ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2281/2022 от 30.06.2022 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0001-01-2022-003705-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июня 2022 года г.Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Клименко Г.А.,

при секретаре Служаевой Ю.И.,

с участием: представителя прокуратуры Гладких П.Г., действующего на основании доверенности от 23.06.2022 года; представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности № 181/22 от 27.06.2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело №2-2281/2022 по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «ИНГА» об обеспечении использования (утилизации) попутного нефтяного газа,

установил:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Ханты-Мансийский районный суд с исковыми требованиями к ответчику Акционерному обществу «ИНГА» об обязании обеспечить использование попутного нефтяного газа. Требования истца мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране недр и атмосферного воздуха при добыче и утилизации (использовании) попутного нефтяного газа на территории автономного округа нефтегазодобывающими предприятиями. Установлено, что Акционерное общество «ИНГА» является владельцем лицензий ХМН 00921 НЭ и ХМН 00922 НЭ от 11.02.1999 года на добычу нефти и газа в пределах Поттымско-Ингинского и Восточно-Ингинского лицензированного участка Красноленинского месторождения в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области, меры направленные на охрану недр обществом не выполняются. Проектным документом «Дополнение к технологической схеме разработки Красноленинского месторождения в пределах Поттымско-Ингинского и Восточно-Ингинского лицензионных участков» (утвержден протоколом Тиманово-Печорской нефтегазовой секции ЦКР Роснедра по УВС от 26.12.2019 № 1208) предусмотрено, что в 2021 году процент использования попутного нефтяного газа по Красноленинскому месторождению в пределах Восточно-Ингинскогои Поттымско-Ингинскоголицензионных участков должен составлять 79,7 %. Вместе с тем, проверкой установлено, что фактически за 12 месяцев 2021 года уровень утилизации попутного нефтяного газа в пределах Восточно-Ингинского лицензированного участка составил 15,2 % в пределах Поттымско-Ингинского лицензионного участка составил 56,1 %, в общем по Красноленинскому месторождению – 56,0%. Всего за 2021 год по Красноленинскому месторождению в пределах Восточно-Ингинского и Поттымско-Игнинского лицензионных участков АО «ИНГА» извлечено 16,585 млн.куб.м попутного нефтяного газа. При этом неиспользуемый попутный нефтяной газ в объекте 7,312 млн.куб.м (44%) сожжен предприятием на факельных установках при допустимом объеме сжигания 3,337 млн.куб.м (20,3%). Объем сожжённого на факелах газа сверх объема допустимого проектом составил 3,975 млн.куб.м (23,7%). Следовательно, АО «ИНГА» с 01.01.2021 по 31.12.2021 осуществляло пользование недрами Красноленинского месторождения в пределах Потымско-Ингинского и Восточно-Ингинского лицензионных участков с нарушением условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами ХМН 00921 НЭ и ХМН 00922 от 11.02.1999 и проектного документа, в части утилизации попутного нефтяного газа. В связи с чем, истец просит обязать АО «ИНГА» не позднее семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного наза, добываемого в пределах Красноленинского месторождения, расположенного на территории Октябрьского и Ханты-Мансийского района ХМАО-Югры, в соответствии с лицензиями на право пользования недрами, а также утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку данного месторождения.

В судебном заседании представитель прокуратуры Гладких П.Г. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании требования не признал, согласно доводам, изложенным в отзыве, указав, что Конкурсный управляющий считает, что исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора не могут быть удовлетворены в силу отсутствия возможности исполнения решения суда: истцом не указано, каким именно образом АО «ИНГА» обязано использовать (утилизировать) попутный нефтяной газ для достижения показателей, утвержденных проектным документом на разработку месторождения; АО «ИНГА» предпринимало и предпринимает реальные меры для соблюдения законодательства об охране окружающей среды: ведутся переговоры по заключению договора на реализацию попутного нефтяного газа, заключен договор на выполнение работ по внесению изменений в технологическую схему разработки месторождения; проведение процедуры конкурсного производства в отношении АО «ИНГА» явилось объективным препятствием для прохождения аккредитации в ПАО «НК «Роснефть» - ранее основной покупатель попутного нефтяного газа. Просил в удовлетворении требований Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора к АО «ИНГА» отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения искового заявления уведомлен судом надлежаще. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Суд, выслушав участников судебного заседания, с учетом исследования и анализа письменных материалов дела, приходит к следующим выводам и по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Открытое акционерное общество «ИНГА» является владельцем лицензии ХМН 00921 НЭ и лицензии ХМН 00922 НЭ от 11.02.1999 года на добычу нефти и газа в пределахПоттымско-Ингинского и Восточно-Ингинского лицензированных участковКрасноленинского месторождения в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области. Указанная лицензия выдана 11.02.1999 года, срок окончания действия лицензии 24.06.2014 года.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, при этом недра – это компонент природной среды, обеспечивающий в совокупности с другими компонентами благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Согласно требований статей 7,11 Законом Российской Федерации от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающие установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

На основании статьи 12 Законом Российской Федерации от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части содержат условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В статье 22 указанного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах» установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами и выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами.

В пункте 3 Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21.03.2007 № 61, определено, что проектные технологические документы на разработку месторождений составляются на основании лицензий на пользование недрами, выданных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах.

Согласно пункту 10 Условий пользования недрами (приложение № 1 к лицензии ХМН 00921 НЭ от 11.02.1999, зарегистрировано в Федеральном агенстве по недропользованию 29.04.2016 за № 5298) пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

В соответствии с п.3.2 Условий пользования недрами (приложение № 4 к лицензии ХМН 00922 НЭ от 11.02.1999, зарегистрировано в Федеральном агенстве по недропользованию 21.04.2014 за № 4412) владелец лицензии обязан обеспечить соблюдение требований, утвержденных в установленном порядке проектных документов по разрабюотке6 месторождения.

Проектным документом «Дополнение к технологической схеме разработки Красноленинского месторождения в пределах Поттымско-Ингинского и Восточно-Ингинского лицензионных участков» (утвержден протоколом Тиманово-Печорской нефтегазовой секции ЦКР Роснедра по УВС от 26.12.2019 № 1208) предусмотрено, что в 2021 году процент использования попутного нефтяного газа по Красноленинскому месторождению в пределах Восточно-Ингинского и Поттымско-Ингинского лицензионных участков должен составлять 79,7 %.

Проверкой установлено, что фактически за 12 месяцев 2021 года уровень утилизации попутного нефтяного газа в пределах Восточно-Ингинского лицензированного участка составил 15,2 % в пределах Поттымско-Ингинского лицензионного участка составил 56,1 %, в общем по Красноленинскому месторождению – 56,0%.

Всего за 2021 год по Красноленинскому месторождению в пределах Восточно-Ингинского и Поттымско-Игнинского лицензионных участков АО «ИНГА» извлечено 16,585 млн.куб.м попутного нефтяного газа. При этом неиспользуемый попутный нефтяной газ в объекте 7,312 млн.куб.м (44%) сожжен предприятием на факельных установках при допустимом объеме сжигания 3,337 млн.куб.м (20,3%). Объем сожжённого на факелах газа сверх объема допустимого проектом составил 3,975 млн.куб.м (23,7%).

Таким образом установлено, что АО «ИНГА» с 01.01.2021 по 31.12.2021 осуществляло пользование недрами Красноленинского месторождения в пределах Потымско-Ингинского и Восточно-Ингинского лицензионных участков с нарушением условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами ХМН 00921 НЭ и ХМН 00922 от 11.02.1999 и проектного документа, в части утилизации попутного нефтяного газа.

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «О недрах» основной задачей государственной системы лицензирования является обеспечение экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории и всех граждан Российской Федерации.

В преамбуле ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно Государственной программе ХМАО-Югры «Экологическая безопасность», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 № 352-п в автономном округе основной объем выбросов приходится на объекты нефтегазодобывающего комплекса (факела для сжигания попутного нефтяного газа, газотурбинные и газопоршневые станции, трубы печей), расположенные на лицензионных участках недр за пределами населенных пунктов. На долю указанных источников приходится 90,5% от общего объема выбросов стационарными источниками.

Согласно Энергетической стратегии РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р, стратегической задачей является развитие энергосбережения и повышение энергетической эффективности в отраслях топливно-энергетического комплекса.

Ненадлежащая утилизация попутного нефтяного газа свидетельствует о непринятии ответчиками мер по достижению максимального уровня использования ПНГ, нарушении требований проектного документа на разработку Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения нефти в пределахПоттымско-Ингинского и Восточно-Ингинского лицензионных участков и невыполнении условий лицензий на право пользования недрами ХМН 00921 НЭ, ХМН 00922 НЭ, как следствие нерационального использования недр, что противоречит государственной политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов.

В силу статьи 1 Федерального закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды.

На основании статьи 4 указанного Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности является атмосферный воздух и недра.

В соответствии со статьей 3 вышеназванного Закона основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды, обязательность государственного регулирования выбросов вредных 9загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основании принципов:

- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В силу статьи 1.2 Законом Российской Федерации от 21.02.1992 года №2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью.

В части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации зафиксировано, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьями 41, 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

В преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики Российской Федерации являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Перечисленные выше нарушения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Учитывая, что владельцем лицензий ХМН 00921 НЭ и ХМН 00922 НЭ на добычу нефти и газа в пределах Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области является Акционерное общество «ИНГА», которое осуществляет непосредственное пользование недрами, обязанность по соблюдению требований природоохранного законодательства и законодательства о недрах лежит на указанном юридическом лице.

Требования прокурора основаны на возложении на ответчика обязанности соблюдать условия лицензии, представляются суду законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора не могут быть удовлетворены в силу отсутствия возможности исполнения решения суда, не может быть принят судом во внимание, так как ответчик, подписывая условия, на которых пользуется недрами, обязался исполнять их в соответствии с лицензиями.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае государственная пошлина зачисляется в доход соответствующего бюджета. В связи с чем, с Акционерного общества «ИНГА» подлежит взысканию сумма государственной пошлины в бюджет города Ханты-Мансийска в размере, установленном статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «ИНГА»об обеспечении использования (утилизации) попутного нефтяного газа, удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «ИНГА» ( ОГРН <***>, ИНН <***>) не позднее семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить использование (утилизацию) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах Красноленинского месторождения, расположенного на территории Октябрьском и Ханты-Мансийского районах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в соответствии с лицензиями на право пользование недрами, а также утвержденным и согласованным в установленном порядке проектным документом на разработку данного месторождения нефти.

Взыскать с Акционерного общества «ИНГА»в бюджет города Ханты-Мансийска государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано составом суда 05 июля 2022 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда Г.А.Клименко