ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2284/2022 от 18.08.2022 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-2284/2022

УИД 74RS0017-01-2022-002776-77

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2022 года г. Златоуст Челябинской области

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Буланцовой Н.В.,

при секретаре Поздеевой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа Челябинской области к ФИО1 о взыскании социального пособия, выплаченного по социального контракту,

установил:

Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа Челябинской области (далее – УСЗН ЗГО) обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании в бюджет Челябинской области социального пособия, выплаченного по социального контракту, в размере 72 192 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что между УСЗН ЗГО и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был заключен социальный контракт на мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 16.07.2014 №332-П «О порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта». По социальному контракту ответчику в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было выплачено социальное пособие в общей сумме 72 192 руб. (ежемесячно по 12 032 руб.). Денежные средства перечислены на счет ответчика. В нарушение условий социального контракта ответчик не предоставила документы, подтверждающие расходование социального пособия на реализацию мероприятий, предусмотренных в программе социальной адаптации. О необходимости предоставления указанных документов, ответчику неоднократно напоминали в телефонном режиме.

Представитель истца Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа Баранова В.А., действующая на основании доверенности (л.д.44), в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Дополнительно пояснила, что до настоящего времени ответчик так и не представила документы, подтверждающие расходование социального пособия по реализации мероприятий, предусмотренных в программе социальной адаптации за период действия социального контракта.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями главы 10 Гражданского процессуального кодекса РФ неоднократно извещалась судом по адресу регистрации, указанному в представленной суду адресной справке УВМ ГУМВД России по Челябинской области (л.д.29). Вместе с тем, за получением судебных извещений, направленных заказной почтой по месту регистрации, ответчик не явилась. Почтовым отделением в адрес суда возвращены конверты, направленные в адрес ответчика, с отметкой об истечении срока хранения почтового отправления (л.д. 28, 36).

Сведения о том, что судебные извещения не были получены ответчиком по не зависящим от нее причинам, в материалах дела отсутствуют, равно как отсутствуют и доказательства, свидетельствующие о допущенных оператором почтовой связи нарушениях при доставке судебных извещений ответчику.

Информация о месте и времени рассмотрения дела была размещена в свободном доступе на сайте Златоустовского городского суда Челябинской области в сети Интернет (л.д.32).

Приняв во внимание неявку ответчика ФИО1, извещенной о времени и месте судебного заседания, не сообщившей об уважительных причинах неявки и не просившей о рассмотрении дела в ее отсутствие, суд в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу преамбулы к Федеральному закону от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон № 178-ФЗ, Федеральный закон «О государственной социальной помощи») данный Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 Закона N 178-ФЗ законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 1 Закона № 178-ФЗ содержит основные понятия, которые используются для целей настоящего Федерального закона, а именно:

социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;

программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

В соответствии с ч.2 ст.5 Закона № 178-ФЗ оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Как следует из положений ст.7 Закона № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.8.1 Закона № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия (ч.3 ст.8.1 Закона № 178-ФЗ).

К таким мероприятиям, в частности, относятся:

1) поиск работы;

2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

4) ведение личного подсобного хозяйства;

5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (ч.5 ст.8.1 Закона №178-ФЗ).

Отношения, возникающие при предоставлении за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи проживающим в Челябинской области малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» регулируются Законом Челябинской области от 02.07.2020 N 187-ЗО «О государственной социальной помощи в Челябинской области» (далее – Закон Челябинской области № 187-ЗО).

В целях реализации Федерального закона «О государственной социальной помощи» и Закона Челябинской области «О государственной социальной помощи в Челябинской области» постановлением Правительства Челябинской области от 16.07.2014 №332-П утвержден Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта (далее – Порядок № 332-П).

В соответствии с п.4 указанного Порядка № 332-П, государственная социальная помощь в виде социального пособия на основании социального контракта назначается гражданину, обратившемуся за помощью от имени своей семьи, когда одновременно:

заявитель, члены его семьи являются гражданами Российской Федерации и проживают на территории Челябинской области;

семья по не зависящим от заявителя и членов его семьи причинам имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Челябинской области в расчете на душу населения;

совершеннолетние дееспособные члены семьи заявителя выразили согласие с условиями социального контракта;

заявитель имеет статус безработного (для граждан, подающих заявление о предоставлении государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта на поиск работы).

Программа социальной адаптации получателей государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта разрабатывается органом социальной защиты населения совместно с получателем указанной государственной социальной помощи на срок действия социального контракта (п.8 Порядка № 332-П).

Основанием для выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта являются решение органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя о назначении и размере государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта и подписанный сторонами социальный контракт (п.11 Порядка № 332-П).

В соответствии с п.12 Порядка № 332-П, выплата государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта осуществляется ежемесячно и (или) единовременно в зависимости от мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации по основному мероприятию «иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации» - в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Челябинской области на год осуществления такой выплаты, ежемесячно не более 6 месяцев или единовременно.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д.42). В заявлении указала сведения о составе семьи: сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО7ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

На дату подачи заявления ответчик находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет, доходов не имела. Социальное пособие просила перечислять на ее лицевой счет в ПАО «Челябинвестбанк».

По результатам рассмотрения указанного заявления УСЗН ЗГО ДД.ММ.ГГГГ принято решение о назначении ФИО1 ежемесячного социального пособия (социальный контракт) в размере 12 032 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и истцом заключен социальный контракт на мероприятия по преодолению трудной жизненной ситуации (л.д.5-6), по условиям которого УСЗН ЗГО обязалось обеспечить выплату заявителю социального пособия на преодоление трудной жизненной ситуации, а заявитель обязалась выполнить мероприятия, предусмотренные социальным контрактом и прилагаемой к нему программой социальной адаптации (п.1.1. контракта).

Социальное пособие назначается в размере 12 032 руб. в месяц, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Продолжительность осуществления выплаты социального пособия составляет 6 месяцев (п.1.3-1.5).

В соответствии с условиями социального контракта, Управление вправе проверять целевое использование заявителем социального пособия, предоставленного на преодоление трудной жизненной ситуации, а также взыскивать денежные средства, использованные заявителем не по целевому назначению и (или) в случае неисполнения заявителем условий и обязательств по настоящему социальному контракту (раздел 2 контракта).

Разделом 3 социального контракта предусмотрены обязанности ФИО1, в том числе: предпринять активные действия по выполнению мероприятий предусмотренных социальным контрактом и Программой; приобрести товары для обеспечения потребности семьи в товарах и услуга дошкольного и школьного образования; предоставлять ежемесячно у Управление сведения, подтверждающие расходование социального пособия на реализацию мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и Программой; обеспечить возврат социального пособия, потраченного нецелевым образом, а также в случае не выполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Сторонами при заключении социального контракта согласована программа социальной адаптации (л.д.7-9), которой предусмотрен следующий план мероприятий по социальной адаптации:

ДД.ММ.ГГГГ – приобретение товаров для дошкольного и (или) школьного образования: компьютер, принтер;

ДД.ММ.ГГГГ – приобретение товаров первой необходимости: компьютер, принтер, школьные принадлежности;

ДД.ММ.ГГГГ – приобретение товаров первой необходимости: компьютер, принтер, школьные принадлежности;

ДД.ММ.ГГГГ – приобретение товаров первой необходимости: компьютер, принтер, школьные принадлежности;

ДД.ММ.ГГГГ - приобретение товаров первой необходимости: компьютер, принтер, школьные принадлежности;

ДД.ММ.ГГГГ - приобретение товаров первой необходимости: компьютер, принтер, школьные принадлежности.

Ожидаемым результатом проводимых мероприятий являлось повышение денежных доходов гражданина (семьи) и преодоление трудной жизненной ситуации по истечении сроков действия социального контракта (п.8 программы социальной адаптации).

С условиями социального контракта и программой социальной адаптации ФИО1 ознакомлена лично, о чем свидетельствуют ее подписи (л.д.5-9).

В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, обязательства по социальному контракту истцом исполнены в полном объеме, ФИО1 перечислено социальное пособие в размере 24 064 руб., а всего на сумму – 72 192 руб., что следует из выписки по лицевому счету ФИО1 , открытом в ПАО «Челябинвестбанк» (л.д.37, 38-41).

Аналогичная информация содержится в реестрах, перечисленных денежных средств УСЗН ЗГО гражданам в качестве социальной помощи, так согласно реестру за ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на ее лицевой счет ежемесячно перечислялось социальное пособие в размере 12 032 руб., по реестру за ДД.ММ.ГГГГ было перечислено социальное пособие в размере 24 064 руб., а всего на сумму – 72 192 руб. (л.д.10-14)

Факт получения ФИО1 социального пособия в сумме 72192 руб. в ходе рассмотрения дела не оспорен.

Как следует из искового заявления, материалов дела, а также пояснений представителя истца, данных им в ходе судебного заседания, за период действия социального контракта и до настоящего времени ФИО1 не представлено документов, подтверждающих расходование социального пособия на реализацию мероприятий, предусмотренных в программе социальной адаптации. При этом сотрудники УСЗН в телефонном режиме неоднократно предлагали ответчику предоставить соответствующие документы.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены, документы, подтверждающие расходование ФИО1 социального пособия на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, в материалы дела также не предоставлены.

Пунктом 21 Порядка № 332-П предусмотрено, что гражданин обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 не исполнены обязательства по социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ (не предоставлены сведения, подтверждающие расходование социального пособия на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации), что свидетельствует о нецелевом использовании социального пособия, полученного ответчиком по условиям социального контракта на приобретение товаров для дошкольного и (или) школьного образования. В добровольном порядке денежные средства в бюджет Челябинской области ответчиком не возращены.

При таких обстоятельствах требования УСЗН ЗГО подлежат удовлетворению, с ФИО1 в бюджет Челябинской области подлежит взысканию социальное пособие, выплаченное по социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 72 192 руб.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет Златоустовского городского округа государственная пошлина в размере 2366 руб., от уплаты которой истец освобожден при подаче иска.

Руководствуясь ст.ст. 12, 198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 (паспорт гражданина РФ: ) в бюджет Челябинской области социальное пособие, выплаченное по социальному контракту на мероприятия по преодолению трудной жизненной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 72 192 руб.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в бюджет Златоустовского городского округа Челябинской области в размере 2366 руб.

Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в Златоустовский городской суд Челябинской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Златоустовский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Златоустовский городской суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Н.В.Буланцова

мотивированное решение изготовлено 25.08.2022