ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2286/14 от 26.11.2014 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

ДЕЛО № 2-2286/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Г.Темрюк 26.11.2014 года

Темрюкский районный суд Краснодарского Края в составе:

Председательствующего судьи Курбановой Е.Н.

При секретаре Матвиенко Л.Ю.

С участием помощника прокурора Темрюкского района Мушкетова А.С.

Представителя администрации МО Темрюкский район, действующей по доверенности Генн И.А.

Представителей РМУП «Тепловые сети», действующих по доверенности Вышинского И.М. и Коболевой О.П.

Рассмотрев дело по иску прокурора Темрюкского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Темрюкский район об обязывании выделить денежные средства РМУП «Тепловые сети» в размере 4 млн. руб. и выделении 142,6 млн. рублей для погашения образовавшейся задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Темрюкского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Темрюкский район об обязывании выделить денежные средства РМУП «Тепловые сети» в размере 4 млн. руб. и выделить 142,6 млн. рублей для погашения образовавшейся задолженности.

Свои требования обосновал тем, что прокуратурой Темрюкского района проведана проверка соблюдения РМУП «Тепловые сети» законодательства в жилищно-коммунальной сфере, а также анализ кредиторской задолженности данного предприятия.

В ходе проверки установлено, что на 16.10.2014г. общая сумма кредиторской задолженности РМУП «Тепловые сети» составляет 292,3 млн. руб., из них просроченная кредиторская задолженность за поставленный природный газ перед ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» составляет 142, 6 млн. руб. С 2013г. по 16.10.2014г. общая кредиторская задолженность выросла более чем на 100 млн. руб.

С момента образования РМУП «Тепловые сети» задолженность выросла более чем в 4 раза, предприятие является убыточным, меры к коренному исправлению ситуации администрацией муниципального образования Темрюкский район не приняты.

Сумма дебиторской задолженности составляет 5.275.812 руб., при этом основными дебиторами являются потребители РМУП «Тепловые сети».

В ходе проведенного прокуратурой Темрюкского района анализа финансового состояния РМУП «Тепловые сети» установлено, что самостоятельных средств недостаточно для погашения кредиторской задолженности.

Протяженность теплотрасс эксплуатируемых РМУП «Тепловые сети» составляет 30 км. 535 м., в том числе отопления - 21 км. 352 м., горячего водоснабжения - 9 км. 183 м.

Вопрос об участии в краевых программах по модернизации линий теплоснабжения администрацией муниципального образования Темрюкский район перед администрацией Краснодарского края не ставился.

Таким образом, администрацией муниципального образования Темрюкский район, как учредителем РМУП «Тепловые сети», не принимаются меры к проведению работ по модернизации эксплуатируемых теплотрасс, что приводит к повышению платежеспособности предприятия.

По результатам проведенной проверки котельных и сетей, эксплуатируемых РМУП «Тепловые сети», специалистами Северо-Кавказского управления Ростехнадзора выявлены многочисленные нарушения требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013г. (далее - Правила оценки готовности к отопительному периоду).

Так, вопреки п.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду ни в одной из котельных не проведена наладка принадлежащих предприятию тепловых сетей, отсутствуют распорядительные документы по организации контроля режимов потребления тепловой энергии, распорядительные документы по обеспечению проверки качества строительства принадлежащих предприятию тепловых сетей.

Кроме того, на котельных №№1, 2, 3, 26, 38 котлы эксплуатируются сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока их эксплуатации.

Помимо этого, отсутствует порядок ликвидации аварийных ситуаций в системам теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления. Отсутствуют расчеты допустимого времени для устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов.

Указанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей подготовке РМУП «Тепловые сети» котельных к работе в период отопительного сезона.

В связи с высокой кредиторской задолженностью РМУП «Тепловые сети» прокуратурой района также принимались меры к учредителю данного предприятия.

Так, в истекшем периоде в 2014г. прокуратурой района в адрес главы муниципального образования Темрюкский район внесено представление об устранении нарушений законодательства о несостоятельности (банкротстве) и законодательства о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, а также данному должностному лицу объявлено предостережение о недопустимости нарушений закона.

Между тем, действенных мер по погашению кредиторской задолженности РМУП «Тепловые сети» со стороны учредителя данного предприятия, т.е. администрации муниципального образования Темрюкский район, до настоящего времени не принято.

Кроме того, в апреле 2014 ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» в адрес РМУП «Тепловые сети» направлено предупреждение о полном прекращении подачи газа на объекты потребителя начиная с 16.04.2014г. до момента полного погашения образовавшейся задолженности. Установлено, что потребителями услуг по энергоснабжению РМУП «Тепловые сети», помимо прочих, являются 16 детских дошкольных образовательных учреждений, 6 медицинских учреждений, в том числе детская поликлиника.

17.04.2014г. прокурором района в Темрюкский районный суд направлено исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц к РМУП «Тепловые сети», ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» о признании незаконным действий указанных организаций по прекращению подачи горячего водоснабжения населению.

Решением Темрюкского районного суда от 27.05.2014г. требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют, что администрацией муниципального образования Темрюкский район, как собственником имущества РМУП «Тепловые сети», на протяжении длительного периода времени не принимаются действенные меры по восстановлению платежеспособности предприятия, оказанию какой-либо иной помощи, что создает возможность прекращения горячего водоснабжения и теплоснабжения значительной части населения, нарушению условий жизнедеятельности людей, дестабилизации деятельности социально значимых объектов на территории района.

Установлено, что в целях подготовки к осенне-зимнему периоду 2014-2015 в РМУП «Тепловые сети» разработан соответствующий план мероприятий, который включает в себя ремонт и замену котельных и тепловых сетей, газового оборудования, проверку дымоотводящих и вентиляционных систем, контрольно-измерительных приборов и др.

Согласно данному плану на выполнение указанных мероприятий запланировано выделение денежных в сумме 21,5 млн. руб. (с учетом субсидий из краевого бюджета), из них муниципальные средства - 7,9 млн. руб., собственные средства предприятия -3,1 млн. руб.

На момент проверки из бюджета муниципального образования Темрюкский район выделено 3900 тыс. руб., которые не освоены до настоящего времени. Вместе с тем, из собственных средств на мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду 2014-2015 г.г. РМУП «Тепловые сети» затрачено 7, 9 млн. руб.

Таким образом, до настоящего времени из средств бюджета муниципального образования Темрюкский район на подготовку к осенне-зимнему периоду 2014-2015 г.г. МУП «Тепловые сети» недополучены денежные средства в размере 4 млн. руб.

Бездействие администрации муниципального образования Темрюкский район в части принятия своевременных и исчерпывающих мер по надлежащему финансированию мероприятий к подготовке котельных и сетей, эксплуатируемых РМУП «Тепловые сети», а также погашению кредиторской задолженности предприятия за поставленный природный газ, могут привести к срыву отопительного сезона, в связи с чем, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Мушкетов А.С., ссылаясь на положения Федерального Закона РФ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в целях ликвидации и предупреждения ЧС просил суд удовлетворить заявленные исковые требования прокурора в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования Темрюкский район, действующая по доверенности Генн И.А. (л.д.93), в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями прокурора и просила суд отказать в их удовлетворении. Как считает представитель администрации, в рассматриваемом споре норма закона, на которую сослался помощник прокурора в суде, не применима, поскольку ЧС в Темрюкском районе не объявлено, кроме того, органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом», а РМУП «Тепловые сети» является муниципальным унитарным предприятием. Кроме того, требования к собственникам имущества государственных муниципальных предприятий, несущим субсидиарную ответственность, могут быть предъявлены конкурсным управляющим.

Однако, на сегодняшний день РМУП «Тепловые сети» не является банкротом, в связи с чем, требования о привлечении администрации муниципального образования <адрес> к субсидиарной ответственности не подлежат удовлетворению.

Как пояснила представитель администрации, муниципальным образованием <адрес> предприятию РМУП «Тепловые сети» были предоставлены муниципальные гарантии для получения кредита на пополнение оборотных средств, погашения задолженности за энергоресурсы, а так же на приобретение запаса печного топлива: договором от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 13000,0 тыс.рублей; договором от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 15000,0 тыс.рублей; решением сессии Совета муниципального образования <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 20000,0 тыс.рублей; договором от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 30000,0 тыс.рублей и договором от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 45000,0 тыс.рублей.

В период с 2011-2012 годы освоены краевые денежные средства на капитальный ремонт блочно-котельных установок в сумме 34 929,1 тыс.рублей. Были проведены мероприятия по модернизации котельных, что позволило ликвидировать 11 убыточных жидкотопливных котельных и привело в 2013 году к уменьшению затрат на печное топливо на 13,2 млн.рублей, снижению потерь в сетях, снижению потерь на собственные нужды и уменьшению себестоимости.

Как считает представитель администрации, План работ по подготовке котельных РМУП «Тепловые сети» к отопительному сезону, на которые ссылается истец, не является документом-основанием, для утверждения средств в бюджете муниципального образования Темрюкский район. Таким основанием является программа «Антикризисные меры в жилищно-коммунальном хозяйстве муниципального образования Темрюкский район» на 2014 год», которой было предусмотрено выделение суммы в размере 3 900,0 тыс.руб., которые и были выделены.

Представители РМУП «Тепловые сети», действующие на основании доверенностей Вышинский И.М. (л.д.91) и Коболева О.П.(л.д.92) в судебном заседании возражали против требований прокурора, пояснив, что администрация МО Темрюкский район является учредителем РМУП «Тепловые сети». Согласно Уставу РМУП «Тепловые сети» предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия. Учредитель не несет ответственности по обязательствам «Предприятия» равно как «Предприятие» не отвечает по обязательствам «Учредителя».

Суд, выслушав всех участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему:

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Темрюкского района проведена проверка соблюдения РМУП «Тепловые сети» законодательства в жилищно-коммунальной сфере, а также анализ кредиторской задолженности данного предприятия.

По результатам проведенной проверки котельных и сетей, эксплуатируемых РМУП «Тепловые сети», специалистами Северо-Кавказкого управления Ростехнадзора выявлены многочисленные нарушения требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.2013г. №103.

Так, в целях подготовки к осенне-зимнему периоду 2014-2015г.г. в РМУП «Тепловые сети» разработан соответствующий План мероприятий, который включает в себя ремонт и замену котельных и тепловых сетей, газового оборудования, проверку дымоотводящих и вентиляционных систем, контрольно-измерительных приборов.

Согласно данному плану на выполнение указанных мероприятий запланировано выделение денежных в сумме 21,5 млн. руб. (с учетом субсидий из краевого бюджета), из них муниципальные средства – 7,9 млн. руб., собственные средства предприятия – 3,1 млн. руб.

На момент проверки из бюджета муниципального образования Темрюкский район выделено 3,9 млн. руб., которые не освоены до настоящего времени. Вместе с тем, из собственных средств на мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду 2014-2015 г.г. РМУП «Тепловые сети» затрачено 7,9 млн. руб.

Согласно Плану работ по подготовке котельных РМУП «Тепловые сети» МО Темрюкский район к отопительному сезону 2014-2014г.г. на проектирование технического перевооружения котельных №№5,6 из средств МО Темрюкский район было выделено 4,0 млн. рублей (л.д.84-87).

О том, что эти котельные советского периода и что они не пригодны к эксплуатации, подтвердил в судебном заседании представитель РМУП «Тепловые сети» Вышинский И.М.

Так, в зале суда представитель РМУП «Тепловые сети» Вышинский И.М. показал, что План работ по подготовке котельных РМУП «Тепловые сети» составляется ежегодно и согласовывается с администрацией МО Темрюкский район, и для РМУП «Тепловые сети» он является документом, так как порождает для предприятия определенные права и определенные обязанности.

Как видно из материалов дела, План по подготовке котельных РМУП «Тепловые сети» МО Темрюкский район к отопительному сезон 2014 -2015 г.г. утвержден и согласован с заместителем Главы администрации МО Темрюкский район (л.д.84-87).

Поэтому, ссылка представителя администрации МО Темрюкский район на то, что План работ по подготовке котельных РМУП «Тепловые сети» к отопительному сезону не является документом-основанием, для утверждения средств в бюджет муниципального образования Темрюкский район, а основанием является программа «Антикризисные меры в жилищно-коммунальном хозяйстве МО Темрюкский район на 2014 год», являются не состоятельными.

Как указал помощник прокурора в зале суда, указанным планом предусмотрено выделение 4 млн. рублей для ремонта котельных и это утверждение подтверждается материалами дела (л.д.9).

Таким образом, требования прокурора в части, обязывающей администрацию МО Темрюкский район выделить РМУП «Тепловые сети» 4 млн. рублей, предусмотренных Планом по подготовке котельных РМУП «Тепловые сети» МО Темрюкский район к отопительному сезон 2014 -2015 г.г., подлежат удовлетворению.

В судебном заседании при обосновании искового заявления в части обязания администрации МО Темрюкский район выделить денежные средства РМУП «Тепловые сети» в размере 142,6 млн. руб., помощник прокурора Темрюкского района Мушкетов А.С. ссылался на ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (статью указанного Закона назвать не смог) и судебную практику Ленинградского районного суда Краснодарского края, указывая на наличие у администрации МО Темрюкский район субсидиарной ответственности по обязательствам РМУП «Тепловые сети».

Однако, суд считает, что помощником прокурора неверно истолкованы положения Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Так, в соответствии с абз.3 ч.4 ст.51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №83-ФЗ).

Как установлено в судебном заседании и это подтверждается Уставом РМУП «Тепловые сети» Темрюкского района Краснодарского края, данная организация является муниципальным унитарным предприятием.

Согласно п.1.2 Устава РМУП «Тепловые сети» Темрюкского района Краснодарского края учредителем предприятия является администрация Темрюкского района.

В соответствии с п.1.5 Устава, предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия. Учредитель не несет ответственности по обязательствам Предприятия, равно как Предприятие не отвечает по обязательствам Учредителя.

В силу п.2 ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам муниципальных предприятий, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Таким образом, условиями наступления субсидиарной ответственности собственника имущества государственных (муниципальных) предприятий выступают: несостоятельность (банкротство) государственного (муниципального) предприятия, что предполагает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Согласно ст.65 ГК РФ, юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Результатом признания судом юридического лица банкротом является его ликвидация; банкротство вызвано собственником.

Согласно п.22 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица, указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (ч.2 п.3 ст.56 ГК РФ), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. К числу лиц, на которые может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам признанного несостоятельным (банкротом) юридического лица, относятся, в частности, собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания; недостаточность имущества государственного (муниципального) предприятия. Таким образом, требования к собственникам имущества государственных (муниципальных) предприятий, несущим субсидиарную ответственность, могут быть предъявлены конкурсным управляющим.

Однако, как видно из материалов дела, РМУП «Тепловые сети» не является банкротом.

Ссылку помощника прокурора Темрюкского района Мушкетова А.С. в судебном заседании в обосновании требований о выделении администрацией МО Темрюкский район 142,6 млн. рублей РМУП «Тепловые сети» за поставленный газ перед ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», и погашения указанной задолженности как ликвидации ЧС в Темрюкском районе суд считает не состоятельной, поскольку Чрезвычайной ситуации в Темрюкском районе не объявлено, что не отрицалось самими помощником прокурора в судебном заседании.

Как видно из материалов дела, Советом Муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было отказано РМУП «Тепловые сети» в предоставлении муниципальной гарантии МО <адрес> о солидарной ответственности на остаток просроченной задолженности перед ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» в сумме 141818638 рублей (л.д.66-67).

Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства, требования прокурора в части выделении администрацией МО <адрес> 142,6 млн. рублей РМУП «Тепловые сети» за поставленный газ перед ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Темрюкского района удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО Темрюкский район выделить денежные средства РМУП «Тепловые сети» для выполнения мероприятий, предусмотренных Планом работ по подготовке котельных РМУП «Тепловые сети» к отопительному сезону 2014-2015 г.г. в размере 4.000.000 рублей для проектирования технического перевооружения котельных за №№5,6.

В требованиях прокурора Темрюкского района об обязании администрации МО Темрюкский район выделить денежные средства РМУП «Тепловые сети» для погашения образовавшейся задолженности перед ООО «Газпром Межрегионгаз Краснодар» за поставленный природный газ, в размере 142,6 млн. рублей – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции, в Краснодарский Краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 01.12.2014 г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: