Дело № 2-2283/2016 Изг. 22.03.2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2016 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Курбатовой О.В.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Ярославля У.Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.С.Л. к Правительству Ярославской области о восстановлении на работе,
установил:
С.С.Л. обратился с исковыми требованиями к Правительству Ярославской области о восстановлении на работе. В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ истец был уволен с государственной гражданской службы Ярославской области и освобожден от замещаемой должности <данные изъяты> на основании п. 8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы. ДД.ММ.ГГГГ истец узнал о том, что в управлении делами Правительства Ярославской области вновь введена должность <данные изъяты>, не относящаяся к должностям гражданской службы с функциональными обязанностями, аналогичными должностным обязанностям по ранее замещаемой истцом должности. Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с письмом на имя начальника управления государственной службы и кадровой политики Правительства Ярославской области с просьбой дать ему разъяснения по факту введения в управлении делами Правительства области должности, аналогичной ранее занимаемой истцом должности. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № истцу было разъяснено, что должность руководителя службы снабжения введена приказом Правительства области от ДД.ММ.ГГГГ№. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в государственную инспекцию труда Ярославской области об оказании помощи по восстановлению на работе. ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ из государственной инспекции труда в Ярославской области, в котором были даны пояснения о возможности восстановления на работе на основании решения суда.
Полагая, что срок для обращения в суд за защитой нарушенного права пропущен по уважительной причине, истец просит восстановить срок на обращение в суд за защитой нарушенного права, признать приказ об увольнении № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, восстановить его на работе в управлении делами Правительства Ярославской области в должности с прежним перечнем должностных обязанностей главного специалиста или руководителя службы снабжения, взыскать в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула, взыскать компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец С.С.Л. исковые требования поддержал в полном объеме, указывая на то, что сокращения занимаемой им ранее должности <данные изъяты> на произошло, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ в управлении делами Правительства Ярославской области была введена новая должность <данные изъяты>. Функциональные обязанности по ранее занимаемой истцом должности <данные изъяты> аналогичны должностным обязанностям по вновь введенной должности <данные изъяты>. Срок исковой давности для оспаривания увольнения им пропущен по уважительной причине, поскольку о незаконности увольнения истцу стало известно только ДД.ММ.ГГГГ.
Представители ответчика правительства Ярославской области по доверенности Д.А.Н., С.М.А. исковые требования не признали в полном объеме, пояснив, что фактически сокращение замещаемой истцом должности имело место, сокращение было вызвано изменениями в организации работы по материально-техническому обеспечению деятельности Правительства Ярославской области. Функции по содержанию зданий, принадлежащих Ярославской области, в том числе и здания Правительства Ярославской области, были переданы вновь созданному ОРГАНИЗАЦИЯ1, функции по транспортному обслуживанию были переданы государственному казанному учреждению по транспортному обслуживанию, функции по обеспечению оргтехникой были переданы государственному казенному учреждению по обеспечению организационной техникой. В связи с указанными изменениями в организации работы по обеспечению деятельности Правительства Ярославской области должность истца была сокращена. С ДД.ММ.ГГГГ в отдел планово-договорной работы и организации закупок управления делами Правительства области в связи с увеличением объема претензионной работы и необходимостью участия в большем количестве судебных заседаний была введена должность <данные изъяты>, который осуществляет правовое сопровождение закупочной деятельности. С ДД.ММ.ГГГГ правительством области с целью обеспечения координации работы вновь созданного ОРГАНИЗАЦИЯ1 было принято решение о выделении в структуре управления делами Правительства области службы материально-технического обеспечения. Для руководства службой материально-технического обеспечения введена должность <данные изъяты>, функциональные обязанности по которой отличны от должностных обязанностей по ранее замещаемой истцом должности. Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Процедура увольнения истца ответчиком была соблюдена. Кроме того, ответчик заявляет о пропуске истцом срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Уважительности причин пропуска срока исковой давности истцом не приведено.
Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора У.Е.В., суд полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истец занимал должность государственной гражданской службы Ярославской области <данные изъяты>. В должностные обязанности ситца входило взаимодействий по вопросам государственных закупок с органами государственной власти РФ, структурными подразделениями Правительства области, иными органами государственной власти, находящимися на территории области, органами власти других субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований и должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований области, аппаратами соответствующих правоохранительных и контрольных органов, подготовка проектов ответов на запросы и письма, поступившие в установленном порядке в Управление, участие в организации и проведении согласительных процедур, в которых Правительство области является участником процесса закупки, представление интересов управления делами Правительства ЯО в государственных органах при рассмотрении вопросов государственных закупок, проведение необходимой работы по подготовке проектов и заключения государственных контрактов, договоров, дополнительных соглашений и иных документов по вопросам материально-технического обеспечения Правительства области, подготовка технических заданий для осуществления процедур закупок, организация материально-технического обеспечения мероприятий, проводимых Правительством области, учет имущества, управление и распоряжение которым возложено на Правительство области, учет движения материальных ресурсов Правительства области, ведение электронной базы данных товаров, выполнения работ по заявкам от структурных подразделений, необходимых для их деятельности, осуществление работы по обеспечению сотрудников Правительства области всеми видами связи, обеспечение приемки постановленного товара, выполненной работы и иные.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ истец был уволен с государственной гражданской службы Ярославской области и освобожден от замещаемой должности <данные изъяты> на основании п. 8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы.
С ДД.ММ.ГГГГ в отдел планово-договорной работы и организации закупок управления делами Правительства области в связи с увеличением объема претензионной работы и необходимостью участия в большем количестве судебных заседаний была введена должность <данные изъяты>, который осуществляет правовое сопровождение закупочной деятельности.
С ДД.ММ.ГГГГ правительством области с целью обеспечения координации работы вновь созданного ОРГАНИЗАЦИЯ1 было принято решение о выделении в структуре управления делами Правительства области службы материально-технического обеспечения. Для руководства службой материально-технического обеспечения введена должность <данные изъяты>.
В соответствии с должностной инструкцией в обязанности <данные изъяты> входит обеспечение ведения складского учета материальных ценностей на складе для целей бюджетного учета, организация взаимодействия с финансовым управлением Правительства области по вопросам учета материальных ценностей на складе, координация деятельности службы материально-технического обеспечения и ОРГАНИЗАЦИЯ1, решение организационных вопросов при проведении протокольных мероприятий в части обеспечения соответствия помещений уровню проводимого мероприятия, обеспечение работы по хранению и принятию к учету подарков, полученных лицами, замещающими государственные должности Ярославской области и должности государственной гражданской службы Ярославской области, в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей, организация проведения общественно-значимых мероприятий с участием лиц, замещающих государственные должности Ярославской области и должности государственной гражданской службы Ярославской области.
Таким образом, исследовав представленные суду должностные инструкции по ранее замещаемой истцом должности <данные изъяты> и вновь введенной должности <данные изъяты>, суд соглашается с доводами представителей отвечтика о том, что должностные обязанности по указанным должностям не являются идентичными.
Правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, основано на закрепленных в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" принципах, в том числе принципе стабильности гражданской службы, который предполагает сохранение статуса государственного гражданского служащего путем перераспределения кадров государственной гражданской службы внутри единой системы государственных органов.
В соответствии с указанным принципом положения частей 1 - 3 статьи 31 Закона предусматривают возможность продолжения государственно-служебных отношений в случае реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращения должностей государственной гражданской службы путем предложения государственному гражданскому служащему иной должности государственной службы в том же или другом государственном органе, а также направления его на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Такое правовое регулирование обеспечивает реализацию кадровой политики, имеющей целью сохранение квалифицированных и опытных сотрудников в системе государственной гражданской службы, и, в конечном счете, направлено на создание эффективно действующего государственного аппарата.
Пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Частью 5 статьи 31 настоящего Закона установлено, что представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Процедура увольнения истца ответчиком была соблюдена. Истец в установленный законом срок был уведомлен о предстоящем сокращении замещаемой им должности в связи с изменением в организации работы по материально-техническому обеспечению деятельности Правительства Ярославской области. Истцу были предложены все имеющиеся вакантные должности государственной гражданской службы, как должности государственной гражданской службы Российской Федерации, так и должности государственной гражданской службы Ярославской области. Истец выразил желание занять должность государственной гражданской службы Ярославской области- <данные изъяты>. В замещении указанной вакантной должности истцу было отказано в связи с несоответствием квалификационным требованиям к данной должности.
Фактически сокращение замещаемой истцом должности имело место, необходимость в сокращении замещаемой истцом должности подтверждена Указом Губернатора Ярославской области от 28.05.2015 № 297 «О совершенствовании деятельности органов исполнительной власти Ярославской области», которым предписано прекратить реализацию деятельности по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту административных зданий (помещений) с передачей осуществления указанной деятельности специализированному государственному учреждению, прекратить реализацию деятельности по транспортному обслуживанию (за исключением непосредственного использования транспортных средств государственными гражданскими служащими Ярославской области, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность), передав осуществление указанной деятельности государственному казенному учреждению Ярославской области «Служба по обеспечению транспортом и обслуживанию зданий Правительства Ярославской области», прекратить реализацию деятельности по осуществлению технической поддержки собственной ИТ-инфраструктуры (за исключением деятельности по поддержке и ведению ведомственных информационных систем и проведению закупочных процедур), передав осуществление указанной деятельности государственному бюджетному учреждению Ярославской области «Электронный регион». Председателю Правительства области, заместителям Губернатора области, заместителю Губернатора области - директору департамента информатизации и связи Ярославской области, заместителям Председателя Правительства области, заместителю Председателя Правительства области - директору департамента финансов Ярославской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ предписано обеспечить проведение в установленные действующим законодательством сроки организационно-штатных мероприятий в соответствии с пунктом 1.
Таким образом, сокращение замещаемой истцом должности было вызвано изменениями в организации работы по материально-техническому обеспечению Правительства Ярославской области, вводимыми в соответствии с Указом Губернатора Ярославской области от 28.05.2015 № 297 «О совершенствовании деятельности органов исполнительной власти Ярославской области».
Обязанности предложить истцу при увольнении должность <данные изъяты> у ответчика не имелось, поскольку данной должности на дату увольнения истца не существовало, данная должность была введена в штатное расписание с ДД.ММ.ГГГГ после увольнения истца. Кроме того, вновь введенная должность <данные изъяты> не относится к должностям государственной гражданской службы, в связи с чем у ответчика отсутствовала обязанность по предложению указанной должности истцу в соответствии с положениями ч.5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Ответчиком заявлено о применении исковой давности к заявленным истцом требованиям.
Согласно ст. 73 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе РФ» Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Пунктом 8 ст. 70 указанного Федерального закона установлено, что гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
При этом Федеральным законом РФ «О государственной гражданской службе РФ» не установлен процессуальный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Следовательно, в данном случае подлежит применению ТК РФ.
Согласно ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Истец указывает на то, что о введении новой должности в управлении делами Правительства Ярославской области он узнал ДД.ММ.ГГГГ. Исковое заявление о восстановлении на работе подано истцом в суд ДД.ММ.ГГГГ, более, чем через <данные изъяты> с того момента, как истцу стало известно о предполагаемом нарушении его прав. Уважительности причин пропуска срока на столь значительный период времени истцом не приведено. Обращение за получением письменных разъяснений в управление государственной службы и кадровой политики Правительства Ярославской области, обращение за разъяснениями в Государственную инспекцию труда в Ярославской области не являются основанием для продления срока, установленного ст. 392 ТК РФ для защиты нарушенного права. При этом, узнав о предполагаемом нарушении своих прав ДД.ММ.ГГГГ, истец только ДД.ММ.ГГГГ обращается в управление государственной службы и кадровой политики Правительства Ярославской области за получением письменных разъяснений, получив ответ из Государственной инспекции труда в Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, истец только ДД.ММ.ГГГГ обращается с исковыми требованиями в суд.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что истцом не приведено уважительности причин пропуска срока для обращения в суд с исковыми требованиями о защите нарушенного права, в связи с чем в удовлетворении ходатайства истца о восстановлении срока исковой давности должно быть отказано.
Пропуск истцом срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Поскольку требования истца о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, о взыскании компенсации морального вреда произвольны от требований о восстановлении на работе и признании приказа об увольнении незаконным, в удовлетворении данных требований С.С.Л. также должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований С.С.Л. к Правительству Ярославской области о восстановлении на работе отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья: В.В.Барышева