ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-227/2021 от 06.07.2021 Мирнинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-227/2021

УИД: 29RS0028-01-2021-000294-95

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Мирный 6 июля 2021 года

Мирнинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Охотиной М.М.,

при секретаре судебного заседания Максимовой Е.А.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» об обязании сохранить непрерывный трудовой стаж работы и выплате сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяцы после увольнения в связи с ликвидацией организации,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» об обязании сохранить непрерывный трудовой стаж работы и выплате сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства за 4,5,6 месяцы после увольнения в связи с ликвидацией организации, мотивировав свои требования тем, что 09 января 2020 года в связи с расформированием 142 отделения территориального эксплуатации и контроля за оказанием услуг Министерства обороны РФ с ним был расторгнут трудовой договор в связи с ликвидацией организации, по которому он исполнял обязанности в должности инженера отделения. В установленный ч.2 ст. 318 ТК РФ месячный срок после увольнения он был зарегистрирован в центре занятости населения в целях оказания помощи в трудоустройстве. Работодателем в лице ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» было выплачено выходное пособие и в последующем среднемесячный заработок за второй и третий месяцы после увольнения. За последующие периоды – четвертый, пятый и шестой месяцы выплаты не были произведены, поскольку не были представлены решения центра занятости о сохранении средней заработной платы за данные периоды. На все его обращения разъяснялось, что данные выплаты возможны лишь при условии представления соответствующего решения службы занятости населения. С чем не согласен, поскольку расформированное отделение дислоцировалось на территории ЗАТО, где предусмотрены особые условия. В Министерстве обороны РФ порядок выплат работникам сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства при ликвидации организации МО РФ регулируется требованиями Закона о ЗАТО, приказом МО РФ № 170 от 05.10.1992 года и Отраслевым соглашением между профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и МО РФ на 2020-2022 годы. В соответствии с указанными нормами выплата сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства осуществляется при предъявлении паспорта и трудовой книжки, при этом предоставление справки от органа по трудоустройству работникам, уволенным с работы в связи с ликвидацией организации, не требуется. С учетом уточнений просит признать незаконным требование ответчика о необходимости представления решения органа службы занятости населения для выплаты среднего заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяца со дня увольнения; обязать ответчика сохранить непрерывный стаж работы за 1,2,3, 4, 5 и 6 месяцы и выплатить средний месячный заработок за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.

В судебном заседании истец ФИО1 настаивал на удовлетворении иска по тем же основаниям, указав, что порядок выплат работникам сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства при ликвидации организации МО РФ предусмотрен нормами Закона о ЗАТО, приказом МО РФ № 170 от 05.10.1992 года и Отраслевым соглашением между профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и МО РФ на 2020-2022 годы, где указано, что выплата сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства осуществляется при предъявлении паспорта и трудовой книжки, а представление справки от органа по трудоустройству не требуется. В связи с чем требование ответчика о предоставлении справки службы занятости населения о сохранении за ним среднемесячного заработка за 4,5 и 6 месяцы после увольнения является необоснованным. Также указал, что согласно сообщения пенсионного органа до настоящего времени за ним не сохранен непрерывный трудовой стаж работы за 1,2 и 3 месяцы после увольнения. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в судебном заседании не участвовали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в лице третьего лица ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 Финансово-экономическая служба» представили возражения на исковое заявление, в котором указали, что реализация права на получение среднемесячного заработка за 4,5 и 6 месяцы после увольнения связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения, в связи с чем они обоснованно требовали от истца предоставления соответствующего решения органа службы занятости населения.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей третьих лиц ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения», Территориальной профсоюзной организации «Космодрома Плесецк», извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).

Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 ТК РФ.

Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (в редакции действовавшей на момент возникновения правоотношений).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

Согласно приказа Минобороны РФ от 05.10.1992 года № 170 «О порядке увольнения работников при передислокации (выводе) воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны РФ и выплате им пособий и компенсаций» (вместе с «Указаниями о порядке увольнения работников в связи с ликвидацией (расформированием), реорганизацией, передислокацией воинских частей, сокращением численности или штата работников») предусмотрено, что при увольнении работников в связи с реорганизацией и ликвидацией (расформированием) воинской части за ними сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на три месяца, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.(п.6). Выходное пособие выплачивается воинской частью при увольнении работника. Выплата сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства производится после увольнения работника по прежнему месту его работы в дни выдачи в данной воинской части заработной платы по предъявлении паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц со дня увольнения - и справки органа по трудоустройству (кроме лиц, уволенных с работы в связи с реорганизацией или ликвидацией воинской части) (п.7).

Отраслевым соглашением между профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны РФ на 2020-2022 годы предусмотрено, что командиры воинских частей (руководители организаций) предоставляют высвобождаемому гражданскому персоналу гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, установленных для лиц, высвобождаемых при ликвидации воинских частей, либо сокращением их численности или штата в закрытых административно-территориальных образованиях (п.23).

Пунктом 4 ст. 7 Закона РФ N 3297-1 от 14.07.1992 г. "О закрытом административно-территориальном образовании" установлено, что за работниками предприятий, объектов, других юридических лиц, расположенных на территории ЗАТО, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.

Из содержания пункта 4 статьи 7 Закона "О закрытом административно-территориальном образовании" следует, что работникам гарантировано сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства.

Таким образом, указанной нормой закона и статьей 318 ТК РФ предусмотрены льготы, которые предоставляются работникам на время поиска работы (но не более шести месяцев), с учетом ограниченных возможностей трудоустройства в районах Крайнего Севера и в закрытых административно-территориальных образованиях.

Нормы, установленные Отраслевым соглашением между профессиональным союзом гражданского персонала Вооруженных Сил России и Министерством обороны РФ на 2020-2022 годы и приказа Минобороны РФ от 05.10.1992 года № 170, не предусматривают безусловное сохранение за работником, уволенным в связи с ликвидаций организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения. В данных нормах указано о предоставлении высвобождаемому гражданскому персоналу гарантий и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, установленных в закрытых административно-территориальных образованиях.

Анализируя вышеприведенные нормы материального права, суд считает, что установленная гарантия пунктом 4 статьи 7 Закона "О закрытом административно-территориальном образовании" не исключает соблюдение установленного частью 2 статьи 318 ТК РФ условия выплаты сохраняемого заработка за уволенными работниками, поскольку данные гарантии по своей правовой природе идентичны.

Иного механизма реализации предоставленных государством социальных гарантий для высвобождаемых работников законодательством, в том числе и Законом РФ «О ЗАТО», не предусмотрено.

Согласно постановлению Правительства РФ от 05.07.2001 № 508 «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов» г. Мирный Архангельской области относится к закрытому административно-территориальному образованию (далее ЗАТО).

Согласно вступившего в законную силу апелляционного определения Архангельского областного суда от 23 декабря 2020 года ФИО1 было отказано к ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения» о признании незаконным решения об отказе в сохранении среднего заработка и обязанности по выдаче решения о сохранении заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения.

Данным апелляционным определением суда установлено, что поскольку не установлена совокупность обстоятельств, с которыми законодатель связывает возможность сохранения работнику среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения ввиду отсутствия исключительных обстоятельств, связанных с социальной незащищенностью истца ФИО1, его требования являются необоснованными.

Указанные обстоятельства имеют преюдициональное значение по данному делу, соответственно не доказываются вновь.

Оценив установленные по делу обстоятельства применительно к положениям ч. 2 ст.318 ТК РФ, несмотря на то, что истец уволен в связи с ликвидацией организации, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и расположенной в ЗАТО, своевременно встал на учет в органах службы занятости, не трудоустроен по независящим от него причинам, у него отсутствуют исключительные обстоятельства для получения им сохраняемого среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.

Принимая во внимание изложенное, у ответчика отсутствуют основания для сохранения за истцом среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.

Следовательно, ответчик обоснованно требует предъявления соответствующего решения службы органа занятости населения о сохранении за истцом среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, поскольку данное требование основано на нормах трудового законодательства.

Из представленных материалов дела следует, что за ФИО1 службой занятости населения был сохранен средний месячный заработок за второй и третий месяцы после увольнения, данные выплаты были произведены, однако по сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 на 01 апреля 2021 года непрерывный трудовой стаж за первый, второй и третий месяцы со дня увольнения с 09 января 2020 года отсутствует, такие сведения стороной ответчика не переданы установленным порядком в пенсионный орган.

Следовательно, на ответчике лежит обязанность сохранить непрерывный трудовой стаж работы ФИО1 за первый, второй и третий месяцы работы после увольнения с 09 января 2020 года и подать соответствующие сведения в органы Пенсионного фонда РФ.

Таким образом, исковые требования ФИО1 к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» удовлетворить частично.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» сохранить непрерывный трудовой стаж работы ФИО1 за первый, второй и третий месяцы работы после увольнения с 09 января 2020 года и подать соответствующие сведения в органы Пенсионного фонда РФ.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» об обязании сохранить непрерывный трудовой стаж работы и выплате сохраняемого среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяцы после увольнения в связи с ликвидацией организации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мирнинский городской суд Архангельской области.

Председательствующий М.М. Охотина

Мотивированное решение

изготовлено 9 июля 2021 года.