ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2286/2022 от 27.07.2022 Старооскольского городского суда (Белгородская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Старооскольский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Темниковой А.А.,

при секретаре судебного заседания Апенченко В.А.,

с участием истца Пирамидина В.И., представителя ответчика администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Комовой Н.Ю. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),

в отсутствие истца Пирамидиной О.В., просившей рассмотреть дело без ее участия, представителя третьего лица Министерства строительства Белгородской области, своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пирамидина Виктора Игоревича, Пирамидиной Олеси Владимировны к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконным постановления №976 от 11.03.2022, возложении обязанности включить семью в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации», признании действительным уведомления о включении семьи в список семей претендентов на получение социальных выплат,

УСТАНОВИЛ:

Пирамидин В.И. и Пирамидина О.В. обратились в суд с иском, в котором просили:

-признать незаконным постановление администрации Старооскольского городского округа Белгородской области №976 от 11.03.2022 об исключении истцов из состава участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» и отказе в выдаче свидетельства;

возложить на администрацию Старооскольского городского округа белгородской области обязанность признать молодую семью в составе 2-х человек: Пирамидин В.И. и супруга Пирамидина О.В. участниками ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации», на основании заявления, поданного 26.09.2018;

возложить на администрацию Старооскольского городского округа белгородской области обязанность признать действительным уведомление №316 от 14.02.2022 о включении семьи в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2022.

В обоснование требований истцы указали, что их семья на основании заявления 26.09.2018 была признана участником вышеупомянутой ведомственной целевой программы, они ежегодно подтверждали свой статус, представляя в администрацию Староооскольского городского округа Белгородской области соответствующие документы. В марте 2019 истцы приобрели в ипотеку квартиру, о чем также уведомили ответчика, который в свою очередь исключил их семью из списка нуждающихся в жилом помещении. Решением жилищной комиссии администрации Старооскольского городского округа белгородской области от 13.05.2019 семья Пирамидиных была вновь признана нуждающейся в жилых помещениях для участия в основном мероприятии «обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», они включены в список молодых семей, участников мероприятий по обеспечению молодых семей жильем, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021.

11.03.2022 истцы получили оспариваемое постановление №976, из которого следовало, что они исключены из состава участников упомянутой целевой программы по причине несоответствия молодой семьи условиям, указанным в Постановлении Правительства Белгородской области от 10.11.2014 №410-пп «Об утверждении порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования».

В судебном заседании истец Пирамидин В.И. поддержал заявленные требования в полном объеме, полагал, что на момент их постановки на учет в качестве нуждающихся, последующем снятии и признании вновь нуждающимися в улучшении жилищных условий, ответчиком было принято решение о соответствии их семьи предъявляемым требованиям, оговоренным в ранее указанном Постановлении Правительства Белгородской области, оснований не доверять действиям муниципальных органов, принявших данное решение, у их семьи не имелось, они надеялись получить социальную выплату и полагали, что имеют на это полное право.

Представитель ответчика Комова Н.Ю. предъявленный иск не признала, предоставила письменные возражения, в которых указала, что семья Пирамидиных была ошибочна включена в состав участников мероприятия, поскольку при предоставлении мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений, порядок которой урегулирован специальной нормой закона, надлежало учитывать площадь жилого помещения, принадлежавшего исключительно членам молодой семьи. Исходя из изложенного следует, что при условии, что Пирамидиной О.В. принадлежит ? доли в праве собственности на жилое помещение, площадью 62,2 кв.м., расчет обеспеченности жильем производится по следующей формуле: 31,1 кв.м./2 (члена молодой семьи) = 15,55 кв.м., что превышает учетную норму, установленную Советом депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 07.04.2011 №560. Ошибка произведенных расчетов была выявлена в 2022 и устранена ответчиком, путем исключения семьи Пирамидиных из состава участников целевой программы в связи с отсутствием совокупности необходимых условий.

Истец Пирамидина О.В., своевременно и надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, что следует из соответствующей расписки от 21.07.2022, свою позицию ранее высказывала в судебном заседании 21.07.2022, направила в суд ходатайство о проведении судебного разбирательства без ее участия.

Министерство строительства Белгородской области, своевременно и надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания в соответствии с ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ путем размещения сведений о движении дела на официальном сайте в сети Интернет, своего представителя для участия в судебном процессе не направило, в отзыве на заявленный иск указало, что в связи с тем, что на момент признания истцов нуждающимися в жилом помещении в целях участия в мероприятиях по обеспечению жильем, обеспеченность молодой семьи жилым помещением превышала размер установленной учетной нормы, у истцов не возникло право на получение мер государственной поддержки, в связи с чем заявленные Пирамидиным В.И. и Пирамидиной О.В. требования не могут быть удовлетворены.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, заслушав их объяснения, в их совокупности и взаимной связи, суд признает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Основными приоритетами государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере являются обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствие объема комфортности жилищного фонда потребностям населения.

Способами эффективного решения задач в рамках реализации государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сфере являются в том числе предоставление молодым семьям и молодым ученым социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в соответствии с приложениями к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, Пирамидин В.И. и Пирамидина О.В. состоят в зарегистрированном браке (свидетельство о заключении брака серии I-ЛЕ №795647 от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно представленному свидетельству о государственной регистрации права от 18.07.2014, Пирамидиной О.В. на праве общей долевой собственности принадлежали доли на квартиру, расположенную по адресу:

В данном жилом помещении по состоянию на сентябрь 2018 были зарегистрированы следующие лица: ФИО13 (собственник доли в праве собственности на данное жилое помещение), ФИО14ФИО15 Пирамидин В.И., Пирамидина О.В., несовершеннолетняя ФИО16

25.09.2018 Пирамидин В.И. и Пирамидина О.В. обратились к главе администрации Старооскольского городского округа Белгородской области с заявлением о признании их семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Причиной обращение послужило недостаточная обеспеченность каждого члена семьи общей площадью жилого помещения, которая является ниже учетной нормы.

01.11.2018 постановлением Главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области №2659 семья Пирамидиных в составе 2-х человек: Пирамидин В.И. и супруга – Пирамидина О.В. признана нуждающейся в жилых помещениях, о чем в адрес истцом было направлено соответствующее извещение от 06.11.2018.

Постановлением Главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 23.11.2018 №2935 семья истцом признана участником основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «»Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, о чем последние были уведомлены 26.11.2018.

В последующем учетное дело семьи Пирамидиных было пересмотрено в связи с приобретением истцами жилого помещения в марте 2019 (выписка из единого государственного реестра недвижимого имущества) на условиях ипотечного кредитования (кредитный договор №79980 от 28.02.2019), вынесено постановление №1101 от 22.04.2019, которым семья Пирамидиных исключена из числа нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих им право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (азб. 3 п. 27 Постановления Правительства Белгородской области от 10.11.2014 №410-пп). Соответствующее уведомление было направлено в адрес истцов 24.04.2019.

Пирамидина О.В. обратилась вновь в органы местного самоуправления с заявлением о подтверждении нуждаемости для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», которое было удовлетворено, что следует из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 13.05.2019.

Семья Пирамидина В.И. И Пирамидиной О.В. в 2020 и 2021 включалась в список молодых семей - участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 и 2022, о чем их уведомляли в письменном виде.

Кроме того в декабре 2021 истцов уведомили о том, что их семья включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2022.

В феврале 2022 истца были разъяснены порядок, условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой в рамках вышеупомянутой государственной программы, что подтверждается подписями последних.

Как указала представитель ответчика Комова Н.Ю. и на что ссылается представитель Министерства строительства Белгородской области в своем письменном отзыве на иск, причиной исключения семьи Пирамидиных из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей послужило тот факт, что обеспеченность молодой семьи жильем, на момент обращения с заявлением о признании нуждающимися, размеру учетной нормы.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент обращение истцом к ответчику, определено, что предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование осуществляются в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Данными Правилами (в редакции №21 от 27.08.2018) установлены требования, предъявляемые к участникам государственной программы, в том числе определено, что участником основного мероприятия может быть молодая семья, где возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет, при этом молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; у семьи имеются доходы, позволяющие получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В вышеупомянутых Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

В целях выполнения задач, определенных государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Правительством Белгородской области в Постановлении от 10.11.2014 № 410-пп утвержден Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно п. 18 названного нормативно-правового документа установлено, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Для целей настоящего Порядка под членами молодой семьи понимаются совместно проживающие супруг, супруга, один родитель в неполной семье, дети (родные и (или) усыновленные).

Письмом Минстроя России от 14.10.2020 № 31071-ОГ/05 «О реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей» даны разъяснения, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности. Данный принцип определения для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения для включения в состав участников мероприятия, при котором учитывается общая площадь всех жилых помещений, принадлежащих исключительно членам молодой семьи (занимаемых ими по договору социального найма), является основополагающим при реализации мероприятия.

Поскольку предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом, при разрешении настоящего спора следует руководствоваться нормами данного нормативного акта, который, в отличие от ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещений, не являющегося членом молодой семьи.

Таким образом при расчете жилищной обеспеченности молодой семьи, в данном случае надлежит принимать во внимание лишь площадь жилого помещения, приходящуюся на долю Пирамидиной О.В. и количество членов молодой семьи, а не включать в расчет площадь всей квартиры, и количество всех зарегистрированных в данном жилье лиц.

Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 07.04.2011 №560 установлена учетная норма площади жилого помещения в Старооскольском городском округе в размере 14 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека.

Исходя из совокупности обстоятельств, существовавших на момент признания семьи Пирамидина В.И. И Пирамидиной О.В. нуждающимися в жилом помещении, следует, что жилищная обеспеченность каждого члена молодой семьи составляла ((62,2 кв.м. : ? ) : 2 (члена семьи)) 15,55 кв.м. жилой площади, что превышает учетную норму.

С учетом изложенного суд полагает, что в связи с несоответствием молодой семьи истцов установленным требованиям к участникам программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», администрация Старооскольского городского округа Белгородской области правомерно приняла решение об исключении их семьи из состава участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.

То обстоятельство, что факт несоответствия молодой семьи критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий был установлен лишь в марте 2022, по прошествии продолжительного времени с момента подтверждения статуса нуждаемости в мае 2019, и связан с недостаточным контролем за расчетом уровня жилищной обеспеченности, не умаляет того обстоятельства, что на момент первоначального обращения с заявлением к главе администрации Старооскольского городского округа Белгородской области с заявлением о признании их семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», отсутствовала совокупность необходимых условий, которая породила бы для семьи Пирамидиных правовые последствия в виде постановки на учет в качестве нуждающихся.

С учетом изложенного, суд не усматривает законных оснований для признания постановления администрации Старооскольского городского округа Белгородской области №976 от 11.03.2022 незаконным и не обоснованным, в связи с чем считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных Пирамидиным В.И. И Пирамидиной О.В. исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Пирамидина Виктора Игоревича, Пирамидиной Олеси Владимировны к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконным постановления №976 от 11.03.2022, возложении обязанности включить семью в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечение жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной целевой программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации», признании действительным уведомления о включении семьи в список семей претендентов на получение социальных выплат, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Темникова

Решение в окончательной форме принято 02 августа 2022.

Не определен29.07.2022