Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2015 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Щ.Т.Ю..,
при секретаре судебного заседания: Т.С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению К.М.Ю. к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард, Администрации муниципального образования город Салехард о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома и возложении на ответчика обязанности выдать разрешение на реконструкцию жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
Истец К.М.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома и возложении на ответчика обязанности выдать разрешение на реконструкцию жилого дома, мотивируя свои требования тем, что истец является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности в жилом доме на двух хозяев по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику для согласования заявления о переустройстве доли жилого дома, приложив документы. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в выдаче такого разрешения со ссылкой на отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, и указанием на то, что место размещения проектируемого объекта капитального строительства выходит за границы допустимого размещения объекта указанного в чертеже градостроительного плана земельного участка.
Однако истец данный отказ полагает незаконным, поскольку выделенный в аренду земельный участок, на котором стоит жилой дом, находится вне городских коммуникаций, которые препятствовали бы реконструкции жилого дома. Реконструкция жилого дома не наносит ущерба окружающей среде и не ущемляет чьи-либо права.
Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, при реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства требуется всего 4 документа: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением мест размещения объекта индивидуального жилищного строительства и согласие всех правообладателей. Сосед М.В.Н. согласен на реконструкцию дома, нарушений границ не допущено.
При подготовке дела к судебному разбирательству на основании определения судьи Салехардского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования город Салехард, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - М.В.Н.
В судебном заседании истец К.М.Ю. и его представитель по доверенности Е.А.Н. на доводах иска настаивали в полном объёме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнили, что произведена реконструкция индивидуального жилого дома в многоквартирный жилой дом, на два хозяина.
Третье лицо на стороне истца М.В.Н. требования искового заявления поддержал.
Представитель ответчиков Администрации муниципального образования город Салехард и Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард В.В.В., имеющий полномочия по доверенностям, в судебном заседании требования искового заявления не признал, настаивая, что отказ в выдаче разрешения на реконструкцию является законным.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В судебном заседании установлено, что в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону, удостоверенного нотариусом нотариального округа город Салехард В.Л.В.ДД.ММ.ГГГГ, К.М.Ю. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности жилого <адрес>, площадью 37,1 кв.м.
Вторым участником общей долевой собственности в указанном имуществе является М.В.Н., на основании договора дарения части жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, положениями пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ определено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний собственник. Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ.
Статья 51 Градостроительного кодекса РФ регламентирует, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка и представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (части 1-4).
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 приведённой статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства; 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Вместе с тем, исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард с заявлением о выдаче разрешения на «строительство индивидуального (на двух собственников) жилого <адрес>» К.М.Ю. представлен договор № от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка по адресу: <адрес>, заключённый с его отцом К.Ю.В., однако в нарушение приведённой выше правовой нормы новые собственники земельного участка вплоть до обращения в суд с настоящим исковым заявлением не обращались в уполномоченный орган для переоформления указанного договора.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) по причине отсутствия документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
При подаче заявления в августе 2015 года о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома права долевого собственника М.В.Н. в отношении земельного участка оформлены не были, следовательно, представленный договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ утратил свою актуальность, и не мог быть принят при разрешении вопроса о выдаче указанного разрешения. Новый договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора заключён лишь ДД.ММ.ГГГГ, в регистрирующем органе не зарегистрирован.
Кроме того, основным видом разрешённого использования земельного участка является его использование для строительства многоквартирного жилого дома, что также подтверждается распоряжением Администрации муниципального образования город Салехард № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждён градостроительный план земельного участка площадью 0,0955 га, кадастровый номер <данные изъяты>, подготовленный управлением градостроительства департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации города Салехард для строительства объекта «Многоквартирный жилой дом» (<адрес>).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцу вновь отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта «Многоквартирный жилой дом» по <адрес>, по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в связи с несоответствием представленных документов требованиям, установленным градостроительным планом земельного участка, а также отсутствием следующих документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ: правоустанавливающих документов на земельный участок; материалов, содержащихся в проектной документации: схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему; сведений об инженерном оборудовании, сводного плана сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проекта организации строительства объекта капитального строительства. Также указано на то, что место размещения проектируемого объекта капитального строительства выходит за границы места допустимого размещения объекта, указанного в чертеже плана градостроительного плана земельного участка.
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец настаивал на выдаче разрешения на реконструкцию многоквартирного жилого дома, то положения части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, распространяющейся на индивидуальное жилищное строительство, к спорным правоотношениям не применимы, а потому суд находит, что оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома и возложении на ответчика обязанности выдать разрешение на реконструкцию жилого дома, - не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования К.М.Ю. к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард, Администрации муниципального образования город Салехард о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома и возложении на ответчика обязанности выдать разрешение на реконструкцию жилого дома, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий Щ.Т.Ю.