Дело № 2- 2284/2021; УИД: 42RS0010-01-2019-002694-88
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Киселёвский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего - судьи Дягилевой И.Н.,
при секретаре – Степановой О.И.,
с участием представителя ответчика УГР КГО – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Киселевске
18 ноября 2021 года
гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению городского развития Киселевского городского округа, Федеральному государственному бюджетному учреждению по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов об обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в Киселёвский городской суд с иском к Управлению городского развития Киселевского городского округа, Федеральному государственному бюджетному учреждению по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов об обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ и предоставлении социальной выплаты.
Требования мотивировал тем, что он - ФИО2, проживает в жилом доме по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. Решением Киселевского городского суда Кемеровской области по делу № 2-1235/2018 от 23.07.2018г. постановлено: «признать за ФИО2 право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 32,9 кв.м., в том числе жилой - 23,9 кв.м., кадастровый №».
Право собственности зарегистрировано за ним - ФИО2, в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ. №.
После обращения к Ответчику с требованием включить его - ФИО2, в список граждан, подлежащих переселению и предоставить социальную выплату на приобретение жилья взамен сносимого, предоставления полного пакета документов, подтверждающих наличие у него права на предоставление социальной выплаты, им был получен ответ от Управления городского развития Киселевского городского округа от 17.10.2019 г. №, в котором сообщалось, что проведено обследование жилых домов СФ ОАО ВНИМИ № от 26.06.2013 года, по которому составлено заключение по теме: «Оценка степени влияния подземных горных работ шахты «<данные изъяты>» на техническое состояние жилых домов, с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу», дом по адресу: <адрес> в вышеуказанном заключении определен как ТОР (требующий отдельного решения о выдаче субсидий в судебном порядке), это дома сгоревшие, разрушенные, заброшенные, нежилые, отсутствующие, имеющие несоответствие данных БТИ и результатов обследования СФ ОАО «ВНИМИ», имеющие данные БТИ не в полном объеме. Чтобы рассмотреть вопрос о его переселении, Ответчиком было рекомендовано предоставить решение суда о включении его в список на предоставление социальной выплаты.
Согласно данным УФМС: ФИО2 зарегистрирован по указанному адресу с 03.06.2003г., имеется отметка в паспорте.
Также при предоставлении документов Ответчику им была передана адресная справка с отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по г. Киселевску, где подтверждается с какого периода он зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Считает, что Заключение СФ ОАО «ВНИМИ» № от 26.06.2013 года, касающиеся его дома по адресу: <адрес>, не соответствует действительности и является недостоверным. Полагает, что данное заключение в отношение его дома было принято в связи с предоставлением каких либо недостоверных сведений. Его дом по вышеуказанному адресу не сгоревший, не разрушенный, не разобранный, не заброшенный и в настоящее время он в нем зарегистрирован и проживает.
На момент вынесения данного заключения в указанном доме он проживал и был в нем зарегистрирован. Иным жильем не обеспечен, что подтверждено сведениями из ЕГРН.
Считает, что его требование к Управлению городского развития Киселевского городского округа о возложении обязанности по включению меня в списки граждан, подлежащих переселению и предоставлении социальной выплаты законно и обоснованно.
Просит обязать Управление городского развития Киселевского городского округа предоставить социальную выплату и включить в уточненный список, подлежащих переселению с подработанной территории ликвидированной шахты «<данные изъяты>», ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, причина неявки неизвестна.
Представитель ответчика УГР Киселевского городского округа Кандалова А.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на три года, настаивала на рассмотрении исковых требований по существу, в отсутствие истца, надлежаще извещённого о времени и месте судебного заседания, решение вопроса об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда.
Представитель ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов о дне рассмотрения извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, представил письменный отзыв по иску.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство энергетики Российской Федерации о дне рассмотрения извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв по иску.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КУМИ КГО о дне рассмотрения извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил.
Выслушав представителя ответчика УГР КГО, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20 июня 1996 года №81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года №840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428.
Согласно указанным Правилам содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтёрских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Списки граждан, подлежащих переселению, в соответствии с пунктом 8 названных выше Правил составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и в дальнейшем могут быть уточнены в следующих случаях:
- рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности;
- государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению;
- снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
При этом предусмотренный пунктом 8 Правил перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.
Из смысла Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13 июля 2005 года, следует, что социальная выплата для приобретения жилья предоставляется лицам, которые постоянно проживают в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ, и подлежат переселению из данного жилья.
Таким образом, для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание специализированной научно-исследовательской организацией жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; постоянное проживание граждан в данном жилом доме на момент принятия решения о ликвидации Шахты «<данные изъяты>», то есть на 19 июля 2006 года и сохранение в нем регистрации по месту жительства; отсутствие иного жилья.
По данному делу вышеприведенная совокупность обстоятельств имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Шахта «<данные изъяты>» ликвидирована по решению суда 19 июля 2006 года.
Заключением СФ АО ВНИМИ № от 26 июня 2013 года жилой дом, расположенный по <адрес>, определен как ТОР (требующий отдельного решения о выдаче субсидий в судебном порядке), т.е. дома сгоревшие, разрушенные, заброшенные, нежилые (л.д.58-80).
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО2, на основании решения Киселевского городского суда Кемеровской области по делу № 2-1235/2018 от 23.07.2018г. (л.д.13-18).
Право собственности зарегистрировано за ФИО2, в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.10-12)
Как следует из материалов дела, в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрирован ФИО2 с 03.06.2003, указанные обстоятельства подтверждаются копией адресной справки (л.д.9), копией паспорта истца (л.д.7), копией домовой книги (л.д.21-24).
Данный жилой дом расположен в зоне подработки ликвидированной шахты «<данные изъяты>».
Истец ФИО2 обращался к ответчику с заявлением о включении в список граждан подлежащих переселению. Управление городского развития Киселевского городского округа письмом от 17.10.2019 (л.д.6) отказало истцу на основании того, что проведено обследование жилых домов СФ ОАО ВНИМИ № от 26.06.2013 года, по которому составлено заключение по теме: «Оценка степени влияния подземных горных работ шахты «<данные изъяты>» на техническое состояние жилых домов, с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу», дом по адресу: <адрес> в вышеуказанном заключении определен как ТОР (требующий отдельного решения о выдаче субсидий в судебном порядке), это дома сгоревшие, разрушенные, заброшенные, нежилые, отсутствующие, имеющие несоответствие данных БТИ и результатов обследования СФ ОАО «ВНИМИ», имеющие данные БТИ не в полном объеме. Чтобы рассмотреть вопрос о переселении ФИО2, рекомендовано предоставить решение суда о включении его в список на предоставление социальной выплаты.
В настоящее время истец ФИО2 продолжает проживать и сохраняет регистрацию по месту жительства в этом жилом доме.
Доводы истца подтверждены письменными материалами дела.
Из сообщения ГБУ «Центр ГКО и ТИ кемеровской области» филиал №16 БТИ г.Киселевска от 17.10.2019 года, усматривается, что за ФИО2 зарегистрирован жилой дом по адресу: <адрес> (л.д.10).
Заключением СФ АО ВНИМИ № от 26 июня 2013 года жилой дом, расположенный по <адрес>, определен как ТОР (требующий отдельного решения о выдаче субсидий в судебном порядке), т.е. дома сгоревшие, разрушенные, заброшенные, нежилые (л.д.58-80).
В Список граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированных шахты «<данные изъяты>», истец не включен (л.д.43-57).
Ввиду наличия противоречий по заключению относительно ветхости спорного жилого дома определением Киселевского городского суда Кемеровской области от 30 декабря 2019 года по делу была назначена судебная горно-геологическая экспертиза, производство которой поручена экспертам СФ АО «ВНИМИ». (л.д.93-95)
Из экспертного заключения СФ АО ВНИМИ № от 14 сентября 2020 года, следует, что жилой дом по адресу: <адрес> находится на горном отводе ООО "Шахта <данные изъяты>", в зоне влияния от его подземных горных работ. Согласно выполненным расчётам, приведённым в таблице 1 п. 3, горные работы ООО "Шахта <данные изъяты>" повлияли на техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>
Согласно п. 2.2 "Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания", к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70 %;
- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %.
Жилой дом по адресу: <адрес>, согласно данным технического паспорта БТИ № от 28 марта 2016 г., имеет физический износ 67 %, то есть является ветхим.
Причиной ветхого состояния дома по адресу: <адрес> является комплекс влияющих факторов: морозное пучение грунтов из-за неглубокого заложения фундаментов, отсутствие конструктивных мер защиты строения до начала ведения горных работ, сезонное подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ООО "Шахта <данные изъяты>", так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, жилой дом по адресу: <адрес>, рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО "Шахта <данные изъяты>". (л.д.113-123)
У суда не имеется оснований сомневаться в достоверности и обоснованности указанного заключения экспертов, которое составлено на основании всех предоставленных в их распоряжение материалов дела, осмотра спорного объекта.
В заключении экспертов подробно описаны подходы и методы экспертного исследования, анализ всех существенных факторов, указано нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы, имеется описание проведенных исследований.
Отводов экспертам в ходе разрешения дела заявлено не было, доказательств заинтересованности экспертов не представлялось. Учитывая это, оснований не доверять выводам экспертов, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не имеется.
Сторонами экспертное заключение не оспорено, и суд считает его достоверным и допустимым доказательством по делу.
Указанным экспертным заключением установлено, что ветхое состояние жилого дома, в котором проживает истец, наступило в результате ведения горных работ на ликвидируемой угольной шахте ООО Шахта «<данные изъяты>», и этот дом непригоден для проживания по критериям безопасности, подлежит сносу.
В судебном заседании установлено, что право пользования жилым домом по <адрес> возникло у истца до признания дома непригодным для проживания и формирования списков, в указанном доме он на законных основаниях проживал, в том числе и на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты, проживает и в настоящее время, сохраняя регистрацию по своему месту жительства.
До настоящего времени социальная выплата за указанный дом никому предоставлена не была, другого жилого помещения истец в собственности или пользовании не имеет. Законодательством в данном случае предусмотрено изменение списков (уточнение) на день предоставления социальных выплат, при этом более позднее, по сравнению с составлением списков, обследование жилых домов на подработанной шахтой территории не может служить обстоятельством, ограничивающим право истца на получение социальной выплаты.
В соответствии с пп. 9,10 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек;18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.
С учетом вышеприведенных положений закона, а также изложенных обстоятельств и исследованных доказательств, истец обоснованно нуждается в переселении, а установленные обстоятельства в их совокупности дает ему право на получение социальной выплаты для граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности. При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования истца об обязании Управления городского развития Киселевского городского округа включить ее в списки граждан, подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты и предоставить путем заключения соответствующего договора социальную выплату обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Управление городского развития Киселёвского городского округа включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списки подлежащих переселению с подработанных территорий ликвидированной шахты «<данные изъяты>».
Обязать Управление городского развития Киселёвского городского округа заключить с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения договор на предоставление социальной выплаты взамен сносимого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> для приобретения жилого помещения для постоянного проживания с составом семьи один человек.
Решение может бать обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25.11.2021
Судья И.Н.Дягилева
Решение в законную силу не вступило.
В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке.