ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2282/2021 от 06.07.2021 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № ****** Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

66RS0№ ******-55

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ Екатеринбург

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Гисматулиной Д.Ш., при секретаре ФИО2, с участием прокурора ФИО4, представителя ответчика ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кировского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», Федеральному агентству воздушного транспорта о возложении обязанности оснастить специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением,

установил:

Кировский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.

В обоснование иска указал, что на основании задания приволжской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** в ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» проведена проверка исполнения требований законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, законодательства в области аварийного и поисково-спасательного обеспечения полетов. В ходе проверки установлено, что на территории <адрес> расположен филиал ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» - Кировская региональная поисково-спасательная база. Указанная региональная поисково-спасательная база имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым является профессиональной аварийно-спасательной службой. При проверке выявлено, что база не оснащена необходимым оборудованием. На основании изложенного, уточнив требования, истец просил возложить на ответчиков обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оснастить Кировскую региональную поисково-спасательную базу специальной техникой, перечисленной в иске.

В судебном заседании прокурор ФИО4 уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» ФИО3 возражала против удовлетворения иска по доводам отзыва, согласно которому оснащение Кировской региональной поисково-спасательной базы специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, указанным в приложении 6 к Требованиям, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, включает закупку соответствующих товаров для обеспечения государственных нужд. Государственные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров.

ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», как получатель бюджетных средств, при составлении проекта сметы формирует плановые сметные показатели по расходам, осуществляемым в целях обеспечения функций учреждения. Проект сметы учреждения рассматривается, согласовывается и принимается главным распорядителем бюджетных средств. При ведении сметы представляет главному распорядителю бюджетных средств предложения по внесению изменений в утвержденные показатели сметы на очередной финансовый год, в том числе в части лимитов бюджетных обязательств. Принимает и исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Росавиация, орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», принял плановые сметные показатели на 2021, 2022, 2023 годы по расходам, по подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств», осуществляемых в целях обеспечения учреждения, которые не предусматривают закупку товаров для должного оснащения РПСБ специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением.

При ведении сметы ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» представляло главному распорядителю бюджетных средств предложения по внесению изменений в утвержденные показатели сметы на очередной финансовый год, однако необходимые изменения не были произведены.

Причины невозможности дополнительного финансирования на 2021 года на приобретение материально –технических средств с целью оснащения Кировской РПСБ специальной техникой в размере 23507277 руб. в рамках исполнения представления Приволжской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** изложены в письме Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ******.

ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» в пределах предоставленных ему законом бюджетных полномочий не может должно оснастить РПСБ специальной техникой

Также указано, что Росавиация осуществляет оказание государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации.

Внеочередная аттестация Кировской РПСБ не проводилась, поэтому филиал соответствует установленным обязательным требованиям и готов к выполнению задач, которые возлагаются на него.

Представитель ответчика Федерального агентства воздушного транспорта в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве указал, что ДД.ММ.ГГГГ Кировская региональная поисково-спасательная база аттестована на право ведения спасательных работ, о чем имеется свидетельство. Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о соответствии Кировской региональной поисково-спасательной базы требованиям, предъявляемым к аварийно-спасательным службам при аттестации. Довод истца о невозможности надлежащего выполнения возложенных обязанностей по поиску и спасанию лиц, потерпевших бедствие воздушных судов в связи с неполнотой оснащенности техникой, имуществом и снаряжением является необоснованным.

Также, по мнению стороны, прокурор не обладает правом на обращение в суд с заявленным иском. Требования прокурора фактически направлены на принуждение ответчика к заключению государственных контрактов.

Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Информация о времени и месте рассмотрения дела была заблаговременно размещена на интернет-сайте Октябрьского районного суда <адрес>.

Суд, заслушав прокурора ФИО4, представителя ответчика ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» ФИО3, исследовав письменные материалы дела находит, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** утверждены Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации, которые устанавливают общий порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисково-спасательных операций (работ) для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов (далее - поиск и спасание), а также порядок организации указанных работ, взаимодействия органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации (далее - единая система), а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (п. 1 Правил).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** утверждены Требования к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методику выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроки проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств.

Согласно п. 12 указанных Требований региональные поисково-спасательные базы (далее – РПСБ) должны быть оснащены специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в приложении N 6 к настоящим Требованиям.

Как следует из материалов дела, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними (п. 1 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 396)

Федеральное агентство воздушного транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций (п. 5.1, 5.13 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 396).

ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта (п. 2 Устава Учреждения, утвержденного

приказом Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ N 236)

Основной деятельностью ФКУ является осуществление поисково-спасательных операций (работ) по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, в том числе на воде, которые проводятся аттестованными аварийно-спасательными базами.

Для реализации целей Управлению предоставлено также право распоряжаться бюджетными средствами в пределах утвержденной сметы, осуществлять функции государственного заказчика (п. 26 Устава).

На территории <адрес> расположен филиал ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» - Кировская региональная поисково-спасательная база (п. 9 Устава).

Кировская региональная поисково-спасательная база имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях № ****** от ДД.ММ.ГГГГ.

Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кировским транспортным прокурором внесено представление ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» по факту отсутствия надлежащего оснащении Кировской РПСБ специальным оборудованием.

Из ответа ФКУ «Уральский авиационный поисково-спасательный центр» от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** на представление прокурора следует, что Учреждение прилагает все возможные усилия и предпринимает меры по оснащению, в том числе Кировской РПСБ, необходимым оборудованием в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с планом закупок и сметой. Перечень недостающего оборудования в основном включает в себя дорогостоящие позиции и требуют значительных затрат.

Согласно ответу Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ исх-7585/12 по вопросу дополнительного финансирования на 2021 год на приобретение материально-технических средств с целью оснащения Кировской РПСБ специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в размере 23507277 руб. в рамках исполнения представления Приволжской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ при формировании законопроекта «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» Росавиацией было направленно предложение в государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» по выделению дополнительных лимитов бюджетных обязательств на оснащение федеральных казенных учреждений материально-техническим имуществом в соответствии с Требованиями Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ ******. В соответствии с протокольным решением заседания Рабочей группы (подкомиссии) Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** данное предложение не включено в перечень несогласованных вопросов по распределению дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, до настоящего времени находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации в ГИИС «Электронный бюджет». Дополнительные средства не доведены до Росавиации. Ввиду отсутствия в настоящее время не распределенных и не доведенных до федеральных казенных учреждений, подведомственных Росавиации на 2021 год лимитов бюджетных обязательств, вопрос определения источника по дополнительному финансированию на приобретение материально-технических средств принят на контроль и будет прорабатываться в ходе исполнения федерального бюджета 2021 года и подготовки предложений в законопроект о федеральном бюджете на 2022 - 2024 годы.

Материалы дела не содержат доказательств надлежащего оснащения Кировской региональной поисково-спасательной базы специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с Требованиями Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ ******.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт ненадлежащего оснащения Кировской региональной поисково-спасательной базы необходимой для выполнения аварийно-спасательных работ специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Принимая во внимание, что на ФКУ возложена обязанность по организации поисково-спасательного обеспечения, которое включает в себя оснащение аварийно-спасательным имуществом, а Федеральное агентство воздушного транспорта является главным распорядителем бюджетных средств, поэтому суд полагает, что заявленные требования по возложению на ответчиков обязанности по оснащению в течение года с момента вступления решения в законную силу, с учетом положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кировской региональной поисково-спасательной базы специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением по указанному прокурором перечню является обоснованным.

Довод стороны ответчика о том, что прокурор не имеет права на обращение в суд, не может быть признан состоятельным, поскольку отсутствие обеспечения затрагивает права неопределенного округа лиц, в связи с чем прокурор вправе обратиться в суд с иском на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы стороны ответчика о том, что у Кировской региональной поисково-спасательной базы имеется свидетельство на право ведения спасательных работ, не свидетельствует о надлежащем оснащении базы необходимой техникой и оборудованием в соответствии с Требованиями, установленными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ******.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора удовлетворить.

Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение «Уральский авиационный поисково-спасательный центр», Федеральное агентство воздушного транспорта в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оснастить Кировскую региональную поисково-спасательную базу специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением согласно следующему перечню:

1 грузовой поисково-спасательный автомобиль повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ);

1 гусеничный (на шинах низкого давления) тягач, транспортер для перевозки личного состава, грузов и техники;

1 снегоход;

2 прицепа для транспортировки снегохода, 2 нарт к снегоходу;

авиационные спасательные пояса на каждого члена СПДГ;

3 сигнальные ракетницы;

21 сигнальная 3-цветной ракета к ракетнице:

комплект боевой одежды пожарного на каждого члена СПДГ;

защитная каска пожарного на каждого члена СПДГ;

индивидуальный дозиметр на каждого члена СПДГ;

защитная каска (шлем) с ударопрочным щитком на каждого члена СПДГ;

4 ранцевых термоса (2-10 л.)

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья Гисматулина Д.Ш.