ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2281/2015 от 10.11.2015 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2015 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Щ.Т.Ю..,

при секретаре судебного заседания: Т.С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.М.Ю. к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард, Администрации муниципального образования город Салехард о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома и возложении на ответчика обязанности выдать разрешение на реконструкцию жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Истец К.М.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома и возложении на ответчика обязанности выдать разрешение на реконструкцию жилого дома, мотивируя свои требования тем, что истец является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности в жилом доме на двух хозяев по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику для согласования заявления о переустройстве доли жилого дома, приложив документы. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в выдаче такого разрешения со ссылкой на отсутствие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, и указанием на то, что место размещения проектируемого объекта капитального строительства выходит за границы допустимого размещения объекта указанного в чертеже градостроительного плана земельного участка.

Однако истец данный отказ полагает незаконным, поскольку выделенный в аренду земельный участок, на котором стоит жилой дом, находится вне городских коммуникаций, которые препятствовали бы реконструкции жилого дома. Реконструкция жилого дома не наносит ущерба окружающей среде и не ущемляет чьи-либо права.

Согласно части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, при реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства требуется всего 4 документа: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением мест размещения объекта индивидуального жилищного строительства и согласие всех правообладателей. Сосед М.В.Н. согласен на реконструкцию дома, нарушений границ не допущено.

При подготовке дела к судебному разбирательству на основании определения судьи Салехардского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования город Салехард, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - М.В.Н.

В судебном заседании истец К.М.Ю. и его представитель по доверенности Е.А.Н. на доводах иска настаивали в полном объёме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнили, что произведена реконструкция индивидуального жилого дома в многоквартирный жилой дом, на два хозяина.

Третье лицо на стороне истца М.В.Н. требования искового заявления поддержал.

Представитель ответчиков Администрации муниципального образования город Салехард и Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард В.В.В., имеющий полномочия по доверенностям, в судебном заседании требования искового заявления не признал, настаивая, что отказ в выдаче разрешения на реконструкцию является законным.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В судебном заседании установлено, что в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону, удостоверенного нотариусом нотариального округа город Салехард В.Л.В.ДД.ММ.ГГГГ, К.М.Ю. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности жилого <адрес>, площадью 37,1 кв.м.

Вторым участником общей долевой собственности в указанном имуществе является М.В.Н., на основании договора дарения части жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, положениями пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ определено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний собственник. Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ.

Статья 51 Градостроительного кодекса РФ регламентирует, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка и представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (части 1-4).

Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 приведённой статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства; 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Вместе с тем, исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в Департамент строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард с заявлением о выдаче разрешения на «строительство индивидуального (на двух собственников) жилого <адрес>» К.М.Ю. представлен договор от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка по адресу: <адрес>, заключённый с его отцом К.Ю.В., однако в нарушение приведённой выше правовой нормы новые собственники земельного участка вплоть до обращения в суд с настоящим исковым заявлением не обращались в уполномоченный орган для переоформления указанного договора.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) по причине отсутствия документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

При подаче заявления в августе 2015 года о выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома права долевого собственника М.В.Н. в отношении земельного участка оформлены не были, следовательно, представленный договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ утратил свою актуальность, и не мог быть принят при разрешении вопроса о выдаче указанного разрешения. Новый договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора заключён лишь ДД.ММ.ГГГГ, в регистрирующем органе не зарегистрирован.

Кроме того, основным видом разрешённого использования земельного участка является его использование для строительства многоквартирного жилого дома, что также подтверждается распоряжением Администрации муниципального образования город Салехард от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждён градостроительный план земельного участка площадью 0,0955 га, кадастровый номер <данные изъяты>, подготовленный управлением градостроительства департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации города Салехард для строительства объекта «Многоквартирный жилой дом» (<адрес>).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцу вновь отказано в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта «Многоквартирный жилой дом» по <адрес>, по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в связи с несоответствием представленных документов требованиям, установленным градостроительным планом земельного участка, а также отсутствием следующих документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ: правоустанавливающих документов на земельный участок; материалов, содержащихся в проектной документации: схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему; сведений об инженерном оборудовании, сводного плана сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проекта организации строительства объекта капитального строительства. Также указано на то, что место размещения проектируемого объекта капитального строительства выходит за границы места допустимого размещения объекта, указанного в чертеже плана градостроительного плана земельного участка.

В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец настаивал на выдаче разрешения на реконструкцию многоквартирного жилого дома, то положения части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, распространяющейся на индивидуальное жилищное строительство, к спорным правоотношениям не применимы, а потому суд находит, что оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома и возложении на ответчика обязанности выдать разрешение на реконструкцию жилого дома, - не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования К.М.Ю. к Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования город Салехард, Администрации муниципального образования город Салехард о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома и возложении на ответчика обязанности выдать разрешение на реконструкцию жилого дома, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий Щ.Т.Ю.