Дело № 2-2283/2020
УИД: 92RS0003-01-2020-003221-69
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2020 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Байметова А.А., при секретаре – Цурцумия К.М., с участием заместителя прокурора Ленинского района г. Севастополя – Рыбак Т.А., представителей истца ФИО1 – ФИО3, ФИО4, представителей ответчика – ФИО5, ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» о понуждении совершить определенные действия и по исковому заявлению ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь», третьи лица, не заявляющие самостоятельны требования относительно предмета спора – Департамент городского хозяйства города Севастополя, ООО «КП Чистый город», о защите прав потребителя жилищно-коммунальных услуг в сфере обращения твердых коммунальных отходов
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Ленинского района города Севастополь Рыбак Т.А. (далее - прокурор) в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском, указав, что прокуратурой Ленинского района г. Севастополя проведена проверка исполнения законодательства при применении региональным оператором в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами - ООО «Благоустройство города «Севастополь» (далее – ответчик, ООО «БГС») тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), по результатом которой установлено, что согласно ч.1 ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее- Федеральный закон №89-ФЗ) на территории г. Севастополя региональным оператором по обращению с ТКО является ООО «БГС», с которым Департамент городского хозяйства г. Севастополя заключил Соглашение об организации и осуществлении деятельности по обращению с ТКО на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Проведенной проверкой прокуратурой Ленинского района г. Севастополя выявлены нарушения требований ст. 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ, пункта 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила №) при применении ООО «БГС» тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а именно: незаконное применение региональным оператором в первом полугодии 2018 г. тарифа по обращению с ТКО в мере коммерческого учета ТКО для расчета платы с потребителями в количественных показателях массы ТКО. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинского района вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО в адрес ООО «БГС», которое было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ и в устранении нарушений отказано. Бездействие ответчика по устранению нарушений законодательства, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан, неопределённого круга послужило основанием обращения и.о. прокурора в суд с исковым заявлением о признании действия ООО «БГС» по применению тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для многоквартирного, частного жилых фондов в период с ДД.ММ.ГГГГ по 30. 06.2018 в размере в размере 3732,22 руб. за 1 тонну незаконными.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 обратились в суд с исковым заявлением к ООО «БГС» о защите прав потребителя жилищно-коммунальных услуг в сфере обращения ТКО и признании платы за услугу, начисляемую за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> с использованием меры коммерческого учета массы незаконной. Исковые требования мотивированы тем, что ООО «БГС» при осуществлении расчета платы для потребителей по формуле, предусмотренной п. 148 (30) Постановления правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и домах и жилых домов» (далее – Постановление № 354)был использован единый тариф на услугу регионального оператора и норматив накопления ТКО в количественных показателях массы, в то время как законодательством в сфере ТКО (Федеральный закон № 89-ФЗ, Правила № 505) предусмотрен коммерческий учет ТКО при расчетах с собственниками ТКО с использованием показателей объема. Таким образом, нарушение ООО «БГС» привело к незаконному завышению платы за коммунальную услугу в сфере ТКО для жителей многоквартирного жилого фонда с 103,41 руб. до 114,45 руб. с потребителя в месяц. Что подтверждается расчетами платы в двух мерах измерения: расчет платы исходя из количественных показателей объема 2,91?12?426,46 = 103, 41 руб. с чел. в месяц; расчет платы исходя из количественных показателей массы 0,368?12?3 732,22 = 114,45 руб. с чел. в месяц.
ДД.ММ.ГГГГ определением Ленинского районного суда <адрес> на основании ч.4 ст. 151 ГПК РФ, ввиду однородности дел, гражданскоедело92RS№-69 (производство №), по исковому заявлению ФИО1, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 к ООО «БГС» о защите прав потребителя жилищно-коммунальных услуг в сфере обращения ТКО, поступившее в суд ДД.ММ.ГГГГ и гражданское дело №RS0№-69 (производство №) по иску заместителя прокурора к ООО «БГС» о понуждении совершить определённые действия, объединены в одно производство.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Департамент городского хозяйства <адрес> и Общество с ограниченной ответственностью «КП Чистый город».
В судебном заседании заместитель прокурора, представители истца ФИО2 поддержали заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.
Представители ответчика возражали против удовлетворения исковых заявлений по доводам, изложенным в отзыве на иск, письменных пояснениях к исковому заявлению и обосновании применения тарифа. По мнению представителей ответчика, избрание тарифа для населения в размере 3 732,22 руб./тонна законно, в связи с тем, что Приказом Департамента городского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ – ОД «Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО» установлен единый тариф как в метрах кубических, так и в тоннах, что дает ООО «БГС» право выбора в части применения единицы измерения ТКО. Кроме того, представители ответчика настаивали на том, что расчет платы за услугу по массе тождественный расчету по объему, что подтверждали представленным в письменных пояснениях расчетом, где применена средняя плотность ТКО с ссылкой на п. 4 Правил № 505, следовательно, по мнению ответчика, расчет по массе не отразился на начислениях, указанных в платежных документах, что не могло привести к нарушению прав и законных интересов жителей г. Севастополя.
С указанными пояснениями не согласился заместитель прокурора и ФИО1 Представителями истца ФИО1 подан мотивированный письменный отзыв на пояснения ответчика, в котором опровергается представленный ООО «БГС» расчет платы следующего вида: норматив накопления в килограммах ? 12 месяцев ? (тариф в кубических метрах ? среднюю плотность ТКО). По мнению истца, данный расчет не предусмотрен законодательством в сфере ТКО и нарушает общепринятые правила арифметического расчета в виду наличия различных единиц измерения в одной формуле. Кроме того, использование в расчете платы для собственников ТКО средней плотности по мнению истца недопустимо, в связи с тем, что данная величина используется при расчете предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО в качестве коэффициента перевода с целью сопоставления объема и массы ТКО, что также подтверждается внесенными законодателем дополнениями в п.4 Правил № 505: в целях сопоставления объема и массы ТКО определяется средняя плотность ТКО, рассчитываема как отношение объема ТКО, принятых от собственников ТКО, к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год.
По мнению истца ФИО1 данные расчеты надуманы, вместо величины плотности может быть введена любая величина, которая согласно математического правила сложных дробей будет сокращена, после чего получена именно тот расчет по единице объема, которую ответчик не признает.
В судебное заседание не явились истцы ФИО7, ФИО8 и Жерновая С.Я., а также представители третьих лиц о месте и времени разбирательства извещены своевременно и в надлежащей форме.
Принимая во внимание извещение лиц, участвующих в деле, о месте и времени слушания дела, учитывая, что ходатайств об отложении слушания в суд не поступало, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, суд считает возможным в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело при объявленной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, и оценив представленные доказательства, суд считает исковые требования и.о. прокурора и исковые требования ФИО1, ФИО7, ФИО8 и ФИО9 подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 г. №176 « О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.24.6 Федерального закона №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
На основании ч. 2 ст. 24.7 Федерального закона №89-ФЗ предусмотрено, что региональный оператор по договору на оказание услуг по обращению с ТКО обязуется принимать ТКО в объеме и в местах накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с Законом, а собственник ТКО обязуется оплачивать данную услугу по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу ч. 2 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505 и при этом в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п.п. «г» п. 148 (22) Правила № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Пунктом 148 (30) Правил № 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к настоящим Правилам: размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов:
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Ni - норматив накопления ТКО;
Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Как установлено в судебном заседании, ответчику присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории г. Севастополя, на основании Соглашения об организации и осуществлении деятельности по обращению с ТКО на территории г. Севастополя, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом городского хозяйства г. Севастополя и ООО «БГС», на период с момента подписания данного соглашения по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 7.2. региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению в полном объеме с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 6.1. Соглашения в обязанности ООО «БГС» входит заключение и исполнение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, находящихся в зоне деятельности регионального оператора, с учетом обоснованного единого тарифа на оказание услуг по обращению ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ установление нормативов накопления ТКО и утверждение тарифов в области обращения с ТКО относится к полномочиям субъектов Российской Федерации.
В городе Севастополь утверждены нормы накопления ТКО для жилого фонда и частного сектора на территории города Постановлением Правительства г. Севастополя от 09.03.2016 г. № 153 – ПП (далее - Постановление Правительства Севастополя № 153). Годовой норматив накопления ТКО (с учетом крупногабаритных отходов) для многоквартирного жилого фонда составляет 368 кг на 1 чел./год или 2,91 куб.м. на 1 чел./год, а для частного жилого фонда – 382 кг на 1 чел./год или 3,11 куб.м. на 1 чел./год.
Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «БГС» на 2018 г. установлен Приказом Департамента городского хозяйства г. Севастополя от 19.12.2017 г. № 469-ОД (далее – Приказ № 469-ОД), с изменениями, внесенными Приказом от 28.12.2017 г. № 500-ОД. Согласно указанному Приказу единый тариф на услугу ООО «БГС» для населения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 3 732,22 руб./тонна или 426,46 руб./куб.м.
С целью осуществления расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на основании Постановления Правительства Севастополя № и в соответствии с Приказом №-ОД, генеральным директором ООО «БГС» издан Приказ «О применении тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО» от ДД.ММ.ГГГГ№-А, согласно которому для многоквартирного, частного жилых фондов на 2018 г. применяется тариф в количественных показателях массы в размере 3 732, 22 руб. за 1 тонну в первом полугодии, а для прочих потребителей (юридических лиц) в количественных показателях объема в размере 361,41 руб. за 1 куб.м. в первом полугодии 2018 года.
Суд полагает, что данное применение тарифа для населения в количественных показателях массы, а также доводы представителей ответчика в судебном разбирательстве о праве альтернативного выбора меры коммерческого учета ТКО, которым наделен ООО «БГС» Приказом Департамента городского хозяйства <адрес>№-ОД, основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 24.10 Федерального закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами № 505, и при этом в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Правила № 505 устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО двумя способами (п.1 Правил № 505):
1) с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
2) расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО.
Согласно п. 5 Правил № 505, коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
В силу п. 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, а согласно пункту 8 Правил коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил (исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО) только при раздельном накоплении ТКО. Учет расчетным путем исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения, применяется во взаимоотношениях с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО и транспортируемых с таких объектов (п. 9 Правил № 505).
Таким образом, в отношении граждан г. Севастополя, проживающих в многоквартирном и частном жилых фондах, которые являются собственниками ТКО и потребителями коммунальной услуги ООО «БГС», коммерческий учет ТКО может осуществляться только расчетным путем исходя из утвержденных нормативов накопления ТКО, выраженных в объеме, а при раздельном накоплении ТКО - исходя из количества и объема контейнеров. Соответственно расчет платы за услугу в сфере ТКО должен осуществляться с применением единого тарифа и годового норматива накопления ТКО, выраженных в показателях объема, то есть в метрах кубических.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами по делу - публичным договором на оказание услуг по обращению с ТКО для физических лиц и регионального оператора ООО «БГС», типовая форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с ТКО». Раздел V «Порядок осуществления учета объема и (или) массы ТКО» договора, определено, что стороны договора согласились производить учет ТКО в соответствии с Правилами № 505, расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из сведений, содержащихся в актах выполненных работ ООО «КП Чистый город», являющегося оператором в сфере ТКО и в соответствии с договором, заключенным с ООО «БГС», оказывающего услугу по сбору и транспортированию ТКО в г. Севастополе, фактический сбор ТКО с собственников отходов осуществлялся исходя из количественных показателей объема.
Судом отклоняются расчеты ответчика, в которых используется показатель средней плотности ТКО как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе со ссылкой на п. 4 Правил № 505в силу следующего.
Показатель средней плотности используется при расчете регулируемых тарифов в области обращения ТКО, что установлено Приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 21.11.2016 г. № 1638/16, применение которого предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области ТКО».
При этом суд соглашается с расчетами, приведенным истцом ФИО1 в исковом заявлении и доводами заместителя прокурора в судебном заседании, как доказательство незаконного увеличения платы при использовании норматива накопления ТКО и тарифа в количественных показателях массы в отличии от использования показателей в объеме, поскольку они соответствуют нормам законодательства в сфере ТКО.
Представленные ответчиком копии паспорта на средство измерения массы с нагрузкой в 500 килограмм не относятся к обстоятельствам, подлежащим доказыванию по данному делу, так как средства измерения массы ТКО используются в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с ТКО владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и/или захоронения ТКО ( п.9 Правил № 505) и не могут касаться начисления платы потребителям коммунальной услуги. Кроме того, в представленных документах отсутствуют сведения об месте установки средства измерения, собственнике и допуске средства измерения в эксплуатацию в порядке установленным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответчиком ООО «БГС» не представлены доказательства в порядке ст. 56 ГПК РФ, которые бы опровергали или ставили под сомнения доводы истцов о незаконном применении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для многоквартирного, частного жилых фондов в размере 3 732,22 руб. за 1 тонну.
Оценивая изложенные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Севастополя, а также ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9.
Поскольку судом удовлетворены исковые требования, истцами по делу государственная пошлина не оплачивалась, то она подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета города Севастополя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Ленинского района города Севастополя к Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» удовлетворить.
Признать действия ООО «Благоустройство города «Севастополь» по применению тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для многоквартирного, частного жилых фондов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 732,22 руб. за 1 тонну незаконными.
Возложить обязанность на ООО «Благоустройство города «Севастополь» по проведению перерасчета населению города Севастополя за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для многоквартирного, частного жилых фондов в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением тарифа из расчета 426,46 руб. за 1 куб. метр.
Исковое заявление ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» удовлетворить.
Признать начисление ООО «Благоустройство города «Севастополь» платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с использованием меры коммерческого учета в виде массы незаконным.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» в доход бюджета города Севастополя государственную пошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.
Председательствующий –
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2020 года.