения лицензии, направлены в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора но Свердловской области в городе; Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе для получения санитарно-эпидемиологического заключения на используемую скважину. В ноябре 2019 года заключён договор с МУП «БОБР» на. предоставление услуг по разработке технической документации для получения лицензий.

Таким образом необходимость получения лицензии на добычу подземных вод из скважины ответчиком не оспаривается.

Из пояснений ответчика следует, что им до настоящего времени не было получено положительного заключения Роспотребнадзора.

Суд считает, что данное обстоятельство не имеет значения, поскольку не устраняет обязанность получения лицензии.

В нарушение норм действующего законодательства водозаборная скважина используется ответчиком в настоящее время без специального государственного разрешения - лицензии на право пользования недрами.

Самовольное использование скважины без лицензии нарушает экологические права неопределенного круга лиц, поскольку пользование недрами в отсутствие специального разрешения, устанавливающего условия их использования, не позволяет сделать вывод о соответствии данной деятельности требованиям природоохранного законодательства.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Принимая во внимание порядок и сроки оформления данной разрешительной документации, суд считает возможным установить годичный срок для исполнения требований прокурора, полагая его разумным и достаточным. Кроме этого, именно на необходимость предоставления такого срока указывали представители ответчика в первом судебном заседании.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области «Демидовская городская больница» в срок не позднее 1 года со дня вступления решения суда в законную силу получить специальное разрешение (лицензию) на добычу подземных вод из скважины, расположенной на земельном участке с кадастровым номером (географические координаты: 57°43.341" с.ш., 59°53.042" в.д.).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области.

В окончательной форме решение принято 24 марта 2021 года.

Судья подпись Луценко В.В.

Копия верна

Судья Луценко В.В.