ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-227/2021 от 29.06.2021 Тербунского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-227/2021

УИД 48RS0017-01-2021-000351-32

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2021 года с. Тербуны

Тербунский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Богомаз М.В.,

с участием помощника прокурора Тербунского района Липецкой области Кононова А. И.,

при секретаре Федорове П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тербунского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Тульский сельский совет Тербунского муниципального района Липецкой области об обязании размещения информации в сфере противодействия коррупции на сайте администрации сельского поселения Тульский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области,

установил:

Прокурор обратился в уд с вышеназванным иском. В обоснование требований указал, что прокуратурой района организована и проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в ходе которой выявлены нарушения в обозначенной сфере правоотношений в деятельности администрации сельского поселения Тульский сельсовет Тербунского муниципального района. В ходе мониторинга официального сайта администрации сельского поселения Тульский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области https://r245-tulskoe.omsu48.ru/ проведенного 24.05.2021 в 16 часов 30 минут, установлено, что администрацией данного сельского поселения для размещения информации используется вышеуказанный официальный сайт муниципального образования. На указанном сайте муниципального образования создан раздел «Противодействие коррупции». Вместе с тем, на момент проверки ряд подразделов данного раздела не содержат необходимую для размещения информацию. Просили обязать администрацию сельского поселения Тульский сельсовет Тербунского района Липецкая область разместить на официальном сайте https://r245-tulskoe.omsu48.ru/следующую информацию: в подразделе «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции» правовые акты, регламентирующие порядок применения к муниципальным служащим взысканий, предусмотренных ст.ст. 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ, а также порядок, применения к лицам, замещающим муниципальные должности, мер ответственности за коррупционные правонарушения, кодекс этики и служебного поведения служащих (работников); в подразделе «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения» информацию, предусмотренную пунктом 12 Требований, за исключением указания на гиперссылку, перекрестную с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к специальному программному обеспечению "Справки БК", размещенному на официальном сайте Президента Российской Федерации или на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; в подразделе «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)» информацию о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии), а именно: сведения о составе комиссии, положение о комиссии, сведения о состоявшихся заседаниях комиссии, принятых решениях.

В судебном заседании представитель прокуратуры Тербунского района Липецкой области помощник прокурора Кононов А. И. исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Тульский сельский совет Тербунского муниципального района Липецкой области- глава администрации Болгова О.Н. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении иск признала в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Определение «информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» содержится в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», как - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

В силу положений п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», одними из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Перечень информации о деятельности органа местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», определен в ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в указанный перечень входят: информация о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

Статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ № 273-ФЗ) определено, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается в том числе на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетного применения мер по предупреждению коррупции (п.п. 3,6).

В силу п. 4 ст. 5 ФЗ № 273-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий

В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ № 273-ФЗ одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

При этом в силу и. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно правовых актов и проектов нормативных правовых актов; одним из принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность ее проведения.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения (п. 4 ст. 3 ФЗ № 172-ФЗ).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Закона Липецкой области от 02.10.2014 № 322-03 «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области» на сельские поселения возложено осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Во исполнение подп. «а» п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции» приказом Министерства труда и социальной защиты населения от 07.10.2013 №530н в целях обеспечения открытости мер по противодействию коррупции утверждены Требования к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов (далее — Требования).

Пунктом 2.1 Приказа Министерства труда и социальной защиты населения от 07.10.2013 № 530н органам местного самоуправления рекомендовано использовать настоящий приказ при создании и наполнении подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов.

В письме Министерства труда и социальной защиты населения России от 26.12.2019 № 18-2/10/П-11879 разъяснено, что Требования к сайтам разработаны Минтрудом России в целях публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также с целью формирования единообразного подхода к ведению подразделов сайтов, позволяют вести подразделы сайтов в наиболее оптимальном формате, который облегчает возможность поиска необходимой информации как для лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации и муниципальные должности, должности гражданской и муниципальной службы, так и для граждан, организаций и иных заинтересованных лиц.

Требованиями определено, что отдельная гиперссылка на подраздел, посвященный вопросам противодействия коррупции (далее - раздел «Противодействие коррупции»), размещается на главной странице сайта. Размещение указанной гиперссылки в выпадающих окнах не допускается (п. 4).Доступ в раздел «Противодействие коррупции» осуществляется с главной страницы сайта путем последовательного перехода по гиперссылке. Количество таких, переходов (по кратчайшей последовательности) должно быть не более одного, в том числе на мобильной версии сайта (п. 5). В разделе «Противодействие коррупции» сайтов содержатся последовательные ссылки на следующие подразделы: «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции»; «Антикоррупционная экспертиза»; «Методические материалы»; «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения»; «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)» (п. 6). При этом п.п. 8-14 определены требования к наполнению вышеуказанных подразделов.

Согласно п. 7 Требований раздел «Противодействие коррупции» может содержать иные подразделы, в которых размещаются доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация по вопросам противодействия коррупции, часто задаваемые вопросы, размещение которых будет признано целесообразным руководителем государственного органа, председателем Банка России, фонда, руководителем корпорации, организации.

Из материалов дела следует, что в нарушение положений части 1 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на официальном сайте администрации сельского поселения Тульский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области информация в сфере противодействия коррупции размещена не в полном объеме.

Так, в ходе мониторинга официального сайта администрации сельского поселения Тульский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области https://r245-tulskoe.omsu48.ru/ проведенного 24.05.2021 в 16 часов 30 минут, установлено, что администрацией данного сельского поселения для размещения информации используется вышеуказанный официальный сайт муниципального образования.

Вместе с тем, на указанном сайте муниципального образования создан раздел «Противодействие коррупции», но на момент проверки ряд подразделов данного раздела не содержат необходимую для размещения информацию, в частности в подразделе: «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции» отсутствуют правовые акты, регламентирующие порядок применения к муниципальным служащим взысканий, предусмотренных ст.ст. 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ, а также порядок, применения к лицам, замещающим муниципальные должности, мер ответственности за коррупционные правонарушения, кодекс этики и служебного поведения служащих (работников); в подразделе «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения» отсутствует информация, предусмотренная пунктом 12 Требований, за исключением указания на гиперсссылку, перекрестную с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к специальному программному обеспечению "Справки БК", размещенному на официальном сайте Президента Российской Федерации или на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно­-телекоммуникационной сети "Интернет"; в подразделе «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)» отсутствует информация о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии), а именно: сведения о составе комиссии, положение о комиссии, сведения о состоявшихся заседаниях комиссии, принятых решениях.

Таким образом, невыполнение указанных требований действующего законодательства является нарушением положений ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В данном случае невозможно индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, так как он является неопределенным.

Поскольку представитель ответчика администрация сельского поселения Тульский сельсовет Тербунского муниципального района Липецкой области исковые требования признала, признание иска принято судом, добровольно после предъявления иска в суд исполнила требования прокурора о размещении информации на сайте, о чем свидетельствуют скриншоты сайта, то суд принимает решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Решение следует не приводить к исполнению, как исполненное.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию сельского поселения Тульский сельсовет Тербунского района Липецкая область разместить на официальном сайте https://r245-tulskoe.omsu48.ru/ следующую информацию: в подразделе: «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции» правовые акты, регламентирующие порядок применения к муниципальным служащим взысканий, предусмотренных ст.ст. 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ, а также порядок, применения к лицам, замещающим муниципальные должности, мер ответственности за коррупционные правонарушения, кодекс этики и служебного поведения служащих (работников); в подразделе «Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения» информацию, предусмотренную пунктом 12 Требований, за исключением указания на гиперсссылку, перекрестную с гиперссылкой, при переходе по которой осуществляется доступ к специальному программному обеспечению "Справки БК", размещенному на официальном сайте Президента Российской Федерации или на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; в подразделе «Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)» информацию о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии), а именно: сведения о составе комиссии, положение о комиссии, сведения о состоявшихся заседаниях комиссии, принятых решениях.

Решение суда не исполнять, как исполненное.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Тербунский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня его вынесения.

Судья (подпись)

«КОПИЯ ВЕРНА»

судья_________________________/М. В. Богомаз/

секретарь с/з __________________/ П. Ф. Федоров /

«29»____06_____2021 г.

решение не вступило в законную силу

«29»______06________2021 г.

судья______________________/М. В. Богомаз/

секретарь с/з _______________/П. Ф. Федоров/

подлинник подшит в деле № 2-219/2021 и находится в Тербунском районном суде Липецкой области