ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2285/2015 от 16.12.2015 Сафоновского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-2285/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 декабря 2015 года г. Сафоново

Сафоновский районный суд Смоленской области в составе председательствующего федерального судьи Кривчук В.А., при секретаре Морозовой Ю.А., с участием истца Масликовой С.В., её представителя - адвоката Былинина А.С., представителей Межрайонной ИФНС № ххх по <адрес> - по доверенности - Бухариной Н.Г., Болобышко В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масликовой С.В. к Межрайонной ИФНС № ххх по <адрес> о защите трудовых прав,

У С Т А Н О В И Л:

Масликова С.В. обратилась в суд с требованиями к Межрайонной ИФНС № 4 по Смоленской области о защите трудовых прав, указав, что дд.мм.гггг между нею и ответчиком был заключен служебный контракт № ххх о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в Межрайонной ИФНС России № ххх по <адрес>. По условиям указанного контракта Масликова С.В. исполняет должностные обязанности по должности главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок № ххх. На основании приказа УФНС России по <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх «Об утверждении структуры Межрайонной ИФНС России № ххх по <адрес>», письма УФНС по <адрес> от дд.мм.гггг Межрайонной ИФНС № ххх по <адрес>дд.мм.гггг был издан приказ № ххх «Об изменении структуры Межрайонной ИФНС № ххх по <адрес>», которым было решено сократить в отделе выездных проверок должность главного государственного налогового инспектора. В мае 2015 г. было вынесено предупреждение о сокращении должности государственной гражданской службы, согласно которого должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок дд.мм.гггг подлежит сокращению. В силу ч. 5 ст. 31 ФЗ от дд.мм.гггг № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Масликовой С.В. были предложены вакантные должности гражданской службы, в том числе и должность главного государственного налогового инспектора, от которых она в установленном порядке отказалась. Согласно ч. 6 ст. 31 указанного закона, в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, при сокращении должностей гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. Таким образом, последним рабочим днем Масликовой С.В. был дд.мм.гггг (пятница). дд.мм.гггг (понедельник) ею было подано заявление с просьбой выдать ей трудовую книжку и все документы, подтверждающие расторжение с ней служебного контракта по основанию - сокращение должности. Письменным сообщением № ххх от дд.мм.гггг ей было сообщено, что её должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок не сокращена, в связи с чем, оснований для расторжения с ней служебного контракта и увольнения с гражданской службы в связи с сокращением должности не имеется в виду нецелесообразности проведения такого сокращения. Основанием для отмены сокращения явился приказ Межрайонной ИФНС № ххх по <адрес>№ ххх от дд.мм.гггг, изготовленный за 2 дня до истечения уведомительного срока. В соответствии с п. 9 указанного приказа ранее изданный приказ от дд.мм.гггг№ ххх был признан утратившим силу. В результате чего, во исполнение приказа УФНС России по <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх было принято решение сократить в отделе выездных проверок вместо должности главного налогового инспектора должность государственного налогового инспектора. Так, ввиду наличия приказа Управления федеральной налоговой службы по <адрес> об утверждении новой структуры Межрайонной ИФНС № ххх по <адрес>, проведение процедуры сокращения в отделе выездных проверок обязательно и не может быть отменено. Никаких новых приказов из УФНС по <адрес> не поступало. В связи с чем, смена должности, подлежащей сокращению, ничем необоснованна. С момента получения предупреждения о сокращении её должности она была уверена, что будет уволена по основанию сокращения штатов. О том, что сокращение будет отменено, Масликова С.В. не извещалась. Более того ею было найдено новое место работы в другом городе. Исходя из правовой определенности приказа, она подлежит освобождению от занимаемой должности с дд.мм.гггг и увольнению в соответствии с п. 8.2 ч.1 ст. 37 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданское службе Российской Федерации». В связи с изложенным Масликова С.В. просит суд расторгнуть служебный контракт № ххх о прохождении государственной службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Межрайонной ИФНС России № ххх по <адрес>, заключенный дд.мм.гггг между и.о. руководителя Межрайонной ИФНС РФ № ххх по <адрес>Г.В.О. и Масликовой С.В. - по основанию п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от дд.мм.гггг № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Обязать Межрайонную ИФНС России № ххх по <адрес> - выдать Масликовой С.В. трудовую книжку с произведенной записью об увольнении по основанию п. 8.2 ч.1 ст. 37 ФЗ от дд.мм.гггг № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не позднее трех рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда и произвести расчет не позднее следующего дня с даты вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании истец Масликова С.В. и её представитель - адвокат Былинин А.С. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представители ответчика - по доверенностям - Бухарина Н.Г., Болобышко В.С. исковые требования не признали, в суде поддержали представленные в суд письменные возражения на исковое заявление. Считают, что работодателем не были нарушены права истца, просят суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

дд.мм.гггг между Масликовой С.В. и ответчиком был заключен служебный контракт № ххх о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в Межрайонной ИФНС России № 4 по Смоленской области. По условиям указанного контракта Масликова С.В. исполняет должностные обязанности по должности главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок № ххх. На основании приказа УФНС России по <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх «Об утверждении структуры Межрайонной ИФНС России № ххх по <адрес>», письма УФНС по <адрес> от дд.мм.гггг Межрайонной ИФНС № ххх по <адрес>дд.мм.гггг был издан приказ № ххх «Об изменении структуры Межрайонной ИФНС № ххх по <адрес>», которым было решено сократить в отделе выездных проверок должность главного государственного налогового инспектора. В мае 2015 г. было вынесено предупреждение о возможном сокращении должности государственной гражданской службы, согласно которого должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок дд.мм.гггг подлежит сокращению. В силу ч. 5 ст. 31 ФЗ от дд.мм.гггг № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Масликовой С.В. были предложены вакантные должности гражданской службы, в том числе и должность главного государственного налогового инспектора, от которых она в установленном порядке отказалась. дд.мм.гггг в соответствии со служебными записками зам. начальника Инспекции Г.Л.В., начальника отдела выездных проверок Л.Е.М., начальника отдела общего обеспечения Болобышко В.С., заключением начальника правового отдела Бухариной Н.Г. предложено прекратить процедуру сокращения должности главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок. дд.мм.гггг Межрайонной ИФНС № ххх по <адрес> вынесен приказ № ххх «Об изменении структуры Межрайонной ИФНС № ххх по <адрес>». Согласно п. 9 данного приказа, приказ от дд.мм.гггг№ ххх «Об изменении структуры Межрайонной ИФНС России № ххх по <адрес>» - утратил силу. В соответствии с п. 1.1. данного приказа в отделе выездных проверок сокращена должность - государственного налогового инспектора. С дд.мм.гггг по дд.мм.гггг Масликова С.В. отсутствовала на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности. В связи с чем, Масликовой С.В. было предложено ознакомиться с вышеуказанным приказом от дд.мм.гггг в первый рабочий день после выхода с больничного - дд.мм.гггг. Однако дд.мм.гггг Масликова С.В. отказалась ознакомиться с данным приказом, о чем был составлен письменный акт. Впоследствии с дд.мм.гггг Масликова С.В. отсутствовала на рабочем месте. Письменным сообщением № ххх от дд.мм.гггг (л.д.10) Масликовой С.В. было сообщено, что должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок не сокращена, в связи с чем, оснований для расторжения с ней служебного контракта и увольнения с гражданской службы в связи с сокращением должности не имеется.

Данные обстоятельства объективно подтверждаются имеющимися в материалах дела документами, в частности копиями: служебного контракта № ххх о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Межрайонной инспекции ФНС России № ххх по <адрес> от дд.мм.гггг (л.д.23-28), письма УФНС по <адрес> от дд.мм.гггг (л.д.137), приказа Межрайонной ИФНС России № ххх№ ххх от дд.мм.гггг «Об изменении структуры Межрайонной ИФНС № ххх по <адрес>» (л.д.19), предупреждения о сокращении должности государственной гражданской службы (л.д.22,50), приказа Межрайонной ИФНС России № ххх№ ххх от 28 05.2015 г. (л.д.59), предложений о замещении должностей государственной гражданской службы (л.д.72-78), протоколов заседания Комиссии Межрайонной ИФНС России № ххх (л.д. 104-117), служебных записок (л.д.79-81), приказа Межрайонной ИФНС России № ххх по <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх (л.д.55), акта об отказе от ознакомления с приказом от дд.мм.гггг№ ххх «Об изменении структуры Межрайонной ИФНС № ххх по <адрес>» (л.д.60), исследованными в ходе судебного заседания материалами надзорного производства, содержащими ответ государственной инспекции труда в <адрес> от дд.мм.гггг

По п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В силу ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 указанного Закона о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В силу ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

В своих исковых требованиях Масликова С.В. настаивает на её увольнении по сокращению штатов, поскольку работодателем полностью соблюдена процедура такого увольнения и ею были предприняты меры по нахождению нового рабочего места.

Вместе с тем, в суде нашел подтверждение тот факт, что приказ о сокращении занимаемой Масликовой С.В. должности (приказ Межрайонной ИФНС России № ххх№ ххх от дд.мм.гггг «Об изменении структуры Межрайонной ИФНС № ххх по <адрес>» - л.д.19) был отменен другим приказом работодателя (приказ Межрайонной ИФНС России № ххх по <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх - л.д.55).

До настоящего времени Масликова С.В. является работником Межрайонной ИФНС № ххх по <адрес>.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что, реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения, предусмотренных в части третьей статьи 81, части первой статьи 179, частях первой и второй статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 411-О-О, N 412-О-О и N 413-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1164-О-О и N 1165-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1690-О).

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что принятие решения об изменении штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. Трудовое законодательство не содержит норм, запрещающих работодателю производить сокращение штата организации, руководствуясь определенными им критериями. Поэтому суд не вправе входить в обсуждение вопроса целесообразности либо нецелесообразности сокращения штата. Не входит в компетенцию суда и оценка обоснованности сокращения численности или штата работников. Иное свидетельствовало бы о неправомерном ограничении права работодателя самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по вопросу подбора и расстановки кадров.

При таких установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Масликовой С.В. к Межрайонной ИФНС № ххх по <адрес> о защите трудовых прав - удовлетворению не подлежат по указанным выше основаниям.

Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Масликовой С.В. к Межрайонной ИФНС № ххх по <адрес> о защите трудовых прав - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: В.А. Кривчук