ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2285/19 от 08.10.2019 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-2285/2019

75RS0001-01-2019-001063-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2019 года г.Чита

Центральный районный суд г.Читы в составе председательствующего судьи Емельяновой В.Е., при помощнике судьи Шекуновой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ядрышникова А.В. , Ядрышниковой Э.Н. , действующей за себя и в интересах Ядрышникова С.А. , Ядрышниковой П.А. , к ГКУ ««Центр обслуживания, содержания и продаж казенного имущества Забайкальского края» о признании недействительным контракта,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее.

ДД.ММ.ГГГГ между Истцами (Продавец) и Ответчиком (Покупатель, Заказчик) был заключен государственный контракт на приобретение в государственную собственность жилого помещения (жилой дом) для многодетной семьи в <адрес> (ИКЗ:). Согласно пункту 1.1 Контракта Продавец обязуется передать, а Покупатель принять в собственность Забайкальского края по цене и на условиях, изложенных в Контракте следующее имущество: жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 253 кв.м. В пунктах 2.1 и 2.4 Контракта сторонами были согласованы следующие условия о качестве жилого помещения: пригодно для постоянного проживания; соответствует установленным ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; не относится к аварийному либо ветхому жилому фонду; не требует проведения ремонта; защищено от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств; соответствует функциональным и эксплуатационным характеристикам, приведенным в Приложении к настоящему Контракту; соответствует требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства; никому не продано и не подарено, не обещано быть подаренным; не находится в залоге и не обременено правами третьих лиц; не состоит в судебном споре и под арестом (запрещением); свободно от задолженности по оплате за коммунальные услуги, налогу на имущество; имущество соответствует основным требованиям к функциональным и техническим характеристикам жилого помещения и земельного участка, изложенным в Техническом задании (приложение к государственному контракту). Согласно пункту 6.1 Контракта передача жилого помещения включает в себя проверку на соответствие требованиям Контракта, в том числе проведение экспертизы недвижимого имущества.

ДД.ММ.ГГГГ Заказчиком была произведена экспертиза жилого помещения собственными силами с привлечением сотрудника Государственной инспекции Забайкальского края, по результатам которой сделаны выводы о не соответствии жилого помещения условиям Контракта: часть радиаторов отопления чугунные, в то время как в соответствии с Техническим заданием должны быть биметаллическими, часть светильников в кухне и в комнатах неисправна, отсутствует вентиляция подпольных помещений; трещины в стене котельной; сквозная трещина наружной стены, проходящая через тело фундамента и стены; отсутствует отделка потолка в одной комнате; повреждено стекло в комнате; раковины в санузлах не закреплены; отсутствует сифон у одной раковины; отсутствует водонагреватель в одном санузле; повреждение штукатурного слоя; два пролета ограждения земельного участка из дерева, что противоречит требованиям Технического задания, согласно которому материал ограждения - профили стальные листовые. По заказу Ответчика МП ППАП бюро «Геоплан» было произведено техническое обследование жилого помещения, по результатам которого был сделан вывод о том, что жилое помещение находится в ограниченно годном состоянии, при котором имеются повреждения и дефекты, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, от продолжительности и условий эксплуатации.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Ответчик в одностороннем порядке отказался от исполнения Контракта ссылаясь на ненадлежащее исполнением Истцами обязательств по указанному контракту. С Решением об одностороннем отказе Истцы не согласны.

Односторонний отказ от исполнения контракта допустим и будет являться правомерным не в каждом конкретном случае его заявления, а только при наличии соответствующих оснований. Безусловное расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны от его исполнения только по факту его заявления безотносительно к наличию (отсутствию) оснований, предусмотренных законом или договором, может привести к нарушению стабильности и определенности гражданско-правовых обязательств, а также к возможным злоупотреблениям со стороны недобросовестных контрагентов.

В пункте 9.2 Контракта предусмотрено право Заказчика на его одностороннее расторжение при существенном нарушении Контракта Продавцом.

ДД.ММ.ГГГГ Продавцы уведомили Ответчика об устранении выявленных недостатков в полном объеме.

ДД.ММ.ГГГГ Ответчик произвел повторную экспертизу, по результатам которой пришел к выводу, что недостатки устранены не в полном объеме: не устранена сквозная трещина наружной стены, проходящая через тело фундамента и стены, произведена частичная косметическая заделка; у вентиляции подпольных помещений обратная тяга.

Руководствуясь вышеуказанными выводами, Ответчик не отменил Решение об одностороннем отказе требовал уплаты штрафных санкций. Выводы Ответчика об имеющихся недостатках надуманы и не соответствуют действительности, зная, что трещина наружной стены, проходящая через тело фундамента и стены, не является таковой. Трещина расположена на дополнительно устроенной опалубке под обшивку дома и не влияет на несущие способности стен дома, что подтверждается Отчетом ОЗС обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ Вентиляция подпольных помещений функционирует надлежащим образом.

Учитывая, что нарушений условий Контракта Продавцами допущено не было, основания для расторжения указанного Контракта отсутствуют, следовательно, Решение от ДД.ММ.ГГГГ об одностороннем отказе от исполнения Контракта незаконно. Просит признать недействительным односторонний отказ Ответчика от исполнения Контракта от ДД.ММ.ГГГГ, изложенный в Решении Государственного казенного учреждения «Забайкальский центр государственных закупок» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в одностороннем порядке от исполнения Контракта.

В судебном заседании представитель истцов требования уточнил, указав на верное наименование ответчика - ГКУ «Центр обслуживания, содержания и продаж казённого имущества Забайкальского края», сослался на следующее.

ДД.ММ.ГГГГ между Истцами и Ответчиком заключен государственный контракт . Порядок заключения по результатам открытого аукциона в электронной форме контракта установлен статьей 70 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которой по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона. Как следует из протокола от ДД.ММ.ГГГГ подведения итогов на участие в электронном аукционе победителем признана ИП Митяева Л.В. , которая предложила наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в аукционе которой соответствовала всем требованиям аукционной документации. Вместе с тем, по результатам электронного аукциона ГКУ «Центр обслуживания, содержания и продаж казённого имущества Забайкальского края» был заключен контракт не с ИП Митяевой Л. В., а с Истцами, от имени которых действовала Митяева Л. В. по доверенности. Из указанного следует, что контракт был заключен не с участником аукциона, а с иным лицом. Заключение государственного контракта с победителем аукциона и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для эго победителя более выгодных условий исполнения контракта. В связи с изложенным заключенный между Истцами и Ответчиком государственный контракт в силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ является ничтожным.

С учетом уточнений просит признать недействительным в силу ничтожности государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Истцами и Ответчиком государственного контракта (далее по тексту - Контракт) на приобретение в государственную собственность жилого помещения (жилой дом) для многодетной семьи в <адрес> (ИКЗ: ).

В судебном заседании представитель истцов уточненные требования поддержала.

Представитель ответчика с иском не согласился.

Представитель третьего лица – ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок» представив отзыв на иск.

Третье лицо ИП Митяева Л.В., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайства об отложении дела не заявила.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие третьего лица.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчику надлежит установить единое требование к участникам закупки о необходимости соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был заключен государственный контракт на приобретение в государственную собственность жилого помещения (жилой дом) для многодетной семьи в <адрес> ().

Данный контракт заключен на основании проведенного электронного аукциона, в котором на основании доверенности от имени истцов, являющихся собственниками жилого помещения по указанному адресу, участвовала ИП Митяева Л.В.

В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, а также положениями раздела 3 документации об электронном аукционе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке и предоставивший обеспечение заявки на участие в таком аукционе, вправе участвовать во всех таких аукционах, проводимых на этой электронной площадке (часть 13 статьи 61 Закона о контрактной системе).

Согласно частям 1 - 3 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Участником аукциона в электронной форме мог быть как собственник жилого помещения, так лицо, не являющееся собственником, но при наличии нотариально заверенной доверенности на осуществление сделок с имуществом (с правом подписания государственного контракта).

В силу положений части 3 статьи 27 Закона №44-ФЗ участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

После аккредитации на электронной площадке физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе по своему усмотрению принимать участие в электронном аукционе лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности), при этом поверенный будет действовать не от своего имени, а от имени своего доверителя (собственника квартиры или жилого помещения - участника аукциона в электронной форме).

Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона, участником электронного аукциона признана индивидуальный предприниматель Митяева Л.В., заявка на участие в аукционе признана соответствующей требованиям аукционной документации.

В составе второй части заявки ИП Митяевой Л.В. представлена копия нотариально заверенной доверенности, в соответствии с которой Ядрышников А.В., Ядрышникова Э.Н., действующая за себя и несовершеннолетних Ядрышникова С.А., Ядрышниковой П.А., уполномочили, в том числе Митяеву Л.В., продать недвижимое имущество, собственником которого они являются – дом по указанному выше адресу, для чего предоставила право участвовать в аукционе (в том числе в электронной форме) на право заключения контракта, подписывать заявление на участие в аукционах, вносить денежные средства для обеспечения контракта, получать денежные средства, внесенные для обеспечения заявки и контракта, участвовать и назначать ставки в аукционных торгах, подписывать протокол аукциона, подписывать контракт.

Участниками аукциона Ядрышников А.В., Ядрышникова Э.Н.. действующая за себя и Н. не являлись. Представленный в материалы дела агентский договор не свидетельствует о законности сделки.

Таким образом, с учетом приведенных выше положений Закона о контрактной системе и требований аукционной документации, участником электронного аукциона являлась ИП Митяева Л.В., участвующая в аукционе от своего имени, а не от имени вышеуказанных собственников, владеющих недвижимым имуществом.

Учитывая, что участником закупки в данном случае может быть только собственник жилого помещения, при рассмотрении заявки к участию в аукционе был допущен индивидуальный предприниматель, не являющийся собственником имущества, а лишь его представителем, а также то обстоятельство, что собственник недвижимого имущества, в свою очередь участником электронного аукциона не являлся, заявку на участие в торгах не подавал, суд считает, что оспариваемый государственный контракт заключен в нарушение действующего законодательства.

В силу пункта 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (пункт 75 Постановления «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Согласно статье 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

В силу п. 2 данной статьи признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Признание договора, заключенного на торгах, недействительным влечет последствия недействительности сделки, предусмотренные ст. 167 ГКРФ.

В силу п. п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлины в доход местного бюджета в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление удовлетворить.

Признать недействительным контракт № на приобретение в государственную собственность жилого помещения (жилой дом) для многодетной семьи в <адрес><адрес> ИКЗ: , заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Забайкальским краем, от имени которого действовало ГКУ ««Центр обслуживания, содержания и продаж казенного имущества Забайкальского края», с одной стороны, и ИП Митяевой Л.В. , действующей от имени собственников жилого помещения Ядрышниковой Э.Н. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ядрышникова А.В. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., действующего от себя и как законный представитель несовершеннолетних детей Ядрышникова С.А. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., Ядрышниковой П.А. , ДД.ММ.ГГГГ г.р., с другой стороны.

Взыскать с ГКУ ««Центр обслуживания, содержания и продаж казенного имущества Забайкальского края» госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.

Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.Е.Емельянова