ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2281/20 от 18.06.2020 Дзержинского районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД 59RS0001-01-2020-002072-82

Дело № 2-2281/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2020 года Дзержинский районный суд г. Перми в составе председательствующего Смольяковой Н.В., при секретаре судебного заседания Тагильцевой Е.А., с участием помощника прокурора Дзержинского района г. Перми Некрасовой Д.С., представителя ответчика ООО «Афон» – Васькина Д.В., представителей ответчика администрации г. Перми – Казанцевой Н.В., Минасян К.Р., действующих по доверенностям, представителя третьего лица – Малышева Т.И., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми гражданское дело по заявлению прокурора Дзержинского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Афон», Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Дзержинского района г. Перми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Афон», Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности в нежилом помещении общей площадью 109,3 кв.м на 1 этаже многоквартирного жилого Адрес в Адрес, а именно: обеспечить наличие соответствующей проектной документации, содержащей решения по обеспечению пожарной безопасности и пожарно-технические характеристики объекта защиты, для оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности; составить декларацию по пожарной безопасности; оборудовать встроенные помещения гостиницы системой автоматической пожарной сигнализации с дублированием светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; подтвердить расчетами выбор типа и необходимого количества огнетушителей на объекте защиты в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, функционального назначения и категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара; обеспечить ежедневную передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (посетителей), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время); обеспечить наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время; провести обучение по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума дежурного персонала осуществляющего круглосуточную охрану объекта; представить документы по обучению руководителя организации по программе пожарно-технического минимума; обеспечить номера гостиницы (хостела) планами эвакуации на случай пожара; обеспечить ознакомление граждан, прибывающих в гостиницу (хостел) с правилами пожарной безопасности; обеспечить наличие электрических фонарей и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного; обеспечить запорами на дверях эвакуационных выходов с возможностью их свободного открывания изнутри без ключа; устранить на путях эвакуации в коридоре размещения различных предметов (холодильник, сушилка для белья); обеспечить ширину горизонтального участка пути эвакуации (коридор) в соответствии с установленными требованиями (не менее 1 м.); обеспечить открывание двери эвакуационного выхода из коридора по направлению выхода из здания; установить ширины горизонтального участка пути эвакуации (коридор рядом со спальными помещениями), с учетом двухстороннего открывания дверей в коридор, не менее 1 метра; установить ширину горизонтального участка пути эвакуации (коридор ведущий из кухни), с учетом двухстороннего открывания дверей в коридор, не менее 1 метра; выделить пищеблок, предусмотренный в составе объекта класса Ф 1.2 противопожарными стенами не ниже 2-го типа; возложить обязанность демонтировать встроенный шкаф для хранения различных материалов и предметов в общем коридоре спальных помещений; привести в соответствие отделку путей эвакуации; установить в общем коридоре эвакуационные знаки пожарной безопасности; отделить встроенные помещения гостиницы класса Ф 1.3 от помещений жилого многоквартирного дома класса Ф1.2 противопожарными перегородками не ниже 1-го типа без проемов. Также истец просит о приостановлении эксплуатации нежилого помещения до устранения нарушения требований законодательства пожарной безопасности.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Дзержинского района г. Перми по поручению прокуратуры Пермского края от Дата проведена проверка деятельности гостиницы (хостела) «Новый город», расположенной на 1 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: Адрес, по результатам которой выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что нежилые помещения принадлежат на праве собственности МО «Город Пермь»; указанное недвижимое имущество по договору от Дата передано в аренду ООО «Афон». Дата прокуратурой района совместно со старшим инспектором 1 ОНПР по г. Перми ... произведен выход на объект защиты, в ходе которого были выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, которые были зафиксированы в акте проверки прокуратуры от Дата и приложенной к нему справке 1 ОНПР по г. Перми ГУ МЧС России по Пермскому краю от Дата.

В нарушение ст. 4 ч. 4, 5, 6, 78, 80 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - ФЗ № 123), п. 23, 33, 61 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «Правила противопожарного режима в Российской Федерации» (далее по тексту Правила), п. 1.3 СНиП 21-01-97 на объекте отсутствует соответствующая проектная документация, содержащая решения по обеспечению пожарной безопасности и пожарно-технические характеристики объекта защиты, в результате чего не представляется возможным в полной мере оценить соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности (по факту определить соответствующие пожарно-технические характеристики здания, в том числе степень огнестойкости здания, пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций, а также площадь пожарного отсека не представляется возможным т.к. соответствующая документация не предоставлена). В нарушение ст. 64 ФЗ № 123 на объект защиты не составлена декларация по пожарной безопасности. В нарушение п. 465, 468, 474 приложения № 1, 2 Правил не подтвержден расчетами выбор типа и необходимое количество огнетушителей на объекте защиты в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, функционального назначения и категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара. В нарушение ч. 4 ст. 4, ч. 7 ст. 83 ФЗ № 123, п. 4, 14 НПБ 110-03, приложения А СП 5.13130.2009, встроенные помещения гостиницы расположенные в жилом доме не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации с обеспечением подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. В нарушение п. 10 Правил руководитель организации не обеспечил ежедневную передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (посетителей), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время).

В нарушение п. 9 Правил на объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время (инструкции не представлены). В нарушение п. 3 Правил, п. 39 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные Приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 года № 645, не проведено обучение по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума дежурного персонала осуществляющего круглосуточную охрану объекта (соответствующие документы не представлены). В нарушение п. 3 Правил, п. 31, 36, 37 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные Приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 года № 645 не представлены документы по обучению руководителя организации по программе пожарно-технического минимума. В нарушение п. 89 Правил в номерах гостиницы (хостела) отсутствуют планы эвакуации на случаи пожара, руководитель организации не обеспечил ознакомление граждан, прибывающих в гостиницу (хостел) с правилами пожарной безопасности. В нарушение п. 9 Правил на объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие электрических фонарей и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного. В нарушение п. 35 Правил запоры на дверях эвакуационных выходов не имеют возможности их свободного открывания изнутри без ключа. В нарушение п. 36Б Правил на пути эвакуации в коридоре допущено размещение различных предметов (холодильник, сушилка для белья). В нарушение ч. 4 ст. 4 ФЗ № 123, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009 ширина горизонтального участка пути эвакуации (коридор) менее 1 м. (по факту 0, 76м.). В нарушение ч. 4 ст. 4 ФЗ № 123, п. 4.2.6 СП 1.13130.2009 двери эвакуационного выхода из коридора открываться не по направлению выхода из здания. В нарушение ч. 4 ст. 4 ФЗ № 123, п. 4.3.3, 4.3.4 СП 1.13130.2009 ширина горизонтального участка пути эвакуации (коридор рядом со спальными помещениями), с учетом двухстороннего открывания дверей в коридор, менее 1 метра (фактическая ширина коридора 1,25 м., ширина дверного полотна 0,42 м., расчетная ширина пути эвакуации 0,83 м.); ширина горизонтального участка пути эвакуации (коридор ведущий из кухни), с учетом двухстороннего открывания дверей в коридор, менее 1 метра (фактическая ширина коридора 0,82 м., ширина дверного полотна 0,7 м., расчетная ширина пути эвакуации 0,47 м.). В нарушение ч. 4 ст. 4 ФЗ № 123, п. 5.2.6 СП 4.13130.2013 пищеблок, предусмотренный в составе объекта класса Ф 1,2 не выделен противопожарными стенами не ниже 2-го типа

В нарушение ч. 4 ст. 4 ФЗ № 123, п. 4.3.3 СП 1.13130.2009 в общем коридоре спальных помещений оборудован встроенный шкаф для хранения различных материалов и предметов. В нарушение ч. 4 ст. 4, ст. 134 п. 6 таблица 28 ФЗ № 123, п. 4.3.2 СП 1.13130.2009, п. 6.25* СНиП 21-01-97 отделка путей эвакуации выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум). В нарушение п. 33 Правил в общем коридоре отсутствуют эвакуационные знаки пожарной безопасности

В нарушение ч. 4 ст. 4, ст. 88 ФЗ № 123, п. 5.2.7 СП 4.13130.2013 встроенные помещения гостиницы класса Ф 1.3 не отделены противопожарными перегородками не ниже 1-го типа без проемов, от помещений жилого многоквартирного дома класса Ф1.2. В ходе проверки установлено, что помещение ежедневно используется как средство размещения физических лиц в рамках оказания гостиничных услуг. Таким образом, на объекте защиты опасности подвергаются жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - клиентов гостиницы (хостела), представителей обслуживающих организаций, работников экстренных служб и т.д.

Определением Дзержинского районного суда г. Перми от Дата принят отказ истца от требований в части подтверждения расчетами выбора типа и необходимого количества огнетушителей на объекте защиты в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, функционального назначения и категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара; обеспечения ежедневной передачи в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (посетителей), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время);

обеспечения наличия инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время; проведения обучения по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума дежурного персонала осуществляющего круглосуточную охрану объекта; представления документов по обучению руководителя организации по программе пожарно-технического минимума; обеспечения номеров гостиницы (хостела) планами эвакуации на случай пожара; обеспечения ознакомления граждан, прибывающих в гостиницу (хостел) с правилами пожарной безопасности; обеспечения наличия электрических фонарей и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного; обеспечения запоров на дверях эвакуационных выходов с возможностью их свободного открывания изнутри без ключа; устранения на путях эвакуации в коридоре размещения различных предметов (холодильник, сушилка для белья); обеспечения ширины горизонтального участка пути эвакуации (коридор) в соответствии с установленными требованиями (не менее 1 м.); обеспечения открывания двери эвакуационного выхода из коридора по направлению выхода из здания; установления ширины горизонтального участка пути эвакуации (коридор рядом со спальными помещениями), с учетом двухстороннего открывания дверей в коридор, не менее 1 метра; установления ширины горизонтального участка пути эвакуации (коридор ведущий из кухни), с учетом двухстороннего открывания дверей в коридор, не менее 1 метра; выделения пищеблока, предусмотренного в составе объекта класса Ф 1.2 противопожарными стенами не ниже 2-го типа; возложения обязанности демонтировать встроенный шкаф для хранения различных материалов и предметов в общем коридоре спальных помещений; приведения в соответствие отделки путей эвакуации; установления в общем коридоре эвакуационных знаков пожарной безопасности; отделения встроенных помещений гостиницы класса Ф 1.3 от помещений жилого многоквартирного дома класса Ф1.2 противопожарными перегородками не ниже 1-го типа без проемов.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представители ответчика МО «Город Пермь» в лице администрации г. Перми возражали против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве: МО «Город Пермь» в лице администрации г. Перми считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку ответственность за невыполнение требований, в том числе, пожарной безопасности арендатор несет самостоятельно. Также представители указали, что требования истца не отвечают требованиям исполнимости, поскольку не указан срок выполнения требований, отсутствует указание на то, какие действия следует выполнить ООО «Афон», какие – МО Город Пермь.

Представитель ответчика ООО «Афон» возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку большая часть нарушений выявленных в ходе проверки исполнена, оснований для приостановления эксплуатации помещения не имеется, передача информации на пульт пожарной охраны осуществляется ежедневно.

Представитель третьего лица исковые требования поддержал. Дополнительно пояснил, что нарушения устранимы, не требуют проведения капитального ремонта, поэтому их можно отнести к текущему ремонту.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор.. . осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагает на собственника обязанность по содержанию имущества, в случае если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности несут, в том числе, собственники имущества.

Конкретные требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22 июля 2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Согласно положениям ст. 64 Федерального закона № 123-ФЗ правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

Декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает: оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

Для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты с количеством этажей не более чем два, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник или иной законный владелец объекта защиты может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта защиты.

В случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений.

При составлении декларации пожарной безопасности в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены и выполнены для соответствующего объекта защиты.

Лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, составленную в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности, составленной в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации установлены ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ. Так, согласно ч. 7 названной стати системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 – с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (п. 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации").

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2016 года № 947). При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 07 марта 2019 года № 248). В зданиях и сооружениях должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (п. 361 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации").

Согласно п.1.3 СНиП 21-01-97 нормативная и техническая документация на здания, строительные конструкции, изделия и материалы должна содержать их пожарно-технические характеристики, регламентируемые настоящими нормами.

Материалами дела установлено, что нежилые помещения общей площадью 109,3 кв.м, расположенные на первом этаже по адресу: Адрес, принадлежат на праве собственности Муниципальному образованию «город Пермь» в лице администрации г. Перми.

Дата указанное имущество передано ООО «Афон» на основании договора аренды объекта муниципального недвижимого имущества на срок по Дата.

В настоящее время в нежилых помещениях расположена гостиница (хостел) «Новый город».

Дата прокуратурой Дзержинского района г. Перми с привлечением специалиста 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства в помещениях гостиницы (хостела) «Новый город», принадлежащей ООО «Афон» по адресу: Адрес.

По результатам осмотра на объекте выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: отсутствует соответствующая проектная документация, содержащая решения по обеспечению пожарной безопасности и пожарно-технические характеристики объекта защиты, в результате чего не представляется возможным в полной мере оценить соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности (по факту определить соответствующие пожарно-технические характеристики здания, в том числе степень огнестойкости здания, пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций, а также площадь пожарного отсека не представляется возможным т.к. соответствующая документация не предоставлена); не составлена декларация по пожарной безопасности; не подтвержден расчетами выбор типа и необходимое количество огнетушителей на объекте защиты в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, функционального назначения и категорий помещений по пожарной и взрывопожарной опасности, а также класса пожара; встроенные помещения гостиницы расположенные в жилом доме не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации с обеспечением подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации; руководитель организации не обеспечил ежедневную передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (посетителей), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время); на объекте защиты с ночным пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время (инструкции не представлены); не проведено обучение по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума дежурного персонала осуществляющего круглосуточную охрану объекта (соответствующие документы не представлены); не представлены документы по обучению руководителя организации по программе пожарно-технического минимума; в номерах гостиницы (хостела) отсутствуют планы эвакуации на случаи пожара, руководитель организации не обеспечил ознакомление граждан, прибывающих в гостиницу (хостел) с правилами пожарной безопасности; руководитель организации не обеспечил наличие электрических фонарей и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека на каждого дежурного; запоры на дверях эвакуационных выходов не имеют возможности их свободного открывания изнутри без ключа; на пути эвакуации в коридоре допущено размещение различных предметов (холодильник, сушилка для белья); ширина горизонтального участка пути эвакуации (коридор) менее 1 м. (по факту 0, 76м.); двери эвакуационного выхода из коридора открываться не по направлению выхода из здания; ширина горизонтального участка пути эвакуации (коридор рядом со спальными помещениями), с учетом двухстороннего открывания дверей в коридор, менее 1 метра (фактическая ширина коридора 1,25 м., ширина дверного полотна 0,42 м., расчетная ширина пути эвакуации 0,83 м.); ширина горизонтального участка пути эвакуации (коридор ведущий из кухни), с учетом двухстороннего открывания дверей в коридор, менее 1 метра (фактическая ширина коридора 0,82 м., ширина дверного полотна 0,7 м., расчетная ширина пути эвакуации 0,47 м.); пищеблок, предусмотренный в составе объекта класса Ф 1,2 не выделен противопожарными стенами не ниже 2-го типа; в общем коридоре спальных помещений оборудован встроенный шкаф для хранения различных материалов и предметов; отделка путей эвакуации выполнена материалами с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум); в общем коридоре отсутствуют эвакуационные знаки пожарной безопасности; встроенные помещения гостиницы класса Ф 1.3 не отделены противопожарными перегородками не ниже 1-го типа без проемов, от помещений жилого многоквартирного дома класса Ф1.2.

В настоящее время нарушения правил пожарной безопасности в части обеспечения наличия соответствующей проектной документации, содержащей решения по обеспечению пожарной безопасности и пожарнотехнические характеристики объекта защиты, для оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности; составления декларации по пожарной безопасности; оборудованию встроенных помещений гостиницы системой автоматической пожарной сигнализации с дублированием светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации ответчиками не устранены, иного в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая вышеуказанные нормы закона, установленные судом обстоятельства, суд, приходит к выводу о том, что факт нарушения ответчиками требований пожарной безопасности установлен, что влечет за собой возложение на ООО «Афон», МО «Город Пермь» в лице администрации г. Перми обязанности по устранению выявленных нарушений.

Доводы представителей МО «Город Пермь» в лице администрации г. Перми о том, что администрация г. Перми является ненадлежащим ответчиком являются несостоятельными в силу следующего.

Согласно договору аренды объекта муниципального недвижимого имущества от Дата (п. п. 3.2.6, 3.2.7.) арендатор обязан в течение 10 дней после заключения настоящего договора уведомить Главное Управление МЧС России по Пермскому краю о заключении настоящего договора. Своевременно выполнять предписания органов и должностных лиц по устранению выявленных нарушений. Ответственность за невыполнение требований органов и должностных лиц арендатор несет самостоятельно. В течение срока действия договора арендатор обязан содержать объект в порядке, предусмотренном техническими. Санитарными, противопожарными и иными обязательными правилами и нормами. За свой счет производить текущий ремонт, капитальный ремонт в случае, если он вызван неотложной необходимостью.

Вместе с тем, согласно п. 1.3. договора срок аренды объекта с Дата по Дата; раздел II договора предусматривает право сторон договора требовать досрочного расторжения договора; раздел VII регламентирует прекращение и расторжение договора.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности на обоих ответчиков.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования подлежат исполнению ответчиками в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. По мнению суда, данный срок является разумным, достаточным для устранения оставшихся нарушений.

Вместе с тем, при наличии затрудняющих исполнение судебного постановления обстоятельств ответчики вправе поставить перед судом вопрос о предоставлении рассрочки/отсрочки его исполнения.

Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

С учетом характера не устраненных в настоящее время нарушений требований пожарной безопасности реальности угрозы жизни и здоровью граждан в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования не установлено, в связи с чем суд не усматривает оснований для приостановления эксплуатации спорного нежилого помещения.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Возложить на ООО «Афон», Муниципальное образование «Город Пермь» в лице администрации г. Перми обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения правил пожарной безопасности в нежилом помещении общей площадью 109,3 кв.м на 1 этаже многоквартирного жилого Адрес в Адрес:

- обеспечить наличие соответствующей проектной документации, содержащей решения по обеспечению пожарной безопасности и пожарнотехнические характеристики объекта защиты, для оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

- составить декларацию по пожарной безопасности;

- оборудовать встроенные помещения гостиницы системой автоматической пожарной сигнализации с дублированием светового и звукового сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

В остальной части иска отказать.

Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке.

Председательствующий Н.В. Смольякова

...