РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2013 года г. Москва
Таганский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Подмарковой Е.В., при секретаре Алексанян А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2286-13/10с по исковому заявлению ФИО1 к Центральной акцизной таможне, ОГИБДД УВД по Егорьевскому муниципальному району об устранении препятствий в пользовании имуществом,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам ЦАТ, ОГИБДД УВД по Егорьевскому муниципальному району об устранении препятствий в пользовании имуществом, ссылаясь на то, что он является собственником имущества автомобиль Мерседес-Бенц 200Е , на основании свидетельства о регистрации транспортного средства республики Казахстан NX № выданного органами МВД республики Казахстан, находящимися на территории города Байконур, являющегося административной единицей Российской Федерации в условиях аренды. Ответчики создают препятствия, в реализации права собственности на указанное имущество, поскольку отказывают в выдаче паспорта, транспортного средства (ПТС) и регистрации транспортного средства по месту жительства. Перерегистрация потребовалась, в связи со сменой места жительства по программе отселения граждан РФ с территории города Байконур. Перед переездом на постоянное место жительства при попытке поставить на учет автомобиль в ОГИБДД г. Байконур, с целью реализации пункта 2 приказа МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Федеральной таможенной службы от <дата>г. №, получил отказ, со ссылкой на приказ МВД № от <дата> п.25 приложения №1, так как срок временной регистрации истекает менее чем через 6 месяцев, постановку на учет осуществлять по месту постоянной регистрации. По месту постоянной регистрации, в ОГИБДД по Егорьевскому муниципальному району, был направлен в г. Домодедово на Донской таможенный пост за получением: ПТС, где получил отказ в связи: с несоответствием экологического класса автомобиля. На требование дать письменный отказ был направлен в Центральную Акцизную Таможню. Согласно полученному ответу Центральной Акцизной Таможни истец не может получить ПТС и осуществить регистрацию своего автомобиля в органах ОГИБДД при смене места жительства. В связи, с чем он ограничен в пользовании своим имуществом.
В связи с изложенным, истец просит суд обязать Центральную Акцизную Таможню устранить препятствия в пользовании имуществом-автомобилем Мерседес-Бенц 200Е путем выдачи паспорта транспортного средства; обязать ОГИБДД УВД по Егорьевскому муниципальному району осуществить регистрацию транспортного средства на основании выданного ПТС без учета экологического класса.
Истец ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ЦАТ по доверенности ФИО2 с исковыми требованиями согласна не была по основаниям, изложенным в приобщенных к материалам дела, письменных возражений.
Представитель ответчика ОГИБДД УВД по Егорьевскому муниципальному району в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика ЦАТ, исследовав письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 в полном объеме, исходя из следующего.
В ходе судебного разбирательства из объяснений сторон и письменных материалов дела установлено, что истец ФИО1 является собственником автомобиля марки Мерседес-Бенц 200Е vin:WDB 1240211А914668, на основании свидетельства о регистрации транспортного средства республики Казахстан , выданного органами МВД республики Казахстан, находящимися на территории города Байконур, являющегося административной единицей Российской Федерации в условиях аренды.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, у суда сомнений не вызывают, так как никем не опровергнуты.
В обосновании своих исковых требований истец указывает на то, что ответчики создают препятствия, в реализации права собственности на указанное имущество, поскольку отказывают в выдаче паспорта, транспортного средства (ПТС) и регистрации транспортного средства по месту жительства. В связи, с чем он ограничен в пользовании своим имуществом.
В обоснование своих доводов истцом суду были представлены копия временной регистрации на территории города Байконур (л.д. 10), копия письма из Центральной Акцизной Таможни (л.д. 6-8), копия письма из ФМС России (л.д. 11), копия направления на заселение в г. Егрьевск (л.д. 13).
Представитель ответчика ЦАТ, возражая против требований истца, пояснила, что ФИО1 представлено свидетельство о регистрации транспортного средства Мерседес-Бенц 200Е , выданное соответствующими органами Республики Казахстан. Положениями п. 3 ст. 12 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур», ратифицированного Федеральным Собранием (Федеральный закон от8 октября 2000 года № 123-ФЗ - «Бюллетень международных договоров» № 12 за 2000 год) предусмотрено, что автотранспортные средства, принадлежащие или находящиеся в пользовании любых физических и юридических лиц на территории комплекса «Байконур», подлежат учету в соответствующих правоохранительных органах Российской Федерации. Учитывая, что в данном случае вышеуказанное транспортное средство зарегистрировано в соответствующих правоохранительных органах Республики Казахстан, применить положения пп. «г» п. 4 Технического регламента не представляется возможным. Документы, подтверждающие, что ФИО1 является лицом, переселяющимся в рамках международного соглашения о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев или участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признан в установленном порядке беженцем или вынужденным переселенцем, им не представлены. Кроме того, пунктом 59 Положения установлено, что выдача паспортов, а также проставление отметки об уплате утилизационного сбора в паспортах, выданных организациями или предпринимателями в отношении изготовленных ими транспортных средств в случаях, предусмотренных пунктом 19 данного Положения, осуществляется таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет. ФИО1 не обращался в Центральную акцизную таможню с заявлением о выдаче ПТС на транспортное средство Мерседес-Бенц 200Е с приложением необходимых документов. Таким образом, у ЦАТ отсутствуют законные основания для освобождения ФИО1 от соблюдения условий, предусмотренных пунктом 70 Положения, уплаты утилизационного сбора и, соответственно, выдачи ПТС на транспортное средство Мерседес-Бенц 200Е .
Суд соглашается с доводами, изложенными представителем ответчика, по следующим основаниям.
Выдача таможенными органами Российской Федерации паспортов транспортных средств является дополнительной функцией, возложенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. № 477 «О введении паспортов транспортных средств» в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.
Порядок выдачи паспортов транспортных средств определен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 года № 496/192/134 (далее - Положение).
Пунктом 6 Положения установлено, что таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 1 июля 1997 года.
Согласно п. 4 Положения ПТС выдаются собственникам транспортных средств либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами на законных основаниях.
В соответствии с п. 58 Положения выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.
Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на
территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или
владелец транспортных средств или шасси. В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД ТС может указываться должностным лицом таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.
Согласно п. 8 ст. 17 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение) товары для личного пользования, за исключением автомобилей, указанных в пункте 1 данной статьи, ввезенные физическими лицами на территорию государства - члена таможенного союза до вступления в силу ТК ТС, со дня вступления в силу ТК ТС считаются товарами таможенного союза.
Автомобили, указанные в пункте 1 статьи 17 Соглашения, после 1 января 2013 года признаются в Российской Федерации товарами таможенного союза независимо от факта уплаты в федеральный бюджет Российской Федерации таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к настоящему Соглашению.
В отношении транспортных средств, являющихся в соответствии со ст. 17 Соглашения товарами таможенного союза, совершение таможенных операций и таможенный контроль при ввозе в Российскую Федерацию не производятся.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2009 № 956 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609», оформление паспортов транспортного средства в отношении автомобильной техники производится при документальном подтверждении ее соответствия требованиям к экологическому классу, действующим на момент оформления паспорта, или требованиям к более высокому экологическому классу в соответствии с требованиями технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (далее -Технический регламент), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609.
Согласно п. 14 Технического регламента с 1 января 2010 на территории Российской Федерации введен в действие технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания - экологический класс 4.
В соответствии с положениями п. 70 Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента, паспорта транспортных средств не выдаются.
Согласно п. 71 Положения требования абзаца четвертого пункта 70 данного Положения не распространяются на транспортные средства, указанные в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Технического регламента, а также принадлежащие физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.
В паспортах, выдаваемых таможенными органами, в графе «Экологический класс» ставится прочерк, в раздел «Особые отметки» вносятся сведения о документах, подтверждающих возможность отнесения таких транспортных средств к транспортным средствам, указанным в абзаце первом настоящего пункта.
Положениями пункта 4 Технического регламента установлено, что действие данного регламента не распространяется на:
а) автомобильную технику категории М, с даты выпуска которой прошло 30
и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии - рамой,
сохраненными или отреставрированными до оригинального состояния;
б) автомобильную технику, ввозимую на территорию Российской Федерации в
качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками
Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
в) автомобильную технику, ввозимую на территорию Российской Федерации
физическими лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации, приобретенную ими до вступления в силу настоящего регламента;
г) автомобильную технику, принадлежащую физическим лицам, ранее зарегистрированную в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации;
д) двигатели внутреннего сгорания, поставляемые в качестве запасных частей с
целью ремонта находящейся в эксплуатации автомобильной техники;
е) двигатели внутреннего сгорания, поставляемые с целью установки на автомобильную технику, не предназначенную для выпуска в обращение на территории Российской Федерации.
Положениями п. 3 ст. 12 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур», ратифицированного Федеральным Собранием (Федеральный закон от8 октября 2000 года № 123-ФЗ - «Бюллетень международных договоров» № 12 за 2000 год) предусмотрено, что автотранспортные средства, принадлежащие или находящиеся в пользовании любых физических и юридических лиц на территории комплекса «Байконур», подлежат учету в соответствующих правоохранительных органах Российской Федерации.
Как было установлено судом выше, ФИО1 является собственником автомобиля марки Мерседес-Бенц 200Е , на основании свидетельства о регистрации транспортного средства республики Казахстан выданного органами МВД республики Казахстан, находящимися на территории города Байконур. Именно такое свидетельство о регистрации транспортного средства было представлено истцом в ЦАТ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в данном случае вышеуказанное транспортное средство зарегистрировано в соответствующих правоохранительных органах Республики Казахстан, пп. «г» п. 4 Технического регламента в данном случае не применим.
При этом из материалов дела усматривается, а также подтвердил в ходе разбирательства сам истец,, что документы, подтверждающие, что ФИО1 является лицом, переселяющимся в рамках международного соглашения о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев или участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признан в установленном порядке беженцем или вынужденным переселенцем, им представлены в таможенные органы не были.
Кроме того, пунктом 59 Положения установлено, что выдача паспортов, а также проставление отметки об уплате утилизационного сбора в паспортах, выданных организациями или предпринимателями в отношении изготовленных ими транспортных средств в случаях, предусмотренных пунктом 19 данного Положения, осуществляется таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет.
Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств».
Доказательств того, что ФИО1 обращался в Центральную акцизную таможню с заявлением о выдаче ПТС на транспортное средство Мерседес-Бенц 200Е с приложением необходимых документов, в том числе, что ПТС на автомобиль может быть выдан при экологическом классе автомобиля «Евро-4», например, свидетельствующих о том, что постановка авто на учет произошла на территории комплекса «Байконур», в соответствующих правоохранительных органах Российской Федерации, равно как и документов, подтверждающих выдачу ПТС без уплаты утилизационного сбора, истцом не представлено.
Таким образом, у ЦАТ отсутствуют законные основания для освобождения ФИО1 от соблюдения условий, предусмотренных п. 70 Положения, уплаты утилизационного сбора, и соответственно, выдачи ПТС на транспортное средство.
Помимо этого, документов, свидетельствующих об отказе ОГИБДД УВД по Егорьевскому муниципальному району в регистрации транспортного средства по месту жительства и этот отказ в установленном законом порядке был признан незаконным, истцом также не представлено.
В соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании принципа состязательности сторон, причем каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования либо возражения. Доказательства представляются сторонами.
Вместе с тем, иных доказательств в обоснование заявленных исковых требований истцом суду не представлено, а судом в ходе рассмотрения дела добыто не было.
Таким образом, из анализа указанных выше норм и фактических обстоятельств, установленных судом в ходе судебного разбирательства, следует, что действия ЦАТ являются законными, обоснованными и соответствующими действующему законодательству, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований истца не имеется.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Центральной акцизной таможне, ОГИБДД УВД по Егорьевскому муниципальному району об устранении препятствий в пользовании имуществом - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Московского городского суда через Таганский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: