Дело № 2-2284-2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июня 2012 года
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Л.Л.
при секретаре Каменских О. Н.
с участием прокурора Ершова С.А., представителя ответчика, действующей по доверенности от Дата ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК ЖФ «Техноресурс плюс» о признании расчета незаконным,
у с т а н о в и л:
Прокурор Дзержинского района г.Перми обратился в суд с иском к ООО «УК ЖФ «Техноресурс плюс» о признании незаконным примененного ООО «УК ЖФ «Техноресурс плюс» Дата – Дата порядка расчетов с потребителями услуг холодного, горячего водоснабжения в доме Адрес возложении на ООО «УК ЖФ «Техноресурс плюс» обязанности осуществления расчетов с собственниками помещений жилого многоквартирного дома Адрес за потребляемые коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением правительства РФ №307 от 23.05.2006 г. по формуле №9 Приложения №2 к Правилам.
Свои требования мотивирует тем, что жилой дом Адрес в соответствии с типовыми договорами, заключенными с собственниками жилых помещений дома находится в управлении «УК ЖФ «Техноресурс плюс», оборудован общедомовыми приборами учета холодного, горячего водоснабжения, часть жилых помещений дома оборудована индивидуальными приборами учета приведенных коммунальных ресурсов, общедомовые приборы учета с момента ввода в эксплуатацию Дата. по настоящий момент в поверке и ремонте не находились.
Прокуратурой Дзержинского района г.Перми в ходе проверки исполнения законодательства о тарифах и нормативах ЖКХ в части их применения при расчете размера платы за коммунальные услуги по плану работы прокуратуры на Дата были установлены обстоятельства, свидетельствующие о прямых нарушениях требований Правил №307, а применение данного неправомерного порядка осуществления расчетов приводит к необходимости систематического проведения корректировок платы за услуги холодного водоснабжения по причине возникающей разницы между суммами, предъявляемыми к оплате ресурсоснабжающей организацией и суммами, начисляемыми жильцам.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении иска настаивает, подтвердил доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика, действующая по доверенности, ФИО2 с иском согласна, пояснила, что выявленные в результате проверки нарушения на оспаривает, планируется проведение корректировки платы собственникам жилых помещений дома.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.2 ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В соответствии с ч.3 ст.161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч.4 ст. 162 ЖК РФ условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают из права и обязанности, ответственность, а так же порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В соответствии с п.1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам - Настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с п.2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам - - Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с п.4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам - Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации Условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приводятся в приложении N 1.
Расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в приложении N 2.
В соответствии с п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам - Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «а» п.23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам - При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с п.п. 1 п.3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех видов помещений в многоквартирном доме индивидуальным и (или) общими (квартирными) приборами учета плата за коммунальные услуги в жилом помещении за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение определяется по нижеследующей формуле № 9, учитывая объем воды, потребленный за расчетный период в целом всем домом, суммарный объем воды, потребленный жителями, установившими в квартире индивидуальные счетчики, и жителями, у которых счетчиков нет исходя из нормативов потребления:
, (9)
где:
- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);
- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);
- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).
Судом установлено, что многоквартирный дом № Адрес в соответствии с типовыми договорами, заключенными с собственниками жилых помещений дома находится в управлении ООО «УК ЖФ «Техноресурс плюс» (л.д.17а).
Согласно п.1.1 типового договора управления многоквартирным домом от 01.11.2006 г. целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в жилом доме, обеспечение сохранности, надлежащего управления, содержания и ремонта общего имущества дома, его инженерных систем и оборудования мест общего пользования и придомовой территории, решение вопросов пользования указанным имуществом собственниками помещений, избравшими форму управления многоквартирным домом посредством управляющей компании, а также обеспечением предоставление жилищно-коммунальных услуг собственникам жилых помещений (л.д.13-16).
Согласно п.4.2 типового договора управления многоквартирным домом от 01.11.2006 г. размер платы за жилищно-коммунальные услуги рассчитываются Управляющей компанией как произведение установленных органом местного самоуправления тарифов на объем потребленных ресурсов по показаниям приборов учета и включая агентское вознаграждение. При отсутствии приборов учета или непроверенных приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органом местного самоуправления г.Перми в порядке, определяемом Правительством РФ.
Оплату оказанных услуг собственник производит на основании счет-извещения, представленному Управляющей компанией не позднее первого числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно сообщению Дата в домах, находящихся в управлении ООО «УК ЖФ «Техноресурс плюс», в том числе в доме Адрес имеется в наличии приборы учета ХВС, ГВС, введенные в эксплуатацию Дата. (л.д.20). Часть жилых помещений дома оборудована индивидуальными приборами учета ХВС, ГВС (л.д.21).
Согласно сообщению Дата в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК ЖФ «Техноресурс плюс» и оборудованных общедомовыми приборами учета, приборы учета ХГВС в проверке и ремонте не находились, их эксплуатация проводится в течение всего периода (л.д.18). Показания приборов при начислении платы за коммунальные услуги не применялись ввиду того, что расчеты собственников за потребленный коммунальный ресурс осуществлялись по показаниям ИПУ. При отсутствии ИПУ начисления производятся согласно действующему нормативу потребления воды.
В ходе проведения прокуратурой Дзержинского района г.Перми в ходе проведения проверки исполнения законодательства о тарифах и нормативах в сфере ЖКХ в части их применения при расчете размера платы за коммунальные услуги установлено, что в течение периода с Дата по Дата расчеты с жителями за потребленную холодную воду производились следующим образом:
- для собственников жилых помещений, оборудованных индивидуальным прибором учета соответствующего ресурса сумма платы исчислялась путем умножения количества потребленной холодной воды, определяемого по показаниям индивидуального прибора учета, на установленный тариф стоимости 1-го кубического метра холодной воды,
- для собственников жилых помещений, не оборудованных индивидуальным прибором учета сумма платы исчислялась путем умножения установленного норматива потребления ресурса на количество временно и постоянно проживающих в помещении человек на установленный тариф стоимости ресурса.
Расчеты с жителями за потребленную холодную воду производились следующим образом:
- для собственников жилых помещений, оборудованных индивидуальным прибором учета соответствующего ресурса сумма платы исчислялась путем умножения количества потребленной горячей воды (кубические метры), определенного по показаниям ИПУ, на самовольно рассчитанный управляющей компанией, не утвержденный в установленном порядке тариф стоимости подогрева 1 кубического метра горячей воды.
- для собственников жилых помещений, не оборудованных индивидуальным прибором учета сумма платы исчислялась путем умножения установленного норматива на подогрев горячей воды (Гкал/чел./месс.) на тариф стоимости одной Гкал на количество постоянно и временно проживающих в помещении человек. В подтверждение данных фактов в материалы дела представлены копии квитанций на оплату коммунальных услуг собственникам помещений №№ Адрес за период с Дата по Дата (л.д.22-50), объяснениями директора ООО «УК ЖФ «Техноресурс плюс» ФИО1 (л.д.54-55).
Согласно объяснениям директора ООО «УК ЖФ «Техноресур плюс» ФИО1 Дата общество планирует в Дата проведение корректировки платы собственникам помещений дома за указанные виды коммунальных ресурсов.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г., проведение корректировки платы за услуги ХВС, ГВС не допускается, принимая во внимание, что ООО «УК ЖФ «Техноресурс плюс», являясь организацией, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом Адрес в нарушение требований ЖК РФ, Правил № 307, в Дата – Дата осуществляло расчеты за потребленные услуги холодного и горячего водоснабжения с собственниками жилых помещений дома по формулам, применение которых действующим законодательством не предусмотрено, в результате чего имеет место длительное нарушение прав и законных интересов собственников жилых помещений указанного дома, лиц, постоянно и временно проживающих в нем, а также лиц, которые будут проживать там в будущем времени, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным примененный ООО «УК ЖФ «Техноресурс плюс» в Дата – Дата порядок расчетов с потребителями услуг холодного, горячего водоснабжения в доме Адрес
Возложить на ООО «УК ЖФ «Техноресурс плюс» обязанность осуществления расчетов с собственниками помещений жилого многоквартирного дома Адрес за потребляемые коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением правительства РФ №307 от 23.05.2006 г. по формуле №9 Приложения №2 к Правилам.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Л.Л.Абрамова