ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2281/20 от 03.12.2020 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

№ 2-2281/2020 <данные изъяты> РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 декабря 2020 года Центрального районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Панина С.А.,

при секретаре Илющенко О.С.,

с участием:

представителя истца Черкасова С.И. на основании ордера адвоката Пешковой А.Ю.,

представителя ответчика УПФР в г. Воронеже по доверенности Соколовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черкасова Сергея Ивановича к УПФР в г. Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 26 ноября 2019 года, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 26 ноября 2019 года.

установил:

25 ноября 2019 года Черкасов С.И. обратился в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 15 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 172 – 175).

Решением УПФР в г. Воронеже № 200000019712/841647/19 от 15 февраля 2020 года в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Черкасову С.И, было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа – 20 лет (л.д. 12 – 17).

Полагая решение ответчика неправомерным, Черкасов С.И. обратился в суд с требованиями об обязании УПФР в г. Воронеже включить в страховой стаж периоды работы:

- с 19.05.1986 по 19.12.1998 (12 лет 07 мес. 1 день),

- с 31.12.1998 по 26.06.1999 (05 месяцев 26 дней),

- с 01.07.1999 по 28.11.2002 (3 года 04 месяца 28 дней),

- с 02.12.2002 по 31.12.2004 (2 года 01 месяц) в качестве слесаря-сборщика летательных аппаратов в цехе в ОАО «ВАСО» (в настоящее время ПАО «ВАСО»);

- признать за ним права на досрочную страховую пенсию с 26.11.2019 в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

- обязать УПФР в г. Воронеже назначить и выплачивать ему досрочную страховую пенсию с 26.11.2019 (л.д. 6 – 8).

Определением, занесенным в протокол судебного заседания 15 сентября 2020 года, к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором истец просит обязать УПФР в г. Воронеже выплачивать ему досрочную страховую пенсию с 26.11.2019 (л.д. 177).

В судебном заседании представитель истца Черкасова С.И. на основании ордера адвокат Пешкова А.Ю. исковое заявление поддержала по основаниям, изложенным в нем, дополнительно суду пояснив, что до 01.01.2005 на ПАО «ВАСО», где работает истец, не сохранилось командировочных направлений, но в уточняющей справке и лицевом счете истца имеется подтверждение данных фактов работы по ремонту летательных аппаратов.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности Соколова М.В. исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 149 - 150).

Истец Черкасов С.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, заявлением в суд просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д. 205).

Третьи лица ПАО «ВАСО», департамент труда и занятости населения Воронежской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещались в установленном законом порядке, о причине их неявки суду неизвестно. Ранее в предварительном судебном заседании 15.09.2020 представитель департамента полагал иск подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы отказного пенсионного дела истца, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный Закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

На основании ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости в соответствии с п. 15 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно – техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в 2015 году при наличии величины ИПК не менее 6,6, с последующим увеличением на 2,4 (ч.3 ст. 35 ФЗ от 29.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии со статьей 21 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ гражданская авиация - это авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики. Гражданская авиация, используемая для доставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

Статьей 8 ВК РФ предусмотрено, что авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники подлежат обязательной сертификации.

При наличии сертификата выдается лицензия на определенную деятельность, в том числе на авиационные работы по обеспечению потребностей граждан и юридических лиц (статья 9 ВК РФ).

Таким образом, работа в системе гражданской авиации может быть подтверждена сертификатом и лицензией в области гражданской авиации.

Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Так, постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 установлено, что, при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459, согласно которому, к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии но старости лицам, работавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года № 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".

В силу пункта 3 указанного Постановления Правительства от 16 июля 2014 года N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а периодов работы, указанных в пунктах 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", применяются соответствующие положения пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 года N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации" - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 1 января 1992 года и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением" - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 1 января 2002 года.

Аналогичные Положения содержатся в пункте 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11 декабря 1987 года N 1412.

Как установлено судом из объяснений лиц, участвующих в деле, решения ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже № 200000019712/841647/19 от 15.02.2020 (л.д. 12 – 17), истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не были включены периоды работы: с 19.05.1986 по 19.12.1998 (12 лет 07 мес. 1 день), с 31.12.1998 по 26.06.1999 (05 месяцев 26 дней), с 01.07.1999 по 28.11.2002 (3 года 04 месяца 28 дней), с 02.12.2002 по 31.12.2004 (2 года 01 месяц) в качестве слесаря-сборщика летательных аппаратов в эксплуатационно-ремонтном цехе на Воронежском авиационном производственном объединении (в настоящее время в ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество»), т.к. правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком должностей инженерно-технического состава авиации, пользуются слесари-сборщики летательных аппаратов, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Документально не подтверждена постоянная занятость на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (Акт документальной проверки факта льготной работы УПФ (ГУ) в г. Воронеже от 24.12.2019г. № 33-138).

Вместе с тем, с учетом представленных в материалы дела доказательств, спорные периоды работы, по мнению суда, подлежат включению в специальный стаж истца в виду следующего.

На основании объяснений истца, копии его трудовой книжки (л.д. 9 - 11), справки, уточняющей особый характер работы от 09.09.2019 (л.д. 18), выписки из приказа /ок по ВАПО от 19.05.1986 (л.д. 19 – 20), выписок из протоколов (л.д. 21 – 24), личной карточки формы Т-2 (л.д. 25 – 26), штатного расписания (л.д. 41 – 44), карты аттестации рабочего места от 07.02.2006 (л.д. 47), судом установлено, что Черкасов С.И. приказом /ок по ВАПО от 06.02.1986 был принят в цех уч. слесаря-сборщика летательных аппаратов на Воронежском авиационном производственном объединении; в соответствии с приказом /ок по ВАПО от 19.05.1986 г. Черкасов С.И. переведен в цех слесарем-сборщиком летательных аппаратов.

Согласно справке ПАО «ВАСО», уточняющей особый характер работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и подтверждающая постоянную занятость в особых условиях труда в соответствии с п. 15 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ от 09.09.2019 Черкасов С.И. полный рабочий день работал с 19.05.1986 по настоящее время в качестве слесаря-сборщика летательных аппаратов в эксплуатационно-ремонтном цехе № и был непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации при 5-ти дневной рабочей неделе. Данный стаж работы дает право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотрен п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. В период с 01.01.2013 по 01.09.2018 ПАО «ВАСО» выплачивался повышенный дополнительный тариф в связи с отсутствием СОУТ, с 01.09.2018 по настоящее время предприятием ПАО «ВАСО» начислялся и уплачивался дополнительный тариф страховых взносов в соответствии с отчетом СОУТ от 01.09.2018, а также картой специальной оценки условий труда № 017052А, утвержденной 01.09.2018, согласно которой установлен класс условий труда 3.2 (л.д. 18).

В соответствии с Уставом ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», утвержденным общим Собранием акционеров 30 мая 2002 года, протокол № 9, основными видами деятельности Общества являются: производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов; производство вооружений и военной техники; перевозки воздушным транспортом пассажиров и грузов; производство и продажа товаров народного потребления; промышленное и гражданское строительство; изготовление и продажа продукции производственно-технического назначения.

Согласно кодам Государственной статистической отчетности ПАО «ВАСО» относится к разделу В "Обрабатывающие производства", подразделу ЭМ "Производство транспортных средств и оборудования" 35 "Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств", 35.30.3 "Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). При этом в цехе N 17 (эксплуатационно-ремонтном) на линейной станции технического обслуживания слесарем - сборщиком летательных аппаратов выполняются работы по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, что включает в себя работы, перечисленные в ЕТКС.

В соответствии с приказом от 10.06.2015 в связи с внесением изменений в действующее законодательство произошло переименование ОАО «ВАСО» на ПАО «ВАСО».

Из личной карточки формы Т-2 Черкасова С.И. следует, что ему, слесарю-сборщику летательных аппаратов 4 разряда, присвоен 5 разряд (л.д. 198).

Из положения № 781-24/17 об эксплуатационно-ремонтном цехе , утвержденном генеральным директором ОАО «ВАСО» 12.10.2006 следует, что цех является самостоятельным структурным подразделением ОАО «ВАСО», основными задачами которого являются: осуществление в эксплуатирующих организациях гражданской авиации, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны РФ работ по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию авиационной техники и воздушных судов производства ВАСО, а также на воздушных судах парка АК «ВАСО» на ЛС технического обслуживания и ремонта ВАСО; доработка (доводка) по сервисным бюллетеням и ремонтно-восстановительные работы на воздушных судах, выпущенных ВАСО; выполнение оперативных и периодических форм технического обслуживания (л.д. 187 – 196).

Согласно представленной организационной структуре цеха , утвержденной генеральным директором ОАО «ВАСО», обслуживающий самолеты персонал работает по вызову организации, эксплуатирующей самолеты ИЛ-86, ИЛ-96 и др., в следующих аэропортах: г. Екатеринбург а/п Кольцово, г. Москва а/п Шереметьево, а/д Чкаловский, г. Санкт-Петербург а/п Левашово, г. Иркутск АК. Ангара, г. Комсомольск-на-Амуре КнАФ АО «ГСС, г. Казань КПО «Авиа», г. Ростов-на-Дону а/д Центральный и др. в аэродромных внеангарных условиях (л.д. 197).

Как следует из рабочей инструкции 017030/1/142 «слесаря сборщика летательных аппаратов», утвержденной первым зам. генерального директора ВАСО 08.10.2007 в обязанности слесаря-сборщика летательных аппаратов входит доработка и модернизация по бюллетеням промышленности, ремонтно-восстановительные работы в период гарантийного срока, а также после его истечения. Расположение рабочего места: открытые участки аэродромов (вне ангаров и других специально оборудованных помещений) как в базовом, так и в промежуточных аэродромах. Данная инструкция распространяется и на слесаря-сборщика летательных аппаратов, непосредственно занятого техническим обслуживаниям планера самолетов (л.д. 27 – 28).

Из представленных в материалы дела документов, следует, что персонал цеха работает в аэропортах разных авиакомпаний согласно заключенным договорам.

Из справки АО «Авиакомпания «Ангара» от 22.09.2017 следует, что работы по гарантийному обслуживанию и доработкам по бюллетеням самолета АН-148-100Е выполнялись бригадой ПАО «ВАСО» в аэродромных условиях вне ангара, на открытых стоянках с использованием наземных источников электроэнергии и автономных установок по кондиционированию салона ВС. Ангар АО «Авиакомпания «Ангара» не оснащен необходимым оборудованием для выполнения работ по техническому обслуживанию и выполнению доработок по бюллетеням (л.д. 176).

В карте аттестации от 07.12.2006 № 017030 рабочего места по условиям труда «слесарь-сборщик летательных аппаратов», цех производства летательных аппаратов, указана операция – работы по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, используемые материалы в сырье – металлические листы и профили, пластики, резины, клеи герметики, подслои, смазки, растворители, лаки, эмали, топливо (керосин), гидравлические жидкости, масла, химические оксидирующие составы, защитные составы; предусмотрен дополнительный отпуск 12 дней, общая оценка условий труда 3.2, основание на трудовую пенсию по старости – ст. 27 п. 15 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001, право на досрочное назначение страховой пенсии - Совет министров РСФСР, постановление от 04.09.1991 № 459 Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (л.д. 47).

Из акта по результатам документальной проверки стажа работы и достоверности представленных страхователями в Пенсионный фонд РФ индивидуальных сведений застрахованного лица в части специального стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости от 24.12.2019 следует, что согласно пояснениям страхователя от 28.11.2019 № 1157 командировочные удостоверения Черкасова С.И. за период с 19.05.1986 по 31.12.2004 не представлены по причине истечения срока хранения. Из предоставленных командировочных удостоверений усматривается, что Черкасов С.И. находился в командировках в качестве слесаря-сборщика летательных аппаратов цеха № 17 с 01.01.2005 по 31.12.2018, работа проходила в аэродромных условиях вне ангара. С 01.01.2013 страхователем производилось начисление страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии со ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и ст. 428 НК с учетом класса условий труда, определенных картой аттестации и картой специальной оценки, что подтверждено карточками индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов (л.д. 154 – 165).

Вместе с тем, ответчик в рамках проверки был проанализированы лицевые счета с 1986г. (выборочно) по настоящее время по начислению заработной платы истцу, согласно которым заработная плата начислялась за полные рабочие дни, за исключением: 1998г. - 11дн., 1999г. – 4 дн., 2002г. – 2 дн.

В соответствии с положением №781-24/17 об эксплуатационно-ремонтном цехе (ЭРЦ), утвержденным генеральным директором ОАО «ВАСО» 12.10.2006г. (взамен положения №339-01/17), цех является самостоятельным структурным подразделением ОАО «ВАСО», основными задачами которого являются:

- осуществление в эксплуатирующих организациях гражданской авиации, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны РФ работ по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию авиационной техники и воздушных судов производства ВАСО, а также на воздушных судах парка АК «ВАСО» на ЛС технического обслуживания и ремонта ВАСО;

- доработка (доводка) по сервисным бюллетеням и ремонтно-восстановительные работы на воздушных судах, выпущенных ВАСО;

- выполнение оперативных и периодических форм технического обслуживания.

Согласно регламенту технического обслуживания самолета ИЛ-86 от 1980 г. и регламента технического обслуживания самолета ИЛ-90-300 от 16.02.1973 с изменениями и дополнениями, работы по осмотру и обслуживанию выполняются после каждой посадки самолета; при очередной заправке; перед полетом не реже одного раза в 20 суток (условия в которых проводятся вышеуказанные работы регламентом не оговорены).

В представленном руководстве по технической эксплуатации ИЛ-86 от 1981г. и руководстве по технической эксплуатации ИЛ-96-300 от 1988 г. указано, что полное техническое обслуживание самолета в эксплуатирующих организациях обеспечивается при выполнении указаний, изложенных в Руководстве по технической эксплуатации (РЭ) самолета и РЭ комплектующих изделий (РЭ комплектующих изделий разрабатываются и издаются изготовителями этих изделий). Условия, в которых выполняется полное техническое обслуживание самолета, в документе не отражены.

Предъявленных (выборочно) технологических картах контроля на исполнение, сдачу и приемку работ в объеме бюллетеня на изделие «86» за период с 1986г. по 91г., указаны контролируемые операции и наименование изделия «86». В вышеуказанных технологических картах контроля не содержится информация об аэропортах базирования, а также отсутствуют сведения, в каких условиях осуществлялось обслуживание воздушных судов.

Согласно объяснениям истца в предварительном судебном заседании весь спорный период он работал во внеангарных условиях независимо от погодных условий, в его обязанности входит обслуживание самолетов, в том числе замену блоков, агрегатов; работа осуществляется в командировках, которые в основном выписывались на 1 месяц, а потом продлевались. Периоды между командировками работодатель не засчитывал в спецстаж, что отражено в уточненной справке об особых условиях труда.

С 01.01.2005 ответчиком засчитана работа истца в специальный стаж в названной выше должности, сведений о том, что характер его работы до 01.01.2005 поменялся, в материалах дела не имеется.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что факт работы истца в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, работодатель ПАО «ВАСО» производил пенсионные отчисления как за работника, осуществляющего работу в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, в связи с чем, спорные периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ.

При таких данных доводы ответчика указанные в возражениях и акте документальной проверки пенсионного органа от 24.12.2019 года № 33-138 опровергаются совокупностью вышеуказанных обстоятельств. Кроме того, именно работодатель определяет право на досрочное назначение пенсии исходя из имеющихся условий и несет ответственность за принятое решение. В данном случае ПАО «ВАСО» выдана справка уточняющая характер работы истца, которая подтверждает работу в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2 указанной статьи).

С учетом включения в специальный стаж истца спорных периодов работы, учитывая, что право на досрочное назначение пенсии у Черкасова С.И. возникло по состоянию на 26 ноября 2019 года.

Из объяснений лиц, участвующих в деле, материалов отказного пенсионного дела, решения об отказе в назначении пенсии № 200000019712/841647/19 от 15.02.2020 заявления о назначении пенсии, судом установлено, что истец обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже с заявлением о назначении пенсии досрочно 25.11.2019. Учитывая достижение 55-летнего возраста истца ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что суд пришёл к заключению о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, истец обратился в установленном законом порядке в ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже и представил все необходимые для назначения пенсии документы, право на назначение пенсии у истца возникло 26.11.2019 (спецстаж истца с учетом спорных периодов работы включенных судом составляет более 20 лет), суд считает возможным удовлетворить требование Черкасова С.И. о назначении пенсии с 26.11.2019.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать УПФР в г. Воронеже включить в стаж Черкасова Сергея Ивановича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы:

с 19.05.1986 по 19.12.1998 (12 лет 7 месяцев 1 день),

с 31.12.1998 по 26.06.1999 (5 месяцев 26 дней),

с 01.07.1999 по 28.11.2002 (3 года 4 месяца 28 дней),

с 02.12.2002 по 31.12.2004 (2 года 1 месяц) в качестве слесаря-сборщика летательных аппаратов в эксплуатационно-ремонтном цехе на Воронежском авиационном производственном объединении (в настоящее время в ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество»).

Признать за Черкасовым Сергеем Ивановичем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как работнику, занятому на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 26 ноября 2019 года.

Обязать УПФР в г. Воронеже назначить Черкасову Сергею Ивановичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 26 ноября 2019 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья С.А. Панин

Решение суда изготовлено в окончательной форме 10 декабря 2020 года.

№ 2-2281/2020 <данные изъяты> РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 декабря 2020 года Центрального районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Панина С.А.,

при секретаре Илющенко О.С.,

с участием:

представителя истца Черкасова С.И. на основании ордера адвоката Пешковой А.Ю.,

представителя ответчика УПФР в г. Воронеже по доверенности Соколовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черкасова Сергея Ивановича к УПФР в г. Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 26 ноября 2019 года, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 26 ноября 2019 года.

установил:

25 ноября 2019 года Черкасов С.И. обратился в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 15 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 172 – 175).

Решением УПФР в г. Воронеже № 200000019712/841647/19 от 15 февраля 2020 года в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Черкасову С.И, было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа – 20 лет (л.д. 12 – 17).

Полагая решение ответчика неправомерным, Черкасов С.И. обратился в суд с требованиями об обязании УПФР в г. Воронеже включить в страховой стаж периоды работы:

- с 19.05.1986 по 19.12.1998 (12 лет 07 мес. 1 день),

- с 31.12.1998 по 26.06.1999 (05 месяцев 26 дней),

- с 01.07.1999 по 28.11.2002 (3 года 04 месяца 28 дней),

- с 02.12.2002 по 31.12.2004 (2 года 01 месяц) в качестве слесаря-сборщика летательных аппаратов в цехе в ОАО «ВАСО» (в настоящее время ПАО «ВАСО»);

- признать за ним права на досрочную страховую пенсию с 26.11.2019 в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

- обязать УПФР в г. Воронеже назначить и выплачивать ему досрочную страховую пенсию с 26.11.2019 (л.д. 6 – 8).

Определением, занесенным в протокол судебного заседания 15 сентября 2020 года, к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором истец просит обязать УПФР в г. Воронеже выплачивать ему досрочную страховую пенсию с 26.11.2019 (л.д. 177).

В судебном заседании представитель истца Черкасова С.И. на основании ордера адвокат Пешкова А.Ю. исковое заявление поддержала по основаниям, изложенным в нем, дополнительно суду пояснив, что до 01.01.2005 на ПАО «ВАСО», где работает истец, не сохранилось командировочных направлений, но в уточняющей справке и лицевом счете истца имеется подтверждение данных фактов работы по ремонту летательных аппаратов.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже по доверенности Соколова М.В. исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 149 - 150).

Истец Черкасов С.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, заявлением в суд просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д. 205).

Третьи лица ПАО «ВАСО», департамент труда и занятости населения Воронежской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещались в установленном законом порядке, о причине их неявки суду неизвестно. Ранее в предварительном судебном заседании 15.09.2020 представитель департамента полагал иск подлежащим удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обозрев материалы отказного пенсионного дела истца, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный Закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

На основании ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости в соответствии с п. 15 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно – техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в 2015 году при наличии величины ИПК не менее 6,6, с последующим увеличением на 2,4 (ч.3 ст. 35 ФЗ от 29.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии со статьей 21 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ гражданская авиация - это авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики. Гражданская авиация, используемая для доставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, и (или) выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения.

Статьей 8 ВК РФ предусмотрено, что авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники подлежат обязательной сертификации.

При наличии сертификата выдается лицензия на определенную деятельность, в том числе на авиационные работы по обеспечению потребностей граждан и юридических лиц (статья 9 ВК РФ).

Таким образом, работа в системе гражданской авиации может быть подтверждена сертификатом и лицензией в области гражданской авиации.

Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Так, постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 установлено, что, при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459, согласно которому, к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии но старости лицам, работавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года № 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".

В силу пункта 3 указанного Постановления Правительства от 16 июля 2014 года N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а периодов работы, указанных в пунктах 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", применяются соответствующие положения пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1987 года N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации" - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 1 января 1992 года и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением" - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 1 января 2002 года.

Аналогичные Положения содержатся в пункте 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11 декабря 1987 года N 1412.

Как установлено судом из объяснений лиц, участвующих в деле, решения ГУ – УПФ РФ в г. Воронеже № 200000019712/841647/19 от 15.02.2020 (л.д. 12 – 17), истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не были включены периоды работы: с 19.05.1986 по 19.12.1998 (12 лет 07 мес. 1 день), с 31.12.1998 по 26.06.1999 (05 месяцев 26 дней), с 01.07.1999 по 28.11.2002 (3 года 04 месяца 28 дней), с 02.12.2002 по 31.12.2004 (2 года 01 месяц) в качестве слесаря-сборщика летательных аппаратов в эксплуатационно-ремонтном цехе на Воронежском авиационном производственном объединении (в настоящее время в ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество»), т.к. правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком должностей инженерно-технического состава авиации, пользуются слесари-сборщики летательных аппаратов, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Документально не подтверждена постоянная занятость на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (Акт документальной проверки факта льготной работы УПФ (ГУ) в г. Воронеже от 24.12.2019г. № 33-138).

Вместе с тем, с учетом представленных в материалы дела доказательств, спорные периоды работы, по мнению суда, подлежат включению в специальный стаж истца в виду следующего.

На основании объяснений истца, копии его трудовой книжки (л.д. 9 - 11), справки, уточняющей особый характер работы от 09.09.2019 (л.д. 18), выписки из приказа /ок по ВАПО от 19.05.1986 (л.д. 19 – 20), выписок из протоколов (л.д. 21 – 24), личной карточки формы Т-2 (л.д. 25 – 26), штатного расписания (л.д. 41 – 44), карты аттестации рабочего места от 07.02.2006 (л.д. 47), судом установлено, что Черкасов С.И. приказом /ок по ВАПО от 06.02.1986 был принят в цех уч. слесаря-сборщика летательных аппаратов на Воронежском авиационном производственном объединении; в соответствии с приказом /ок по ВАПО от 19.05.1986 г. Черкасов С.И. переведен в цех слесарем-сборщиком летательных аппаратов.

Согласно справке ПАО «ВАСО», уточняющей особый характер работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и подтверждающая постоянную занятость в особых условиях труда в соответствии с п. 15 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ от 09.09.2019 Черкасов С.И. полный рабочий день работал с 19.05.1986 по настоящее время в качестве слесаря-сборщика летательных аппаратов в эксплуатационно-ремонтном цехе № и был непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации при 5-ти дневной рабочей неделе. Данный стаж работы дает право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотрен п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. В период с 01.01.2013 по 01.09.2018 ПАО «ВАСО» выплачивался повышенный дополнительный тариф в связи с отсутствием СОУТ, с 01.09.2018 по настоящее время предприятием ПАО «ВАСО» начислялся и уплачивался дополнительный тариф страховых взносов в соответствии с отчетом СОУТ от 01.09.2018, а также картой специальной оценки условий труда № 017052А, утвержденной 01.09.2018, согласно которой установлен класс условий труда 3.2 (л.д. 18).

В соответствии с Уставом ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», утвержденным общим Собранием акционеров 30 мая 2002 года, протокол № 9, основными видами деятельности Общества являются: производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения; деятельность по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов; производство вооружений и военной техники; перевозки воздушным транспортом пассажиров и грузов; производство и продажа товаров народного потребления; промышленное и гражданское строительство; изготовление и продажа продукции производственно-технического назначения.

Согласно кодам Государственной статистической отчетности ПАО «ВАСО» относится к разделу В "Обрабатывающие производства", подразделу ЭМ "Производство транспортных средств и оборудования" 35 "Производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств", 35.30.3 "Производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). При этом в цехе N 17 (эксплуатационно-ремонтном) на линейной станции технического обслуживания слесарем - сборщиком летательных аппаратов выполняются работы по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, что включает в себя работы, перечисленные в ЕТКС.

В соответствии с приказом от 10.06.2015 в связи с внесением изменений в действующее законодательство произошло переименование ОАО «ВАСО» на ПАО «ВАСО».

Из личной карточки формы Т-2 Черкасова С.И. следует, что ему, слесарю-сборщику летательных аппаратов 4 разряда, присвоен 5 разряд (л.д. 198).

Из положения № 781-24/17 об эксплуатационно-ремонтном цехе , утвержденном генеральным директором ОАО «ВАСО» 12.10.2006 следует, что цех является самостоятельным структурным подразделением ОАО «ВАСО», основными задачами которого являются: осуществление в эксплуатирующих организациях гражданской авиации, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны РФ работ по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию авиационной техники и воздушных судов производства ВАСО, а также на воздушных судах парка АК «ВАСО» на ЛС технического обслуживания и ремонта ВАСО; доработка (доводка) по сервисным бюллетеням и ремонтно-восстановительные работы на воздушных судах, выпущенных ВАСО; выполнение оперативных и периодических форм технического обслуживания (л.д. 187 – 196).

Согласно представленной организационной структуре цеха , утвержденной генеральным директором ОАО «ВАСО», обслуживающий самолеты персонал работает по вызову организации, эксплуатирующей самолеты ИЛ-86, ИЛ-96 и др., в следующих аэропортах: г. Екатеринбург а/п Кольцово, г. Москва а/п Шереметьево, а/д Чкаловский, г. Санкт-Петербург а/п Левашово, г. Иркутск АК. Ангара, г. Комсомольск-на-Амуре КнАФ АО «ГСС, г. Казань КПО «Авиа», г. Ростов-на-Дону а/д Центральный и др. в аэродромных внеангарных условиях (л.д. 197).

Как следует из рабочей инструкции 017030/1/142 «слесаря сборщика летательных аппаратов», утвержденной первым зам. генерального директора ВАСО 08.10.2007 в обязанности слесаря-сборщика летательных аппаратов входит доработка и модернизация по бюллетеням промышленности, ремонтно-восстановительные работы в период гарантийного срока, а также после его истечения. Расположение рабочего места: открытые участки аэродромов (вне ангаров и других специально оборудованных помещений) как в базовом, так и в промежуточных аэродромах. Данная инструкция распространяется и на слесаря-сборщика летательных аппаратов, непосредственно занятого техническим обслуживаниям планера самолетов (л.д. 27 – 28).

Из представленных в материалы дела документов, следует, что персонал цеха работает в аэропортах разных авиакомпаний согласно заключенным договорам.

Из справки АО «Авиакомпания «Ангара» от 22.09.2017 следует, что работы по гарантийному обслуживанию и доработкам по бюллетеням самолета АН-148-100Е выполнялись бригадой ПАО «ВАСО» в аэродромных условиях вне ангара, на открытых стоянках с использованием наземных источников электроэнергии и автономных установок по кондиционированию салона ВС. Ангар АО «Авиакомпания «Ангара» не оснащен необходимым оборудованием для выполнения работ по техническому обслуживанию и выполнению доработок по бюллетеням (л.д. 176).

В карте аттестации от 07.12.2006 № 017030 рабочего места по условиям труда «слесарь-сборщик летательных аппаратов», цех производства летательных аппаратов, указана операция – работы по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, используемые материалы в сырье – металлические листы и профили, пластики, резины, клеи герметики, подслои, смазки, растворители, лаки, эмали, топливо (керосин), гидравлические жидкости, масла, химические оксидирующие составы, защитные составы; предусмотрен дополнительный отпуск 12 дней, общая оценка условий труда 3.2, основание на трудовую пенсию по старости – ст. 27 п. 15 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001, право на досрочное назначение страховой пенсии - Совет министров РСФСР, постановление от 04.09.1991 № 459 Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (л.д. 47).

Из акта по результатам документальной проверки стажа работы и достоверности представленных страхователями в Пенсионный фонд РФ индивидуальных сведений застрахованного лица в части специального стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости от 24.12.2019 следует, что согласно пояснениям страхователя от 28.11.2019 № 1157 командировочные удостоверения Черкасова С.И. за период с 19.05.1986 по 31.12.2004 не представлены по причине истечения срока хранения. Из предоставленных командировочных удостоверений усматривается, что Черкасов С.И. находился в командировках в качестве слесаря-сборщика летательных аппаратов цеха № 17 с 01.01.2005 по 31.12.2018, работа проходила в аэродромных условиях вне ангара. С 01.01.2013 страхователем производилось начисление страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии со ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и ст. 428 НК с учетом класса условий труда, определенных картой аттестации и картой специальной оценки, что подтверждено карточками индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов (л.д. 154 – 165).

Вместе с тем, ответчик в рамках проверки был проанализированы лицевые счета с 1986г. (выборочно) по настоящее время по начислению заработной платы истцу, согласно которым заработная плата начислялась за полные рабочие дни, за исключением: 1998г. - 11дн., 1999г. – 4 дн., 2002г. – 2 дн.

В соответствии с положением №781-24/17 об эксплуатационно-ремонтном цехе (ЭРЦ), утвержденным генеральным директором ОАО «ВАСО» 12.10.2006г. (взамен положения №339-01/17), цех является самостоятельным структурным подразделением ОАО «ВАСО», основными задачами которого являются:

- осуществление в эксплуатирующих организациях гражданской авиации, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны РФ работ по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию авиационной техники и воздушных судов производства ВАСО, а также на воздушных судах парка АК «ВАСО» на ЛС технического обслуживания и ремонта ВАСО;

- доработка (доводка) по сервисным бюллетеням и ремонтно-восстановительные работы на воздушных судах, выпущенных ВАСО;

- выполнение оперативных и периодических форм технического обслуживания.

Согласно регламенту технического обслуживания самолета ИЛ-86 от 1980 г. и регламента технического обслуживания самолета ИЛ-90-300 от 16.02.1973 с изменениями и дополнениями, работы по осмотру и обслуживанию выполняются после каждой посадки самолета; при очередной заправке; перед полетом не реже одного раза в 20 суток (условия в которых проводятся вышеуказанные работы регламентом не оговорены).

В представленном руководстве по технической эксплуатации ИЛ-86 от 1981г. и руководстве по технической эксплуатации ИЛ-96-300 от 1988 г. указано, что полное техническое обслуживание самолета в эксплуатирующих организациях обеспечивается при выполнении указаний, изложенных в Руководстве по технической эксплуатации (РЭ) самолета и РЭ комплектующих изделий (РЭ комплектующих изделий разрабатываются и издаются изготовителями этих изделий). Условия, в которых выполняется полное техническое обслуживание самолета, в документе не отражены.

Предъявленных (выборочно) технологических картах контроля на исполнение, сдачу и приемку работ в объеме бюллетеня на изделие «86» за период с 1986г. по 91г., указаны контролируемые операции и наименование изделия «86». В вышеуказанных технологических картах контроля не содержится информация об аэропортах базирования, а также отсутствуют сведения, в каких условиях осуществлялось обслуживание воздушных судов.

Согласно объяснениям истца в предварительном судебном заседании весь спорный период он работал во внеангарных условиях независимо от погодных условий, в его обязанности входит обслуживание самолетов, в том числе замену блоков, агрегатов; работа осуществляется в командировках, которые в основном выписывались на 1 месяц, а потом продлевались. Периоды между командировками работодатель не засчитывал в спецстаж, что отражено в уточненной справке об особых условиях труда.

С 01.01.2005 ответчиком засчитана работа истца в специальный стаж в названной выше должности, сведений о том, что характер его работы до 01.01.2005 поменялся, в материалах дела не имеется.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что факт работы истца в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, работодатель ПАО «ВАСО» производил пенсионные отчисления как за работника, осуществляющего работу в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, в связи с чем, спорные периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ.

При таких данных доводы ответчика указанные в возражениях и акте документальной проверки пенсионного органа от 24.12.2019 года № 33-138 опровергаются совокупностью вышеуказанных обстоятельств. Кроме того, именно работодатель определяет право на досрочное назначение пенсии исходя из имеющихся условий и несет ответственность за принятое решение. В данном случае ПАО «ВАСО» выдана справка уточняющая характер работы истца, которая подтверждает работу в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2 указанной статьи).

С учетом включения в специальный стаж истца спорных периодов работы, учитывая, что право на досрочное назначение пенсии у Черкасова С.И. возникло по состоянию на 26 ноября 2019 года.

Из объяснений лиц, участвующих в деле, материалов отказного пенсионного дела, решения об отказе в назначении пенсии № 200000019712/841647/19 от 15.02.2020 заявления о назначении пенсии, судом установлено, что истец обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже с заявлением о назначении пенсии досрочно 25.11.2019. Учитывая достижение 55-летнего возраста истца ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что суд пришёл к заключению о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований, истец обратился в установленном законом порядке в ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже и представил все необходимые для назначения пенсии документы, право на назначение пенсии у истца возникло 26.11.2019 (спецстаж истца с учетом спорных периодов работы включенных судом составляет более 20 лет), суд считает возможным удовлетворить требование Черкасова С.И. о назначении пенсии с 26.11.2019.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать УПФР в г. Воронеже включить в стаж Черкасова Сергея Ивановича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы:

с 19.05.1986 по 19.12.1998 (12 лет 7 месяцев 1 день),

с 31.12.1998 по 26.06.1999 (5 месяцев 26 дней),

с 01.07.1999 по 28.11.2002 (3 года 4 месяца 28 дней),

с 02.12.2002 по 31.12.2004 (2 года 1 месяц) в качестве слесаря-сборщика летательных аппаратов в эксплуатационно-ремонтном цехе на Воронежском авиационном производственном объединении (в настоящее время в ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество»).

Признать за Черкасовым Сергеем Ивановичем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как работнику, занятому на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 26 ноября 2019 года.

Обязать УПФР в г. Воронеже назначить Черкасову Сергею Ивановичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 26 ноября 2019 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья С.А. Панин

Решение суда изготовлено в окончательной форме 10 декабря 2020 года.

1версия для печатиДело № 2-2281/2020 ~ М-2022/2020 (Решение)