Дело №2-2280/2023
УИД 86RS0007-01-2023-002456-22
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2023 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ефремовой И.Б.
при секретаре Матовой Е.Н.
с участием истца ФИО1
представителя администрации
Нефтеюганского района ФИО2
представителя департамента имущественных
отношений Нефтеюганского района ФИО3
представитель МПНРМУ «ТТП» ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению председателя первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» ФИО5 к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие», администрации Нефтеюганского района, департаменту имущественных отношений Нефтеюганского района о признании незаконными действия в отношении ликвидации предприятия, обязании отменить распоряжение и издать новое распоряжение с включением в состав ликвидационной комиссии председателей первичных профсоюзных организаций, обязании соблюсти процедуру проведения коллективных переговоров в соответствии с нормами законодательства о профсоюзах, Трудового кодекса Российской Федерации и коллективным договором
У С Т А Н О В И Л:
Председатель первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» ФИО5 обратился с исковыми требованиями к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» о признании незаконными действия в отношении ликвидации предприятия, обязании отменить распоряжение и издать новое распоряжение с включением в состав ликвидационной комиссии председателей первичных профсоюзных организаций, обязании соблюсти процедуру проведения коллективных переговоров в соответствии с нормами законодательства о профсоюзах, Трудового кодекса Российской Федерации и коллективным договором.
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением администрации Нефтеюганского района № от 24 апреля 2023 года «О ликвидации муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» утвержден состав ликвидационной комиссии. При утверждении состава ликвидационной комиссии допущено нарушение, в ее состав не вошли председатели двух первичных профсоюзных организаций, действующих в предприятии. В соответствии с п. 8.2 коллективного договора МПНРМУ «ТТП» все вопросы, связанные с изменением структуры предприятия, его реорганизации, а также сокращением численности и штата, рассматриваются предварительно с участием профсоюзного комитета. Поскольку в состав ликвидационной комиссии не вошли председатели первичных профсоюзных организаций, что ставит под сомнение юридический статус ликвидационной комиссии. В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 года N 10-ФЗ ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза. Кроме того, переговоры не проводились. Протокол №1 от 25 апреля 2023 года о переговорах между работодателем и первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства является недействительным. О.И.В. не уполномочен вести переговоры от профсоюзного комитета, а ответчик не убедился о наличии у О.И.В. полномочий вести такие переговоры.
Определением Нефтеюганского районного суда от 30 июня 2023 года из состава участников судебного заседания в качестве третьих лиц выведены администрация Нефтеюганского района и департамент имущественных отношений Нефтеюганского района и привлечены к участию в деле в качестве соответчиков (л.д. 2).
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что не включив председателя профсоюзного организации в состав ликвидационной комиссии, ответчиками нарушены п. 1.28 Трехстороннего соглашения между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», ст.4,8, 371 Трудового кодекса РФ. Действительно МПНРМУ «ТТП» направило ему на сотовый телефон распоряжение № от 24 апреля 2023 года о ликвидации предприятия, о чем он направил подтверждение.
Представитель администрации Нефтеюганского района ФИО2, действующий на основании доверенности № от (дата) (л.д.115), исковые требования не признал и пояснил, что нормативный акт о включении в состав ликвидационной комиссии предприятия председателей первичных профсоюзных организаций отсутствует. Уведомление профсоюзной организации об увольнении члена профсоюзной организации должно быть осуществлено не менее чем за три месяца до ликвидации предприятия. Согласно дорожной карты, предприятие будет ликвидировано 10 июля 2024 года, то есть сроки не нарушены. Истец, являясь председателем первичной профсоюзной организации, с инициативой о проведении переговоров не выступал. В ходе ликвидации предприятия, проведены переговоры 25 апреля 2023 года с участием представителя профсоюзной организации. В дальнейшем проведение переговоров также не исключено, так как ликвидация предприятия продолжается.
Представитель департамента имущественных отношений Нефтеюганского района ФИО3, действующая на основании доверенности № от (дата) (л.д.103), в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила. что нормативный акт о включении в состав ликвидационной комиссии предприятия председателей первичных профсоюзных организаций отсутствует. В настоящее время в МПНРМУ «ТТП» проходит процедура ликвидации. 25 апреля 2023 года проходили переговоры с участием представителя профсоюзной организации. Участвующий от профсоюзной организации О.И.В. не указывал, что он не является членом профкома. Также им предоставлены возражения (л.д.122).
Представитель МП НРМУ «ТТП» ФИО4, действующая на основании доверенности от (дата) (л.д.116), в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с п. 8.2 коллективного договора все вопросы, связанные с изменением структуры предприятия, его реорганизацией, а также сокращением численности и штата, рассматриваются предварительно с участием профсоюзного комитета. В настоящее время в предприятии проходит процедура ликвидация, которая не относится к изменениям, указанным в п. 8.2 коллективного договора, соответственно, отсутствует обязанность при проведении ликвидации, данный вопрос рассматривать с участием профсоюзного комитета. Кроме того, в МП НРМУ «ТТП» имелось решение профсоюзного комитета о том, что О.И.В. являлся членом профкома, на основании чего, в период отсутствия председателя профкома ФИО5, он был приглашен, как член профкома, для участия в переговорах. Сведений о том, что О.И.В. вышел из состава членом профкома у МП НРМУ «ТТП» не имелось и О.И.В., при проведении переговоров, не указывал, что он на тот момент не являлся членом профкома. Также им предоставлены возражения (л.д.30).
Выслушав участников судебного заседания, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО5 является председателем первичной профсоюзной организации муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (л.д.13-14).
Распоряжением № от 24 апреля 2023 года администрацией Нефтеюганского района принято решение о ликвидации муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие»; утвержден состав ликвидационной комиссии, в котором отсутствует председатель первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие». Также утвержден план мероприятий («Дорожная карта») по ликвидации предприятия, согласно которого в регистрирующий орган заявление о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица должно быть подано не позднее 10 июля 2024 года (л.д.19-23).
Согласно Положению, департамент имущественных отношений Нефтеюганского района является уполномоченным органом администрации Нефтеюганского района, осуществляющим права учредителя в отношении муниципальных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, в остановом капитале которых доля муниципального образования Нефтеюганский район составляет 100% (п.1.3) (л.д.24).
В качестве оснований заявленных исковых требований истцом указано на нарушение ответчиками п. 2 ст. 12 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 года N 10-ФЗ, п. 8.2 коллективного договора МПНРМУ «ТТП», п. 1.28 Трехстороннего соглашения между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», ст.4,8, 371 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 года N 10-ФЗ ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.
Согласно п.8.2 коллективного договора муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» все вопросы, связанные с изменением структуры предприятия, его реорганизацией, а также сокращением численности и штата, рассматриваются предварительно с участием профсоюзного комитета (л.д. 45).
Согласно п. 1.28 Трехстороннего соглашения между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», при изменении форм собственности, банкротстве, реструктуризации организаций учитывают их социальные последствия, проводят соответствующие мероприятия с участием профсоюзных организаций (при их наличии) и с учетом интересов работников.
В соответствии со ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В соответствии с ч.1 ст. 372 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Таким образом, исследовав положения нормативных актов, п.8.2 коллективного договора муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие», п. 1.28 Трехстороннего соглашения между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», суд приходит к выводу, что в них отсутствует указание на необходимость включения в состав ликвидационной комиссии председателя первичной профсоюзной организации предприятия.
Кроме того, истцом заявлены исковые требования об обязании ответчиков соблюсти процедуру проведения коллективных переговоров в соответствии с нормами законодательства о профсоюзах, Трудового кодекса Российской Федерации и коллективным договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Трудового кодекса Российской Федерации социальное партнерство осуществляется в форме коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений.
Из п. 10.2 коллективного договора муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» по инициативе любой из сторон настоящего коллективного договора, в него могут вноситься изменения и дополнения, для чего проводятся коллективные переговоры (л.д.46).
Таким образом, в судебном заседании не установлено доказательств о необходимости проведения коллективных переговоров при ликвидации организации.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования истца о признании незаконными действия в отношении ликвидации предприятия, обязании отменить распоряжение и издать новое распоряжение с включением в состав ликвидационной комиссии председателей первичных профсоюзных организаций, обязании соблюсти процедуру проведения коллективных переговоров в соответствии с нормами законодательства о профсоюзах, Трудового кодекса Российской Федерации и коллективным договором, удовлетворению не подлежат.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что положения ч.2 ст. 12 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 года N 10-ФЗ МПНРМУ «ТТП» в части предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов при ликвидации предприятия соблюдены, поскольку 25 апреля 2023 года МП НРМУ «ТТП» направило истцу распоряжение № от 24 апреля 2023 года о ликвидации муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие», что им не оспаривалось и подтверждается предоставленным им сообщением с сотового телефона (л.д.93).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований председателю первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства муниципального предприятия Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» ФИО5 к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие», администрации Нефтеюганского района, департаменту имущественных отношений Нефтеюганского района о признании незаконными действия в отношении ликвидации предприятия, обязании отменить распоряжение и издать новое распоряжение с включением в состав ликвидационной комиссии председателей первичных профсоюзных организаций, обязании соблюсти процедуру проведения коллективных переговоров в соответствии с нормами законодательства о профсоюзах, Трудового кодекса Российской Федерации и коллективным договором отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Нефтеюганского
районного суда